уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.
Только что назначенный в школу молодой математик проводил занятия в VII классе, где ему было также поручено классное руководство. Он вызвал к доске одного из учащихся и предложил ему решить задачу. Оказалось, что семиклассник испытывает затруднение. Учитель решил ему помочь и стал задавать наводящие вопросы. Но ученик молчал. Учителю показалось, что он не может решить задачу, и предложил ему сесть на место. Но, не дойдя до своей парты, семиклассник обернулся к учителю и с обидой сказал: «А я знаю, как решать задачу. . . » Учитель проявил рассудительность и ласковым голосом возвратил его к доске. Семиклассник вполне самостоятельно, хотя и медленно, справился с задачей. Так своей репликой он помог учителю исправить допущенную оплошность. Оказалось, что это был хороший ученик, но с замедленным мышлением. Молодой учитель об этом не знал и побуждал его к спешке.
Есть ученики, которые не проявляют должной усидчивости в работе, не могут заставить себя спокойно выполнять домашние задания. На учебной работе и поведении школьника сказываются условия семейного воспитания, состояние здоровья, влияние тех контактных групп, с которыми он находится в постоянном общении, и т. д. Все это нужно внимательно изучать и знать, чтобы успешно осуществлять воспитательную работу.
Изучение школьников классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод компетентных оценок. Как же использовать их в процессе воспитания школьников?
Повседневное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения и т. д. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные явления. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что на уроках он не может сдерживаться и ведет себя неспокойно, на переменах с криком бегает по коридору, толкает товарищей и т. д. , логично сделать вывод о недо-
статочной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, нужно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи в улучшении домашней учебной работы. Подобные наблюдения и фактический материал классный руководитель должен накапливать не только по учебной работе учащихся, но и по их нравственным проявлениям, отношению к общественно полезной деятельности, состоянию здоровья и физического развития, поведению в свободное время и т. д.
Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится тот или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о своих успехах и неудачах в учебе, характере отношений с одноклассниками и т. д.
Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные поделки. Классный руководитель нередко дает им различные поручения. В итоге обнаруживается, что некоторые школьники любят рисовать, другие с увлечением изучают математику, третьи занимаются коллекционированием, четвертые посвящают свой досуг изготовлению различных моделей и т. д. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития, устанавливать контакты с учителями и родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали все это в своей работе.
Посещение учащихся на дому. Этот метод позволяет накапливать представления о том, как живет и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдает режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свое свободное время, с кем дружит и т. д. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы и т. д. Все это дает материал для дальнейшего улучшения внеклассной работы.
Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных условиях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности. Например, классу поручается закончить начатую ранее уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там немного, классный руководитель предлагает принять участие в ней тем, кто пожелает
сам. И вдруг обнаруживается, что некоторые из учащихся, которых обычно хвалят за хорошую учебу и общественную активность, не изъявляют желания принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что с этими учащимися необходимо усилить работу по воспитанию у них трудолюбия. В качестве подобных «естественных ситуаций» при изучении учащихся могут выступать обсуждение на собрании плохих поступков отдельных учащихся, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу, и др. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет.
Для изучения школьников классные руководители используют также методы рейтинга и компетентных оценок. Об их сущности речь шла в главе, в которой раскрывались методы педагогического исследования. Здесь же нужно сказать, что они позволяют накапливать материал об особенностях поведения учащихся, их характерах, интересах, творческих способностях и склонностях.
Изучение школьников — процесс непрерывный. Классный руководитель не только обращает внимание на особенности поведения, характера и разнообразной деятельности своих воспитанников, но и на те изменения, которые происходят в их развитии. Вот почему с помощью рассмотренных выше методов классный руководитель определяет также ту динамику, которой характеризуется уровень воспитанности школьников, и прогнозирует дальнейшую коллективную и индивидуальную работу в классе. Все это требует, чтобы он постоянно фиксировал и накапливал данные о результатах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А. С. Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник изучения учащихся, регулярно записывал важнейшие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу.
3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива.Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание. Основные вопросы методики организации и воспитания ученического коллектива детально освещены в специальной главе на эту тему. Поэтому здесь следует коснуться лишь некоторых особенностей работы классного руководителя в этом направлении.
Создание ученического коллектива, как и воспитание вообще, нужно начинать со знакомства с учащимися. Приступая к работе с классом, классному руководителю нужно просмотреть личные дела учащих-
ся, побеседовать с учителями, проанализировать классный журнал за предыдущий учебный год и составить для себя общее представление об успеваемости, положительных сторонах и недостатках класса с тем, чтобы определить более верный подход к организации воспитательной работы.
Большое значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней занятий педагогических требований к учащимся. Для этого обычно в самом начале учебного года классный руководитель проводит специальное собрание. На этом собрании он обстоятельно знакомит учащихся с важнейшими школьными правилами и разъясняет им, как они должны вести себя на уроках и переменах, выполнять домашние задания и участвовать в общественной жизни класса. Предъявление требований в самом начале учебного года побуждает учащихся к анализу своего поведения и переживанию внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, что в конечном итоге стимулирует их работу над собой.
Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива.
В состав актива обычно входят лучшие учащиеся, которые хорошо учатся и пользуются уважением среди своих товарищей. Активистов надо регулярно инструктировать и помогать им в решении предстоящих задач. Нужно детально разъяснять, какие обязанности возлагаются на старосту класса, руководителей различных комиссий. Но этого мало. Важное значение имеет практическая помощь классного руководителя в работе актива. Поэтому необходимо учить активистов разрабатывать намеченные мероприятия, помогать им в распределении общественных поручений и давать советы при возникновении тех или иных трудностей.
Большое значение в работе классного руководителя с активистами имеют задушевные индивидуальные беседы. В процессе таких бесед классный руководитель многое узнает о классе, о взаимоотношениях учащихся, а также о тех трудностях, с которыми сталкиваются активисты в своей деятельности, и имеет возможность своевременно поддерживать их настроение, ободрить хорошим советом, чуткостью.
Наконец, в работе с активистами нужно осуществлять тактичный контроль за выполнением ими своих обязанностей. Налаженность работы самоуправления создает действенную поддержку усилиям классного руководителя по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе и сплочению ученического коллектива.
Едва ли не самым важным в воспитании ученического коллектива является умение классного руководителя организовать содержательную
внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими делами, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспективы. Вот почему опытные классные руководители много думают над тем, чтобы с первых дней работы с классом вовлечь учащихся в практическую внеклассную деятельность, возбудить интерес к ней. Ребята с интересом участвуют в коллективных прогулках, в походах по родному краю, в различных экскурсиях, в общественно полезном труде и т. д.
Вот как начал свою работу с пятиклассниками один из классных руководителей 11-й средней школы г. Гомеля. В первый же выходной день после начала учебного года он организовал коллективный поход-прогулку в лес с посещением места бывшей партизанской стоянки. Ребята любовались позолотой осени, собирали грибы, слушали содержательный рассказ классного руководителя о боевых подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. Прогулка заинтересовала всех, и пятиклассники возвратились домой бодрые, радостные, полные волнующих впечатлений. Потом ребята по предложению классного руководителя решили установить шефство над соседним детским садом и стали готовить игрушки и сувениры для малышей. Эта работа потребовала распределения обязанностей, поиска необходимых материалов, подготовки небольшого концерта художественной самодеятельности. Следующее мероприятие — подготовка вечера сказок и т. д. В процессе совместной практической деятельности между учащимися установились деловые отношения, формировалась ответственность за порученное дело, раскрывались способности каждого пятиклассника, а главное — крепло товарищеское сплочение, рождался дух коллективизма.
Организация интересных практических дел учащихся создает основу для накопления положительных традиций в классе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию. В качестве таких традиций выступают обмен памятными сувенирами со своими преемниками перед окончанием учебного года, праздники труда, повторяющиеся из года в год спортивные мероприятия, выставки
поделок и т. д.
Таковы некоторые особенности работы классного руководителя по созданию ученического коллектива. Одновременно с этим проводится разнообразная работа по всестороннему воспитанию учащихся и, в частности, по улучшению успеваемости, нравственному и эстетическому воспитанию, а также по выработке трудолюбия.
4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся.Специфический характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся. Она включает в себя следующие направления.
Прежде всего классный руководитель использует классный коллектив для повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются отчеты отдельных учащихся о выполнении ими правил поведения.
Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях школьников в учении, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней работой. Вместе с тем классный руководитель обязан развивать любознательность учащихся. Он знакомит их с достижениями науки и техники, проводит экскурсии в научные лаборатории и на производство, пропагандирует научно-техническую литературу, вовлекает учащихся в кружковые занятия. Задача классного руководителя — вовремя заметить отставание школьника в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.
Ответственный участок деятельности классного руководителя — нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных внеклассных мероприятий (бесед, лекций, докладов, ученических вечеров и т. д. ) он знакомит учащихся с современной жизнью страны, с различными общественными событиями в стране и за рубежом, проводит диспуты на моральные темы, литературно-художественные вечера и т. д. Однако общественное и моральное воспитание нельзя сводить только к словесным формам работы. Большое значение здесь должна занимать общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественно полезного и производительного труда учащихся, работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях, проводится работа по профессиональной ориентации.
В функции классного руководителя входит организация культурно-массовой работы и досуга учащихся, вовлечение их в оздоровительно-спортивную деятельность. Классный руководитель вместе со школьным врачом проводит санитарно-гигиеническое просвещение школьников, заботится о проведении профилактических прививок и медицинских осмотров, участвует в организации физкультурно-спортивных соревнований и праздников.
Свою многообразную воспитательную работу классный руководитель проводит совместно с детскими и юношескими организациями — спортклубами, товариществами и т. д.
Таково содержание и формы воспитательной работы классного руководителя с коллективом учащихся.
5. Работа классного руководителя с учителями.Проводя воспитательную работу с учащимися, классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к учащимся и повышения качества учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется
эта работа?
Одной из таких форм является посещение классным руководителем уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних заданий и т. д.
Важной проблемой в работе классного руководителя с учителями является организация помощи слабоуспевающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в постоянных контактах с учащимися, иногда может подсказать причины снижения качества знаний того или иного школьника и попросить учителя учесть их в своей работе. Не менее существенной стороной работы классного руководителя с учителями является активизация внеклассной учебной работы и, в частности, кружковых занятий, предметных олимпиад, выставок
ученического творчества.
Наконец, сам классный руководитель нуждается в помощи учителей в организации внеурочной воспитательной работы. По его просьбе учителя проводят с учащимися беседы на научные, нравственные и эстетические темы, участвуют в классных собраниях, в налаживании общественно полезной работы и т. д. Таким образом, тесное взаимодействие классного руководителя с учителями помогает ему повышать содержательность и действенность учебно-воспитательной работы.
6. Работа классного руководителя с родителями учащихся.Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи. Содержание и основные формы работы школы с семьей раскрыты в специальной главе на эту тему. Поэтому здесь мы ограничимся освещением лишь некоторых вопросов деятельности классных руководителей по поддержанию связей с родителями учащихся.
Большое место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родителей на дому или приглашает их в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно принимать для улучшения учебы или поведения учащихся. Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а также за поведением вне школы. В иных случаях обнаруживается, что школьник проявляет повышенную нервозность и нередко приходит в школу с плохим настроением. Классному руководителю нужно посетить такого ученика дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и договориться с родителями о необходимости создания для него более спокойной обстановки, а может быть, и соответствующего лечения.
Обязанность классных руководителей — осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учетом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников); взаимоотношения родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; санитарно-гигиенический режим школьника в семье; акселерация и ее влияние на воспитание учащихся; организация досуга детей в семье и т. д. Классный руководитель заботится о привлечении родителей к участию в работе школьного лектория, к посещению занятий в народном университете педагогических знаний, пропагандирует педагогическую литературу по семейному воспитанию.
Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициати-
ве родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители — специалисты различных областей знаний и профессий — проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т. д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, авиамоделированию, техническому творчеству.
7. Планирование классным руководителем воспитательной работы. Ведение документации класса.Сложность и многогранность воспитательной работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования. Это, однако, понимают не все классные руководители. В этой связи затронем вопросы о том, как эта проблема ставится в педагогической науке.
Л. И. Толстой писал, что люди отличаются один от другого тем,
что одни из них сначала делают, а потом думают, другие же — сначала думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие от поведения животного характеризуется предварительной обдуманностью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании.
Известный физиолог П. К. Анохин, как уже отмечалось выше, обосновал идею об опережающем отражении человеком тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Иначе говоря, прежде чем осуществлять ту или иную работу или совершать то или иное действие, человек заранее прогнозирует их в своем сознании, проектирует их и создает более или менее детальную «программу» поведения. Эта «программа» не только определяет его деятельность, но и выполняет роль «акцептора действия», который позволяет контролировать эту деятельность, сравнивая ее с намеченной «программой», и вносить в нее необходимые коррективы.
Однако заранее продуманная «программа» не только делает наше поведение осмысленным. Если она составлена и зафиксирована в сознании человека, она побуждает его выполнять намеченные действия и поступки, придавая им волевой характер.
Чем сложнее деятельность человека и чем больший отрезок времени она охватывает, тем более важное значение имеет ее предварительное обдумывание, программирование или, иначе говоря, планирование. Именно к таким видам деятельности относится деятельность педагогическая и, в частности, воспитательная работа классного руководителя. Она всегда рассчитывается на более или
менее длительное время, связана с одновременным решением множества проблем и задач, и если ее детально не прогнозировать и старательно не планировать, успеха не добиться. Работать без плана — значит, как правило, идти вслед за событиями. Работать по заранее продуманному плану — значит, направлять события, создавать воспитательные ситуации и придавать педагогической работе целенаправленность и действенность.
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:
а) в плане нужно предусматривать разнообразные мероприятия и виды работы, которые способствовали бы всестороннему развитию учащихся;
б) поскольку воспитание осуществляется только в деятельности, план должен предусматривать включение школьников в познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность;
в) система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;
г) в общей системе внеклассной работы по всестороннему развитию учащихся нужно обязательно выделять ту или иную ведущую для данного времени воспитательную задачу и намечать мероприятия по ее решению;
д) нужно, чтобы план содержал мероприятия, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.
Каким же должен быть порядок планирования классным руководителем воспитательной работы?
Первый этап. Приступая к составлению плана, необходимо прежде всего определить уровень воспитанности класса, его положительные стороны и недостатки. Важно изучить сдвиги в жизни и работе класса, уровень развития коллектива. Например, достигнуты сдвиги в сплочении класса, в проведении увлекательных внеклассных мероприятий. Значит, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практической деятельности и придании ей характера интересных перспектив, реализуя таким образом «закон движения» коллектива.
Повысилась общественная активность учащихся — необходимо расширять общественные мероприятия, углублять их содержательность. Класс проявляет заинтересованность в спортивной работе — нужно сделать так, чтобы он выступал инициатором проведения спортивно-массовых соревнований, физкультурных вечеров, празд-
ников и т. д. Короче говоря, все, что есть в классе положительного и интересного, нужно обязательно расширять, укреплять и развивать. Воспитание на положительном всегда приносит плодотворные результаты.
Одновременно с этим нужно обращать внимание и на недочеты,
которые имеют место в классе: снижение дисциплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение межличностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные группировки и т. д. Каждый из этих недочетов может стать предметом ведущей воспитательной задачи, решение которой также необходимо спланировать.
Определив особенности класса, его положительные стороны и
недостатки, нужно написать вступительную часть плана.
Второй этап планирования — разработка внеклассных мероприятий по всестороннему воспитанию и развитию учащихся. Попробуем представить себе их, например, в отношении к VI классу:
а) беседа «Соблюдение режима дня — черта культурного человека»;
б) беседа «Приемы активного воспроизведения изучаемого материала при подготовке домашних заданий»;
в) классное собрание «Об участии школьников в работе предметных кружков»;
г) экскурсия на завод; встреча с молодыми рационализаторами и
изобретателями;
д) участие в благоустройстве территории школы, посадка декоративных кустов;
е) совместное собрание учащихся и родителей по вопросу «Об
участии школьников в домашнем труде»;
ж) совещание с активом по вопросу «О повышении роли активистов в общественно полезном труде»;
з) шефы завода в гостях у класса: «Почему говорят, что труд украшает человека?»;
и) подготовка литературного вечера «Родина — в поэзии»;
к) участие в спартакиаде школы под девизом «Олимпийский резерв»;
л) диспут «Какого человека можно считать нравственным?»;
м) проведение один раз в неделю обзора газет на тему «Чем
живет мир?»
Третий этап - разработка мероприятий по решению ведущей
воспитательной задачи «Повышение ответственности учащихся за
выполнение домашних заданий»:
а) встреча с учителями, работающими в классе, и родителями
учащихся по вопросу «Как повысить качество домашнего учения?»;
б) беседа с учащимися «Основные правила выполнения домашних заданий»;
в) посещение учащихся на дому с целью контроля за их домашним учением;
г) встреча учащихся с директором школы по вопросу «Что делается в классе по улучшению домашней работы?»;
д) проведение двух практических занятий по выполнению домашних заданий по математике и русскому языку;
е) классное собрание совместно с учителями и родителями на тему «Что улучшилось в нашей учебной работе?»
Четвертый этап - оформление плана воспитательной работы. Если необходимые мероприятия на учебную четверть или полугодие разработаны, нужно их расставить в той хронологической последовательности, в какой они должны проводиться. Таким планом хорошо пользоваться, поскольку видно, что за чем и когда нужно проводить.
Всю эту работу классный руководитель предварительно осуществляет сам. Но составленный план необходимо обсудить с учащимися, обязательно познакомить их с ведущей задачей, на которую они должны обратить особое внимание. Естественно, необходимо учитывать предложения учащихся, обосновать намеченные мероприятия.
План — важнейший документ классного руководителя. Но, кроме плана, он несет ответственность за ведение классного журнала, личных дел учащихся, в необходимых случаях пишет на них характеристики. Некоторые классные руководители ведут дневники проводимой работы, а также специальные журналы, в которых на каждого ученика отводится 2—3 страницы. В них фиксируются положительные поступки учащихся, а также те или иные отрицательные явления. Если записи делаются регулярно, классный руководитель имеет возможность наблюдать за тенденциями развития своих воспитанников, принимать своевременные меры к улучшению воспитательной работы как с классом, так и с каждым учащимся в отдельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Попробуйте устно составить план темы.
2. В чем заключается специфика воспитательной деятельности классного руководителя в отличие от обязанностей учителя?
3. Раскройте содержание и методику работы классного руководителя по изучению учащихся, формированию ученического коллектива, повышению успеваемости и нравственному воспитанию учащихся.
4. Раскройте значение плана воспитательной работы в деятельности классного руководителя, его содержание и порядок составления.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя. М. , 1984.
Горленко В. П. Воспитательная работа классного руководителя в школе. М. , 1998.
Демакова И. Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного
руководителя. М. ,1989.
КутъевВ. О. Внеурочная деятельность школьников. М. , 1983.
Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А. И. Кочетова. Минск, 1987.
Степоменков Н. К. Планирование работы классного руководителя. Минск, 1996.
Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности учителя. М. , 1967.
Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. М. , 1986.
Глава 32
УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ
1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспитательной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности.
2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руководстве школой.
3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой.
4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча.
5. Совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством.
6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой.
7. Организация помощи в деятельности ученического самоуправления и общественных организаций в школе.
8. Организация работы с родителями учащихся.
9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы.
1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспитательной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности.Школа — исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если педагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и согласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченными целями. Не менее важное значение имеет правильно организо-
ванное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой.
Весьма многообразной является структура управленческих органов в школе. Условно их можно разделить на три группы. Первую группу составляют органы коллективного управления школой — общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.
Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это — директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, помощник директора по хозяйственной работе и др.
Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т. д. ), а также родителей (родительский
комитет и др. ).
Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К этим принципам относятся следующие:
а) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффективном решении;
б) демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функций; опора на общественное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;
в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций;
г) умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия педагогического и ученического коллективов
на их решении;
д) поддержание благожелательного психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого его члена к работе;
е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;
ж) поощрение педагогического творчества и поиска в повышении качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовым педагогическим опытом.
2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руководстве школой.В создании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в . школе огромная роль принадлежит совету школы. Совет школы является органом коллективного управления школьными делами, принимающим активное участие в решении важнейших вопросов совершенствования обучения и воспитания учащихся. Его функции и содержание работы регламентируются специальным Положением о совете средней общеобразовательной школы.
Высшим руководящим органом школы является общешкольная конференция представителей коллективов учащихся, учителей, родителей и общественности в равном количестве от каждой из этих трех категорий.
Конференция утверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения; разрабатывает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепления материально-технической базы школы; при необходимости создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия.
Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год.
В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, в который входят представители педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и общественности по одной трети от каждой из названных категорий.
Совет школы выполняет следующие функции:
организует выполнение решений конференций школьного коллектива;
утверждает план развития школы;
совместно с директором представляет интересы школы в государственных и общественных органах, а также интересы учащихся, обеспечивая социальную защиту несовершеннолетних;
по представлению методического (педагогического) совета школы определяет содержание, методы, средства и формы организации обучения и воспитания учащихся (учебные планы, программы, профили дифференциации обучения, трудовой подготовки и т. д. ), обеспечивая при этом достижение государственного уровня
требований к образованию;
устанавливает режим работы школы;
осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагогических и других кадров школы;
проводит аттестацию педагогических работников школы, вносит предложения в квалификационную комиссию при органах народного образования о присвоении учителям квалификационных
категорий;
поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и развитию обучения и воспитания;
контролирует рациональное расходование бюджетных ассигнований на школу, формирует собственный материальный фонд
школы;
заслушивает отчеты о работе отдельных учителей, директора
школы, его заместителей, вносит на рассмотрение конференций предложения о продлении или прекращении их полномочий;
ограждает работников школы и администрацию от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность.
Совет школы работает в тесном контакте с администрацией и
общественными организациями школы на основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.
3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой.Определяющую роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работой школы играет директор. На должность директора школы назначаются органами образования или избираются конференцией совета школы лучшие учителя, владеющие организаторскими способностями, имеющие необходимую педагогическую квалификацию и стаж практической педагогической работы не менее трех лет.
К важнейшим функциональным обязанностям директора школы
относятся следующие:
а) руководство педагогическим коллективом, обеспечение правильного подбора и расстановки кадров, создание необходимых ус-
ловий для повышения их научно-теоретического и психолого-пёда-гогического уровня и стимулирования педагогического творчества учителей;
б) контроль за ходом обучения, качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией внеклассной и внешкольной работы;
в) организация работы по профессиональной ориентации учащихся;
г) активизация деятельности ученического самоуправления, взаимодействие с общественными организациями учителей и учащихся;
д) установление в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка и уставом школы круга обязанностей работников школы;
е) поддержание связей с местными общественными организациями, базовыми предприятиями;
ж) организация работы с родителями учащихся;
з) укрепление учебно-материальной базы школы;
и) поддержание необходимого санитарно-гигиенического режима в школе, охрана труда и соблюдение техники безопасности в процессе учебных занятий и других видах деятельности учащихся, учителей и обслуживающего персонала школы;
к) прием на работу и увольнение с работы обслуживающего персонала школы;
л) представление учителей и других работников школы по согласованию с советом школы к мерам поощрения и наградам.
Под непосредственным руководством директора школы работают его заместители по учебной и воспитательной работе и другие должностные лица, на которых возлагается руководство отдельными участками школьной работы. Так, заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса, за выполнение учебных программ, качество преподавания и знаний учащихся, осуществляет контроль за ходом урочных и других видов учебных занятий, поведением школьников, регулирует их учебную нагрузку, составляет расписание занятий, готовит отчеты об учебно-воспитательной работе школы.
В обязанности заместителя, директора по воспитательной работе входит организация и участие в проведении внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности учащихся, инструктирование и оказание помощи в воспитательной работе классным руководителям и воспитателям групп продленного дня, а также поддержание деловых контактов с внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, комиссиями содействия семье и школе.
В условиях обновления и реформирования всех сфер производственно-экономических отношений в стране, политики, образования и культуры значительно повышаются требования к руководителю школы. Директор школы, его заместители должны сочетать в себе глубокую педагогическую образованность и компетентность, деловитость и дисциплину, высокую служебную ответственность, инициативный и творческий подход к выполнению своих обязанностей. Нельзя успешно руководить тем или иным участком работы без компетентности, без знания науки управления. Вместе с тем деятельность руководителя школы должна характеризоваться демократизмом, чуткостью и заботой о людях, умением поддерживать творческие поиски учителей, объективным анализом положительных сторон и недочетов в работе всех подразделений школы.
4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча.В настоящее время предусмотрено осуществление обязательного базового образования подрастающих поколений. Решение этой важной государственной задачи должно занимать видное место в работе директора, его заместителей и всего
педагогического коллектива школы.
Каждая школа имеет свой микрорайон, в пределах которого она
отвечает за осуществление обучения детей, подростков, юношей и девушек. В школе ведется журнал учета движения учащихся, который заполняется на основе данных школы и местных советов (домоуправлений).
Выполнение закона об образовании требует также разъяснительной работы среди родителей и молодежи о путях получения образования. С этой целью школа организует родительские собрания, проводит беседы, лекции и доклады по этим вопросам, коллективные и индивидуальные консультации для родителей и учащихся по профессиональной ориентации. Большое место в этом направлении занимает расширение и укрепление учебно-материальной базы школы. С помощью шефствующих предприятий учителя оборудуют учебные кабинеты, создают фонд учебников и учебных пособий для бесплатного пользования учащимися, укрепляют базу трудового обучения и воспитания и т. д. В сельской местности актуальными являются вопросы подвоза учащихся в школу из отдаленных населенных пунктов или же организации школьных интернатов.
Учитывая сложность и многогранность проблем, связанных с осуществлением всеобуча молодежи школьного возраста, директор
школы при их решении постоянно опирается на педагогический коллектив и общественные организации школы.
5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством.Кардинальной проблемой руководства школой со стороны директора и его заместителей является организация и совершенствование учебно-воспитательного процесса и осуществление контроля за его качеством. Ее решение включает в себя целую совокупность вопросов. Остановимся на наиболее существенных из них.
Исключительно важное значение имеет научно обоснованное планирование учебных занятий. До начала учебного года директор школы 1 и его заместитель по учебно-воспитательной работе организуют разработку учителями календарных (или тематических) планов изучения программного материала и их обсуждение в предметных комиссиях (методических секциях). Особое внимание следует обращать на глубокое изучение учителями объяснительных записок и содержания программ. При методической помощи заместителя директора по воспитательной работе планируют свою работу классные руководители, составляется план-график работы предметных кружков и других форм внеклассных занятий.
Большое значение имеет продуманное и научно обоснованное расписание занятий, которое составляется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Первыми—третьими часами в нем должны быть занятия по более трудным предметам — математике, физике, химии и языкам. Письменные уроки целесообразно чередовать с устными занятиями. Учитывается также рациональная организация учебной работы учителей и, в частности, к минимуму нужно сводить так называемые окна в их урочных занятиях. В дни, когда классные руководители проводят «классные часы», их уроки обычно ставятся к концу рабочего дня.
Руководителям школ и учителям нужно также позаботиться и продумать вопрос о том, как обеспечить всех учеников учебниками и учебными пособиями, как организовать медицинский осмотр детей и т. д.
Изложенное показывает, что начало нового учебного года связано с проведением разнообразной организационно-педагогической работы, которую нужно обязательно заканчивать до 1 сентября с тем, чтобы весь сложный механизм учебно-воспитательного процесса быстро входил в нормальный ритм.
Не менее существенное значение имеет осуществление контроля со стороны директора школы и его заместителей за ходом учебно-воспитательного процесса, его содержанием и методическим совершенствованием. Функции контрольного посещения уроков и внеклассных мероприятий включают в себя: а) изучение и анализ их научно-методического содержания, б) решение учителями наиболее важных учебно-воспитательных задач в системе урочных занятий, например, их работа по активизации познавательной деятельности учащихся, совершенствованию самостоятельной учебной работы, осуществление технического обучения на уроках, моральное воспитание и т. д. ; в) выявление и распространение передового педагогического опыта; г) изучение качества знаний школьников;
д) содержательность и воспитательная действенность внеклассных
мероприятий и т. д.
Многообразие задач контроля требует определенной системы в его осуществлении. С этой точки зрения выделяют различные виды контроля. Так, по своей целевой направленности контроль бывает предупредительный и текущий. Предупредительный контроль обычно применяется в работе с начинающими и вновь прибывшими в школу учителями и имеет своей задачей общее ознакомление с их педагогической подготовкой и методическими умениями. Текущий контроль осуществляется в порядке стимулирования качества учебно-воспитательной работы учителей и классных руководителей, оценки их педагогической деятельности и оказания необходимой методической помощи.
Классификация контроля дается также в зависимости от его содержания. В этом плане выделяют контроль фронтальный и контроль тематический. В чем заключается их сущность?
При фронтальном контроле изучается работа нескольких учителей или всего педагогического коллектива по решению всех основных задач обучения и воспитания. В этом случае уроки учителей, которые посещаются директором школы и его заместителями, анализируются с точки зрения их содержания, методической организации и воспитательной направленности, а также качества знаний и
поведения учащихся.
При тематическом же контроле изучению и анализу подвергается какая-то одна сторона учебного процесса или внеклассной работы. Например, может изучаться умение учителя осуществлять на уроках развивающее обучение или моральное воспитание и т. д. Равным образом при контроле внеклассной работы могут выделяться такие вопросы, как качество индивидуального воспитания учащихся классными руководителями, состояние общественно полезного
труда и др. Естественно, что оба этих вида контроля должны сочетаться и дополнять друг друга.
Посещая урочные и внеклассные занятия, руководители школы в специальном журнале ведут записи своих замечаний и выводов и затем сообщают их учителям и классным руководителям. При этом необходимо сохранять высокую объективность, деликатность и такт, чтобы проводимый анализ занятий не обидел учителя, а, наоборот, побуждал его к улучшению своей работы. В то же время анализ занятий должен сопровождаться советами и методическими рекомендациями учителям по преодолению замеченных недочетов и более полному использованию психолого-педагогической теории.
В совершенствовании учебно-воспитательного процесса существенное значение имеет содержательное проведение методической работы с учителями и внедрение научной организации педагогического труда (НОПТ). Основная цель методических мероприятий и НОПТ состоит в углублении теоретической подготовки и повышении педагогического мастерства учителей, а также в рациональной организации и более эффективном использовании их рабочего времени. Для проведения методической работы учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комиссии (секции), которые возглавляют наиболее квалифицированные методисты. Отдельную методическую комиссию (секцию), которую обычно возглавляет заместитель директора по воспитательной работе, составляют классные руководители.
В школьной практике сложились следующие формы методической работы: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей по важнейшим вопросам обучения и воспитания учащихся (активизация познавательной деятельности школьников, формирование научных понятий, умственное развитие учащихся в процессе обучения, стимулирование познавательных потребностей, укрепление личного достоинства школьников в коллективе и т. д. ); коллективное посещение и обсуждение уроков и внеклассных мероприятий; обсуждение новинок психолого-педагогической литературы; проведение научно-методических конференций; обмен опытом работы; изучение и распространение передового педагогического опыта. В последние годы получает распространение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми педагогами, передавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их совместный анализ.
Директор школы и его заместители обязаны заботиться о НОПТ и, в частности, строго регламентировать различные заседания и со-
вещания с учителями, уменьшая их количество и уплотняя время на их проведение. НОПТ включает в себя также четкую организацию дополнительных занятий с учащимися, совершенствование проверки тетрадей, равномерное распределение должностных функций и т. д. Следует всячески увеличивать свободное время учителей с тем, чтобы они могли заниматься самообразованием, читать литературу, знакомиться с новинками психологии и педагогики, посещать культурно-массовые мероприятия.
6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой.Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной и внешкольной воспитательной работой. Значительная часть этой работы планируется и осуществляется классными руководителями (гражданское и нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности школьников, организация общественно полезного труда и т. д. ). Естественно, что директор школы и его заместители обязаны помогать классным руководителям в этой деятельности и осуществлять контроль за качеством внеклассных и внешкольных мероприятий. Одновременно с этим большое место в организации внеклассной работы занимают общешкольные мероприятия (вечера, праздники и т. д. ), которые проводятся руководством школы.
На что же должны направляться усилия руководства и педагогического коллектива школы при организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы? Во-первых, необходимо обращать внимание на разносторонность ее содержания и общественную направленность. Нужно, чтобы она охватывала умственное, физическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся и была пронизана патриотизмом, формировала у них стремление приносить пользу Родине, людям. Во-вторых, важной стороной этой работы является использованиеее массовых форм как для воспитания школьников, так и для разумной и содержательной организации их свободного времени. В-третьих, педагогическому коллективу следует заботиться о том, чтобы внеклассная и внешкольная работа, проводимая как в классах, так и в общешкольном масштабе, охватывала всех учащихся. В-четвертых, внеклассная и внешкольная воспитательная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся. С учетом этих положений педагогический коллектив совместно с общественными организациями разрабатывает систему внеклассных и внешкольных мероприятий, оп-
ределяет ответственность за их подготовку и проведение, а руководство школы оказывает методическую помощь учителям и осуществляет контроль за качеством работы.
7. Организация помощи в деятельности ученического самоуправления и общественных организаций в школе.В управлении школой большое место занимает помощь в деятельности органов ученического самоуправления и общественных организаций школьников. Эта помощь осуществляется следующими путями:
а) директор школы, его заместители и педагогический коллектив в целом принимают участие в подборе кандидатур для избрания в состав ученического комитета. Речь идет о том, что педагоги вместе с учащимися обсуждают предложения о целесообразности избрания тех или иных школьников в состав ученического самоуправления, дают им свои советы, не навязывая, однако, своей воли и учитывая мнение учащихся;
б) директор школы вместе со своими заместителями, а также классными руководителями учат активистов выполнять порученную общественную работу, приводят по этим вопросам инструктивно-методические совещания («Об обязанностях активистов», «Как готовить и проводить ученические собрания», «Как организовать общественную работу учащихся» и т. д. ), налаживает обмен опытом работы;
в) директор школы, его заместители и учителя дают свои советы о планировании работы ученического комитета и других органов самоуправления, совместно обсуждают намеченные мероприятия;
г) руководство школы, классные руководители и учителя оказывают помощь в подготовке и проведении мероприятий других общественных организаций учащихся (спортклуба, экологического общества и др. ) и участвуют в их работе.
8. Организация работы с родителями учащихся.Существенным элементом руководства школой является координация деятельности классных руководителей по поддержанию и укреплению связей с семьей, а также организация этой работы в общешкольном масштабе. Однако поскольку эти вопросы получили освещение в главе о совместной работе школы, семьи и общественности, рассматривать их здесь детально нет необходимости. Следует лишь подчеркнуть, что вопросы улучшения семейного воспитания необходимо обсуждать на педсоветах, в методических объединениях (секциях) классных руководителей, а также помогать в работе родительским комитетам.
9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы.Для целенаправленного управления школой и эффективной организации деятельности педагогического коллектива на каждый учебный год составляется план учебно-воспитательной работы. В нем находят отражение все те вопросы, которые относятся к управленческой деятельности директора школы, его заместителей и организации всех звеньев учебно-воспитательной работы, о которых шла речь выше. В соответствии с этим годовой план, как правило, состоит из следующих разделов:
1) вступительная часть. Общий анализ работы школы за прошедший год и определение важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса на текущий учебный год; 2) работа педагогического совета школы; 3) работа педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча; 4) организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством; 5) руководство внеклассной и внешкольной работой; б) деятельность органов ученического самоуправления; 7) работа с родителями учащихся. Что же касается содержания каждого из этих разделов годового плана, то оно определяется теми задачами и конкретными формами работы педагогического коллектива, которые раскрыты выше.
Годовой план учебно-воспитательной работы составляется к началу учебного года и утверждается на педагогическом совете. Контроль за ходом и качеством его выполнения осуществляется руководством школы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какова структура управленческих органов в школе и какие принципы лежат в основе их руководящей деятельности?
2. Раскройте основные функции совета школы и формы его деятельности.
3. Раскройте функциональные обязанности директора школы, его заместителей по учебно-воспитательной работе, а также по внеклассной и внешкольной воспитательной работе.
4. Какой должна быть работа педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча?
5. Каким должно быть содержание работы по организации учебно-воспитательного процесса в школе?
6. Какой должна быть работа директора школы и его заместителей по осуществлению контроля за качеством обучения и воспитания?
7. Раскройте формы и содержание методической работы в школе.
8. Каким должно быть руководство внеклассной и внешкольной воспитательной работой? 9. Раскройте содержание годового плана учебно-воспитательной работы
школы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫВнутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М. , 1991.
Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. М. , 1995.
Кондаков М. И. Теоретические основы школоведения. М. , 1982. Основы внутришкольного контроля /Под ред. П. В. Худоминского. М. , 1987.
Положение о совете средней общеобразовательной школы // Учительская газ. 1989. 24 авг.
Портнов М. Л. Труд руководителя школы. М. , 1984.
Раченко И. П. НОТ учителя. М. , 1982.
Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М. , 1982.
Фролов П. Т. Школа молодого директора. М. , 1988.
Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М. И. Поташника. М. ,1992.
Учебное издание
Харламов Иван Федорович
ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
Редактор Л. Б. Комиссарова Корректор Н. Е. Павлова Художественный редактор Е. Ю. Молчанов Компьютерная верстка И. Г Долгой
Изд. лиц. № 066160 от 02. 11. 98. Подписано в печать 15. 12. 98. Формат 60 х 90 Vie-Печать офсетная. Усл. печ. л. 32,5. Тираж 10000 экз. Заказ 366
УИЦ «Гардарики»
107120, Москва, Мельницкий пер. , д. 8/1. Тел. : (095) 917-2991, 917-7144
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93
Книги объединения «Юристъ—Гардарика» можно приобрести или заказать:
107120, Москва, Мельницкий пер. , д 8/1 (ст. метро «Курская», «Чкаловская») Тел. . (095) 917-2991, 917-7144 Розница, мелкий опт
107082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. метро «Бауманская»)