— учить различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос и повествование.
Игровые упражнения
«Разговор киски с хозяйкой». Покажите, как киска просит молочка у своей хозяйки. «Мяу» (жалобно, просящим голосом). Кисонька поела, песенку запела: «Мяу-мяу-мяу» (веселым, радостным голосом).
Передача повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации.
* *
*
Рано-рано выпал снег.
Удивился человек:
— Это снег? Не может быть!
На дворе? Не может быть!
На траве? Не может быть!
В октябре? Не может быть!
Неужели это снег?
Не поверил человек.
Г. Сапгир
Кто так голос подает?
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!
Куд-дах! Снеслась в кустах!
Мур-мур-мур! Пугаю кур!
Му-му-му! Молока кому?
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра.
Ам-ам-ам! Я и вам кашки дам.
* *
*
— Где ты, белочка, живешь,
Что ты, белочка, грызешь?
— На сосне, в дупле пустом,
У меня уютный дом.
— А мороз трескучий, злой
Не страшит тебя зимой?
— Нет! Мороз трескучий, злой
Не страшит меня зимой.
Греет сильно серый мех.
Эта шубка лучше всех!
Потешка
Говорит гусь Коле:
— Пошел бы ты умылся, что ли.
Говорит Коле утка:
— Смотреть на тебя жутко!
Говорит Коле кошка:
— Дай, полижу тебя немножко.
А свинья от смеха давится:
— Мне этот мальчик очень нравится!
* *
*
— Вы откуда, калачи?
— Как откуда? Из печи!
— И куда же вы идете?
— К тем, кто в поле на работе.
Пусть-ка вдоволь поедят,
А лентяи поглядят.
Ю. Капотов
Снегирек
— Ты откуда, снегирек,
Прилетел в наш лесок?
— С севера я прилетел,
Вкусных ягод захотел.
— У нас метели, вьюги злятся.
Ты не будешь их бояться?
— Я не буду их бояться,
Пусть себе метут и злятся.
Для зимы я приберег
Теплый красный кожушок.
Пересказ сказки.
Поспешили — насмешили
Прискакала лягушка к медвежьему дому, заквакала под окном: «Ква-ква-ква, я к вам в гости пришла». Прибежала мышка, запищала: «П-пи-пи, пироги у вас вкусны». Курочка пришла, закудахтала: «Ко-ко-ко, корочки, говорят, у вас рассыпчатые». Гусь приковылял, гогочет: «Го-го-го, горошку бы поклевать». Корова пришла, мычит: «Му-му-му, мучного пойлица бы попить». Тут медведь из окна высунулся, зарычал: «Р-р-р-р», и все разбежались. Да зря трусишки поспешили, дослушали бы, что медведь хотел сказать. Вот что: «Р-р-рад гостям, заходите, пожалуйста».
Фонетическая зарядка (произнесение звуков, слоговых сочетаний, слов и фраз с изменением интонации, силы и высоты голоса) по возможности включается во все занятия, проводимые логопедом и воспитателями.
Постановка звука
Работа по постановке звука включает следующие моменты:
— создание слухового образа звука;
— формирование зрительного образа звука (показ и словесное описание положения губ, зубов и языка логопедом);
__формирование ощущения правильного положения органов артикуляции. Уточнение положения органов артикуляции ребенком. (Губы растянуты в улыбку или вытянуты в трубочку? Язык внизу или вверху? Дрожит или не дрожит язычок? «Спит» или «не спит» голосок?);
— формирование кинестетического образа звука с помощью пальцев рук, муляжей, игрушек;
— формирование правильного артикуляционного уклада;
— развитие простых видов фонематического анализа и синтеза;
— развитие переключаемости органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний с чисто произносимыми звуками с подключением движений и мимики.
Воспроизведение звуковых и слоговых рядов должно вестись с опорой на наглядность и преподноситься в игровой форме. В качестве наглядного материала могут использоваться игрушки или картинки. Например, мама Курица убеждает Цыпленка не ходить далеко. Произносятся слоги низким голосом: Ко-ко-ко-ко. Цыпленок не послушался. Произносятся слоги пи-пя-пе-пю высоким голосом. Цыпленок пошел и заблудился. Слоги произносятся печально. Его увидела Кукушка (ку-ку-ку-ку)и сообщила Курице, где находится Цыпленок. Папа Петух ругает Цыпленка (ку-ка-ре-ку), а мама — защищает сыночка (ко-ко-ко-ко). Дети старшего возраста сами комментируют, о чем могут говорить персонажи или игрушки.
Произнесение слогов ведется от имени неодушевленных предметов (Ветра и Дерева, Снежинок и Сугроба и т. д.).
На этом этапе используются следующие слоговые сочетания: