«Комната». Рисунок 42. (См. цв. вклейку.) Опорные слова: стол, на столе лампа, потолок, над столом плафон с лампочкой, стул, кресло, пол, полка, на полке ландыши, клубок под креслом. Кот около стола. Мила сидит в кресле, Слава и солдат Данил — за столом.
«За грибами». Опорные слова: елки, волнушки, белка, Павел, Мила, лукошко.
Назови детей такими именами, в которых есть звук [л]. Что взяли собой дети? Какие деревья растут в лесу? (В лесу растут елки.)Кто сидит на елке? (На елке сидит белка.)Какие грибы растут около елки? (Около елки растут волнушки.)Кто спрятался за елкой? (За елкой спрятался полоз.)Что лежит под елкой? (Под елкой лежит палка.)Кто выпрыгнул из-под елки? (Из-под елки выпрыгнул заяц.)
Куда пришли Мила и Павел?
«Огород». Опорные слова: пугало, овощи, свекла, лук, баклажан, подсолнух, салат.
Представь, что ты рассматриваешь товары. Поделись впечатлением с мамой. Что бы ты хотел купить себе для занятий спортом? Расскажи мне, что ты видел в магазине.
«Школа». Опорные слова: школа, пенал, глобус, класс, атлас, краски.
«Звук потерялся». Какой звук потерялся в слове г...обус?
«Звук заблудился». Какой звук встал на чужое место — шкоал?
Составь предложения со словами Лола, вышла, подошла, ушла, пришла, перешла.
Анализ слова школа. Чтение слов.
«Зоопарк».
Представьте, что вы в зоопарке. В названиях каких зверей есть звук [л]? Пригласите своих друзей посмотреть на них. Смотрите, какой большой слон! Какой злой волк!
Кого еще увидели? Чьи клетки расположены рядом? Вопросы детей о животных.
Кого будет кормить служитель зоопарка? Чем можно покормить слона?
Составить схему предложения из трех-четырех слов. Звуковой анализ одного-двух слов. Узнать название зверя по предложенной звуковой схеме.
«Клава и кукла». Восстановление последовательности событий. Пересказ.
Клава заплакала. Кукла упала на пол и сломалась. Клава очень любила свою куклу. Папа починил куклу. У Клавы была кукла. Клава купала куклу. Клава пошла гулять с куклой. Клава одела куклу.
Пересказ.
Лане подарили куклу. Кукла была вся в белом. На ней было белое платье, белая панама, белые носки, белый бант. Туфельки тоже были белые. Лана любила свою куклу. Она катала ее в коляске, баюкала, одевала, гуляла с ней по улице. Однажды кукла упала и испачкалась. Лана долго мыла куклу с мылом.
Конспекты занятий
Конспект занятия 1
Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сказочного сюжета «Путешествие Колобка в Голубую страну»
Материал:рисунки с изображением Голубой страны, колокольни, луны, колодца, облака, Колобка, Волка, Лося, Слона, Белки, Лосенка, Дятла, феи в голубом платье, двух девочек в голубых нарядах.
Оргмомент
Психогимнастика.
Вносится игрушка или картинка с изображением колобка.
— Кто это? (Колобок.) Где слышится звук [л] в слове колобок?Какие коротенькие слова можно услышать в слове колобок?(Кол, бок, лоб, кок, около.)
— Сегодня мы будем сочинять новую сказку о Колобке. Покажите, как деду хотелось есть. Какой просящий и умоляющий был у него взгляд, когда он просил бабу испечь колобок.
Развитие моторики
— Изобразите, как баба по амбару помела, по сусеку поскребла, как месила тесто, лепила колобка. Что сделала баба? Вот и получился колобок!
— Что она с ним сделала? (Положила на окошко.)Колобок ... лежал, лежал, скучал, а потом заснул и ему приснился сон, что он попал в Голубую страну. Он решил найти эту страну. Колобок с подоконника ... (скатился), по дороге ... (покатился).
Выставляется картинка с изображением Голубой страны. —
Это волшебная Голубая страна. Давайте сочиним сказку о том, как Колобок попал в эту страну, кого он встретил на своем пути, кто помог ему туда добраться.