Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Работа классного руководителя по изучению учащихся. Как



уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.

Только что назначенный в школу молодой математик проводил занятия в VII классе, где ему было также поручено классное руковод­ство. Он вызвал к доске одного из учащихся и предложил ему ре­шить задачу. Оказалось, что семиклассник испытывает затруднение. Учитель решил ему помочь и стал задавать наводящие вопросы. Но ученик молчал. Учителю показалось, что он не может решить задачу, и предложил ему сесть на место. Но, не дойдя до своей парты, семи­классник обернулся к учителю и с обидой сказал: «А я знаю, как ре­шать задачу. . . » Учитель проявил рассудительность и ласковым голо­сом возвратил его к доске. Семиклассник вполне самостоятельно, хотя и медленно, справился с задачей. Так своей репликой он помог учителю исправить допущенную оплошность. Оказалось, что это был хороший ученик, но с замедленным мышлением. Молодой учи­тель об этом не знал и побуждал его к спешке.

Есть ученики, которые не проявляют должной усидчивости в ра­боте, не могут заставить себя спокойно выполнять домашние зада­ния. На учебной работе и поведении школьника сказываются усло­вия семейного воспитания, состояние здоровья, влияние тех кон­тактных групп, с которыми он находится в постоянном общении, и т. д. Все это нужно внимательно изучать и знать, чтобы успешно осуществлять воспитательную работу.

Изучение школьников классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются сле­дующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, инди­видуальные и групповые диагностические беседы, изучение резуль­татов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод компетентных оценок. Как же ис­пользовать их в процессе воспитания школьников?

Повседневное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за уча­щимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выяв­лять особенности их отношения к выполнению школьных обязан­ностей, черты характера, культуру поведения и т. д. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно владеть фактами и при­мерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные явле­ния. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что на уроках он не может сдер­живаться и ведет себя неспокойно, на переменах с криком бегает по коридору, толкает товарищей и т. д. , логично сделать вывод о недо-

 

 

статочной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь уче­ника учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, нужно предполагать, что он требует посто­янного внимания и помощи в улучшении домашней учебной рабо­ты. Подобные наблюдения и фактический материал классный руко­водитель должен накапливать не только по учебной работе учащих­ся, но и по их нравственным проявлениям, отношению к общест­венно полезной деятельности, состоянию здоровья и физического развития, поведению в свободное время и т. д.

Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учи­телями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится тот или иной школьник к учеб­ным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о своих успехах и неудачах в учебе, характере отношений с одноклассниками и т. д.

Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные поделки. Классный руководитель нередко дает им различные поруче­ния. В итоге обнаруживается, что некоторые школьники любят рисо­вать, другие с увлечением изучают математику, третьи занимаются коллекционированием, четвертые посвящают свой досуг изготовле­нию различных моделей и т. д. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увле­чениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогно­зы их развития, устанавливать контакты с учителями и родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали все это в своей работе.

Посещение учащихся на дому. Этот метод позволяет накапливать представления о том, как живет и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдает режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свое свободное время, с кем дружит и т. д. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы и т. д. Все это дает материал для дальней­шего улучшения внеклассной работы.

Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных условиях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности. Напри­мер, классу поручается закончить начатую ранее уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там немного, классный ру­ководитель предлагает принять участие в ней тем, кто пожелает

сам. И вдруг обнаруживается, что некоторые из учащихся, которых обычно хвалят за хорошую учебу и общественную активность, не изъявляют желания принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что с этими учащимися необходимо усилить работу по воспитанию у них трудолюбия. В качестве подоб­ных «естественных ситуаций» при изучении учащихся могут высту­пать обсуждение на собрании плохих поступков отдельных учащих­ся, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу, и др. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет.

Для изучения школьников классные руководители используют также методы рейтинга и компетентных оценок. Об их сущности речь шла в главе, в которой раскрывались методы педагогического иссле­дования. Здесь же нужно сказать, что они позволяют накапливать материал об особенностях поведения учащихся, их характерах, ин­тересах, творческих способностях и склонностях.

Изучение школьников — процесс непрерывный. Классный руково­дитель не только обращает внимание на особенности поведения, ха­рактера и разнообразной деятельности своих воспитанников, но и на те изменения, которые происходят в их развитии. Вот почему с помо­щью рассмотренных выше методов классный руководитель определя­ет также ту динамику, которой характеризуется уровень воспитаннос­ти школьников, и прогнозирует дальнейшую коллективную и индиви­дуальную работу в классе. Все это требует, чтобы он постоянно фикси­ровал и накапливал данные о результатах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А. С. Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник изучения учащихся, регулярно записывал важней­шие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу.

3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива.Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обу­чение и воспитание. Основные вопросы методики организации и воспитания ученического коллектива детально освещены в специ­альной главе на эту тему. Поэтому здесь следует коснуться лишь не­которых особенностей работы классного руководителя в этом на­правлении.

Создание ученического коллектива, как и воспитание вообще, нужно на­чинать со знакомства с учащимися. Приступая к работе с классом, классному руководителю нужно просмотреть личные дела учащих-

 

 

ся, побеседовать с учителями, проанализировать классный журнал за предыдущий учебный год и составить для себя общее представле­ние об успеваемости, положительных сторонах и недостатках клас­са с тем, чтобы определить более верный подход к организации воспитательной работы.

Большое значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней занятий педагогических требований к учащимся. Для этого обычно в самом начале учебного года классный руководитель проводит специальное собрание. На этом собрании он обстоятель­но знакомит учащихся с важнейшими школьными правилами и разъясняет им, как они должны вести себя на уроках и переменах, выполнять домашние задания и участвовать в общественной жизни класса. Предъявление требований в самом начале учебного года по­буждает учащихся к анализу своего поведения и переживанию внут­ренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, что в конечном итоге стимулирует их работу над собой.

Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива яв­ляется организация самоуправления в классе и воспитание актива.

В состав актива обычно входят лучшие учащиеся, которые хоро­шо учатся и пользуются уважением среди своих товарищей. Акти­вистов надо регулярно инструктировать и помогать им в решении предстоящих задач. Нужно детально разъяснять, какие обязанности возлагаются на старосту класса, руководителей различных комис­сий. Но этого мало. Важное значение имеет практическая помощь классного руководителя в работе актива. Поэтому необходимо учить активистов разрабатывать намеченные мероприятия, помо­гать им в распределении общественных поручений и давать советы при возникновении тех или иных трудностей.

Большое значение в работе классного руководителя с активиста­ми имеют задушевные индивидуальные беседы. В процессе таких бесед классный руководитель многое узнает о классе, о взаимоотно­шениях учащихся, а также о тех трудностях, с которыми сталкива­ются активисты в своей деятельности, и имеет возможность свое­временно поддерживать их настроение, ободрить хорошим сове­том, чуткостью.

Наконец, в работе с активистами нужно осуществлять тактич­ный контроль за выполнением ими своих обязанностей. Налаженность работы самоуправления создает действенную поддержку уси­лиям классного руководителя по улучшению учебно-воспитательно­го процесса в классе и сплочению ученического коллектива.

Едва ли не самым важным в воспитании ученического коллекти­ва является умение классного руководителя организовать содержательную

внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими делами, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспек­тивы. Вот почему опытные классные руководители много думают над тем, чтобы с первых дней работы с классом вовлечь учащихся в прак­тическую внеклассную деятельность, возбудить интерес к ней. Ребята с интересом участвуют в коллективных прогулках, в походах по родно­му краю, в различных экскурсиях, в общественно полезном труде и т. д.

Вот как начал свою работу с пятиклассниками один из классных руководителей 11-й средней школы г. Гомеля. В первый же выход­ной день после начала учебного года он организовал коллективный поход-прогулку в лес с посещением места бывшей партизанской сто­янки. Ребята любовались позолотой осени, собирали грибы, слушали содержательный рассказ классного руководителя о боевых подвигах людей в годы Великой Отечественной войны. Прогулка заинтересо­вала всех, и пятиклассники возвратились домой бодрые, радостные, полные волнующих впечатлений. Потом ребята по предложению классного руководителя решили установить шефство над соседним детским садом и стали готовить игрушки и сувениры для малышей. Эта работа потребовала распределения обязанностей, поиска необ­ходимых материалов, подготовки небольшого концерта художест­венной самодеятельности. Следующее мероприятие — подготовка вечера сказок и т. д. В процессе совместной практической деятель­ности между учащимися установились деловые отношения, форми­ровалась ответственность за порученное дело, раскрывались способ­ности каждого пятиклассника, а главное — крепло товарищеское сплочение, рождался дух коллективизма.

Организация интересных практических дел учащихся создает ос­нову для накопления положительных традиций в классе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию. В качестве таких традиций выступают обмен памятными сувенирами со свои­ми преемниками перед окончанием учебного года, праздники труда, повторяющиеся из года в год спортивные мероприятия, выставки

поделок и т. д.

Таковы некоторые особенности работы классного руководителя по созданию ученического коллектива. Одновременно с этим про­водится разнообразная работа по всестороннему воспитанию уча­щихся и, в частности, по улучшению успеваемости, нравственному и эстетическому воспитанию, а также по выработке трудолюбия.

4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся.Специфичес­кий характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся. Она включает в себя следующие направления.

Прежде всего классный руководитель использует классный кол­лектив для повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых анализируется состояние учебной работы в классе, заслу­шиваются отчеты отдельных учащихся о выполнении ими правил поведения.

Значительное место в работе по улучшению успеваемости зани­мают разъяснительные беседы об обязанностях школьников в уче­нии, о культуре умственного труда, а также контроль за их домаш­ней работой. Вместе с тем классный руководитель обязан развивать любознательность учащихся. Он знакомит их с достижениями науки и техники, проводит экскурсии в научные лаборатории и на производство, пропагандирует научно-техническую литературу, во­влекает учащихся в кружковые занятия. Задача классного руководи­теля — вовремя заметить отставание школьника в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.

Ответственный участок деятельности классного руководителя — нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных вне­классных мероприятий (бесед, лекций, докладов, ученических вече­ров и т. д. ) он знакомит учащихся с современной жизнью страны, с различными общественными событиями в стране и за рубежом, про­водит диспуты на моральные темы, литературно-художественные ве­чера и т. д. Однако общественное и моральное воспитание нельзя сво­дить только к словесным формам работы. Большое значение здесь должна занимать общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественно полезного и производительного труда учащихся, работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях, проводится работа по профессиональной ориентации.

В функции классного руководителя входит организация культур­но-массовой работы и досуга учащихся, вовлечение их в оздорови­тельно-спортивную деятельность. Классный руководитель вместе со школьным врачом проводит санитарно-гигиеническое просвеще­ние школьников, заботится о проведении профилактических при­вивок и медицинских осмотров, участвует в организации физкультурно-спортивных соревнований и праздников.

Свою многообразную воспитательную работу классный руково­дитель проводит совместно с детскими и юношескими организация­ми — спортклубами, товариществами и т. д.

Таково содержание и формы воспитательной работы классного руководителя с коллективом учащихся.

5. Работа классного руководителя с учителями.Проводя воспита­тельную работу с учащимися, классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установле­ния единых требований к учащимся и повышения качества учеб­но-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется

эта работа?

Одной из таких форм является посещение классным руководите­лем уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посе­щения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисципли­ной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о на­коплении оценок и использовании их стимулирующей роли в уче­нии, о дозировке объема домашних заданий и т. д.

Важной проблемой в работе классного руководителя с учителя­ми является организация помощи слабоуспевающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в постоянных контактах с учащимися, иног­да может подсказать причины снижения качества знаний того или иного школьника и попросить учителя учесть их в своей работе. Не менее существенной стороной работы классного руководителя с учителями является активизация внеклассной учебной работы и, в частности, кружковых занятий, предметных олимпиад, выставок

ученического творчества.

Наконец, сам классный руководитель нуждается в помощи учи­телей в организации внеурочной воспитательной работы. По его просьбе учителя проводят с учащимися беседы на научные, нравст­венные и эстетические темы, участвуют в классных собраниях, в налаживании общественно полезной работы и т. д. Таким образом, тесное взаимодействие классного руководителя с учителями помо­гает ему повышать содержательность и действенность учебно-вос­питательной работы.

6. Работа классного руководителя с родителями учащихся.Глав­ное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домаш­него учения и направлять воспитательную деятельность семьи. Со­держание и основные формы работы школы с семьей раскрыты в специальной главе на эту тему. Поэтому здесь мы ограничимся осве­щением лишь некоторых вопросов деятельности классных руково­дителей по поддержанию связей с родителями учащихся.

Большое место в работе классного руководителя с семьей зани­мает систематическое информирование родителей об успеваемос­ти, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводятся родительские собра­ния, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родите­лей на дому или приглашает их в школу, и они совместно договари­ваются о том, какие меры нужно принимать для улучшения учебы или поведения учащихся. Например, ученик перестал дома гото­вить уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а также за поведением вне школы. В иных случа­ях обнаруживается, что школьник проявляет повышенную нервоз­ность и нередко приходит в школу с плохим настроением. Классному руководителю нужно посетить такого ученика дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и договориться с родителя­ми о необходимости создания для него более спокойной обстанов­ки, а может быть, и соответствующего лечения.

Обязанность классных руководителей — осуществлять педагоги­ческое просвещение родителей, в особенности с учетом специфи­ческого подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, не­обходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает класс­ный руководитель, и дать практические советы о том, какое отраже­ние должны находить эти особенности в процессе семейного воспи­тания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватыва­ют такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников); взаимоотноше­ния родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; санитарно-гигиенический режим школьни­ка в семье; акселерация и ее влияние на воспитание учащихся; орга­низация досуга детей в семье и т. д. Классный руководитель заботится о привлечении родителей к участию в работе школьного лектория, к посещению занятий в народном университете педагогических зна­ний, пропагандирует педагогическую литературу по семейному вос­питанию.

Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициати-

ве родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители — специалисты различных областей знаний и профессий — проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производст­венные темы, принимают участие в организации экскурсий, литера­турно-художественных вечеров и т. д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, авиамоделированию, техни­ческому творчеству.

7. Планирование классным руководителем воспитательной ра­боты. Ведение документации класса.Сложность и многогран­ность воспитательной работы классного руководителя обусловлива­ют необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирова­ния. Это, однако, понимают не все классные руководители. В этой связи затронем вопросы о том, как эта проблема ставится в педаго­гической науке.

Л. И. Толстой писал, что люди отличаются один от другого тем,

что одни из них сначала делают, а потом думают, другие же — снача­ла думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие от по­ведения животного характеризуется предварительной обдуманнос­тью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании.

Известный физиолог П. К. Анохин, как уже отмечалось выше, обосновал идею об опережающем отражении человеком тех дейст­вий и поступков, которые он собирается совершить. Иначе говоря, прежде чем осуществлять ту или иную работу или совершать то или иное действие, человек заранее прогнозирует их в своем сознании, проектирует их и создает более или менее детальную «программу» поведения. Эта «программа» не только определяет его деятель­ность, но и выполняет роль «акцептора действия», который позво­ляет контролировать эту деятельность, сравнивая ее с намеченной «программой», и вносить в нее необходимые коррективы.

Однако заранее продуманная «программа» не только делает наше поведение осмысленным. Если она составлена и зафиксирова­на в сознании человека, она побуждает его выполнять намеченные действия и поступки, придавая им волевой характер.

Чем сложнее деятельность человека и чем больший отрезок вре­мени она охватывает, тем более важное значение имеет ее предва­рительное обдумывание, программирование или, иначе говоря, планирование. Именно к таким видам деятельности относится дея­тельность педагогическая и, в частности, воспитательная работа классного руководителя. Она всегда рассчитывается на более или

менее длительное время, связана с одновременным решением мно­жества проблем и задач, и если ее детально не прогнозировать и старательно не планировать, успеха не добиться. Работать без плана — значит, как правило, идти вслед за событиями. Работать по заранее продуманному плану — значит, направлять события, созда­вать воспитательные ситуации и придавать педагогической работе целенаправленность и действенность.

При планировании воспитательной работы классный руководи­тель должен исходить из следующих положений:

а) в плане нужно предусматривать разнообразные мероприятия и виды работы, которые способствовали бы всестороннему разви­тию учащихся;

б) поскольку воспитание осуществляется только в деятельности, план должен предусматривать включение школьников в познаватель­ную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую и спортив­но-оздоровительную деятельность;

в) система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического кол­лектива;

г) в общей системе внеклассной работы по всестороннему разви­тию учащихся нужно обязательно выделять ту или иную ведущую для данного времени воспитательную задачу и намечать мероприятия по ее решению;

д) нужно, чтобы план содержал мероприятия, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.

Каким же должен быть порядок планирования классным руково­дителем воспитательной работы?

Первый этап. Приступая к составлению плана, необходимо преж­де всего определить уровень воспитанности класса, его положитель­ные стороны и недостатки. Важно изучить сдвиги в жизни и работе класса, уровень развития коллектива. Например, достигнуты сдвиги в сплочении класса, в проведении увлекательных внеклассных ме­роприятий. Значит, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практи­ческой деятельности и придании ей характера интересных перспек­тив, реализуя таким образом «закон движения» коллектива.

Повысилась общественная активность учащихся — необходимо расширять общественные мероприятия, углублять их содержатель­ность. Класс проявляет заинтересованность в спортивной работе — нужно сделать так, чтобы он выступал инициатором проведения спортивно-массовых соревнований, физкультурных вечеров, празд-

ников и т. д. Короче говоря, все, что есть в классе положительного и интересного, нужно обязательно расширять, укреплять и развивать. Воспитание на положительном всегда приносит плодотворные ре­зультаты.

Одновременно с этим нужно обращать внимание и на недочеты,

которые имеют место в классе: снижение дисциплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение меж­личностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные группировки и т. д. Каждый из этих недочетов может стать предме­том ведущей воспитательной задачи, решение которой также необ­ходимо спланировать.

Определив особенности класса, его положительные стороны и

недостатки, нужно написать вступительную часть плана.

Второй этап планирования — разработка внеклассных мероприя­тий по всестороннему воспитанию и развитию учащихся. Попробу­ем представить себе их, например, в отношении к VI классу:

а) беседа «Соблюдение режима дня — черта культурного человека»;

б) беседа «Приемы активного воспроизведения изучаемого мате­риала при подготовке домашних заданий»;

в) классное собрание «Об участии школьников в работе предмет­ных кружков»;

г) экскурсия на завод; встреча с молодыми рационализаторами и

изобретателями;

д) участие в благоустройстве территории школы, посадка деко­ративных кустов;

е) совместное собрание учащихся и родителей по вопросу «Об

участии школьников в домашнем труде»;

ж) совещание с активом по вопросу «О повышении роли активи­стов в общественно полезном труде»;

з) шефы завода в гостях у класса: «Почему говорят, что труд ук­рашает человека?»;

и) подготовка литературного вечера «Родина — в поэзии»;

к) участие в спартакиаде школы под девизом «Олимпийский ре­зерв»;

л) диспут «Какого человека можно считать нравственным?»;

м) проведение один раз в неделю обзора газет на тему «Чем

живет мир?»

Третий этап - разработка мероприятий по решению ведущей

воспитательной задачи «Повышение ответственности учащихся за

выполнение домашних заданий»:

а) встреча с учителями, работающими в классе, и родителями

учащихся по вопросу «Как повысить качество домашнего учения?»;

б) беседа с учащимися «Основные правила выполнения домаш­них заданий»;

в) посещение учащихся на дому с целью контроля за их домаш­ним учением;

г) встреча учащихся с директором школы по вопросу «Что дела­ется в классе по улучшению домашней работы?»;

д) проведение двух практических занятий по выполнению до­машних заданий по математике и русскому языку;

е) классное собрание совместно с учителями и родителями на тему «Что улучшилось в нашей учебной работе?»

Четвертый этап - оформление плана воспитательной работы. Если необходимые мероприятия на учебную четверть или полуго­дие разработаны, нужно их расставить в той хронологической пос­ледовательности, в какой они должны проводиться. Таким планом хорошо пользоваться, поскольку видно, что за чем и когда нужно проводить.

Всю эту работу классный руководитель предварительно осущест­вляет сам. Но составленный план необходимо обсудить с учащими­ся, обязательно познакомить их с ведущей задачей, на которую они должны обратить особое внимание. Естественно, необходимо учи­тывать предложения учащихся, обосновать намеченные мероприя­тия.

План — важнейший документ классного руководителя. Но, кроме плана, он несет ответственность за ведение классного журна­ла, личных дел учащихся, в необходимых случаях пишет на них ха­рактеристики. Некоторые классные руководители ведут дневники проводимой работы, а также специальные журналы, в которых на каждого ученика отводится 2—3 страницы. В них фиксируются по­ложительные поступки учащихся, а также те или иные отрицатель­ные явления. Если записи делаются регулярно, классный руководи­тель имеет возможность наблюдать за тенденциями развития своих воспитанников, принимать своевременные меры к улучшению во­спитательной работы как с классом, так и с каждым учащимся в от­дельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Попробуйте устно составить план темы.

2. В чем заключается специфика воспитательной деятельности классного руководителя в отличие от обязанностей учителя?

3. Раскройте содержание и методику работы классного руководителя по изучению учащихся, формированию ученического коллектива, повыше­нию успеваемости и нравственному воспитанию учащихся.

4. Раскройте значение плана воспитательной работы в деятельности клас­сного руководителя, его содержание и порядок составления.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя. М. , 1984.

Горленко В. П. Воспитательная работа классного руководителя в школе. М. , 1998.

Демакова И. Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного

руководителя. М. ,1989.

КутъевВ. О. Внеурочная деятельность школьников. М. , 1983.

Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А. И. Кочетова. Минск, 1987.

Степоменков Н. К. Планирование работы классного руководителя. Минск, 1996.

Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности учителя. М. , 1967.

Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. М. , 1986.

Глава 32

УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ

1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспитательной рабо­той как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспи­тания. Структура управленческих органов в школе и основные принци­пы их деятельности.

2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспита­тельного процесса. Демократизация и гласность в руководстве школой.

3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой.

4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча.

5. Совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее ка­чеством.

6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной рабо­той.

7. Организация помощи в деятельности ученического самоуправления и об­щественных организаций в школе.

8. Организация работы с родителями учащихся.

9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы.

1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита­тельной работой как важнейшая предпосылка повышения каче­ства обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности.Школа — исклю­чительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделе­ние будут действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если пе­дагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и со­гласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченны­ми целями. Не менее важное значение имеет правильно организо-

ванное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, сте­пень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свиде­тельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее учебно-воспитательной работой.

Весьма многообразной является структура управленческих орга­нов в школе. Условно их можно разделить на три группы. Первую группу составляют органы коллективного управления школой — об­щешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.

Вторую группу составляют должностные лица школы, осущест­вляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это — директор школы, его заместители по учебно-воспитательной рабо­те, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной рабо­ты, помощник директора по хозяйственной работе и др.

Третья группа включает в себя управленческие органы различ­ных общественных организаций учащихся (учком), учителей (проф­ком, методические секции и т. д. ), а также родителей (родительский

комитет и др. ).

Наличие такой разветвленной структуры управленческих орга­нов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К этим принципам относятся сле­дующие:

а) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей ра­боты, определении ее ведущих задач и их эффективном решении;

б) демократизм и гласность в осуществлении всеми должностны­ми лицами школы своих руководящих функций; опора на общест­венное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;

в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленно­го дня за успешное выполнение своих должностных функций;

г) умение выделять главные проблемы в работе школы и кон­центрировать усилия педагогического и ученического коллективов

на их решении;

д) поддержание благожелательного психологического микро­климата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципи­альности и сознательном отношении каждого его члена к работе;

е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполне­нием указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

ж) поощрение педагогического творчества и поиска в повыше­нии качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовым педагогическим опытом.

2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руковод­стве школой.В создании творческой атмосферы и здорового психо­логического микроклимата в . школе огромная роль принадлежит сове­ту школы. Совет школы является органом коллективного управления школьными делами, принимающим активное участие в решении важ­нейших вопросов совершенствования обучения и воспитания учащих­ся. Его функции и содержание работы регламентируются специаль­ным Положением о совете средней общеобразовательной школы.

Высшим руководящим органом школы является общешкольная конференция представителей коллективов учащихся, учителей, ро­дителей и общественности в равном количестве от каждой из этих трех категорий.

Конференция утверждает устав школы и вносит в него необхо­димые изменения; разрабатывает основные направления совершен­ствования и развития школы, повышения качества и эффективнос­ти учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополни­тельных финансовых средств и укрепления материально-техничес­кой базы школы; при необходимости создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия.

Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год.

В период между конференциями в роли высшего органа высту­пает совет школы, в который входят представители педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и об­щественности по одной трети от каждой из названных категорий.

Совет школы выполняет следующие функции:

организует выполнение решений конференций школьного кол­лектива;

утверждает план развития школы;

совместно с директором представляет интересы школы в госу­дарственных и общественных органах, а также интересы учащихся, обеспечивая социальную защиту несовершеннолетних;

по представлению методического (педагогического) совета школы определяет содержание, методы, средства и формы органи­зации обучения и воспитания учащихся (учебные планы, програм­мы, профили дифференциации обучения, трудовой подготовки и т. д. ), обеспечивая при этом достижение государственного уровня

требований к образованию;

устанавливает режим работы школы;

осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагоги­ческих и других кадров школы;

проводит аттестацию педагогических работников школы, вно­сит предложения в квалификационную комиссию при органах на­родного образования о присвоении учителям квалификационных

категорий;

поддерживает общественные инициативы по совершенствова­нию и развитию обучения и воспитания;

контролирует рациональное расходование бюджетных ассигно­ваний на школу, формирует собственный материальный фонд

школы;

заслушивает отчеты о работе отдельных учителей, директора

школы, его заместителей, вносит на рассмотрение конференций предложения о продлении или прекращении их полномочий;

ограждает работников школы и администрацию от необоснован­ного вмешательства в их профессиональную и должностную дея­тельность.

Совет школы работает в тесном контакте с администрацией и

общественными организациями школы на основе принципов демо­кратизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.

3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой.Оп­ределяющую роль в организации и руководстве учебно-воспитатель­ной работой школы играет директор. На должность директора школы назначаются органами образования или избираются конференцией совета школы лучшие учителя, владеющие организаторскими способ­ностями, имеющие необходимую педагогическую квалификацию и стаж практической педагогической работы не менее трех лет.

К важнейшим функциональным обязанностям директора школы

относятся следующие:

а) руководство педагогическим коллективом, обеспечение пра­вильного подбора и расстановки кадров, создание необходимых ус-

 

 

 

ловий для повышения их научно-теоретического и психолого-пёда-гогического уровня и стимулирования педагогического творчества учителей;

б) контроль за ходом обучения, качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией внеклассной и внешколь­ной работы;

в) организация работы по профессиональной ориентации уча­щихся;

г) активизация деятельности ученического самоуправления, взаи­модействие с общественными организациями учителей и учащихся;

д) установление в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка и уставом школы круга обязан­ностей работников школы;

е) поддержание связей с местными общественными организа­циями, базовыми предприятиями;

ж) организация работы с родителями учащихся;

з) укрепление учебно-материальной базы школы;

и) поддержание необходимого санитарно-гигиенического режи­ма в школе, охрана труда и соблюдение техники безопасности в про­цессе учебных занятий и других видах деятельности учащихся, учи­телей и обслуживающего персонала школы;

к) прием на работу и увольнение с работы обслуживающего пер­сонала школы;

л) представление учителей и других работников школы по согла­сованию с советом школы к мерам поощрения и наградам.

Под непосредственным руководством директора школы работа­ют его заместители по учебной и воспитательной работе и другие долж­ностные лица, на которых возлагается руководство отдельными участками школьной работы. Так, заместитель директора по учебно-вос­питательной работе отвечает за организацию учебно-воспитательно­го процесса, за выполнение учебных программ, качество преподава­ния и знаний учащихся, осуществляет контроль за ходом урочных и других видов учебных занятий, поведением школьников, регулиру­ет их учебную нагрузку, составляет расписание занятий, готовит от­четы об учебно-воспитательной работе школы.

В обязанности заместителя, директора по воспитательной работе вхо­дит организация и участие в проведении внеклассной и внешколь­ной воспитательной деятельности учащихся, инструктирование и оказание помощи в воспитательной работе классным руководите­лям и воспитателям групп продленного дня, а также поддержание деловых контактов с внешкольными образовательно-воспитатель­ными учреждениями, комиссиями содействия семье и школе.

В условиях обновления и реформирования всех сфер произ­водственно-экономических отношений в стране, политики, обра­зования и культуры значительно повышаются требования к руко­водителю школы. Директор школы, его заместители должны сочетать в себе глубокую педагогическую образованность и ком­петентность, деловитость и дисциплину, высокую служебную от­ветственность, инициативный и творческий подход к выполне­нию своих обязанностей. Нельзя успешно руководить тем или иным участком работы без компетентности, без знания науки уп­равления. Вместе с тем деятельность руководителя школы долж­на характеризоваться демократизмом, чуткостью и заботой о людях, умением поддерживать творческие поиски учителей, объ­ективным анализом положительных сторон и недочетов в работе всех подразделений школы.

4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча.В настоящее время предусмотрено осу­ществление обязательного базового образования подрастающих по­колений. Решение этой важной государственной задачи должно за­нимать видное место в работе директора, его заместителей и всего

педагогического коллектива школы.

Каждая школа имеет свой микрорайон, в пределах которого она

отвечает за осуществление обучения детей, подростков, юношей и девушек. В школе ведется журнал учета движения учащихся, кото­рый заполняется на основе данных школы и местных советов (домо­управлений).

Выполнение закона об образовании требует также разъясни­тельной работы среди родителей и молодежи о путях получения образования. С этой целью школа организует родительские собра­ния, проводит беседы, лекции и доклады по этим вопросам, коллек­тивные и индивидуальные консультации для родителей и учащихся по профессиональной ориентации. Большое место в этом направле­нии занимает расширение и укрепление учебно-материальной базы школы. С помощью шефствующих предприятий учителя оборудуют учебные кабинеты, создают фонд учебников и учебных пособий для бесплатного пользования учащимися, укрепляют базу трудового обу­чения и воспитания и т. д. В сельской местности актуальными явля­ются вопросы подвоза учащихся в школу из отдаленных населенных пунктов или же организации школьных интернатов.

Учитывая сложность и многогранность проблем, связанных с осуществлением всеобуча молодежи школьного возраста, директор

школы при их решении постоянно опирается на педагогический коллектив и общественные организации школы.

5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством.Кардинальной проблемой ру­ководства школой со стороны директора и его заместителей являет­ся организация и совершенствование учебно-воспитательного про­цесса и осуществление контроля за его качеством. Ее решение вклю­чает в себя целую совокупность вопросов. Остановимся на наиболее существенных из них.

Исключительно важное значение имеет научно обоснованное пла­нирование учебных занятий. До начала учебного года директор школы 1 и его заместитель по учебно-воспитательной работе организуют раз­работку учителями календарных (или тематических) планов изуче­ния программного материала и их обсуждение в предметных комис­сиях (методических секциях). Особое внимание следует обращать на глубокое изучение учителями объяснительных записок и содер­жания программ. При методической помощи заместителя директо­ра по воспитательной работе планируют свою работу классные ру­ководители, составляется план-график работы предметных кружков и других форм внеклассных занятий.

Большое значение имеет продуманное и научно обоснованное распи­сание занятий, которое составляется заместителем директора шко­лы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Первыми—третьими часами в нем должны быть занятия по более трудным предметам — математике, физике, химии и языкам. Пись­менные уроки целесообразно чередовать с устными занятиями. Учитывается также рациональная организация учебной работы учи­телей и, в частности, к минимуму нужно сводить так называемые окна в их урочных занятиях. В дни, когда классные руководители проводят «классные часы», их уроки обычно ставятся к концу рабо­чего дня.

Руководителям школ и учителям нужно также позаботиться и продумать вопрос о том, как обеспечить всех учеников учебниками и учебными пособиями, как организовать медицинский осмотр детей и т. д.

Изложенное показывает, что начало нового учебного года связа­но с проведением разнообразной организационно-педагогической работы, которую нужно обязательно заканчивать до 1 сентября с тем, чтобы весь сложный механизм учебно-воспитательного процес­са быстро входил в нормальный ритм.

Не менее существенное значение имеет осуществление контроля со стороны директора школы и его заместителей за ходом учебно-воспи­тательного процесса, его содержанием и методическим совершенствова­нием. Функции контрольного посещения уроков и внеклассных мероприятий включают в себя: а) изучение и анализ их научно-методического содержания, б) решение учителями наиболее важ­ных учебно-воспитательных задач в системе урочных занятий, на­пример, их работа по активизации познавательной деятельности учащихся, совершенствованию самостоятельной учебной рабо­ты, осуществление технического обучения на уроках, моральное воспитание и т. д. ; в) выявление и распространение передового педагогического опыта; г) изучение качества знаний школьников;

д) содержательность и воспитательная действенность внеклассных

мероприятий и т. д.

Многообразие задач контроля требует определенной системы в его осуществлении. С этой точки зрения выделяют различные виды контроля. Так, по своей целевой направленности контроль бывает предупредительный и текущий. Предупредительный контроль обычно применяется в работе с начинающими и вновь прибывшими в школу учителями и имеет своей задачей общее ознакомление с их педагогической подготовкой и методическими умениями. Текущий контроль осуществляется в порядке стимулирования качества учеб­но-воспитательной работы учителей и классных руководителей, оценки их педагогической деятельности и оказания необходимой методической помощи.

Классификация контроля дается также в зависимости от его со­держания. В этом плане выделяют контроль фронтальный и кон­троль тематический. В чем заключается их сущность?

При фронтальном контроле изучается работа нескольких учите­лей или всего педагогического коллектива по решению всех основ­ных задач обучения и воспитания. В этом случае уроки учителей, которые посещаются директором школы и его заместителями, ана­лизируются с точки зрения их содержания, методической организа­ции и воспитательной направленности, а также качества знаний и

поведения учащихся.

При тематическом же контроле изучению и анализу подвергает­ся какая-то одна сторона учебного процесса или внеклассной рабо­ты. Например, может изучаться умение учителя осуществлять на уроках развивающее обучение или моральное воспитание и т. д. Рав­ным образом при контроле внеклассной работы могут выделяться такие вопросы, как качество индивидуального воспитания учащих­ся классными руководителями, состояние общественно полезного

труда и др. Естественно, что оба этих вида контроля должны соче­таться и дополнять друг друга.

Посещая урочные и внеклассные занятия, руководители школы в специальном журнале ведут записи своих замечаний и выводов и затем сообщают их учителям и классным руководителям. При этом необходимо сохранять высокую объективность, деликатность и такт, чтобы проводимый анализ занятий не обидел учителя, а, на­оборот, побуждал его к улучшению своей работы. В то же время анализ занятий должен сопровождаться советами и методическими рекомендациями учителям по преодолению замеченных недочетов и более полному использованию психолого-педагогической теории.

В совершенствовании учебно-воспитательного процесса сущест­венное значение имеет содержательное проведение методической рабо­ты с учителями и внедрение научной организации педагогического труда (НОПТ). Основная цель методических мероприятий и НОПТ состо­ит в углублении теоретической подготовки и повышении педагоги­ческого мастерства учителей, а также в рациональной организации и более эффективном использовании их рабочего времени. Для проведения методической работы учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комиссии (секции), кото­рые возглавляют наиболее квалифицированные методисты. От­дельную методическую комиссию (секцию), которую обычно воз­главляет заместитель директора по воспитательной работе, состав­ляют классные руководители.

В школьной практике сложились следующие формы методической работы: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей по важнейшим вопросам обучения и вос­питания учащихся (активизация познавательной деятельности школьников, формирование научных понятий, умственное разви­тие учащихся в процессе обучения, стимулирование познаватель­ных потребностей, укрепление личного достоинства школьников в коллективе и т. д. ); коллективное посещение и обсуждение уроков и внеклассных мероприятий; обсуждение новинок психолого-педаго­гической литературы; проведение научно-методических конферен­ций; обмен опытом работы; изучение и распространение передово­го педагогического опыта. В последние годы получает распростра­нение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми педагогами, передавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их со­вместный анализ.

Директор школы и его заместители обязаны заботиться о НОПТ и, в частности, строго регламентировать различные заседания и со-

вещания с учителями, уменьшая их количество и уплотняя время на их проведение. НОПТ включает в себя также четкую организацию дополнительных занятий с учащимися, совершенствование провер­ки тетрадей, равномерное распределение должностных функций и т. д. Следует всячески увеличивать свободное время учителей с тем, чтобы они могли заниматься самообразованием, читать лите­ратуру, знакомиться с новинками психологии и педагогики, посе­щать культурно-массовые мероприятия.

6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитатель­ной работой.Существенной стороной деятельности педагогическо­го коллектива школы является организация и руководство внеклассной и внешкольной воспитательной работой. Значительная часть этой рабо­ты планируется и осуществляется классными руководителями (гражданское и нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности школьников, организация общественно полезного труда и т. д. ). Естественно, что директор школы и его заместители обязаны помогать классным руководителям в этой деятельности и осуществлять контроль за качеством внеклассных и внешкольных мероприятий. Одновременно с этим большое место в организации внеклассной работы занимают общешкольные мероприятия (вече­ра, праздники и т. д. ), которые проводятся руководством школы.

На что же должны направляться усилия руководства и педагоги­ческого коллектива школы при организации внеклассной и вне­школьной воспитательной работы? Во-первых, необходимо об­ращать внимание на разносторонность ее содержания и обществен­ную направленность. Нужно, чтобы она охватывала умственное, фи­зическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся и была пронизана патриотизмом, формировала у них стремление приносить пользу Родине, людям. Во-вторых, важ­ной стороной этой работы является использованиеее массовых форм как для воспитания школьников, так и для разумной и содер­жательной организации их свободного времени. В-третьих, пе­дагогическому коллективу следует заботиться о том, чтобы вне­классная и внешкольная работа, проводимая как в классах, так и в общешкольном масштабе, охватывала всех учащихся. В-четвер­тых, внеклассная и внешкольная воспитательная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся. С учетом этих положений педагоги­ческий коллектив совместно с общественными организациями раз­рабатывает систему внеклассных и внешкольных мероприятий, оп-

ределяет ответственность за их подготовку и проведение, а руковод­ство школы оказывает методическую помощь учителям и осущест­вляет контроль за качеством работы.

7. Организация помощи в деятельности ученического самоуп­равления и общественных организаций в школе.В управлении школой большое место занимает помощь в деятельности органов ученического самоуправления и общественных организаций школь­ников. Эта помощь осуществляется следующими путями:

а) директор школы, его заместители и педагогический коллек­тив в целом принимают участие в подборе кандидатур для избрания в состав ученического комитета. Речь идет о том, что педагоги вмес­те с учащимися обсуждают предложения о целесообразности избра­ния тех или иных школьников в состав ученического самоуправле­ния, дают им свои советы, не навязывая, однако, своей воли и учи­тывая мнение учащихся;

б) директор школы вместе со своими заместителями, а также классными руководителями учат активистов выполнять порученную общественную работу, приводят по этим вопросам инструктивно-ме­тодические совещания («Об обязанностях активистов», «Как готовить и проводить ученические собрания», «Как организовать обществен­ную работу учащихся» и т. д. ), налаживает обмен опытом работы;

в) директор школы, его заместители и учителя дают свои советы о планировании работы ученического комитета и других органов самоуправления, совместно обсуждают намеченные мероприятия;

г) руководство школы, классные руководители и учителя оказы­вают помощь в подготовке и проведении мероприятий других об­щественных организаций учащихся (спортклуба, экологического общества и др. ) и участвуют в их работе.

8. Организация работы с родителями учащихся.Существенным элементом руководства школой является координация деятельнос­ти классных руководителей по поддержанию и укреплению связей с семьей, а также организация этой работы в общешкольном масшта­бе. Однако поскольку эти вопросы получили освещение в главе о совместной работе школы, семьи и общественности, рассматривать их здесь детально нет необходимости. Следует лишь подчеркнуть, что вопросы улучшения семейного воспитания необходимо обсуж­дать на педсоветах, в методических объединениях (секциях) класс­ных руководителей, а также помогать в работе родительским коми­тетам.

9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы.Для целе­направленного управления школой и эффективной организации дея­тельности педагогического коллектива на каждый учебный год состав­ляется план учебно-воспитательной работы. В нем находят отражение все те вопросы, которые относятся к управленческой деятельности директора школы, его заместителей и организации всех звеньев учеб­но-воспитательной работы, о которых шла речь выше. В соответст­вии с этим годовой план, как правило, состоит из следующих разделов:

1) вступительная часть. Общий анализ работы школы за прошед­ший год и определение важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса на текущий учебный год; 2) работа педаго­гического совета школы; 3) работа педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча; 4) организация и совершенствование учеб­но-воспитательной работы и контроль за ее качеством; 5) руководство внеклассной и внешкольной работой; б) деятельность органов учени­ческого самоуправления; 7) работа с родителями учащихся. Что же касается содержания каждого из этих разделов годового плана, то оно определяется теми задачами и конкретными формами работы педа­гогического коллектива, которые раскрыты выше.

Годовой план учебно-воспитательной работы составляется к на­чалу учебного года и утверждается на педагогическом совете. Контроль за ходом и качеством его выполнения осуществляется руко­водством школы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какова структура управленческих органов в школе и какие принципы лежат в основе их руководящей деятельности?

2. Раскройте основные функции совета школы и формы его деятельности.

3. Раскройте функциональные обязанности директора школы, его замести­телей по учебно-воспитательной работе, а также по внеклассной и вне­школьной воспитательной работе.

4. Какой должна быть работа педагогического коллектива школы по обес­печению всеобуча?

5. Каким должно быть содержание работы по организации учебно-воспита­тельного процесса в школе?

6. Какой должна быть работа директора школы и его заместителей по осу­ществлению контроля за качеством обучения и воспитания?

7. Раскройте формы и содержание методической работы в школе.

8. Каким должно быть руководство внеклассной и внешкольной воспита­тельной работой? 9. Раскройте содержание годового плана учебно-воспитательной работы

школы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫВнутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М. , 1991.

Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инно­ваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. М. , 1995.

Кондаков М. И. Теоретические основы школоведения. М. , 1982. Основы внутришкольного контроля /Под ред. П. В. Худоминского. М. , 1987.

Положение о совете средней общеобразовательной школы // Учительская газ. 1989. 24 авг.

Портнов М. Л. Труд руководителя школы. М. , 1984.

Раченко И. П. НОТ учителя. М. , 1982.

Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М. , 1982.

Фролов П. Т. Школа молодого директора. М. , 1988.

Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М. И. По­ташника. М. ,1992.

 

Учебное издание Харламов Иван Федорович ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

Редактор Л. Б. Комиссарова Корректор Н. Е. Павлова Художественный редактор Е. Ю. Молчанов Компьютерная верстка И. Г Долгой

Изд. лиц. № 066160 от 02. 11. 98. Подписано в печать 15. 12. 98. Формат 60 х 90 Vie-Печать офсетная. Усл. печ. л. 32,5. Тираж 10000 экз. Заказ 366

УИЦ «Гардарики»

107120, Москва, Мельницкий пер. , д. 8/1. Тел. : (095) 917-2991, 917-7144

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93

Книги объединения «Юристъ—Гардарика» можно приобрести или заказать:

107120, Москва, Мельницкий пер. , д 8/1 (ст. метро «Курская», «Чкаловская») Тел. . (095) 917-2991, 917-7144 Розница, мелкий опт

107082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. метро «Бауманская»)

Тел. : (095) 261-9624,267-7650. Факс: (095) 261-6010 Опт, розница, книга-почтой, доставка

Москва, ул. Знаменка, д. 10 (ст. метро «Арбатская») Розница

Санкт-Петербург, Невский пр-т, д. 85/11 (вход с ул. Гончарной, д. 11) Тел. : (812) 168-4928 Опт, розница

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.