Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эстетические требования к оформлению правовых документов



Разнообразные операции, осуществляемые юристом в процессе практической деятельности, всегда закрепляются в правовых документах.

Правовой документ - предусмотренная законом материальная форма получения, сохранения, использования и распространения информации путем фиксации его на бумаге, магнитной, кино-, видео-, фотопленке или на другом носителе.

Различают документ:

первичный - содержит исходную информацию;

вторичный - подготовлен в результате анализа и обработки информации, которая содержится в первичном документе и характеризует его содержание и др.;

исходящий - настоящий (аутентический) оригинал.

Правовой документ должен отвечать высоким эстетическим требованиям, что существенно облегчает их восприятие и свидетельствует о их повышенной значимости.

Повышению эстетических качеств документа способствует правильный выбор бумаги, шрифта, чернил. Так, к примеру, бумага для документов должна быть белого цвета. Не рекомендуется использовать тонкую и прозрачную бумагу. Чернила необходимо применять черного или другого темного цвета, что создает четкое, контрастное восприятие.

Правовые документы должны быть составлены без исправлений, подтирок, которые существенно ухудшают эстетическое восприятие.

Большое значение при составлении любого правового документа имеет точное указание всех реквизитов (составных элементов), а так же последовательный порядок их размещения, в связи с тем, что отсутствие даже одного из них может привести к потере юридической силы документа.

Для составления документов, как правило, применяются бланки. Государственным стандартом являются размеры бумаги (формат):

А3 (297´420); А4 (210´297); А5 (148´210); А6 (105´148).

Помимо того, что установлен перечень реквизитов, предусмотренных стандартами, в отдельных документах могут быть дополнительные реквизиты.

Каждый реквизит документа, кроме смысловой нагрузки, несет и определенную нагрузку эстетического свойства. Для тех документов, например, где имеется заголовок, в котором сжато и четко формулируется основное содержание правового документа, предусмотрено особое внешнее оформление данного реквизита.

Существуют два способа размещения реквизитов заголовка на бланках документов:

по центру - начало и конец каждой строки реквизита одинаково удалены от границы поля;

флаговый - каждая строка реквизита начинается от левой границы поля.

Некоторые документы в качестве обязательного реквизита имеют изображение Государственного герба Украины. Изображение Государственного герба на бланках с угловым размещением реквизитов находится на верхнем поле бланка над срединой строк наименования организации, а на бланках с продольным размещением реквизитов – в центре верхнего поля. Диаметр изображения – 20 миллиметров.

В соответствии с требованиями Единой государственной системы делопроизводства в документе должно быть название органа, который его издал. Название органа определяется в соответствии с положением о нем. Сокращенное название может размещаться на бланке вместе с полным названием только в случаях, если оно официально зафиксировано в установленном порядке. Название органа, как правило, проставляется специальным штемпелем или имеется на самом бланке. Данный реквизит включает, кроме названия, должностное положение лица с указанием фамилии, инициалов, от которого исходит данный документ.

Важнейшим реквизитом правовых документов является адресат. В соответствии с компетенцией документы могут адресоваться органам государственной власти и управления, министерствам, ведомствам и их структурным подразделениям, конкретному должностному лицу, а так же гражданам. Документ не должен иметь больше четырех адресов. Если их больше, то составляется список рассылки и на каждом экземпляре документа пишется один адрес.

Наименование организации, ее структурного подразделения должно быть указано в именительном падеже. При адресовании документа руководителю организации ее название входит в состав названия должности адресата. В случае направления документа нескольким организациям адресаты могут быть выражены обобщенно. При отсылке документа гражданам в начале пишется почтовый адрес, а затем фамилия и инициалы.

При адресовании документов за границу в начале пишется имя и фамилия или инициалы и фамилия, затем должность, название организации и ее адрес в такой последовательности: номер почтового ящика, номер здания, название улицы, почтовый индекс, название города, название страны.

Важнейшим реквизитом правовых документов, от которого зависит его юридическая сила, является подпись. Она должна служить следующим целям:

указывать на автора, составителя документа;

свидетельствовать, заверять или утверждать содержание документа;

подтверждать ответственность того, кто составил документ за содержащуюся в нем информацию.

В состав реквизита «Подпись» входят: название должности, звание, личная подпись, инициалы и фамилия лица, подписавшего документ. Если документ напечатан на бланке, то название органа (структурного подразделения) в названии должности руководителя не указывается. Расшифровка подписи в реквизите «Подпись» должна быть напечатана на уровне последней строки названия должности, а в случае указания и звания, – то на его уровне.

Если документ подписывается несколькими должностными лицами, которые занимают различные должности, то их подписи размещаются одна под другой, в зависимости от того, кто из них выше по своему положению. Если же лица, подписывающие документ, занимают одинаковую должность, то их подписи размещаются на одном уровне.

Юридическую силу правовым документам придает печать. Гербовая печать (печать с изображением Государственного герба) ставится на тех документах, где это строго регламентировано нормативно-правовыми актами. Гербовая печать применяется: на документах для свидетельства прав граждан и юридических лиц; на уставах (положениях) учреждений; на договорах и т.д.

Печати других видов (с названием соответствующего органа, учреждения, без изображения Государственного герба или гербовая с надписью "Для хозяйственных и финансовых документов") проставляется на различных справках, выдаваемых органом или учреждением.

Оттиск печати должен ставиться с левой стороны документа таким образом, чтобы он охватывал часть названия должности лица, подписавшего документ. Особое значение необходимо уделять тому, чтобы оттиск был выполнен четко, так как смазанная печать во всех случаях придает документу неаккуратный вид, а иногда может вызвать сомнения в достоверности содержания документа.

В некоторых случаях после подписания правового документа требуется его утверждение вышестоящим должностным лицом. Именно с этого момента документ приобретает юридическую силу.

Утверждение документа осуществляется двумя способами: грифом утверждения или изданием соответствующего документа (приказа, указания). Эти способы утверждения имеют одинаковую силу. Элементами грифа утверждения являются: гриф «Утверждаю», название должности, личная подпись, инициалы и фамилия лица, утвердившего документ, а также дата утверждения.

При подписании или утверждении документа всегда ставится дата. Она оформляется арабскими цифрами, разделенными точкой. Допускается применение словесно-цифрового способа оформления дат. Дата включает в себя срок принятия правового документа и срок вступления его в законную силу.

В соответствии с Государственными стандартами регламентируется оформление текста правового документа, благодаря чему достигается, помимо всего прочего, и эстетическое совершенство актов. Так, к примеру, тексты всех документов, составленных на бланках формата А4 печатаются через полтора межстрочных интервала, а на бланках формата А5 – через один межстрочный интервал.

При составлении документов необходимо так же придерживаться специальных требований, имеющих технико-юридичеAЄкий характер:

Некоторые документы должны быть составлен на специальных бланках (паспорт, диплом, определенные гражданско-правовые договоры), поскольку они отличаются особой важностью и имеют точные стандарты. Такие бланки изготовляются специальными государственными учреждениями на бумаге с водяными знаками.

Некоторые правовые документы (пропуск, справка), в которых нет такой точности, составляются на бланке, чтобы удобнее было ими пользоваться.

Для отдельных документов невозможно подготовить бланк. Это касается документов (характеристика, протокол), для которых определена соответствующая форма построения и общие принципы составления. Что касается языковых средств и их компоновок в тексте, то их автор-составитель избирает сам. Именно при составлении таких документов у юриста часто возникают противоречия, ошибки. Здесь особо проявляется языковая, эстетическая и общая культура (или бескультурье) юриста.

Уровень эстетической культуры юриста-практика, составляющего правовой документ, во многом зависит от правильности выбора формы, стиля и языка.

Основные формы изложения содержания правовых документов:

вводная - указание наименования акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

описательная - изложение фактов, явлений, событий в той хронологической последовательности, в которой они имели место в действительности;

мотивировочная - размещение явлений, событий и поступков субъектов права в зависимости от их значимости; рассмотрение их важнейших признаков, обоснование принятого решения;

результативная - установление логически-последовательных суждений, выводов, основанных на причинных связях между явлениями и фактами, изложение содержания решения.

Для эстетического восприятия правового документа важен язык и стиль изложения. При составлении документа необходимо использовать официально-деловой стиль, для которого характерны: сжатость и унифицированность (единообразие); точность формулировок и четкость высказываемой мысли; логичность и аргументированность изложения; отсутствие эмоциональности, экспрессивности, образности; отсутствие индивидуальных черт стиля.

ПРИЛОЖЕНИЕ (Списки)

· Международно-правовые документы

· Деонтологический кодекс (Кодекс правил осуществления адвокатской деятельности адвокатов Европейского сообщества). – 1988

· Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов - Советская юстиция. 1991. № 23 - 24

· Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. - Сов. юстиция. 1991. № 17

· Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью. - Советская юстиция. 1992. № 9 - 10

· Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов. - Советская юстиция. 1991. № 16

· Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. - Советская юстиция. 1991. № 12 - 14

· Основные положения о роли адвокатов. - Советская юстиция. 1991. № 20

· Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. - Советская юстиция. 1992. № 2

· Законодательные акты Украины

· Конституция Украины. – К. – 1996

· Закон Украины «О милиции» от 20.12.1990 г., ВВС 1991 г., № 4

· Закон Украины «О службе безопасности Украины» от 25.03.92 г., ВВС 1992 г., № 27

· Закон Украины «О прокуратуре» от 5.11.1991 г., ВВС 1991 г., № 53

· Закон Украины «Об адвокатуре» от 19.12.1992 г., ВВС 1993 г., № 9 ст. 62

· Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.1992 г., ВВС 1992 г., № 22

· Закон Украины «О нотариате» от 2.09.1993 г., Право Украины, 1994 г., № 3 - 4

· Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.1996 г., ВВС 1996 г., № 30 ст. 142

· Закон Украины «Об арбитражном суде» от 4.06.1991 г., ВВС 1991 г., № 36 ст. 469

· Закон Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» от 23.12.1993 г., ВВС 1994 г., № 11 ст. 50

· Закон Украины «О квалификационной комиссии, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей судов Украины» от 2.02.1994 г., ВВС 1994 г., № 22 ст. 140

· Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О прокуратуре» от 21.03.1995 г.,

· Закон Украины «О Высшем совете юстиции» от 15.01.1998 г., Голос Украины от 17.02.1998 г., № 30

· Постановление Пленума Верховного Суда Украины «О применении судами законодательства, регулирующего защиту чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций» от 28 сентября 1990 г.

· Положение «О классных чинах работников органов прокуратуры Украины» от 6.11.1991 г.

· Дисциплинарный устав прокуратуры Украины от 6.11.1991 г.

· «О повышении уровня общей и профессиональной культуры, служебной этики работников органов внутренних дел и роли руководителей в организации воспитательной работы». Приказ МВД Украины № 538 от 12.09.1992 г.

· «Об утверждении инструкции о порядке подбора, изучению лиц, которые принимаются на службу в органы внутренних дел Украины». Приказ МВД Украины от 4.06.1992 г.

· «Об утверждении инструкции о подборе кандидатов на службу в органы внутренних дел Украины». Приказ МВД Украины № 60 от 31.01.1996 г.

· «Об утверждении положения о наставничестве в органах внутренних дел Украины». Приказ МВД Украины № 58 от 31.01.1996 г.

· «О создании аттестационных комиссий и проведения аттестаций работников внутренних дел Украины». Приказ МВД Украины № 92 от 25.02.1993 г.

· Постановление Кабинета Министров Украины «О форме одежды лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД Украины» от 27.08.1997 г. № 925

· Литература

· Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – М.: Мысль, 1985

· Ануфриев М. Кадровый потенциал – гарантия успеха – "Милиция Украины". - К., 1997, № 5 - 6

· Ануфриев М. Реформирование органов внутренних дел – задание № 1. – "Милиция Украины", - К., 1998, № 1

· Бандурка О.М. Основи управління в органах внутрішніх справ України: теорія, досвід, шляхи удосконалення – Х: “Основа”, 1996. – 398 С.

· Васильев В.Л. Професссиограммы юридических профессий. - Адвокат, - М., 1997, № 12

· Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер.Пресс, 1997

· Довганюк В. Формування творчого мислення особистості майбутніх правоохоронців. - Право України. - К., 1997, № 10

· Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. - М.: Издательство БЭК, 1997

· Карпец И.И. Дело, которому мы служим. – М.: Юр.лит., 1989

· Козюбра Н.И., Оксамытный В.В., Рабинович П.М. и др. Правовое воспитание. - К., 1985

· Колесникова В. Естетична культура у професійному становленні юриста. - К., 1993

· Кони А.Ф. Приемы и задачи прокуратуры. - Избранные произведения. - М., 1959. Т.1.

· Кони А.Ф. Избранное. - М.,1983

· Концепция развития юридического образования и ее реализация в подготовке военных юристов. – Советское государство и право, - М.,1990, №9

· Косюта М. Роботі з кадрами - постійну увагу. -Право України. - К., 1998, № 2

· Котов Д.П. Профессиональній долг. - М., 1979

· Кудрявцев Максим. Информационные права личности. - Адвокат., - М., 1998, № 1

· Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. - М., МП «Кодекс», Объединенная редакция МВД РФ, 1994

· Концепция развития юридического образования и ее реализация в подготовке военных юристов. – Советское государство и право, - М., 1990 г., №9

· Ледедев В.М Профессия судьи должна стать мечтой любого юриста. -Юридический мир. - М., 1997, №10

· Майерс Дэвид. Социальная психология. - С-Пг, Москва -Харьков -Минск, 1997

· Маймин Е.А. Эстетика – наука о прекрасном. – М., 1982

· Марченко М.Н. Политология. Курс лекций. Изд.2, - М., Зерцало, 1997

· Молдаван В.В. Правоохоронні органи. – К., Юмана, 1998

· Нелюба А. Теорія і практика ділової мови. – Х., Акта, 1997

· Нерсесянц В.С. Юриспруденция - наука о свободе. - Адвокат. - М.,1997, № 9

· О юридическом образовании в дореволюционной России: справка. - Юридический мир, - М., 1997

· Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. – М.: Щит –М., 1997

· Процессуальные документы предварительного расследования. – Х, 1990

· Соціалогія: курс лекцій (В.М. Піча, О.М. Семашко, Н.Й. Черниш та ін.). – К., Заповіт, 1996

· Социальная психология и этика делового общения. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995

· Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – Симферополь, – 1996 .

· Панасюк А.Ю. Обвинительный уклон в зеркале психологического исследования. – Психологический журнал, - М., 1992 г., т. 13, № 3

· Панасюк А.Ю. «Презумпция виновности» в системе профессиональных установок судей. – Государство и право, - М., 1994, №3

· Права человека и статус правоохранительных органов. – Государство и право, 1994., № 11

· Приватна юридична практика. - К., 1994

· Психологическая диагностика. Её проблемы и методы. - М.,1975

· Скрипилев Е.А. – А.Ф. Кони – выдающийся русский правовед, государственный и общественный деятель (1844 – 1927 гг.). – Государство и право, 1994, № 2

· Слівка С.С. Інформаційна культура юриста, – Івано-Франківськ – 1996

· Слівка С.С. Інформаційна культура юриста, – Івано-Франківськ – 1996

· Слівка С.С. Юридична деонтологія. – Рівне, 1997

· Тацій В., Шемшученко Ю.Концепція юридичної науки і освіти в Україні. - Право України. - К, 1994, № 1-2

· Чернобровка Н. Основные стили руководства. - Бизнес-информ. - Х., 1997, № 12

· Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. – М., Новый Юрист, 1997

· Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., Право и закон, 1997

· Шумський П. Підготовка юридичних кадрів: проблемні питання. - Право України. - К., 1993,№ 3

· Юридична деонтологія. За ред. проф. В.М. Горшеньова і В.В. Комарова – Х., Основа, 1993

· Юридична наука і освіта на Україні. - К., 1992

· 39.Proffessionel conduct Handbook / The practice of criminal law/ 1992-93, p.11-14

· 40. Problems in ethics and advocacy. Panel Discussion / The practice of criminal law/ 1992-93, p.279-338

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.