Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование механической помощи



«Балалайка».

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка. Происходит попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть использован палец самого ребенка, предварительно вымытый и обработанный. На первых занятиях движения пальца осуществляются с помощью логопеда, в дальнейшем ребенок действует самостоятельно.

Постановка звука [р] по Р.Е. Левиной (1965)

При замене звука [р] его мягкой парой [р'] следует предложить ребенку широко раскрыть рот и более протяжно произнести звук [р'], переместив передний край языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука.

При обратной замене надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [и].

Для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы артикуляционные упражнения. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильной артикуляции, получить так называемое фрикативное [р], но пока без вибрации. Следует закреплять фрикативный звук [р] на материале слогов, слов и предложений.

Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Базой для постановки звука [р] могут быть звуки [ш], [ж]. Надо предложить ребенку открыть рот, но без округления губ, и произнести протяжно звук [ж], переместив передний край языка немного вперед к деснам верхних зубов. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами.

Для выработки вибрации можно использовать звук [д], произносимый на одном выдохе. При этом следует обратить внимание на его артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами.

Сначала идет двух-, трехкратное равномерное повторение звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд), затем повторение идет с усилением последнего звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд,). Звук [д] может многократно повторяться равномерно (дддддддд)и с ритмическим выделением каждого третьего звука серии (ддд, ддд, ддд). В качестве исходного звука используется звук [т] (тд, тд, тддд, тддд). В дальнейшей работе двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дды, дды, дддда, ддда, ддды, ддды).

Появлению самостоятельной вибрации языка способствует произнесение сочетаний звуков [т], [д] с фрикативным [р] (др, др, дддр, дддр, тр, тр, тттр, тттр).

Для выработки вибрации произносить [д] вместо звука [р] в словах с сочетанием др или тр («тдава», «тдамвай», «тдуба», «ддова», «ддозд», «ддуг»).

Постановка звука [р] по А.И. Богомоловой (1979)

Зубы приоткрыть на расстояние 1,5—2 пальцев. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Средняя часть языка и уздечка должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Получится звукосочетание тж. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр.

Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр. После закрепления короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

Автоматизация звука [р]

Произношение изолированного звука [р]

Игровые задания для закрепления изолированного произношения звука

Звукоподражания

Подражание рокоту самолета, мотору работающего трактора или машины, рычанию тигра и т. д.

«Заведем трактор». «Заведем машину». Работает невыключенный мотор машины. Машина едет по длинной дороге. Ребенок катит машинку по столу и произносит звук р-р-р-р. Чья машинка проедет дальше? Чей мотор будет работать дольше? Кончился бензин. Заправим машину бензином и поедем дальше.

Разговоры мам животных со своими детенышами (произносить звук [р] с разной силой и высотой голоса).

Большая собака и щенок сердятся. Тигрица учит тигрят рычать (произносить звук [р] низким и высоким голосом).

Кошка мурлычет: «Мур-р-р-р» (низким голосом). Котенок мурлычет: «Мур-р-р-р» (высоким голосом).

Ворона и воронята каркают: «Кар-р-р-р» (низким и высоким голосом).

Автоматизация звука [р] в слогах

Занятие 1

Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных(тр, др)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.