Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деление многозначного числа на однозначное

ООД: заменять число суммой разрядных слагаемых или удобных, знать табличное умножение и деление, правило деления суммы на число, деление круглых

Подгот. Работа

1) табличное умножение и разбиение числа на разрядные, деление круглого


30*2=60

3 дес*2=6 дес

60:2=30

6 дес:2=3 дес

6:2=3

60:2=30


 

2) деление суммы на число

Задача: 4 груши и 6 яблок раздали двум детям поровну. По сколько получил каждый?

I (4+6):2=10:2=5

II 4:2+6:2=2+3=5

Предложить детям различные примеры на данное правило

(3+6):3

(12+8):4

(48+42):3=90:3

(10+10):4=20:4

(3+5):4=8:4

(32+28):4=32:4+28:4

Делается вывод, что сумму на число не всегда можно разделить двумя способами.

После ознакомления решением в "строчку" 846:2=(800+40+6)=800:2+40:2+6:2=423, когда вычисления выполняются устно, предлагаем пример 972:4. Возникают

трудности в представлении делимого в виде суммы удобных слагаемых. Говорим, что в этом случае деление выполняют письменно:

1) Первое неполное делимое 9 сот., значит в частном будут сотни, десятки, единицы, т.е. 3 цифры. Разделим 9 сот. на 4, получим 2 сот. Узнаем, сколько сотен разделили: 2 сот.·4=8 сот., 8 пишем под 9.

2) 9 сот.-8 сот.=1 сот. - не разделили.

3) Образуем второе неполное делимое: 1 сот.=10 дес., еще 7 дес. будет 17 дес. Разделим 17 дес. на 4 и получим 4 дес., 4 дес.·4=16 дес. пишем под 17.

4) 17 дес.-16 дес.=1 дес. - не разделили.

5) Образуем третье неполное делимое: 1 дес.=10, да еще 2 будет 12. 12:4=3 - пишем в частном. 3·4=12 - пишем под 12, 12-12=0. Деление закончено.

6) Читаю ответ: 243.

7) Проверка 243*4=972. лучше выполнять проверку умножением столбиком.

В рассмотренном случае число цифр частного совпадает с числом цифр делимого. В тех случаях, когда число цифр в частном меньше, чем в делимом, надо приучать учащихся, определив их вначале, ставить точки:

3 сотни нельзя разделить на 4, чтобы получились сотни.

Будем делить десятки. Их 37. Это первое неполное делимое. Значит, в частном будут десятки и единицы, т.е. 2 цифры (ставим 2 точки).

Далее продолжаем рассуждения как и раньше.

Такой прием помогает избегать ошибок в делениях, где в записи частного появляются нули. Если этот нуль пропускается, то точки могут остаться свободными, что означает ошибку в делении. Например, ученик ошибочно разделил:

"Первое неполное делимое 4 сотни. В частном будут сотни, десятки, единицы, т.е. 3 цифры; ставлю 3 точки. 4 сот. делим на 4, получится 1 сот., 4-4=0, не пишу, опускаю 3, 3 на 4 не делится, опускаю 2; 32 на 4 будет 8, 4·8=32, 32-32=0. В ответе получается... А почему одна точка лишняя?" После таких рассуждений ученик должен вернуться к повторному делению.

Причиной этой ошибки является преждевременное сокращение процесса рассуждения. Правильным должно быть такое объяснение:

"Первое неполное делимое 4 сотни, в частном будут сотни, десятки, единицы, т.е. 3 цифры (ставлю три точки). 4 сот.:4 =1 сот., 1 сот.· 4=4 сот., пишу под 4 сот., 4 сот.-4 сот.=0 сот. - не пишем. Опускаю 3 дес.: 3 десятка на 4 так, чтобы получились десятки не делится, значит в разряде десятков будет 0. Делим 32 единицы... и т.д."

 

! обязательна проверка деления умножением

учащиеся знакомятся с делением на числа, оканчивающие нулем. В подг. Работе вводится правило деления числа на произведение. Чтобы разделить число на произведение, можно это число разделить на один множитель и полученный результат разделить на другой:

570:30=570:(10·3)=570:10:3=19

Сначала рассматривают устные приемы деления:

570:30=570:(10·3)=570:10:3=57:3=18

7200:900=7200:(9·100)=7200:100:9=72:9=8

420:14=420:(7·2)=420:7:2=60:2=30

При решении таких примеров некоторые учащиеся применяют запись 7200:900=72:9=8, т.е. зачеркивают в делимом и делителе одинаковое число нулей. В этом случае учителю надо обосновать правильность его записи: "В математике это правильно, объяснить такое решение вы научитесь, когда в 6 классе изучите основное свойство дроби"

Письменное деление объясняют так. Первое неполное делимое 513 десятков, значит, в записи частного будет две цифры. Узнаем, сколько десятков будет в частном: разделим 513 на 10 и полученное частное 51 разделим на 9, получим 5. Узнаем, сколько десятков разделили: умножим 90 на 5, получим 450. Узнаем, сколько десятков осталось разделить: вычтем 450 из 513, получим 63. Проверим цифру десятков частного: сравнив остаток 63 с делителем; десятков осталось меньше, чем 90, значит, цифру десятков нашли правильно. Образуем второе неполное делимое: 63 десятка - это 630 единиц… и т.д.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.