Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов



Кафедра «Промышленной и художественной обработки материалов»

Киреева Н.В.

Архетипическая картина мира

Методическое пособие к курсу лекций по «Разработке и технологии производства рекламного продукта» и «Концептуальному моделированию рекламного текста»

Для студентов очной и заочной формы обучения

Специальности 350700 - Реклама

Ижевск

 

 

Киреева Н.В. Методическое пособие «Архетипическая картина мира» предназначено для студентов очной и заочной формы обучения специальности 350700 – Реклама, изучающих «Разработку и технологию производства рекламного продукта» и «Концептуальное моделирование текста рекламного произведения».

 

Содержание:

 

Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения

архетипических сюжетов……………………………………………………………… 6.

Архетипическая картина мира

Архетипы, соотносимые с «первоначальными элементами».

1.1. Вода…………………………………………………………………………………10

(Остров.)Море, океан.Туман.Облако. (Колодец). Дождь.(Снег).

Родник.Реки.Речная переправа. (Брод. Лодка. Мост. Радуга).

1.2. Земля………………………………………………………………………………..14

Грязь. Грот, пещера. Пропасть. Гора. Прах, пепел, пыль.

1.3. Небо……………………………………………………………………………........16

Солнце. (Свет).Луна (месяц). Заря.

1.4. Огонь……………………………………………………………………………….21

Молния. (Гром. Гроза).

1.5. Воздух………………………………………………………………………………23

Ветер

2. Архетипы, соотносимые с растительным и животным мирами.

2.1. Лес…………………………………………………………………………………..24

2.2. Сад. …………………………………………………………………………………25

2.3. Дерево. (Ветвь).…………………………………………………………………...26

Акация.Апельсин.Букс.Виноградная лоза.Гранат.Груша.Дуб.Ива.

Лавр.Миндаль.Оливковое дерево.Орех.Осина.Пальма.Персиковое

дерево.Сливовое дерево.Смоковница.Сосна.Тополь.Яблоня.Ясень.

2.4. Растения……………………………………………………………………………31

Барвинок. Белена. Вербена. Гелиотроп. Драконов корень. Крапива.

Мелисса. Мятный котовник. Омела. Табак. Терновник. Тростник.

Чернокорень лекарственный. Чертополох. Чистотел. Шалфей.

Цветы. (Луковица)……………………………………………………………………..33

Анютины глазки. Василек. Кувшинка. Лилия. Лотос. Магнолия. Мак.

Мимоза. Нарцисс. Орхидея. Папоротник. Пион. Роза. Ромашка. Хризантема

2.5.

Животные………………………………………………………………………………38

Баран. Бык (бизон). Волк. Кабан. Козел. Корова. Кошка. Кролик (заяц).

Крыса. Лань. Лев. Лис. Лошадь (конь), возничий, лошади и повозка.

Медведь. Мышь летучая (Вампир). Обезьяна. Овца. Олень. Осел.

Свинья (хряк). Слон. Собака. Тигр. Ягуар. Ягненок.

2.6. Земноводные………………………………………………………………………49

Змея. Краб. Лягушка (жаба). Рак. Черепаха.

2.7. Рыба. (Рыбак)……………………………………………………………………..52

Карп. Золотые рыбки

2.8. Птицы (крылья, перья, язык птиц)……………………………………………53

Аист. Ара. Воробей. Ворон. Гриф. Гусь. Голубь. Жаворонок. Журавль.

Зимородок. Кукушка. Курица. Куропатка. Ласточка. Лебедь. Орел.

Павлин. Пеликан. Петух. Сова. Соловей. Сокол. Сорока. Страус. Утка.

2.9. Насекомые…………………………………………………………………………61

Мотылек. Паук. Пчела. (Улей. Мед). Скарабей. Скорпион.

2.10. Сказочные и мифические существа…………………………………………..64

Гаруда (Жар-птица). Гриф-птица. Дракон. Единорог. Козерог. Сфинкс.

Феникс. Химера. Великаны и карлики. (Великаны. Циклопы. Титаны.

Голлем. Карлики и гномы).

3. Архетипы, связанные с образом человека………………………………………68

Борода. Волосы. Глаз. (Слепота). Грудь. Нога. (Хромота, Обувь). Нос.

Рот. (Дыхание). Рука. (Жесты). Ухо. Нагота. (Одежда). Кровь. Аура. Душа.

Тень. Имя

4. Ритуалы, обряды, церемонии……………………………………………………..79

Таинство. Путешествие. Пиршество. Поцелуй. Чайная церемония. Обряд

курения трубки. Танцы. Игры.

Архетипы, соотносимые с представлениями о времени и

пространстве………………………………………………………………………...…86

Зодиак

Время

Эпохи и периоды. Времена года. Год. (Годовщина). Неделя. День. Ночь.

Пространство

Левая сторона. Правая сторона. Страны света

6. Архетипы, соотносимые с «культурным пространством»……………………96

6.1. Постройки и архитектурные сооружения……………………………………..96

Город. Лабиринт. Перекресток. Камень. Менгир. (Лингам). Пирамида.

Омфалос. Кааба. Ступа. Зиккурат. (Лестница. Стол). Храм. Дом, жилище.

(Хоган. Вигвам. Кали. Фанза. Арабские дома. Дворец. Замок). Арка. Дверь.

(Ключ). Очаг. Ковер.

6.2. Реликтовые, культовые предметы……………………………………………109

Венок, нимб. Маска. Балдахин, зонт. Грааль. Чаша. Ящик. Яйцо. Хлеб.

(Дрожжи). Молоко. Алкоголь. Колесо. Ковчег. Палка, жезл, скипетр.

Светильник. Курительная трубка. Топор. Зеркало. Веревка, шнур.

(Веретено. Узел). Музыкальные инструменты: (Систр. Трещотка.

Колокола. Колокольчик). Амулет. Талисман. Пантакль. Ребис. Благовония

(ладан, фимиам). Книга, (письмо, буквы).

6.3. Оружие……………………………………………………………………………126

Лук. Меч. Стрела. Щит.

6.4. Украшения……………………………………………………………………….127

Гребень. Кольцо. Ожерелье. Плетенка.

7. Символика драгоценных камней……………………………………………….129

Алмаз. Аметист. Берилл. Бирюза. Жемчуг. Изумруд. Коралл. Нефрит. Оникс.

Опал. Рубин. Сапфир. Сардоникс. Сердолик. Топаз. Хрусталь. Хризолит.

Янтарь. Яшма.

8. Символика металлов………………………………………………………….......133

Бронза. Железо. Золото. Медь. Олово. Ртуть. Свинец. Серебро. Сурьма.

9. Символика чисел………………………………………………………………….136

Число. Ноль. Единица. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь.

Девять. Десять. Одиннадцать. Тринадцать. Шестнадцать.

10. Символика геометрических фигур и идеограмм…………………………….149

Точка. Круг, колесо, диск, розетка. Сфера. Спираль. Квадрат, куб,

ромб. Треугольник. Печать Соломона. Гексаграмма. Триграмма.

Пентаграмма. Звезда. Крест. Свастика. Мандала. Янтра. Тай-цзи, Дао.

1.1. Символика цветов, цветовые каноны………………………………………..164

 

Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов

Мелетинский Е.М.

Вопросы философии. 1991,

№,10, с. 41 – 48.

 

Давно замечено, что сюжеты, мотивы, поэтические образы и символы часто повторяются в фольклоре и литературе и чем древнее или архетипичнее это словесное творчество, тем повторение гуще. …Большинство традиционных сюжетов восходит на Западе – к библейским и античным мифам, а на Востоке – к буддийским, индуистским и т.п. Но за этими конкретными традициями, отчасти связанными с высшими религиями, стоит огромный массив архетипических мифов буквально всех стран, весьма однородных и сходных между собой. (…)

Под архетипом Юнг понимал в основном (определения в разных местах его книг сильно колеблются) некие структурные схемы. Структурные предпосылки образов, существующих в сфере коллективно-бессознательного и, возможно, «биологически» наследуемых, как концентрированное выражение психической энергии, актуализированной объектом. Юнг подчеркивает метафорический, т.е. символический, а не аллегорический (как у Фрейда) характер архетипов.

В качестве важнейших архетипов Юнг выделяет архетипы «матери», «дитяти», «тени», «анимуса», «анимы», «мудрого старика» и «мудрой старухи». «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. «Дитя» символизирует начало пробуждения индивидуального сознания их стихий коллективно-бессознательного (но и также связь с изначальной бессознательной недифференцированностью, а также «антиципацию» смерти и нового рождения). «Тень» - оставшуюся за порогом сознания бессознательную часть личности, которая может выглядеть как демонический двойник; «анима» для мужчины и «анимус» для женщины воплощают бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола, а «мудрый старик» и «мудрая старуха» - высший духовный синтез, гармонизирующий в старости сознательную и бессознательную сферы души. Сразу бросается в глаза, что юнговские архетипы, во-первых, представляют собой преимущественно образы. Персонажи, в лучшем случае – роли, в гораздо меньшей мере сюжеты, и во-вторых, что особенно существенно, все эти архетипы выражают главным образом ступени того, что Юнг называет процессом «индивидуализации». Т.е. постепенного выделения индивидуального сознания из коллективно-бессознательного. Изменения соотношения сознательного и бессознательного в человеческой личности. Вплоть до их окончательной гармонизации в конце жизни. Таким образом, получается, что коллективно-бессознательное практически противостоит индивидуально-сознательному, и мы с самого начала имеем дело с сугубо индивидуальной психологией, которая вырывается из тенет коллективно-бессознательного. И эта ситуация нисколько не меняется от первобытности до наших дней. (…).

Думается, что взаимоотношение внутреннего мира человека и окружающей его природной и социальной среды – не в меньшей мере предмет мифопоэтического воображения, чем соотношение бессознательного и сознательного в душе; что внешний мир – не только материал для описания внутренних конфликтов, и что жизненный путь человека отражается в мифах и сказках в плане соотношения личности и социума. Личности и космоса в большей мере, чем в плане конфронтация//гармонизация сознательного и бессознательного.

Если мы обратимся к архаической культуре и древней мифологии, то прежде всего столкнемся с тем, что первобытный человек, взаимодействуя с социальной и природной средой, не выделял себя из природной среды; именно поэтому природа часто мыслилась в человеческих формах, скажем, космос представлялся великаном, небесные светила – богами или героями и т.п., а человеческое общество описывалось в природных терминах (ср. анимизм, тотемизм и тотемистические классификации и т.п.). Очень долго человек никак не выделял себя как личность из социума. И в этом смысле, мифический герой предперсонален. Во множестве мифов различные сферы природы или конкретные участки ее (леса, реки) олицетворяются духами-хозяевами, а социум, т.е. человеческую общину, субъективно отождествляемую со своим родом-племенем, представляют древнейшие мифологические персонажи, сочетающие черты первопредков (первоначально тотемических, т.е. неотделимых от «природы») – демиургов – культурных героев.

Эти существа несомненно никак не соотносятся с индивидуальным самосознанием «я», а моделируют человеческое начало как таковое. Другое дело, что человечество часто при этом, как сказано, совпадает со своим племенем, а чужие племена порой сливаются с «не-людьми», с враждебной частью природы. Рядом с «культурным героем», часто в качестве его брата-близнеца или даже его собственной «второй натуры», иной ипостаси, выступает мифологический плут-трикстер с чертами шута. Трикстер или неудачно подражает деяниям культурного героя в делах создания элементов Космоса, введения обычаев и культурных навыков. Или нарочно порождает «дурные» элементы природы и культуры, например, гористый рельеф, злых зверей, враждебные племена («не-людей»), саму смерть. Кроме того, трикстер способен на всевозможные проделки, ради утоления собственной жадности и в ущерб другим членам общества. Такая «индивидуалистическая» направленность их деятельности часто им не удается и, во всяком случае, решительно осуждается. Культурный герой – прообраз положительного героя, а трикстер – прообраз антигероя. «Культурные герои» являются историческими предшественниками и образов богов, и образов эпических богатырей. От трикстеров тянется нить к хитрецам сказок и животных и персонажам плутовских романов.

Специфика мифа заключается, в частности, в том, что в виде рассказа о происхождении элементов мироздания и социума дается описание некоей модели мира. Происхождение мира дополняется его упорядочиванием, победой Космоса на Хаосом, и этот Космос – вовсе не аллегория индивидуализации, а Хаос – не аллегория коллективно-бессознательного.

Упорядочение мира выражается, в частности, в борьбе сил Космоса против демонических сил Хаоса – чудовищ и т.п., эта борьба описывается в героических мифах и является также важнейшим архетипом. Кроме собственно мифов творения и продолжающих их героических мифов, имеются мифы эсхатологические – о конце мира, о временной или окончательной победе Хаоса над Космосом, т.е. как бы мифы творения «наизнанку», а также мифы календарные о периодическом обновлении природы и обновляющих ее богах и героях, причем обновление происходит через их смерть, хаос и новое творение (в виде возрождения/воскресения). Сюда же примыкает и мифологическая тема, тоже архетипическая, стоящая на грани «природы» и социума, тема смены поколений. Эта смена часто описывается как борьба Хаоса (старшее поколение) с Космосом (младшее поколение) и как успешное прохождение молодым героем «посвящения» в зрелость, т.е. инициации.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что мифы и архетипические сюжеты не только имеют корни в коллективно-бессознательном, но обращены на Космос и социум, что они бессознательно социальны и сознательно космичны в силу сближения и отождествления социума и Космоса, и что мифические герои пре-персональны, моделируют социум.

Персонализация и какие-то элементы того, что Юнг называет индивидуализацией, появляются на постмифологической ступени развития словесного искусства.

Пробуждение сугубо индивидуального сознания происходит постепенно, на протяжении определенной исторической дистанции, связано с некоторой мерой эмансипации личности. Поэтому рыцарский роман гораздо адекватнее юнгианской картине, чем архаические мифы.

В большинстве «мифологизирующих» произведений ХХ века нарушен основной пафос древнего мифа, направленный на устранение Хаоса и создание модели достаточно упорядоченного, целесообразного и «уютного» Космоса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.