Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МАНДАЛА КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ И ИЗМЕНЕНИЙ



 

Джоанна Келлогг (Joan Kellogg)

Эффект зеркала

 

Нарисованная на бумаге мандала отражает состояние ее автора. Движение по часовой стрелке при этом может отражать процесс осоз­нания материала бессознательного. Если движение в мандале имеет противоположную направленность, можно предполагать процесс пси­хического регресса. Изменения глубины психических процессов отра­жают непрерывный диалог объективности и субъективности.

Принимая во внимание то, что мандала служит своеобразным зер­калом, отражающим особенности психического состояния, следует, по-видимому, лучше понять природу отражения: «Отражающие поверхно­сти обладают уникальными свойствами. Когда человек смотрится в зер­кало, он видит отраженный образ самого себя, который всегда в той или иной степени искажен. Если человек поднимает правую руку, то его отражение поднимает левую. Если он моргает левым глазом, то его отражение — правым. Поэтому мы видим себя в зеркале не такими, какими нас видят окружающие. Зеркало на самом деле не передает то, что находится справа и слева, оно лишь воспроизводит в обратном по­рядке не правую и левую, верхнюю и нижнюю части предмета, но его переднюю и заднюю части. Все те образы, которые мы видим в зерка­ле, представляют собой отражения реальных объектов в обратной пер­спективе» (Stiskin, 1972, р. 101).

Исходя из этого, можно предположить, что происходящее в ман­дале движение по часовой стрелке или против нее отражает характер­ную для человека в тот или иной момент времени кортикальную актив­ность. Характерные для психической деятельности колебания отража­ются в ощущении движения и передаются в рисунке. Поэтому статичные формы в рисунке мандалы не могут считаться характерными для чело

- 22 -

века со здоровой психикой. Потоки психической энергии могут быть направлены либо вперед, если речь идет о сознательной активности, либо назад — если речь идет о психическом регрессе и измененных состояниях сознания, что отражается в динамике рисунка. Движение в том и в другом направлении одинаково важно и присуще психической жизни. Движение вправо связано с высокой степенью сознательного контроля, а влево — с состоянием сна и другими измененными состоя­ниями.

Психика действует по принципу гироскопа, совершающего коле­бания то в одном, то в другом направлении.

Мировое древо

 

Существует определенное сходство между символом кадуцея и строением спинного мозга и пуповиной. И в том, и в другом случае восхождение по мировому древу, позвоночнику или пуповине означает воссоединение с Великой Матерью. Пуповина состоит из образующих спираль двух артерий и одной вены, связывающих ребенка с матерью (Stiskin, 1972, р. 142).

Спираль, как и зеркало, является весьма удачной моделью путешествия через разные состояния сознания. Каждый виток спирали связан с трансформацией и переходом на новый уровень зрелости.

Колесо

 

В некоторых культурах движение по часовой стрелке рассматри­вается как более совершенное по сравнению с движением против часо­вой стрелки. Так, например, в одной из каббалистических работ под названием «Книга Творенья» пишется: «Если сфера вращается вперед, это несет добро, если она вращается назад, то несет зло». Сходство ко­леса с буддистским колесом молитвы, предполагающим чтение священ­ных мантр, очевидно. Симпсон (Simpson, 1970, р. 152-153) также свя­зывает вращение колеса с идеей добра и зла: «Хождение вокруг свя­щенных мест, ступ и храмов, так же как и вокруг святых и некоторых священных предметов, можно рассматривать как еще одну форму цир-

- 23 -

кулярного движения, связанного с символом колеса. Движение в про­тивоположном направлении, когда левая рука обращена к центру, свя­зано с погребальными церемониями. В то же время такое движение предвещает несчастье и порождает зло... Многие места священных книг Востока подтверждают, что ритуальное движение с правой рукой, об­ращенной к центру, имитирует движение солнца» (Simpson, 1970, р. 259).

В своем введении к книге Симпсона Омар Харрисон (Simpson, 1970, p. iv) пишет следующее: «Во всех ритуальных изображениях ко­леса, которые Симпсон видел на Тибете, его поражало и заставляло задуматься об их символическом назначении то, что они неизменно вращались в направлении движения солнца. Он также заметил, что, когда путники или пилигримы двигались вокруг святилищ или возвышенно­стей под названием ридримани, их правая рука всегда была обращена к центру; таким образом они имитировали движение солнца по небу или движение «доброго» колеса».

Священное место

 

Священным местом у индейцев племени Навахо является так на­зываемый хоган, где совершаются различные ритуалы Хоганы име­ют форму мандалы: у них круглый пол и направленный к востоку вход. Последний символизирует связь человека с миром природы. Ритуаль­ное пространство не отделено от повседневной жизни, но является его частью. Поэтому при создании хогана используются различные растения, включая деревья и их ветви, которые играют роль в созда­нии внутренней структуры хогана. Животные элементы используются для соединения растительных материалов, а глина - для покры­тия этих сооружений снаружи. Пыльца кукурузы втирается в главный расположенный внутри хогана ствол в момент его освящения. Хоганы создаются теми и для тех, чье мироощущение тесно связано с фор­мой круга. Огромные, создаваемые на полу хогана композиции из песка представляют собой двухмерные диаграммы, передающие взаимодей­ствие природных сил. Когда пациент в процессе ритуального действия входит в такую песочную композицию, создается четырехмерная ре­альность, в которой он окружен священными символами и с ними вза­имодействует» (Toelken, 1976, р. 35-36).

- 24 -

В понятии «священного места» важны его динамические характе­ристики: это, как правило, место, где происходит нечто особенное. Ожидания участников ритуала при этом играют большую роль. Так же как на алтаре, где происходит сошествие священных энергий, в мандале проявляются те аспекты «я», которые мы стремимся освоить и ин­тегрировать. Мы привыкли представлять себе священные места как вполне определенные географические точки: гора, на которой Моисей получил скрижали Завета, эдемский сад, Голгофа, древо Будды. Все эти места связаны с определенными трансперсональными событиями. Однако в процессе болезни и выздоровления пациент также может пере­жить нечто подобное, ощущая себя, например, изгнанным из Рая, нарушающим законы Моисея, страдающим и возрождающимся к новой жизни и т.д. Слово «сакральный», то есть святой, имеет и иное содержание, обозначая нижнюю часть спины. Таким образом, мандала мо­жет считаться личным сакральным пространством пациента, на кото­рое он проецирует части своего «я», выражая их формой и цветом, что помогает ему достичь состояния преображения и гармонии.

 

Круги

 

В традиционных сообществах круг нередко обозначает связь с бес­сознательным: «Индеец по имени Черный Буйвол в 1931 г. сказал: «Сей­час плохо жить, потому что квадрат не имеет силы. Вы, наверное, заметили, что индейцы все делают круглым... все стремится быть круглым. В старое время мы были сильным и счастливым народом; вся наша сила проистекала из священного обода народа... все, что создается Силой Мира, создается круглым... Набравший наибольшую силу ветер превра­щается в вихрь. Птицы строят свои гнезда круглыми, потому что они исповедуют ту же самую религию, что и мы... Наши вигвамы были круг­лыми, как птичьи гнезда... но белый человек поселил нас в эти квадрат­ные дома. Наша сила ушла, и мы вымираем» (В1у, 1973, р. 32-33).

Извилистые линии в рисунке мандалы часто означают неограни­ченные возможности и энергии психики человека. Эти энергии долж­ны быть укрощены и освоены, чтобы человек стал сильным и эффек­тивным. Они должны найти для себя определенное русло. Человек живет среди этих энергий, находящихся внутри и вне его. Те структу-

- 25 -

ры мозга, которые организуют и направляют эти энергии, выражают­ся в мандале в виде прямых линий. Поэтому круг получается в той или иной мере «оквадраченным» или «оквадрачивается» в определен­ный момент времени. При планировании и сооружении своего жили­ща человек использует прямые линии. Разбивая сад, он заключает бесконечность природного круга в определенные границы. Мандалы, включающие как прямые, так и извилистые линии, указывают на гар­моничное взаимодействие полушарий. Для многих такое взаимодей­ствие достигается с трудом. В каждый момент времени они реализу­ют преимущественно одну модальность мозговой деятельности и, переключаясь на другую, переживают измененное состояние созна­ния. Так, например, человек с преобладанием рационального мышле­ния над чувствами использует в основном прямые линии. Чтобы ощу­тить эмоциональную близость с другими людьми, он, возможно, при­бегнет к алкоголю. Тот же, чья психическая жизнь плохо организована и в ней преобладают эмоциональные проявления, использует преиму­щественно извилистые линии. Некоторые индивиды, однако, редко используя прямые и извилистые линии в одной мандале, могут рисо­вать их в разных мандалах, что видно, когда анализируешь их продук­цию за определенный период времени.

- 26 -

 

МАНДАЛЫ В АРТ-ТЕРАПИИ

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.