Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Временное отстранение от должности



Отстранение от должности (ст. 114 УПК) — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении подозреваемого или обвиняемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производ- ству по делу или исполнению приговора.

Анализ процессуального закона позволяет выделить три специальных условия временного отстранения от должности:

а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого или обвиняемого; б) наличие у подозреваемого или обвиняемого статуса должностного лица. Фор-

мально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК РФ. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскры- вает термин «должностное лицо», используемый в процессуальном законе (ст. 114 УПК). Отстранение обвиняемого от должности преследует не только цель предотвра- щения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечить исполне- ние приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Данная мера может обеспечивать исполнение буду- щего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Поэтому обвиняемый дол- жен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по спе- циальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (осо- бенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК РФ предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Напри- мер, может быть отстранен бухгалтер, обвиняемый в подделке финансовых докумен- тов; водитель, обвиняемый в преступном нарушении правил дорожного движения;

в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. Содержание обвиняемого в условиях жесткой изо- ляции обычно само по себе исключает выполнение им своих трудовых обязанностей. Основанием временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от долж- ности является обоснованное предположение, что при исполнении им своих должно- стных обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, вос- препятствовать выяснению истины по делу, также необходимость исполнения возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом дея- тельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установлен-

ных путем доказывания.

В досудебных стадиях для временного отстранения подозреваемого или обвиня- емого от должности (кроме высших должностных лиц страны) следователь с согла- сия руководителя следственного огана, а дознаватель — с согласия прокурора выно- сит мотивированное постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства. Данная мера принуждения ограничивает конституционное право на рас- поряжение способностями к труду и выбор профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 37


 

Конституции РФ), поэтому применяется только по судебному решению (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК). Ходатайство рассматривается районным (или военным того же уровня) су- дьей (ч. 9 ст. 31) по месту производства предварительного следствия. В течение 48 часов судья выносит постановление о временном отстранении от должности или об отказе в этом. Постановление об отстранении от должности направляется администрации по месту работы подозреваемого или обвиняемого, которая обязана его исполнить.

Процессуальный закон прямо не предусматривает временное отстранение от долж- ности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собствен- ной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя).

В постановлении о временном отстранении от должности указывается решение судьи о назначении обвиняемому государственного пособия в размере 5 МРОТ.

Временное отстранение от должности отменяется по постановлению следователя, дознавателя, прокурора, судьи или по определению суда, когда отпадают основания для его применения. Во всяком случае отстранение от должности отменяется при отпадении: а) общих условий для применения мер процессуального принуждения: при пре- кращении уголовного дела (ст. 213, 239); постановлении оправдательного приговора или приговора, не связанного с назначением наказания (ст. 306, 311); обращении об- винительного приговора к исполнению (ч. 4 ст. 390, ст. 393); приостановлении уго-

ловного дела;

б) специальных условий для применения этой меры принуждения: прекращении уголовного преследования в отношении этого подозреваемого или обвиняемого, пре- кращении его трудовых отношений (ст. 77 ТК РФ); заключении обвиняемого под стра- жу или под домашний арест.

Для отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (губернатора края, предсе- дателя правительства республики) существует специальная процедура (ч. 5 ст. 114 УПК). При условии обвинения столь высокопоставленного руководителя в соверше- нии умышленного преступления, за которое предусмотрено наказание свыше 5 лет лишения свободы, Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ мотивиро- ванное представление о временном отстранении от должности указанного лица. Пре- зидент в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение об отстранении от должности или об отказе в этом.

Для ряда категорий должностных лиц, обладающих служебным иммунитетом, установлен особый порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемых (ст. 447—448 УПК). При соблюдении этого порядка временное отстра- нение их от должности производится на общих основаниях.

Решение суда об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляци- онном, кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по мес- ту его работы1.

 

1 См. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.99 № 5-П по делу о проверке кон- ституционности положений ст. 133, ч. 1 ст. 218 и 220 УКП РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и ООО «Моноком» // СЗ РФ. 1999. № 14.


 

Кроме специальной меры принуждения в виде временного отстранения от долж- ности на практике иногда используется другая процедура. Если по делу будет уста- новлено, что трудовая деятельность обвиняемого (подозреваемого или его руководите- ля) послужила условием совершения преступления, то следователь вправе направить представление соответствующей администрации (ч. 2 ст. 158 УПК), а суд — частное оп- ределение (ч. 4 ст. 29 УПК) об устранении данного условия. При этом администрация, рассматривая представление и частное определение, имеет право (но не обязана) отстра- нить от работы или уволить обвиняемого в соответствии с законодательством о труде.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.