Общие тенденции реорганизации современного образования
Школа, как социокультурный институт, отражает состояние и тенденции
развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе
общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от
него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа.
Система образования должна быть приведена в соответствие к потребностям
развития России на рубеже веков и в ближайшие два-три столетия.
К числу современных тенденций мирового развития, обусловливающих
возникновение проблем, которые невозможно решить без существенных
изменений в системе образования, относятся:
– ускорение темпов развития общества, следствием чего является
необходимость подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося
общества;
– переход к постиндустриальному, информационному обществу, в
условиях которого существенно расширяются масштабы межкультурного
взаимодействия; в связи с этим особую важность приобретает фактор
коммуникативности и толерантности;
– высокая мобильность капиталов и рабочей силы, рост
конкурентоспособности;
– сокращение сферы применения неквалифицированного и
малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере
занятости, определяющие необходимость повышения профессиональной
квалификации и переподготовки работников, роста их профессиональной
мобильности;
– демократизация общества, расширение возможностей выбора в сфере
политической жизни, что вызывает необходимость повышения уровня
готовности граждан к сознательному политическому выбору;
– возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть
решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного
сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого
поколения.
Российская школа не дает трех важнейших составляющих стандарта
знаний наступающего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор
информации), английского языка и базовых социальных дисциплин (экономики
и права). Вузы и техникумы вынуждены «закрывать бреши» общего образования,
что негативно влияет на полноту профессиональной подготовки.
Избыточный академизм школы заставляет детей расплачиваться своим
здоровьем за необходимость освоения существующих учебных программ. В
условиях экономического расслоения общества недостатки системы образования
дополнились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от
доходов семьи.
Основополагающее значение в обновлении содержания школьного
образования имеют:
– личностная ориентация содержания образования, предполагающая
развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их
обучения с учетом интересов и склонностей;
– культуросообразность, отражение в содержании образования всех
аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое,
интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и
технологическое образование учащихся;
– фундаментальность содержания образования, обеспечивающая
универсальность получаемых знаний, изучение общепризнанных культурно-
исторических достижений человечества, возможность применения знаний в
новых ситуациях;
– усиление методологической составляющей содержания образования,
изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, способов
исследования, применяемых в базовых науках, методах познания и
преобразования мира;
– оптимизация объема учебной нагрузки за счет психолого-
педагогически обоснованного отбора содержания образования, соответствие
изучаемых вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся;
– усиление в содержании образования деятельностного компонента,
представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности,
сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными
предметами, их разделами и темами;
– интеграция содержания образования, направленная на обеспечение
целостности представлений учащихся о мире;
– профилирование и дифференциация содержания образования как
условие выбора учениками уровня и направленности изучения
образовательных областей и предметов.
Обновление образования не должно и не может осуществляться как
ведомственный акт. Это политическая, общегосударственная и
общенациональная задача.
Во всех странах образовательные реформы были успешны, только если
они проводились сильной государственной властью. Интересы общества и
государства в области образования не всегда совпадают с интересами
собственно системы образования, поэтому разработка и обсуждение
направлений реформирования не должны и не могут замыкаться в рамках
образовательного сообщества. Образовательное ведомство не сможет
собственными силами решить многие ресурсные и другие сложные проблемы.
Активными субъектами образовательной политики должны стать
объединения граждан, работодателей, родителей, органы власти регионов и
органы местного самоуправления, конкретные ведомства (обороны,
здравоохранения, труда и т. д.), все те, кто заинтересован в развитии
образования.
Конечная цель образовательной политики заключается в переходе к
образованному, динамично развивающемуся обществу, которое
характеризуется высоким уровнем духовной, правовой, профессиональной
культуры, умелым использованием достижений цивилизации для
экономического роста, повышения уровня благосостояния граждан и страны в
целом.
Непосредственная цель современного образования состоит в
создании механизма устойчивого развития системы образования, ее
соответствия социальным требованиям, ее результативности и
эффективности, повышении конкурентоспособности выпускников
учреждений профессионального образования на внутреннем и внешнем
рынках труда.
В современных условиях глубокая модернизация системы
образования – это императив образовательной политики России. Главные
направления этой модернизации составляют:
– обеспечение современного качества образования: образование
должно быть сориентировано не только и не столько на усвоение
обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие
самостоятельности, личной ответственности, созидательных
способностей и качеств личности, включая умения и стремление учиться,
действовать, познавать и эффективно трудиться в современных
экономических условиях;
– расширение доступности, массовости образования, гарантий
обеспечения равных шансов на получение полноценного образования,
создание системы непрерывного образования в течение всей активной
жизни человека;
– принятие мер по сохранению и укреплению здоровья
учащихся, в том числе за счет реальной разгрузки содержания
общего образования, повышения удельного веса занятий физической
культурой (в основном и дополнительном образовании) и качества этих
занятий, организации мониторинга состояния здоровья детей и
молодежи, улучшения качества питания обучающихся в образовательных
учреждениях;
– повышение общественного и государственного статуса
педагогического работника;
– усиление взаимосвязи образовательных учреждений с
общероссийскими и местными рынками труда, с работодателями и
деловыми кругами, с предприятиями и организациями различных форм
собственности;
– повышение качества образовательного процесса на основе
использования современных технологий, в том числе включение
образовательных учреждении в современные информационные сети;
– обучение русскому языку как средству государственного и
межнационального общения.
Поиск по сайту:
|