Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное
Деление на двузначное и трехзначное число отличается от деления на однозначное число более сложной операцией подбора цифры частного. Здесь требуется владение приемом округления делителя. Подобранная цифра частного будет не окончательная, а пробная, ее нельзя сразу записывать, а надо сначала проверить.
Этот вопрос рассматривается в учебнике М.И. Моро по следующему плану:
1.Письменный прием деления многозначного числа на двузначное число, когда цифра частного находится в результате одной пробы.
2.Письменный прием деления многозначного числа на двузначное число, когда цифра частного находится в результате нескольких проб.
3.Письменный прием деления многозначного числа на трехзначное число, когда цифра частного находится в результате одной пробы.
4.Письменный прием деления многозначного числа на трехзначное число, когда цифра частного находится в результате нескольких проб.
Рассмотрим методику ознакомления с каждым из этих вопросов:
1. На первом уроке ознакомление начинают с самого простого случая деления многозначного числа на двузначное число, когда цифра частного находится в результате одной пробы и в частном - однозначное число, далее приемы располагаются в порядке нарастания сложности.
Основная задача учителя на этом этапе - добиться усвоения приема округления делителя. В качестве подготовки к округлению делителя полезно выполнять упражнение: «Назовите ближайшее круглое число, меньшее, чем 42, 54, 38».
Объясняя новый прием деления, надо показать, что при делении на двузначное число, его заменяют ближайшим меньшим круглым числом и делят так, как мы делили на числа, оканчивающиеся 0. В этом случае в частном получается пробная цифра и ее нужно проверять.
Объяснениенового приема можно провести в форме беседы:
На этапе закрепления рассматриваются письменные приемы деление многозначного числа на двузначное с остатком, случаи деления на двузначное число, когда в частном получается двузначное, трехзначное или четырехзначное число. Эти случаи деления учащиеся объясняют самостоятельно, пользуясь алгоритмом:
1) Нахожу первое неполное делимое. Определяю количество цифр в частном и первую цифру частного.
2) Нахожу второе неполное делимое. Определяю вторую цифру частного и т.д..
3) Проверяю, правильно ли найдено частное.
2. На следующем этапе рассматривается деление многозначного числа на двузначное число, когда цифра частного находится в результате нескольких проб.
_ 2 8 2 47
2 8 2 6
На этапе закрепления рассматривается деление на двузначное число, когда получается 0 в середине и в конце частного. Объяснения этих сложных случаев деления учащиеся дают самостоятельно.
3. На следующем этапе рассматривается письменное деление на трехзначное число, когда цифра частного находится в результате одной пробы и в частном получается однозначное число.
На этапе закрепления рассматриваются письменные приемы деление многозначного числа на трехзначное с остатком, случаи деления на трехзначное число, когда в частном получается двузначное, трехзначное или четырехзначное число. Эти случаи деления учащиеся объясняют самостоятельно.
4. На следующем этапе рассматривается письменное деление на трехзначное число, когда цифра частного находится в результате нескольких проб и в частном получается однозначное число.
_ 1 0 1 6 127
1 0 1 6 8
На этапе закрепления рассматривается деление на двузначное число, когда получается 0 в середине и в конце частного. Объяснения этих сложных случаев деления учащиеся могут провести самостоятельно.