Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие тенденции реорганизации современного образования



 

Школа, как социокультурный институт, отражает состояние и тенденции

развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе

общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от

него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа.

Система образования должна быть приведена в соответствие к потребностям

развития России на рубеже веков и в ближайшие два-три столетия.

К числу современных тенденций мирового развития, обусловливающих

возникновение проблем, которые невозможно решить без существенных

изменений в системе образования, относятся:

– ускорение темпов развития общества, следствием чего является

необходимость подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося

общества;

– переход к постиндустриальному, информационному обществу, в

условиях которого существенно расширяются масштабы межкультурного

взаимодействия; в связи с этим особую важность приобретает фактор

коммуникативности и толерантности;

– высокая мобильность капиталов и рабочей силы, рост

конкурентоспособности;

– сокращение сферы применения неквалифицированного и

малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере

занятости, определяющие необходимость повышения профессиональной

квалификации и переподготовки работников, роста их профессиональной

мобильности;

– демократизация общества, расширение возможностей выбора в сфере

политической жизни, что вызывает необходимость повышения уровня

готовности граждан к сознательному политическому выбору;

– возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть

решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного

сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого

поколения.

Российская школа не дает трех важнейших составляющих стандарта

знаний наступающего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор

информации), английского языка и базовых социальных дисциплин (экономики

и права). Вузы и техникумы вынуждены «закрывать бреши» общего образования,

что негативно влияет на полноту профессиональной подготовки.

Избыточный академизм школы заставляет детей расплачиваться своим

здоровьем за необходимость освоения существующих учебных программ. В

условиях экономического расслоения общества недостатки системы образования

дополнились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от

доходов семьи.

Основополагающее значение в обновлении содержания школьного

образования имеют:

– личностная ориентация содержания образования, предполагающая

развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их

обучения с учетом интересов и склонностей;

– культуросообразность, отражение в содержании образования всех

аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое,

интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и

технологическое образование учащихся;

– фундаментальность содержания образования, обеспечивающая

универсальность получаемых знаний, изучение общепризнанных культурно-

исторических достижений человечества, возможность применения знаний в

новых ситуациях;

– усиление методологической составляющей содержания образования,

изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, способов

исследования, применяемых в базовых науках, методах познания и

преобразования мира;

– оптимизация объема учебной нагрузки за счет психолого-

педагогически обоснованного отбора содержания образования, соответствие

изучаемых вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся;

– усиление в содержании образования деятельностного компонента,

представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности,

сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными

предметами, их разделами и темами;

– интеграция содержания образования, направленная на обеспечение

целостности представлений учащихся о мире;

– профилирование и дифференциация содержания образования как

условие выбора учениками уровня и направленности изучения

образовательных областей и предметов.

Обновление образования не должно и не может осуществляться как

ведомственный акт. Это политическая, общегосударственная и

общенациональная задача.

Во всех странах образовательные реформы были успешны, только если

они проводились сильной государственной властью. Интересы общества и

государства в области образования не всегда совпадают с интересами

собственно системы образования, поэтому разработка и обсуждение

направлений реформирования не должны и не могут замыкаться в рамках

образовательного сообщества. Образовательное ведомство не сможет

собственными силами решить многие ресурсные и другие сложные проблемы.

Активными субъектами образовательной политики должны стать

объединения граждан, работодателей, родителей, органы власти регионов и

органы местного самоуправления, конкретные ведомства (обороны,

здравоохранения, труда и т. д.), все те, кто заинтересован в развитии

образования.

Конечная цель образовательной политики заключается в переходе к

образованному, динамично развивающемуся обществу, которое

характеризуется высоким уровнем духовной, правовой, профессиональной

культуры, умелым использованием достижений цивилизации для

экономического роста, повышения уровня благосостояния граждан и страны в

целом.

Непосредственная цель современного образования состоит в

создании механизма устойчивого развития системы образования, ее

соответствия социальным требованиям, ее результативности и

эффективности, повышении конкурентоспособности выпускников

учреждений профессионального образования на внутреннем и внешнем

рынках труда.

В современных условиях глубокая модернизация системы

образования – это императив образовательной политики России. Главные

направления этой модернизации составляют:

– обеспечение современного качества образования: образование

должно быть сориентировано не только и не столько на усвоение

обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие

самостоятельности, личной ответственности, созидательных

способностей и качеств личности, включая умения и стремление учиться,

действовать, познавать и эффективно трудиться в современных

экономических условиях;

– расширение доступности, массовости образования, гарантий

обеспечения равных шансов на получение полноценного образования,

создание системы непрерывного образования в течение всей активной

жизни человека;

– принятие мер по сохранению и укреплению здоровья

учащихся, в том числе за счет реальной разгрузки содержания

общего образования, повышения удельного веса занятий физической

культурой (в основном и дополнительном образовании) и качества этих

занятий, организации мониторинга состояния здоровья детей и

молодежи, улучшения качества питания обучающихся в образовательных

учреждениях;

– повышение общественного и государственного статуса

педагогического работника;

– усиление взаимосвязи образовательных учреждений с

общероссийскими и местными рынками труда, с работодателями и

деловыми кругами, с предприятиями и организациями различных форм

собственности;

– повышение качества образовательного процесса на основе

использования современных технологий, в том числе включение

образовательных учреждении в современные информационные сети;

– обучение русскому языку как средству государственного и

межнационального общения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.