III. Задания и указания обучающимся по подготовке к семинару
Д-0104-1
Раздел 3 "Психология".
Тема 9 "Психология воинского коллектива".
Занятие № 24 "Особенности и динамика социально-психологических процессов в подразделении связи".
I. Учебные вопросы:
1. Сущность и структура психологии воинского коллектива.
2. Динамика социально-психологических процессов в подразделении связи.
3. Основные методы изучения социально-психологических явлений в воинском коллективе.
II. Доклады:
Доклад: «Проблема малой группы и коллектива в психологии».
Выступление курсанта с обзором литературы.
III. Задания и указания обучающимся по подготовке к семинару.
1. Внимательно ознакомиться с темой и целью занятия.
2. Доработать конспекты лекций, подготовку к семинару отразить в конспекте (на занятии быть в готовности представить конспект на проверку преподавателю).
3. Определить и уметь объяснить актуальность изучения темы.
4. Изучить план проведения и вопросы семинара.
5. Подготовиться к проведению категориальной разминки: уметь без подготовки давать определения основных понятий и категорий изучаемой темы (группа; виды групп; признаки групп; коллектив; признаки коллектива; воинский коллектив; особенности воинского коллектива; социально-психологические явления в группе и коллективе; общение; психология коллектива; структура психологии воинского коллектива; взаимоотношения; коллективное мнение; коллективные настроения; традиции; авторитет; лидерство; социально-психологические роли; совместимость; конформизм; негативизм; морально-психологическое состояние и др.).
6. Подготовиться к обсуждению учебных вопросов, выносимых на семинар. Определить для себя наиболее важные и интересные проблемы (при выступлении объяснить: ПОЧЕМУ?). По каждому предложенному для обсуждения вопросу на семинаре планируется заслушивание выступления курсанта, обсуждение, дополнения.
В начале семинара будет определена группа критиков-аналитиков: 2 курсанта, которые должны анализировать, задавать уточняющие вопросы, оценивать методику и содержание выступлений своих товарищей на семинаре.
При подготовке по первому вопросу курсантам основное внимание уделить проблемам: группа; виды групп; признаки групп; коллектив; признаки коллектива; воинский коллектив; особенности воинского коллектива; социально-психологические явления в группе и коллективе; общение; психология коллектива; структура психологии воинского коллектива; взаимоотношения; коллективное мнение; коллективные настроения; традиции; авторитет; лидерство; социально-психологические роли; совместимость; конформизм; негативизм; морально-психологическое состояние.
При подготовке по второму вопросу основное внимание уделить проблемам: группообразование, динамика развития группы; взаимоотношения как социально-психологическое явление в воинском коллективе; виды и принципы взаимоотношений в воинском коллективе; взаимоотношения по вертикали и горизонтали; влияние взаимоотношений на другие социально-психологические явления; развитие взаимоотношений, факторы влияния; уставные взаимоотношения, пути и условия их формирования; неуставные взаимоотношения и причины их появления; диагностика, учет и развитие взаимоотношений в условиях воинской службы; коллективное (общественное) мнение; условия формирования коллективного мнения; пути формирования коллективного мнения; этапы становления и развития коллективного мнения; изучение и учет коллективного мнения; коллективные настроения; виды настроений, закономерности проявления настроений; пути влияния и управления настроениями коллектива; традиции коллектива; виды традиций; боевые и воинские традиции; условия укрепления и развития традиций; пути влияния на формирование традиций; авторитет; виды авторитета; авторитет офицера и его формирование; другие социально-психологические явления в воинском коллективе: конфликты, соревнование, идентификация; социально-психологические роли, конформизм, нонконформизм (негативизм), эмпатия, подражание, внушение, самоутверждение.
При подготовке по третьему вопросу основное внимание уделить проблемам: диагностика социально-психологических явлений в воинском коллективе; методы и методики социально-психологической диагностики; оценка морально-психологического состояния воинского коллектива; условия, пути и способы влияния и руководства психологией коллектива в деятельности офицера; сплоченность коллектива; психолого-педагогическое воздействие на сплочение коллектива; психологическая совместимость; разрешение конфликтов в коллективе.