Как говорит название этого упражнения, выполняя его, участникам придется рассмотреть случаи, когда они могут быть уверенными сравнительно легко, и случаи, когда ситуация требует уверенной реакции. В нем речь идет о барьерах уверенного поведения — о тех внутренних сигналах, которые препятствуют уверенным действиям.
Цели. К концу этого упражнения участники:
• Осознают, что каждый человек время от времени может вести (и ведет) себя уверенно.
• Обсудят те случаи, когда сомнения блокируют уверенное поведение.
Ресурсы. Копия «Раздаточных материалов», бумага и письменные принадлежности для каждого участника, флип-чарт и маркер, копия «Материалов тренера».
Время. 1 час.
Метод
Шаг 1: Объяснение первой части упражнения. Работая в малых группах по три-четыре человека, участники должны будут составить список «Я веду себя уверенно, если...», в котором объяснить причины, в силу которых они ведут себя уверенно, и описать моменты, когда им нравится быть уверенными (10 минут).
Шаг 2: Разделите участников на малые группы по три или четыре человека. Раздайте им бумагу и ручки или карандаши. Начните упражнение. Если у участников возникнут сложности с первыми идеями, предложите им один или два пункта из «Раздаточных материалов»,
Шаг 3: По истечении 10 минут или раньше (если группы истощат свой запас идей) соберите всю группу вместе. На флип-чарте составьте общий список. Каждый пункт обсуждайте в такой формулировке, в какой он записан. Когда это уместно, спрашивайте, является ли включение в список какого-либо пункта мнением группы или желанием одного человека. Просите привести примеры, иллюстрирующие включенные пункты. Задействуйте в обсуждении всю группу.
Шаг 4: Распределите между участниками «Раздаточные материалы». Объясните им, что приведенный в них список является обобщением наблюдений групп, ранее проходивших тренинг уверенности. Чтобы участники приняли этот список, предложите им добавить к нему любые свои, не упоминающиеся в нем пункты, в специально отведенном для этого месте. Обратите внимание группы на то, что все эти позитивные утверждения можно трансформировать в негативные так, что они станут индикаторами проблемных областей. Например: «Я веду себя неуверенно, если... я не чувствую себя хорошо...» или «...если я не уверен в результате» и, т. д.
Шаг 5: Озаглавьте лист флип-чарта: «Как было бы ужасно, если бы...». Попросите участников назвать все возможные негативные утверждения, полученные таким путем, которые препятствуют их уверенному поведению. Напишите список на флип-чарте, включая в него предложения из «Материалов тренера», если они не выдвигаются группой.
Шаг 6: Проведите дискуссию о возможных последствиях осуществления всего того, что перечислено в списке. Обсудите все «за» и «против» уверенного поведения с учетом этих сомнений. Что может произойти в самом лучшем случае? Что может произойти в самом худшем случае? Как можно преодолеть эти препятствия на пути к уверенному поведению?
Шаг 7: Подведите итоги и завершите упражнение, поговорив о его целях. Еще раз сделайте акцент на том, что уверенное поведение -один из возможных вариантов выбора. Могут возникнуть ситуации, когда выбор в пользу уверенности будет неэффективен. Однако, если вы колеблетесь в выборе из-за сомнений и негативного самовосприятия, стоит тренировать в себе именно способность вести себя уверенно. Древняя китайская поговорка гласит: «Тот, кто боится трясти кости, никогда не выбросит шестерку».
Я веду себя уверенно, если...
РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
• Я чувствую себя самым компетентным в данном вопросе.
• Я чувствую себя хорошо.
• Я думаю, что другой человек может принять это.
• В дело вовлечены принципы.
• Кто-то другой не делает этого.
• Это происходит за счет кого-то.
• Я уверен в своей правоте.
• Статус-кво не может больше сохраняться.
• Я прав.
• Меня притесняют в моих правах.
• Это то, что мне следует испытывать.
• В отношениях с людьми, равными мне.
• В отношениях с подчиненными.
• Меня не перестанут за это любить.
• Время докажет, что я прав.
• Никто не разозлится на меня за это.
• Я не затрону ничьих чувств.
• Я уверен в своих чувствах.
• Я не запуган другим человеком.
• В противном случае это будет раздражать меня,
• Я уверен в результате.
• Это часть моей работы.
• Никто больше не высказывает того мнения, которое естьу меня.
• Я могу подобрать правильные слова.
• Я уверен, что не слишком сильно эмоционально включусь в это.
• Я могу контролировать свой гнев.
• Это не выльется в сцену.
• Я обладаю всей полнотой информации.
• Я уверен, что мой голос не дрожит.
• Я верю, что я выиграю.
Ниже перечислите любые ваши собственные предложения:
Как было бы ужасно, если бы...
РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
• Я сделал ошибку.
• Я прервался и замолчал.
• Изменились наши отношения,
• Я оказался неправ.
• Меня загнали в угол.
• Мое мнение подверглось сомнению.
• Меня выставили глупцом.
• Они разозлились на меня.
• Они не одобрили меня.
• Они перестали считать меня «приятным».
» Они не стали меня слушать.
• Я выпал из их круга.
• Я потерял свою работу.
• Я потерял их дружбу.
• Меня подвергли критике.
• Я не мог найти слов, чтобы выразить свою мысль.
• Я покраснел.
• Я потерял контроль над собой и серьезно рассердился.