Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Музыкальные инструменты



Систр– музыкальный инструмент, состоящий из грифа с закрепленной на нем металлической пластиной. Изогнутой в виде подковы и унизанной металлическими колечками, издающими при встряхивании резкие звуки, употреблялся в культе Исиды для изгнания демонов. Его верхний изгиб символизирует орбиту Луны, с которой богиня управляла движением четырех трещоток. Кошка, располагающаяся в центре, - символ этого светила, которое оказывает влияние на строение женского тела, а значит, управляет и детородной функцией.

Трещотка (магическая). Трещотка, или ревущий бык, - орудие инициации аборигенов Юго-Востока Австралии. Эта деревянная дощечка, которую вращают с помощью веревочки, пропущенной через отверстие на одном из концов, издает рокочущий звук, похожий на грохот грома или рев быка. Этот звук известен лишь посвященным; непосвященный же, услышав его ночью, впадает в неописуемый ужас, поскольку это голос духов или предков, «возвещающий о приближении божества».

Движение трещоток и раздающиеся при этом звуки символизировали движение и перемещение первоэлементов всего сущего и породили символику звука: бой колоколов, звон металлических пластинок во время жертвоприношения и т.д. Отдаленный потомок систра колокольчик, звоном которого одна часть католической мессы отделяется от другой.

Амулет. Китайцы носят амулеты в виде обруча из золота, снабженного широкой защелкой, называемой застежкой долгой жизни и означающей, что дух долголетия и счастья находится в безопасности («закрыт на замочек») и будет и впредь посылать благодеяния тому, кто его носит. Такие висячие замки счастья из золота и серебра дарят новорожденным на 19-й день второго лунного месяца, День рождения Будды.

Талисман. Талисман (Telesma = освященный предмет) – усложненная разновидность амулета; как и последний, он представлен для защиты или приобретения некоторых способностей. Талисман имеет определенное предназначение, и при его изготовлении должны соблюдаться особые правила.

Первые талисманы были изображениями «опасных» животных: змей, волков и т.п. Польстив «душе» свирепого зверя, люди надеялись избежать его нападения. Иногда таинственные знаки изображали на драгоценных камнях, геммах, холсте, пергаменте и т.д.

Используемые в качестве талисманов магические квадраты имеют охранительную и эзотерическую ценность. Например, уифк числа 15, баду – арамейско-персидское имя Венеры – превратилось в народных верованиях в джинна или гения, ассоциируемого с планетой Сатурн, и использовалось в качестве талисмана против физических недугов, сексуальной беспомощности, для облегчения родов и как волшебный инструмент.

Пантакль– талисман в своем наиболее совершенном виде (от слова «пан», то есть «всё», объект, заключающий в себе Все Сущее, синтез макрокосма) испускает флюиды универсальной сущности. Задача пантакля – победить страх, предотвратить коллективный ужас. Именно эту цель преследовали строители огромных монументов и скульптур, на которых всегда высекались надписи (магические слова, написанные гигантскими буквами) – по сути дела, представляющие собой гигантские пантакли.

При изготовлении пантакля руководствовались точными правилами, учитывающими символическое и магическое значение чисел; знаков Каббалы или букв арабского и древнееврейского алфавитов; слов (имен ангелов и демонов); формы пантакля и формы заключенных в нем фигур (магический квадрат или треугольник, пятиконечная звезда, древнееврейские символы созвездий, геомантические знаки).

Не менее важными считались:

- момент изготовления пантакля;

- предварительная подготовка того, кто его делает.

Личный пантакль, выполняемый на металле, шелке или пергаменте, высчитывается с учетом уровня излучения человека, которого он связывает со сверхъестественной силой: звездой, планетарной системой, божеством и т.д.

Планетарный пантакль – центр притяжения магнитного потока, излучаемого светилом, управляющим рождением. Его гравируют на металле, в соответствии с временем, когда эта звезда находится в благоприятном положении, и днем, когда ее флюиды наиболее сильны.

Существуют пантакли благотворные – Терафимы (от слова «рафа», что означает «лечить»), пагубные, некромантические, пантакли для толкования снов, для гадания, для предания анафеме, для магической защиты – Филактеры (свитки пергамента с отрывками из Ветхого Завета, которые вывешивают на косяке двери у входа в дом), Палладиум (статуэтка, защищающая город от всяческих бедствий). Индусы с этой же целью помещают в футляр Янтру, Кавак, или Мантру, оказывающие эзотерическое, магическое и защитное действие.

В искусстве составления пантаклей важную магическую функцию играет свастика: считается, что она приносит счастье. Но благоприятное воздействие свастика оказывает, лишь когда ее «лапки» повернуты по направлению часовой стрелки; в противном случае она оказывает пагубное воздействие и называется саувастикой.

Ребис – это пантакль, составленный Ж.Д.Милиусом и Базилем Валентином в 16 веке; он предназначен для герметиков и содержит в себе символы этого королевского искусства.

Алхимический символ андрогина, помещенный над драконом, означает победу над этим символом инстинктивной жизни, одержанную посвященным второй степени, победителем четырех элементов.

Солнце и Луна, касающиеся двух его ликов, символизируют Разум и Воображение. Звезда Меркурия, расположенная между этими планетами, олицетворяет ум, знание, учение гностиков. Двойственная природа андрогина выражена в символах Марса (Железа, связанного с правой рукой, – той, что бьет молотом и убивает), Венеры (Меди, находящейся справа от него, – активность) и Сатурна (Олова и Свинца, то есть неблагородных металлов, слева – пассивность).

Круг, крест, треугольник и квадрат – это основные идеограммы герметического учения, связанные с пифагорейскими понятиям Единичности, Двойственности, Тройственности и Четверичности.

Овальное изображение Ребиса напоминает космическое Яйцо и Философское Яйцо алхимиков и означает Материю, созревшую для Делания, иначе говоря, Подмастерья, показавшего себя достойным для возведения в степень Мастера.

Благовония.Прежде чем стать одной из составных частей обряда жертвоприношения в религиозных церемониях, благовония (смолы и бальзамы) использовались только при отправлении культа мертвых (с их помощью древние египтяне бальзамировали трупы и сохраняли мумия).

Ладан считался ароматом богов, и, чтобы иметь право им воспользоваться, араб должен был вести целомудренный образ жизни.

Воскурение фимиама в храмах богов во все времена считалось жертвоприношением. Индейцы майя отождествляли его с облаком, «ибо оба они есть испарения божественного духа».

При изготовлении пантаклей (талисманов) аромат играет роль связующего звена, приводящего в равновесие планетарный и личный магнетизм. Так, для того, чтобы изготовить пантакль Солнца, используют благовония из шафрана, алоэ, лаврового бальзама, гвоздики, мирры, ладана, мускуса, амбры; для пантакля Луны – смесь из белого мака, стиракса, росного ладана и камфарной пудры. Марс требует горечавки и ладана, Меркурий – можжевельника и ладана, Юпитер – стиракса и ладана, Сатурн – черного мака, семян белены, мирры, Венера – мускуса, амбры, алоэ, пурпурной розы, кораллового порошка, красного перца.

Книга – символ философии магов, знания. Книга жизни Апокалипсиса находится в центре рая, где она идентифицируется с Древом Жизни. Священные книги, такие как Коран, Веды – это вместилища Слова, божественного писания. Оракулы сивилл были записаны на льняном полотне в Книгах Сивилл, которые заключали в себе судьбы Рима. Книга мертвых у египтян состоит из набора табличек-советов, предназначенных для усопших, чтобы помочь им в их посмертном существовании. Аналогичная книга – у индейцев племени майя. В Китае книга является символом учености.

Письмо. Священный акт, доступный в давние времена только священнослужителям, письмо – символ речи, предназначенной для передачи сути, изначальная трансцендентальность которой была трансцендентальностью самого мира, рассматриваемого в качестве книги, содержащей послание Бога. Начертание букв являлось магической операцией, повторяющей первый акт Демиурга. Также считалось, что иероглифы имеют собственную жизнь и обладают способностью к заклинанию духов настолько значительной, что для ограничения их негативного влияния надпись «пресекали» прерыванием линии или же дробили.

Магический, священный характер букв (в качестве образов), как и их соответствия с планетами, элементами и знаками зодиака, использовались в составлении пантаклей: A – Сатурн, B – Овен, C – Телец, D – Близнецы, E – Юпитер, F – Рак, G – Лев, H – Дух, I – Марс, J – Меркурий, K – тройственность Земли, L – Дева, M – Весы, N – Скорпион, O – Солнце, P – Стрелец, Q – тройственность Воды, R – Козерог, S – Водолей, T – Рыбы, U – Венера, V – Луна, X – Воздух, Z – Огонь .Наука составления понтаклей использовала как буквы с «окошечками» или «кольцами» (то есть с закруглениями на конце), так и клинообразные знаки, называемые «ангельское письмо», или «Малахим»: греческий эпсилон (перевернутая цифра 3), обозначающий серебро, луну; букву Z, символ жизни, соответствующий числу 7, числу Юпитера, электрума.

Древнееврейский алфавит составляет основу Дерева Сефирот.

Друиды использовали в магических целях Алфавит деревьев, владели им и ирландские кельты:

Согласные: B - Beth- береза (месяц березы приходился на промежуток с 24 декабря по 21 января); L - Luis- рябина (22 января – 17 февраля); N - Nion - ясень (18 февраля – 17 марта); F - Fearn- ольха (18 марта – 14 апреля); S - Saile - ива (15 апреля – 12 мая); H - Hath - боярышник (13 мая – 9 июня); D - Duir - дуб (10 июня – 7 июля); T - Tinne - остролист ( 8 июля – 4 августа); C - Coll - орешник ( 5 августа – 1 сентября); M - Muin - виноград ( 2 сентября – 29 сентября); G - Gort - плющ ( 30 сентября – 27 октября); P - Peith - липа ( 28 октября – 24 ноября); R - Ruis - бузина ( 25 ноября – 23 декабря).

Гласные: A –Ailm – ель; O – Onn – утесник; U – Ura – вереск; E – Eadha – тополь; I – Idho – тис.

Письмо – это процесс главным образом символический, в котором огромный запас символов – первичных образов, аккумулированных долгим прошлым человечества, находит идеальное пространство для выражения.

Огамическое письмо – тайный алфавит галльского языка, которым пользовались друиды в Ирландии и островной Британии до введения латинского алфавита. Письма, содержащие буквы этого алфавита (включал 20 букв и имел эквивалентом особый язык жестов, подобно языку глухонемых), можно встретить на древних камнях.

Буквы.Древнееврейские, исламские, дальневосточные традиции приписывали буквам алфавита магическое, священное значение. Ассоциируемые с планетами при составлении защитных пантаклей, они вызывали планетные токи и привлекали Силы, блуждающие вокруг созданного таким образом «флюидного» генератора. Гностики, утверждавшие, что владеют оккультным знанием тайн Вселенной, использовали 7 гласных греческого алфавита в качестве священных слогов. Каббалисты, развившие буквенную науку, полагали, что буквы древнегреческого алфавита заключают в себе творческую силу, и учредили систему аналогий с 22-мя Потоками, или движущими силами, которым следует или испытывает на себе человек (силы эти аналогичны природным).

Священные буквы выполняют религиозную и мистическую функции: имена, которые они образуют, обладают непреодолимой магической силой. С другой стороны, существует мистическая связь между этими словами, предметами и существами, которые они обозначают.

В исламской традиции буквы символизируют таинство бытия. Его связь с божественным и разнообразие его форм вследствие бесконечного числа возможных комбинаций.

В санскритском алфавите каждая буква соответствует одному из пяти элементов индуистской космологии: Воздуху, Огню, Земле, Воде, Эфиру. Буквы служит идля составления мантры, которая наносится на геометричеcкую фигуру, или янтру: это может быть круг или сложная комбинация из линий и т.п.

Так, например, «Альфа и омега».Первая и последняя буквы греческого алфавита. Предполагается, что в них – ключ к таинствам Вселенной. Они также символизируют начало и конец всего сущего. Расположенные рядом, альфа и омега представляют временной цикл, где начало сливается с концом.

Греческая буква альфа есть начало всех вещей.

Первая буква древнееврейского алфавита,алеф, означает дыхание созидающего духа.

У греков буква I символизировала солнце и, согласно Платону, обладала свойством объяснять сложные вещи, мельчайшие подробности. Ей приписывали мистический смысл.

В Греции буква «каппа» (К) была написана на одеждах жертв молний, которые считались наделенными пороками, несущими смерть.

ОМ (или АУМ) священный слог, произносимый перед брахманическими и буддийскими гимнами и молитвами, состоит из трех букв санскритского алфавита: A, U и М, - первых букв триады элементов; трех богов – Рамы, Вишну и Шивы; трех книг Вед – Ригведы, Яджурведы и Самаведы; трех состояний бытия – бодрствования, дрёмы и глубокого сна; трех планов человека – физического, словесного и духовного; трех миров – небесного, земного и подземного; трех первичных стихий – огня, солнца и ветра, - и т.д.

 

Оружие

Оружие как атрибут внешнего конфликта, войны, оружие – двойственный символ, предполагающий вынужденную борьбу с врагами или же завоевание, владычество.

Лук. Одно из древнейших метательных орудий охоты и войны, лук и его составные части (тетива и стрела) наделены сексуальным значением, ввиду последовательности этапов его использования: натяжение, спуск, метание. Таким образом, лук с натянутой тетивой символизирует желание, физическое и психическое напряжение. Оружие рыцарей – лук, направленный вверх, символизирует сублимацию желания. Перевернутые лук и дуга, напоминающие гирлянду, символически близки веревке, являющейся защитой (оберегом) от бесов.

Меч. Священный и ритуальный предмет: кроме своего непосредственного использования в качестве боевого оружия, является воплощением отваги, силы, связанных с войной. Он символизирует также внутреннюю борьбу: сверкающий меч Бодхисаттвы обеспечивает знание и высвобождение желаний; меч Вишну символизирует абсолютное знание и уничтожение невежества, его ножны – это символ тьмы, ослепления.

В христианской традиции и рыцарстве меч – это светящееся оружие рыцарства, световая ось, пронзающая противоположности и тем самым возрождающая единство. В качестве кинжала меч может как поразить недостойного, так и наделить творческим духом, например, даровать духовные доспехи отправляющемуся на поиски Грааля.

Наделенный особой силой, соединяющей дух с материей, меч становится символом завершенности и долга (меч короля Франции). Меч рыцаря – обоюдоострый, потому что одним лезвием он бьет неверных, а другим – воров и убийц. Его острие символизирует повиновение.

Небесный меч, находящийся в хвосте Большого Дракона, образует вместе с Зеркалом и Драгоценностями сокровища японского Трона, которые идентифицируются соответственно с такими добродетелями, как отвага, знание и милосердие (доброжелательность).

Стрела – наиболее распространенный в народном обиходе символ небесного Отца и отцов человечества. Стрела близка символике солнечного луча, оплодотворяющего элемента природы: символика стрелы лежит в основе символики обелиска. Стрела заключает в себе идею взлета: стрела Стрельца воплощает преодоление границ (выход за пределы бытия). Лук и стрелы, атрибуты Дианы, отождествляются с созидательными и разрушительными женскими силами.

Щит. В мифологии щит и меч символизируют солнечный диск и лучи, Бога-отца и Бога-судью, границу разума и его части, воплощая меридиан, рассекающий экваториальный круг на две равные половины – западную и восточную. Это символическое пересечение – отправная точка, с которой Солнце, согласно древней концепции, начинало дневное движение вокруг Земли.

Щит накрывал ритуальные чаши, охранял часовни, священные деревья и животных. Нума разместил Рим под защитой двенадцати освященных щитов, следуя небесной модели, т.е. имитируя солнечный диск. Жрецы использовали щиты в ритуальных танцах, посвященных началу каждого нового года.

 

Украшения.

Доисторические захоронения хранят множество украшений из ракушек, продырявленных камней, из слоговой кости, зубов, металла (железа, бронзы, серебра, золота), зачастую привлекающих наше внимание и блеском драгоценных камней. Прежде чем оно стало предметом декора или символом богатства, украшение выполняло религиозную функцию, ритуальную, служило талисманом от злого рока или отводило болезни.

Символ власти, светской или духовной, древние украшения, которые носили маги, служители культа и правители, изготавливались с учетом определенных правил. Форма, металл, цвет камня выбирались согласно их символическому значению и воплощали вполне определенные мотивы: треугольник, фаллос, ястреб, скарабей, лотос и т.д. Звено в форме восьмерки символизировало бесконечность.

Выполненные из золота – элемента подземного мира, связанного с космической энергией, неизменного металла, «зрелой» материи, с которой имела дело алхимия – и сверкающих драгоценных камней, украшения символизируют эзотерические знания и переход на уровень первичной энергии. Масонские украшения символизируют знание и должность: переплетенные треугольники и циркули – для мастера, крест, роза или пеликан между ножками циркуля – для розенкрейцера.

Гребень. Гребень считался неким центром, подобно опоре, оси, ступице колеса. Это символ соединения воедино человеческой силы, благородства, веры в Бога. Гребень играет важнейшую роль в японской мифологии. Гребень, наделенный сверхестественной способностью к превращениям, является посредником между небом и людьми, священным знаком, используемым, когда человеческое существование вступает в связь с Ками (богом). Гребень, вставленный в прическу женщины, превращает ее в дочь Ками.

Кольцо связано с солнечной символикой круга – символом высшей власти солнечного божества и божественной власти фараонов, королей, церковных служителей. Владычество, умственное и материальное, а также духовное превосходство воплощает круг. Кольцо близко по значение магическим кругам, имеющим женскую негативную природу и свойство оказывать пагубное влияние. Символика кольца проистекает также и из символики крепкого узла, который ограничивает, воздвигает барьер, означает остановку, препятствие, зависимость, принуждение. В таком прочтении кольцо символизирует «обездвиженность», добровольную зависимость (узы супружества, пояс послушника – символ его покорности).

В брачном союзе заложена идея воссоздания Единства по образу первой супружеской пары, какой она была до грехопадения; идея Нового мира через обретенное Единство. Происхождение кольца восходит к китайскому гарему: серебряное кольцо надевалось на палец левой руки куртизанки, когда она приближалась к ложу императора. После выполнения своих обязанностей куртизанка надевала кольцо на правую руку. Золотое кольцо предназначалось для женщин в последний месяц беременности.

В античной культуре кольцо, браслет, перстень, ожерелье играли роль стабилизатора, скрепляющих связь между душой и телом: их носили, чтобы удержать душу в телесной оболочке, и снимали, чтобы облегчить отделение души от тела, например, в момент наступления смерти или совершения мистического обряда. (Не удивительно, что браслет в качестве оберега издавна популярен у солдат разных стран).

Кольцо служило опознавательным знаком у первых христиан. В Китае кольцо является символом бесконечного круговорота, соответствующим огню, солнцу и триграмме ли.

Нефритовое кольцо Пи, священный знак королевского и императорского достоинства, состояло из плоского нефритового диска с отверстием посередине; размеры последнего варьировались, сохраняя постоянную пропорцию между ним и диском (диаметр диска равнялся двум диаметрам центрального отверстия). Пи символизирует небо, а центральное отверстие – фокус небесных влияний. Во время солнцестояний совершался ритуал принесения Пи в дар богам.

То же символическое значение выражено чашей: скульптурная аллегория на капители Лувье представляет человека, в руках которого чаша с отверстием посередине, обозначающая бездонный «круг Вселенной», непостижимой, но подвластной тому, кто, владея ремеслом, сможет «держать ее в руках».

Волшебное кольцо носили маги и кудесники, чтобы защитить свои пальцы от опасных влияний и которое является предшественником современных перстней, браслетов, диадем, чье значение, кроме всего прочего, состояло в обеспечении связи между телом и душой - связи, необходимой для выживания человека (с его смертью они снимались, чтобы дать душе возможность вознестись на небо).

Ожерелье соответствует символике кольца, замкнутого круга: в Египте оно было символом зависимости, порабощения (носящий ожерелье был рабом своего господина).

Плетенка. Украшения в форме плетенки (витые шнуры, канаты, лепные украшения на зданиях, вазах, урнах и т.д.) были особенно распространены в древней культуре халдеев. Сегодня этот мотив используется лишь в декоративном искусстве, но первоначально он служил материализованным проявлением защитной магии: витой узор украшал в древности щиты (свернутые в кольца змеи по краям щита богини Афины или вокруг ее шеи). Этот мотив выражает собой символику оберега с помощью ритуального магического шнура, защитной цепочки, создающей барьер вокруг какого-либо места или объекта, замкнутого кольца, способного отталкивать дурные воздействия и, возможно, врагов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.