Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическая диагностика в юридической практике. Тестирование



Для выявления качества психического склада личности, уровня психологической атмосферы рассмотрения юридического дела необходима психологическая диагностика.

Психологическая диагностика (психодиагностика) - отрасль психологии, которая разрабатывает методы выявления психических процессов, психических свойств и психических состояний личности и коллектива.

Назначение психологической диагностики - установить уровень соотношения психических элементов личности или группы с целью определения их профессиональных функций или способностей, знаний, умений, навыков и др. Для этого разрабатываются системы диагностических методик.

Можно выделить такие виды психодиагностических методик:

психофизиологические методики - позволяют диагностировать динамику протекания нервных процессов у отдельных людей (силу, т.е. работоспособность нервных клеток при возбуждении и торможении; уравновешенность, т.е. соотношение между силой процессов возбуждения и торможения, степень их сбалансированности; подвижность, т.е. скорость смены процессов возбуждения и торможения) и определить темп деятельности, длительность сохранения активной работоспособности, быстроту и эффективность приспособления к обстановке и т.п.;

личные опросы - письменные (анкеты) и устные (интервью): способны выявить установки, наклонности и другие психические свойства личности, уровень психологической совместимости коллектива. Напр., получение сведений от осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций осужденного, системы его отношений к различным значимым явлениям, их жизненного пути, выявление возможных положительных качеств, на которые можно опереться при перевоспитании осужденного (метод личного опроса, проводимый работником исправительно-трудового учреждения).

Методы опроса могут быть почтовыми, прессовыми, телефонными, однако ими не следует злоупотреблять.

Распространены три вида интервью:

-фиксированное (регламентировано детальной разработкой вопросника по инструкции процесса интервьюирования),

-фокусированное (применяется в случае, когда опрашиваемого заранее знакомят с темой разговора и вопросами, на которых будет акцентировано внимание),

-свободное (отличается минимальными стандартами поведения интервьюера, использованием психологических и других особенностей респондентов для эффективного сбора информации);

тесты - это заранее продуманные испытания, при проведении которых используется точная техника оценки результатов. По результатам можно составить представление об интеллекте человека, его характере, совместимости с окружающими. Результаты используются также для самооценки личностных характеристик. Тесты, как правило, состоят из вопросов и ответов, имеющих количественное выражение результатов. Вместе с тем нельзя переоценивать роль тестов, ибо они могут создать некоторую систему ориентиров личности, но не решить проблему познания личности полностью, ее способностей и возможностей.

Классификацию тестов можно провести по различным критериям.

В зависимости от их цели выделяют такие виды тестов:

-проектные - совокупность методик всестороннего изучения личности;

-простые - методика изучения одной из сторон личности: интеллекта, умственных способностей, коммуникабельности для выяснения пригодности лица к различным юридическим профессиям, и др.

Различают тесты:

-прямые, типа экзаменационного билета (перед респондентом в открытой форме ставится вопрос о каком-либо правовом явлении);

-ситуационные (у респондента пытаются выяснить его оценку казуса, ситуации на основе мнения или отношения к нему того человека, который проверяется).

В плане экспериментирования используются аффективные тесты. Аффективные тесты предназначены для выяснения личностных установок: они как бы провоцируют человека на то, чтобы он раскрыл их (напр., тест, изучающий правосознание, содержит практический случай, допускающий разные толкования вопросов факта и права, когда респондента просят сделать выбор между возможными решениями). От собственно теста их отличает то, что они более естественны. С тестами их сближает то, что они ставят перед респондентом не прямой, а обходной вопрос ( из-за опасения, что прямой вопрос вызовет защитную реакцию).

Тестирование - это процесс, состоящий из трех стадий:

1. выбор и отработка текста;

2. осуществление тестирования;

3. анализ результатов, обобщение выводов.

Выбор и отработка теста, а также анализ результатов, обобщение выводов должны производиться только специалистом. Осуществление тестирования - чисто техническая стадия, не требующая высокой квалификации исполнителя.

Следует учесть, что на результаты тестирования оказывают влияние четыре компонента:

-нерепрезентативные выборки респондентов;

-последовательность вопросов;

-право выбора ответов;

-формулировка вопросов.

Выборка - это группа людей (респондентов), отобранных для опроса, в которой каждый человек имеет равные возможности участия. Нерепрезентативные выборки - это группа людей, отобранных для опроса без учета представительства интересов всего населения либо того социального (национального, религиозного и т.п.) слоя, интерес которого к опрашиваемой проблеме значителен. Нерепрезентативные выборки - искажающие выборки: они способны погубить самый великолепно составленный тест. Выборка респондентов должна быть репрезентативной (фр. representant - представитель).

Последовательность вопросов влияет на качество ответов. Если будут поставлены вопросы, развивающие, уточняющие ту же проблему или рассматривающие ее с разных аспектов, то ответ может точно выразить мнение респондента (и быть положительным), а в противном случае - исказить его позицию (и быть отрицательным).

Право выбора ответа заложена в форме вопросов. Форма вопросов может стимулировать ответ, если в вопросах заложена возможность выбора ответов. Поэтому очень важным является отработка вопросов с предоставлением права выбора ответов.

Формулировка вопроса должна быть точной. Малейшие изменения в тоне вопроса могут значительно повлиять на результат тестирования (глагол "запретить что-либо" может иметь то же значение, что и "не разрешать", однако лучше употребить "не разрешать", чтобы получить положительный ответ). Молодой монах однажды возмутился, когда его спросили, смог бы он курить во время молитвы. Спросите по-другому, посоветовал друг: "Можете ли вы молиться, когда курите?".

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.