Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Радикально–революционное направление, народничество



В пореформенный период в русской общественной мысли складываются два революционных центра.

1. В Петербурге – редакция журнала «Современник» (1836–1866): Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов. Чернышевский был сторонником социализма, возмущался эгоизмом помещиков, компромиссными проектами правительства, полагал, что царь заодно с дворянами. Был за максимальные наделы для крестьян при минимальном выкупе. Это более левый центр.

2. В Лондоне – Вольная русская типография А.И. Герцена. В 1847 г. он в эмигрировал на Запад. Им были разработаны основы "русского социализма". Также Герцен считал, что общественным переменам должно предшествовать становление самостоятельной личности, сознающей свое нравственное достоинство: "Нельзя людей освобождать в наружной степени больше, чем они свободны внутри". В 1857 г. А.И. Герцен и Н.П. Огарев начали издание журнала «Колокол» (1857–1867) в Лондоне + альманах "Полярная звезда" (1855–1862), сборники "Голоса из России" (1856–1860). А.И. Герцен стремился дать слово всем вольнолюбивым течениям на страницах своих изданий, что обеспечило им огромную популярность в России, упрекал "Современник" за излишнюю прямолинейность.

 

После отмены крепостного права крестьянское движение достигло апогея, число волнений в 1861 г. подскочило сразу в 10 раз. Крестьяне, узнав об условиях реформы, решили, что "волю подменили господа". Власти прибегли к оружию для усмирения крестьянских волнений: так, в селе Бездна Пензенской губернии были убиты и ранены несколько сот человек. Эти события взбудоражили радикалов, также разочарованных крестьянской реформой.

В 1861–1864 гг. формируется организация «Земля и воля» для подготовки восстания (А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов, братья А.А. и Н.А. Серно–Соловьевичи).Осенью 1861 г. вспыхнули студенческие волнения в Москве Петербурге, Казани, подавленные полицией и войсками. Весной 1862 г. в Петербурге разразились страшные пожары, виновник которых так и не был установлен. В обществе стала нарастать паника; правительство прибегло к репрессиям. Арестовали и отправили на каторгу Н.Г. Чернышевского, хотя его вина не была доказана, ряд других радикалов.

В 1860–е гг. в России распространяется нигилизм (от латинского nigil – ничего). Вождь нигилизма Д.И. Писарев (ведущий публицист журнала "Русское слово") призывал молодежь "крушить направо и налево": если какое-нибудь учреждение или обычай не выдержат удара, значит, их и не стоило сохранять. Писарев отвергал искусства, философию во имя естественных наук, приносящих конкретную пользу. Он считал, что в основе человеческих отношений должны лежать не отвлеченные идеалы, а разумный эгоизм. Самым ярким художественным воплощением нигилиста-"шестидесятника" стал образ Базарова из романа И.С. Тургенева "Отцы и дети".

В 1866 г.Д.В. Каракозов – один из членов московского кружка Н.А. Ишутина совершил покушение на жизнь Александра II: «Я стрелял в него, потому что он вас всех обманул!», - кричал он толпе. После этого правительство перешло в решительное наступление. "Современник" и "Русское слово" были закрыты; радикальное движение временно затихло.

В 1869 г С.Г. Нечаев создал среди московских студентов общество "Народная расправа". В борьбе за волю народа, проповедовал Нечаев, годятся любые средства – шантаж, подлог, провокация. Революционер должен постигнуть только одну науку – "науку истребления и разрушения"; победить самодержавие сможет только скованная жесткой дисциплиной и единоначалием организация. Чтобы "связать кровью" своих последователей, Нечаев заставил их убить одного из членов организации, возмутившегося методами "вождя". Убийц вскоре поймали; процесс над ними прогремел на всю Россию, дал Ф.М. Достоевскому материал для романа "Бесы". Сам Нечаев бежал в Швейцарию, но был выдан России как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости.

"Нечаевщина" ужаснула многих молодых радикалов, решивших пойти иным путем. В начале 1870-х гг. возникает ряд кружков, в которых отвергались принципы "диктаторства", главное внимание уделялось самообразованию, изданию и распространению социалистической литературы. В пореформенный период начал формироваться новый социальный слой профессионалов умственного труда – интеллигенция. Это была разночинная интеллигенция, т.е. состояла она из разных чинов – обедневшего дворянства, духовенства, мещанства, крестьянства. Эти люди, порвав с прежней средой, освобождались от сословных традиций, рвались к решительной переделке мира, враждебно относились к устоям старого строя – государству и церкви. В общественную жизнь разночинцы привносили горькое чувство озлобленности: ведь им приходилось тяжким трудом добиваться того, что "баре" имели от рождения. Самодержавие отстраняло интеллигенцию от политики и общественной деятельности, тем самым еще более озлобляя её. Вместе с тем интеллигенты-разночинцы болезненно переживали разрыв с "простым народом", их мучило чувство вины перед ним. Люди умственного труда в Западной Европе никогда не ощущали себя до такой степени единой, обособленной от остального общества группой. Зато в странах Востока и Латинской Америки, проходивших полосу европеизации, возникали и возникают явления, подобные русской интеллигенции.

Новые идеи на рубеже 1860–1870–х гг. были провозглашены народниками. За идейную основу взяли теорию «русского социализма» Герцена. Считали, что интеллигенция в долгу перед народом, перед крестьянством, поэтому она обязана избавить его от гнета и эксплуатации. Главным средством достижения социальной справедливости народники считали крестьянскую революцию. Поэтому народничество 70-х годов принято называть революционным – в отличие от "либерального народничества" 80-х годов, выступавшего за мирный, просветительский путь преобразований.

Характерной чертой народничества является также преувеличение роли личности в историческом процессе. В основном народники разделяли индивидуалистическую теорию "сильной личности", "героев и толпы". С этой теорией, в частности, была связана народническая тактика "индивидуального террора". Народничество не было уникальным русским явлением: схожие доктрины возникали в Индии, Китае и других странах – там, где многочисленное крестьянство сталкивалось с натиском капитализма.

 

В 70–е гг. оформились 3 идейных течений народничества.

1. Пропагандистское, теоретиком которого являлся П.Л. Лавров, он считал, что народ надо готовить к социализму посредством долгой пропаганды. "Перестройка русского общества, – учил Лавров, – должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа".

2. Бунтарское, идеологом которого был М.А. Бакунин – выходец из тверского дворянства, западник, впоследствии – политический эмигрант, боец европейских революций и один из лидеров анархизма. «Русский мужик, полагал Бакунин, – по природе социалист и бунтарь; интеллигенции же нужно лишь "свистнуть в два пальца" – обратиться к крестьянству и поднять его на бунт».

3. Заговорщицкое – теоретик его – П.Н. Ткачев. Он считал, что хорошо организованная революционная партия должна захватить власть и, опираясь на нее, внедрить социализм в русскую жизнь.

В 1874 г. напряжение в российском обществе вылилось в массовое движение – "хождение в народ". Сотни молодых интеллигентов двинулись в деревню. Одни пытались, по теории Бакунина, разжечь крестьянский бунт. Другие просто хотели "отдать долг" народу – лечить, просвещать его. Всеми владели почти религиозный энтузиазм, жертвенный порыв, тяга к нравственному самоочищению, желание порвать с "грязной" средой привилегированного общества. Крестьяне не оправдали надежд – на восстание не поднялись и тяги к социализму не проявили. Правительство же разгромило "хождение в народ", арестовывая всех, кто вызывал малейшее подозрение.

 

1876 г.

создается организация «Земля и воля»,

в 1879 г. распадается

 

В 1876 г. в Петербурге возникла революционная народническая организация "Земля и воля" (А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов). Это была самая крупная и сплоченная организация за всю историю народничества. Она имела разветвленную сеть филиалов, программу, свой печатный орган. Главной своей задачей землевольцы считали пропаганду и подготовку крестьянской революции. Землевольцы поддерживали и рабочее движение, хотя считали его второстепенным.

В 187I–1878 гг. прошло свыше тридцати политических процессов, причем наказания подчас бывали не в меру тяжелы. Революционеры взялись за оружие. В 1878 г. В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова за то, что он приказал наказать розгами политического заключенного, и ранила его. Засулич оправдал суд присяжных (которому в виде исключения передали дело). Это впервые (!) прозвучало как общественное одобрение террора.

Спустя несколько месяцев после процесса над Засулич прямо на улице террорист С.М. Кравчинский заколол шефа жандармов Н.В. Мезенцева в отместку за казнь революционера, оказавшего вооруженное сопротивление при аресте. Был убит ряд других сановников и жандармских чинов.

 

К концу 1870-х годов в народничестве назрело много расхождений по тактическим вопросам. В 1879 г. произошел раскол "Земли и воли". "Землю" "взяла" себе группа "Черный передел" во главе с Г.В. Плехановым и В.И. Засулич. Отрицая политическую борьбу, «Чёрный передел» попытался продолжить пропаганду в деревне, но был разгромлен правительством. Постепенно в среде лидеров вырастал интерес к пропаганде среди пролетариата. В 80-е годы они перешли на марксистские позиции.

Вторую часть старого лозунга "взяла" группа "Народная воля" (руководители – А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, А.Д. Михайлов). Освобождение народа эти деятели решили начать с захвата власти. Народовольцы полагали, что убийство царя разрушит всю старую политическую систему. После этого революционеры намеревались передать всю власть Учредительному собранию. Они организовали настоящую охоту на царя: в 1879 г., прокопав сорокаметровый тоннель, взорвали мину под царским поездом; в 1880 г. устроили взрыв в Зимнем дворце (С.Н. Халтурин), убивший и ранивший несколько десятков солдат. Революционеров было немного – несколько сот на всю Россию, но широкое недовольство в тогдашнем обществе делало их грозной силой. Власти наносили ответные удары; они стали особенно ощутимы во времена М.Т. Лорис-Меликова, когда правительство реорганизовало полицию и наладило контакт с умеренными кругами.

1 марта 1881 г. террорист-смертник И.И.Гриневицкий, сам убитый взрывом бомбы, смертельно ранил Александра II (С.Л.Перовская – организатор и участница покушения, ее повесили в Петербурге 3 апреля 1881 г.). Убийство Александра II – высший успех народовольцев – стало началом их заката. Народ остался неподвижен, самодержавие не рухнуло, а умеренное общество отшатнулось от террористов. Началось быстрое внутреннее разложение "Народной воли", прекратившей к середине 80-х годов свое существование.

Последним отзвуком террора стало "второе 1 марта" – неудачное покушение на Александра III, организованное в 1887 г. группой петербургских студентов с участием Александра Ульянова (старшего брата В.И. Ленина). Для радикальной интеллигенции наступили тяжелые времена. "В те годы дальние, глухие в сердцах царили сон и мгла", – писал о 80-х годах А.А. Блок.

Выход из тупика попытались найти "либеральные народники" – талантливые экономисты В.П. Воронцов и Н.Ф. Даниельсон, Н.К. Михайловский – виднейший публицист, социолог, литературный критик. Они предлагали вести крестьянство к социализму на путях мирной, постепенной работы. Лозунгом стали "малые дела" – устройство больниц и школ, защита юридических прав крестьянства, агрономия, экономическая помощь общинам и артелям, в которых народники видели зародыш социализма. "Маленькое дело – вовсе не синоним маленькой цели, – подчеркивали либеральные народники, – «Из маленьких дел слагается жизнь миллионов". Теорию "малых дел" разделяло в 80-е годы большинство земских служащих. Однако пора расцвета народничества в России осталась позади: ему на смену шли из Европы новые радикальные теории.

 

Начало рабочего движения. Марксизм..

В пореформенное время в России происходил быстрый рост численности рабочих, что привело к появлению нового социального движения – рабочего. В 1880– е гг. пролетариат становился все более заметной силой. В индустриальных районах – Петербурге, Москве, Подмосковье – вспыхивали волнения и забастовки. Самой заметной стала Морозовская стачка в Орехово-Зуеве на текстильной фабрике Т.С. Морозова в 1885 г. (ее руководитель – П.А. Моисеенко). 9 тыс. рабочих оставили работу и составили коллективное заявление, требуя не просто улучшить условия их труда, но и изменить общегосударственное рабочее законодательство. На фабрику прибыл губернатор; за ходом стачки следил сам Александр III. Правительственные войска вернули забастовщиков на работу. Зачинщиков арестовали, но суд вынужден был их оправдать, ознакомившись с положением рабочих. Присяжные отвели все обвинения (101 пункт); газеты писали, что это решение – «сто один салютационный выстрел в честь народившегося на Руси рабочего вопроса». Правительство сознавало значение новой общественной силы – в рабочее законодательство были внесены изменения.

Стали возникать рабочие организации, которые ставили перед собой политические задачи. Это – в 1875 г. «Южнороссийский союз рабочих» в Одессе (Е.О. Заславский), в 1878 г. в Петербурге – «Северный союз рабочих» (В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин). Союзы имели программные документы, составленные под влиянием народнической идеологии. Члены организации ставили перед собой задачу бороться за права пролетариата: ограничение рабочего дня, запрещение детского труда.

Кризис революционного народничества после 1881 г., рост численности пролетариата стали предпосылками распространения в России новой идеологии марксизма, основные идеи которого сводились к пролетарской революции, к переходу из капитализма в коммунизм, к бесклассовому обществу равных, к диктатуре (господству) пролетариата. В 1883 г. в Женеве была создана группа "Освобождение труда". Основателями стали бывшие члены "Черного передела" – Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод и др. Они переводили и распространяли в России труды К. Маркса и Ф. Энгельса. В революционной среде жадно читали сочинения Плеханова – "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", в которых анализировались причины краха народничества в 70-е годы.

Г.В. Плеханов доказывал, что развитие капитализма – непреложный общемировой закон, русская община разлагается и не сможет стать основой социализма. В рамках капитализма должны сложиться материальные предпосылки социализма – крупная промышленность, высокоорганизованная экономика, многочисленный пролетариат. Только после этого может быть организована буржуазно-демократическая революция, а только потом – социалистическая.

Под влиянием группы "Освобождение труда" возникли первые марксистские кружки в России: в Петербурге – Димитра Благоева, П.В.Точисского и М.И. Бруснева, в Казани – Н.Е. Федосеева. Зарождались они в студенческой среде. Прочных связей с рабочими установить им пока не удавалось; полиция достаточно быстро пресекала их деятельность. Русское революционное движение, долго державшееся идеей о самобытности России, стало с распространением марксизма сворачивать в общеевропейское русло. Эпоха широкого распространения марксизма в России была еще впереди.

Постепенно начиналось объединение кружков в союзы. В 1895 г. в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с В.И. Лениным и Ю.О. Мартовым. В 1898 г. в Минске был проведен I съезд РСДРП. Хотя в нем приняло участие всего 9 человек, съезд принято считать вехой в образовании российской социал–демократии.

 

Таким образом, в пореформенной России сформировался целый ряд общественно–политических течений, представлявших различные социальные слои населения. Большинство из них было оппозиционно настроено по отношению к самодержавию. Со временем это противостояние между властью и мыслящей частью общества только усиливалось.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.