Первый уровень результатов – приобретение воспитанниками и обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника или обучающегося со своими педагогами и учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение воспитанниками и обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников или обучающихся между собой на уровне группы детского сада или класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение воспитанниками или обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у старшего дошкольника или младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника или обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Заключение
Понятие «диагностики» пришло в педагогику из медицины, и долгое время вызывало споры ученых о правомерности его использования в образовательном процессе. Примерно в одно время этот термин в двух странах не только стал использоваться в научной среде, но и занял прочное положение в практике педагогов. В Германии понятие «педагогическая диагностика» разработал и описал Карлхайнц Ингемкамп (1968), а в России – Август Соломонович Белкин (1981). Каждый современный педагог, оценивая результативность своей деятельности, анализируя эффективность учебных программ и методов воспитания, опирается на диагностику.
Педагогическая диагностика имеет три взаимосвязанных значения:
1) Это самостоятельный вид аналитической деятельности педагога.
2) Прикладная область педагогики, изучающая закономерности постановки педагогического диагноза.
3) Процесс изучения педагогом актуального состояния объекта и его соотношение с нормой. Методы педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении Воспитатели детских садов в качестве ведущего метода используют наблюдение за детьми. Этот метод наиболее эффективен для оценки динамики развития детей, для сбора первичной информации, для проверки фактов и сведений, полученных с помощью других методов диагностики. Он позволяет оценить лишь проявления в поведении ребенка, но не дает ответ о причинах проступка. Поэтому наблюдение редко используется как единственный метод исследования. Для объективности сведений и постановки диагноза проводится комплексная диагностика с помощью нескольких методов. Педагогическая диагностика - это основа для осуществления педагогического мониторинга, который является непрерывным, научно обоснованным, прогностическим и служащим для эффективного развития педагогического процесса. В качестве результатов обучения, в дошкольном учреждении проводится изучение продуктов труда дошкольников. Этот метод позволяет определить сформированность умений детей, а также некоторые личностные характеристики, необходимые для качественного усвоения знаний: ответственность, утомляемость, аккуратность, креативность и другие. Изучение документации позволяет исследователю составить более целостную картину возможностей дошкольника и найти причины проявляющихся проблем в воспитании и обучении. Медицинская карточка содержит сведения о здоровье, о темпе развития ребенка, о врожденных и приобретенных заболеваниях, об адаптационных возможностях воспитанника. Сведения о родителях и месте жительства детей помогают лучше понять условия воспитания, оценить достаточность педагогических ресурсов в семье.
Педагогическая диагностика – это не столько изучение детей, их личностных особенностей, сколько возможности и ресурсы системы воспитания, педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении и в семье воспитанника. Поэтому при проведении диагностической беседы с ребенком по результатам пройденного программного материала исследователь делает вывод об эффективности методов преподавания, о компетентности педагога, о достаточности средств педагогического воздействия и качестве организации условий и форм процесса познания. Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении также направлена на изучение педагогов и родителей, определение у них затруднений в организации педагогического процесса и уровень их компетенции. Для этого используются методы: анкетирование, интервью, беседа, эксперимент, биографический метод.
Таким образом, результаты диагностики используются исследователем для активного развития всех участников педагогического процесса, для правильного подбора методов и средств воспитания, для оказания своевременной помощи при обнаружении проблем или затруднений в работе с детьми.