Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ прибыли предприятия



Анализ прибыли предприятия может быть выполнен различными методами. Их классификация приведена на схеме (рис.8).


 

Методы анализа

 
 

 


Факторный CVP Предельный

       
   
 

 


На основе На основе На основе Графический Аналитический

оптовых полной показателя

цен себестои- рентабель-

мости ности

продукции

 

 
 


Однопродуктовая Многопродуктовая Анализ

модель модель чувствительнос-

ти точки крити-

ческого объема

производства

 
 

 


 

 

На основе

маржинального

дохода

 

Рис. 8. Классификация методов анализа прибыли.

 

При факторном анализе динамики прибыли в качестве последних выступают: объем продукции, структура продукции, производственная себестоимость товарной продукции, внепроизводственные расходы и оптовые цены. Различия в методе факторного анализа (на основе оптовых цен, полной себестоимости и рентабельности продукции) касаются лишь факторов: объем продукции и структура продукции.

Покажем ход анализа динамики прибыли на основе полной себестоимости продукции. Для его проведения необходимы следующие исходные данные:

- производственная себестоимость (ПС);

- внепроизводственные расходы (ВПР);

- полная себестоимость (ПОС);

- выручка от реализации (ВР);

- прибыль (ПР);

- рентабельность, в % (РЕ).

Все эти данные должны быть на плановом уровне (пл), по плановым нормам на фактическую реализацию продукции (пф) и фактическими (ф).

Оценим воздействие объема продукции:

. (3.17)

Оценим воздействие структуры продукции:

. (3.18)

Оценим воздействие производственной себестоимости:

. (3.19)

Оценим воздействие внепроизводственных расходов:

. (3.20)

Оценим воздействие оптовой цены:

. (3.21)

Общее влияние всех факторов на динамику прибыли определится как сумма их влияний.

Метод анализа прибыли CVP - маржинальный анализ - связан с нахождением точки критического объема производства (С), ниже которого предприятие терпит убытки, а производство выше его приносит прибыль. Метод имеет графическое и аналитическое представление. Графическое определение точки С показано на рис.9.


Себестоимость

и доход

 

А¢

Чистый доход Прибыль

24 предприятия

Налоги и платежи

20 В¢

Прочие Пере-

16 Заработная мен- Полная

плата ные

12

С рас- себестои-

8 Материалы хо- мость

В ды продук-

4 ции

Постоянные расходы

А 37 % 100 %

 

Рис.9. Графическое определение точки критического объема производства (С).

АА¢ - объем реализации;

ВВ¢ - полная себестоимость продукции.


Аналитическое нахождение точки критического объема однопродуктового производства базируется на модели:

, (3.22)

где: SAL - объем продаж (или производства продукции); VAR - сумма переменных расходов; CNST - сумма постоянных расходов; PR - сумма прибыли (или чистого дохода).

Заменяя первые два члена (3.22), получим:

(3.23)

Отсюда можно установить предельную величину физического объема продукции (критический объем), которая соответствует равенству поступлений от продаж и понесенных переменных и постоянных затрат:

, (3.24)

где: q - критический объем производства продукции; p - цена единицы продукции; v - удельные переменные издержки; p-v - относительный маржинальный доход (удельная валовая прибыль); v ¢ - относительный уровень удельных переменных издержек.

При многономенклатурном производстве критический объем продукции определяется из выражения:

, (3.25)

где: К - коэффициент пересчета количеств продукции различных видов к количеству продукции данного вида, принятого за базу.

Анализ чувствительности точки критического объема производства выполняют в зависимости от изменений цены единицы продукции, удельных переменных затрат и постоянных затрат на производство.

Маржинальный анализ находит, помимо прочего, применение в решении о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции. Необходимость такого решения может возникнуть при спаде производства, если заказчики по той или иной причине отказываются от продукции, заказанной ими ранее. Расчетам подлежат следующие параметры по принимаемому к производству и сокращаемому в производстве изделиям: цена, переменные издержки, маржинальный доход, объем производства, сумма маржинального дохода на весь выпуск.

Предельный анализ прибыли основывается на положении, что в любых рыночных моделях действует правило: фирма получает максимальный доход или терпит минимальные убытки, производя объем продукции, при котором предельный доход и предельные издержки равны. Это положение, будучи формализовано, имеет вид:

, (3.26)

где: Р - цена единицы продукта; Q - количество продукта; С - издержки производства.

Дифференцируя PQ и С по Q и приравнивая результаты друг другу, находим оптимальный размер объема производства при известных (или заданных) функциях спроса и издержек.

Анализ прибыли на основе маржинального дохода (система директ-костинг) базируется на раздельном учете постоянных и переменных затрат по видам изделий. Маржинальный доход представляет собой итог суммирования прибыли и постоянных расходов.

В формализованном виде маржинальный доход (Д) можно представить двумя основными формулами:

, (3.27)

, (3.28)

где: П - прибыль; С - постоянные расходы; В - выручка от продаж; Н - переменные расходы.

Для анализа влияния на динамику прибыли отдельных факторов преобразуем (3.27) следующим образом:

. (3.29)

Определим далее удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж (Ду):

. (3.30)

Отсюда:

. (3.31)

Теперь, подставив (3.31) в (3.29), получим:

. (3.32)

Зная объем продаж в натуральном выражении, маржинальный доход можно представить следующим образом:

, (3.33)

где: К - объем продаж в натуральном выражении; Дс - ставка маржинального дохода на единицу продукции.

Теперь (3.29) можно записать так:

. (3.34)

Теперь можно перейти непосредственно к анализу влияния факторов:

- объем продаж;

- структура продаж;

- цены;

- уровень постоянных расходов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.