1. Тема занятия: Диагностика гистологических препаратов №2: Ткани внутренней среды организма (мезенхима, кровь). Рыхлая и плотная соединительная ткань, соединительная ткань со специальными свойствами. Хрящевые и костные ткани. Мышечные ткани (гладкая, скелетная и сердечная).
2. Форма организации учебного процесса –контрольное занятие
3. Значение темы:
Основным видом работы на лабораторных занятиях по гистологии является самостоятельное микроскопирование гистологических препаратов, анализ структурных особенностей препаратов, по которым можно судить о функциональном состоянии изучаемых клеток и тканей. Успешное овладение микроскопической техникой и техникой гистологического исследования создает условия для более глубокого и успешного изучения материала.
Цели обучения
4.1. Общая цель:Выяснить общий уровень подготовки по изучаемым разделам.
4.2. Учебные цели занятия:
1. Студент должен иметь представление о принципах взаимоотношения структуры и функции.
2. Студент должен знать гистологические препараты крови, группы соединительных и мышечных тканей.
3. Студент должен уметь использовать знания по общей цитологии при анализе структуры тканевых клеток и их производных.
4.3. Психолого-педагогическая цель: Для современной гистологии характерен функциональный подход к изучаемым структурам. Материал занятия может служить иллюстрацией для обоснования с позиций диалектики тесной связи таких категорий как форма и содержание (на примере единства структуры и функции изучаемых тканей).
В ходе занятия целесообразно отметить приоритет ученых, показать достижения медицины.
Необходимо напомнить студентам, что биологическая природа человека такова, что она требует обязательного нормативного взаимодействия всех систем и органов, поэтому употребление алкоголя, наркотиков, курение снижают их жизнедеятельность. Студенты должны воспитывать в себе личность, гармонически сочетающую духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Во время занятия студенты должны соблюдать все правила микроскопирования. Правильная работа сохраняет препараты и зрение.
Знания гистофизиологии тканей являются исходными для овладения разделами клинических дисциплин.
5. Место проведения контрольного занятия– учебная комната.
6. Оснащение занятия:
1. Микроскопы
2. Таблицы
3. Препараты
4. Компьютер
7. Структура содержания темы (хронокарта):
Продолжительность занятия: 135 минут
№ п/п
Описание этапа
Время, мин.
Цель этапа
Оснащенность
Ответственный
Организационный этап
1. Отметить отсутствующих;
2. Значение темы.
1. Учебная комната
Дежурный группы
Определение конечного уровня знаний
Проверить уровень подготовки.
1. Контрольные вопросы (приложение №1)
2. Тестовые задания (приложение №2)
3. Ситуационные задачи (приложение №3)
4. Гистологические препараты
5. Микроскопы
6. Компьютер
Преподаватель
Подведение итогов
Проставление оценок
1.Журнал успеваемости
2. Альбомы студентов
Преподаватель
Домашнее задание
Тема: Нервная ткань
1.Лекции
2. Учебник
3. Методические разработки
Преподаватель
8. Аннотация:
Занятие проводится в форме экзамена: тестирование, собеседование и сдача практических навыков.
На занятии первоначально каждый студент получает билет, в котором 20 тестовых заданий с четырьмя вариантами ответов, из них только один правильный. На работу отводится 15 минут. Затем студенты по очереди приглашаются к преподавателю и получают билет для собеседования и препараты. В билете 5 вопросов и 1 ситуационная задача. В билет включены вопросы из разных разделов, а также вопросы по возрастной гистологии.
Отвечая на вопросы, студент должен стремиться излагать материал по принципу от общего к частному, тогда ответ будет полным и осмысленным, позволяющим охарактеризовать глубину знаний.
Предлагаемая ситуационная задача аналогична тем, которые приводятся в сборнике: «Ситуационные задачи для студентов» - Красноярск, 1992, написанный сотрудниками кафедры и в переработанном сборнике 2007 г.
Основная терминология расшифрована в сборнике: «Толковый словарь гистологических терминов». Под редакцией ст. преп. Суховой Л.Е. и проф. Пуликова А.С., 2004 г.
К билету прилагается два (или несколько) «немых» препаратов (без этикеток). Препарат надо определить (дать название), уметь охарактеризовать структуры и показать их в препарате.
Оценка выставляется, как общий средний балл по всем вопросам. Критерии оценки прилагаются (приложение №4).
9. Вопросы для самоподготовки (приложение №1)
10. Тестовые задания по теме (приложение №2)
11. Ситуационные задачи по теме(приложение №3)
Рекомендации по УИРС
Написание рефератов:
1. Роль Т- и В-лимфоцитов в иммунологических реакциях организма.
2. Возрастные изменения крови.
3. Типы гемоглобинов и формы эритроцитов.
4. Метод селезеночных колоний и его значение для изучения стволовых клеток.
5. Функция стромальных клеток красного костного мозга в процессах кроветворения.
6. Роль специфических факторов регуляции процессов кроветворения.
7. Участие клеток соединительной ткани и клеток крови в репаративной реакции организма в ответ на травму или внедрение инородного тела.
8. Механизм местной саморегуляции соединительной ткани. Значение выделяемых клетками соединительной ткани и крови модуляторов пролиферации и функциональной активности клеток своей популяции и других популяций.
9. Участие макрофагов в реакциях естественного и специфического иммунитета и значение секреции макрофагами лизосомных ферментов и монокинов.
10. Процесс внутренней перестройки костной ткани и возрастные изменения костной ткани.
11. Влияние гормональных факторов на структуру костей во взрослом организме и процессы резорбции кости.
12. Механизм заживления простого перелома трубчатой кости.
13. Общая характеристика эволюционной динамики мышечных тканей.
14. Механизм сокращения гладкой мышечной ткани.
15. Молекулярные основы сокращения поперечно-полосатых мышечных волокон.