Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Игры и задания, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза



Игра «Поймай звук». Слышать заданный звук среди других в звуковом ряду.

«Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных слогах будет услышан заданный слог, например, ра.

Какой слог лишний — ра-ра-ла-ра?

Звуковой анализ и синтез слов и слогов из двух звуков: он, уж, Ух! Ах! Ам! Ох! Ма, ку, по и др.

Анализ и синтез слогов. Использовать символы звуков — кружочки красного, синего и зеленого цветов.

Сколько звуков в слоге ас?Назови первый звук. Назови второй звук. «Разбросай» звуки слога ас.

Какие звуки есть в слоге ла?Какой слог получится, если мы «пригласим» к звуку [л] и звук [у]? (Слог лу.) Составь слог из звуков [ш], [а]. Я даю тебе звук [ш] и звук [а]. Какой слог ты мне вернешь?

Какие звуки есть в слоге ра?Какой слог можно составить, если к звуку [а] «пригласить» звук [с]? Какой слог получится, если мы «подружим» звук [р] и звук [у]?

Найди картинки, в названиях которых есть слог ру (рукавицы, рубашка, рубанок, ручей). Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла, из ряда других (лапа, ладошка).

Подскажи конец слова: иг...(ла), пи...(ла), по...(лы), го...(ры), помидо...(ры).

Дополни слово: но...(ра), ко...(ра), ды...(ра). Подскажи недостающий слог: ...дуга, ...кета. Какого слога не хватает? (Пыле..., авто... .)

Развитие речеслухового внимания и памяти.

Запоминание и воспроизведение слогового ряда из одинаковых согласных и разных гласных звуков (ра-ро-ру).

Запоминание и воспроизведение ряда слогов со стечением согласных и разными гласными (шма-шмо-шму, сто-сты-сту).

Запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и одинаковых гласных звуков: са-ча-ша-жа (на этапе дифференциации звуков).

Запоминание и воспроизведение слогового ряда с оппозиционными звуками (са-ша, ла-ра-ла-ра, ста-шта).

Чтение прямых и обратных слогов: ра, ро, ор, ар.

Конспекты занятий

Конспект занятия 1

Автоматизация звука [р] в обратных слогах

Оргмомент

Пространственная ориентировка

— Посмотри вокруг и скажи, что находится справа от тебя. Стань так, чтобы слева от тебя было зеркало. Повернись так, чтобы картинка, изображающая топор, оказалась впереди тебя. Где я нахожусь — справа или слева от тебя?

Релаксация

— Представь, что мы с тобой собираемся в горы. У нас очень тяжелый рюкзак (напряжение). Сними рюкзак (расслабление).

Артикуляционные упражнения (на усмотрение логопеда)

Координация дыхания, артикуляции и фонации. Развитие памяти и внимания. Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой интонации и ударения.

«Горное эхо»: ар-ар-ар-ар-ар (громко), ар-ар-ар-ар-ар (тихо).

«Разговоры горных троллей». Тролли увидели нас и беседуют между собой:

Ор-ор-ор?(вопросительно)

Ур-ур-ур. (утвердительно)

Ыр-ыр-ыр-ыр. (обиженно)

Яр-яр-яр-яр. (с горечью)

Ер-ер, ер-ер, ер-ер. (приветливо)

Юр-юр, юр-юр, юр-юр!(радостно)

Ир-ир, ир-ир, ир-ир. (печально)

Произносить слоги в сочетании с движениями указательного пальца.

Игровое задание «Поднимаемся на гору, спускаемся с горы»: ар-ор-ир-ур; ир-ур-ыр-ар; яр-ер-юр-ир.

Развитие речеслухового внимания

Отстукивать ритмический рисунок слов горы, тролли, порт, арка, Ира, забор, юрта, шофер, зефир, артист, армия, Антарктида.

Развитие фонематического восприятия

— Какого звука не хватает? Узо..., абажу..., ти..., жи..., монте..., вее..., вете..., зефи..., мото..., акте... .

— Подскажи слог. Мо...(тор), свето...(фор), ко... (вер), кос...(тер), мухо...(мор), поми...(дор), за...(бор), то...(пор).

«Правильно — неправильно».

— Я буду называть слова правильно и неправильно, а ты хлопни в ладошки, если я скажу слово правильно. Тефир, зефир, ковар, повар, шахтер, чахтер, мамидор, помидор.

Анализ и синтез слогов

Обозначение слогов цветовыми символами.

— Сколько звуков в слоге ар?Какой первый звук в слоге ар?Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге ур?Звук [о] «подружился» со звуком [р]. Какой слог получился?

Составление слогов из букв.

Конспект занятия 2

Автоматизация звука [л] в слогах (интервокальное положение)

Оргмомент

Развитие пространственного и слухового восприятия.

— Откуда показалась пожарная машина (космический корабль)?

Определить направление звука (сигнал пожарной машины или космического корабля).

Релаксационные упражнения. Изобразить инопланетянина-робота (напряжение), затем человека-инопланетянина (расслабление).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.