В настоящее время на Белорусской железной дороге проведена унификация систем электроснабжения вагонов, без кондиционирования на установки с кондиционированием воздуха, при этом в основу взята усовершенствованная система ЭВ – 10.02. Она применена на отечественных пассажирских вагонах без установок для кондиционирования воздуха, почтовых, багажных и на вагонах зарубежной постройки. Все модификации этой системы имеют однотипное основное оборудование: трехфазный индукторный генератор, полупроводниковый выпрямитель, тиристорный регулятор напряжения и никель – железную аккумуляторную батарею емкостью 300 А ч. Применение приводных электродвигателей дает возможность питать электрические потребители, в том числе установки для кондиционирования воздуха, на стоянках не от аккумуляторной батареи, а от внешней сети через электромашинный преобразователь, что позволило использовать на вагонах аккумуляторные батареи сравнительно небольшой емкости 350 – 450 А ч и существенно уменьшить их массу и размеры.
Дальнейшее повышение мощности вагонных электрических потребителей (особенно при использовании электронагревательных приборов для отопления всего вагона) и увеличение скорость движения поездов привели к возникновению ряда конструктивных и тягово-энергетических проблем, связанных с отбором мощности от оси колесной пары. К ним относятся; трудности создания при небольших габаритных размерах мощного и надежного генератора и привода, работающих в широком диапазоне, изменения скорости движения вагона и значительная мощность, отбираемая приводами генераторов от локомотива при сравнительно низком к.п.д., что уменьшает мощность, обеспечивающую силу тяги локомотива.
Общие тенденции развития вагоностроения характеризуются увеличением количества и мощности потребителей электрической энергии в пассажирских вагонах, что обеспечивает создание лучших комфортных условий для пассажиров. Это потребует повышения напряжения в системе их электроснабжения. Уже в настоящее время оно достигло в системах постоянного тока 110 В, а при переменном токе – 220/380 В. Она будет совершенствоваться в направлении повышения ее надежности, приспособления к скоростному движению поездов и снижения стоимости получаемой от нее электрической энергии.
Щелочной аккумулятор смонтирован в стальном корпусе 1 сварной конструкции. Положительный 8 и отрицательный 3 полублоки при сборке аккумулятора соединяются между собой так, чтобы между каждыми двумя отрицательными пластинами находилась положительная. Между пластинами устанавливаются сепараторы 7, представляющие собой эбонитовые палочки; крайние отрицательные пластины соединяются электрически с корпусом. Для предохранения от коррозии, выводные штыри 6 полудлоков и другие соединительные детали никелируют. В крышке каждого аккумулятора для заливки электролита и воды имеется отверстие с горловиной 4, закрываемой откидной крышкой 5.Резиновый чехол 2 изолирует аккумулятор.
Неисправности щелочных аккумуляторов возникающие в процессе эксплуатации
Основные неисправности щелочных аккумуляторов приведены в таблице 1
Таблица 1 - Основные неисправности щелочных аккумуляторов.
Основные
неисправности
Причины возникновения
Повреждение
металлического корпуса
При неаккуратном обращении, вследствие резких ударов, падения
Потертости резиновых чехлов, порезы
В процессе эксплуатации, при неаккуратном обращении, вследствие резких ударов, падений
Коробление
пластин
В процессе эксплуатации, вследствие неравномерной нагрузки
Осыпание активной части пластин
В процессе эксплуатации или при неаккуратном обращении вследствие ударов, отработки свыше времени времени установленного между ремонтами, недостаточного уровня электролита, недостаточной плотности электролита
Обрыв цепи
батареи
В процессе эксплуатации при самопроизвольном ослаблении контактных зажимов, в результате неполного прилегания контактов или возникновения на контактных поверхностях солевых отложений
Короткое замыкание пластин
При неправильной эксплуатации, вследствие механических повреждений
Загрязнение
электролита
Из-за попадания внутрь банки или в заливаемый электролит металлической стружки, песка и других примесей, вследствие неправильной эксплуатации, нарушения технологии ремонта, из-за несоблюдения техники безопасности при приготовлении электролита
Продолжение таблицы 1
Повышенный саморазряд
Возникает в результате внутренних замыканий, наличия вредных примесей в электролите, при загрязнении и образовании пленки электролита на поверхности крышек аккумуляторов, вследствие выплескивания электролита через вентиляционные отверстия при заливке сверх установленного уровня. В результате аккумуляторы теряют емкость
Течь аккумуляторных сосудов
В процессе эксплуатации, вследствие трещин банок, среза резьбы заливных пробок
Трещины в
мастике
При неправильной эксплуатации, вследствие ударов, механических повреждений
Повышенное содержание карбонатов.
При длительном использовании аккумулятора в эксплуатации, вследствие химических реакций
Разрушение пластин аккумуляторов
Вследствие износа и длительной работы сверх установленного срока