Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура воспитательного коллектива в школе. Обычно в 5 страница



Второе направление связано с теорией так называемого свободно­го воспитания, согласно которой дисциплину детей следует поддер­живать и воспитывать, не только не ограничивая их поведения, но, наоборот, обеспечивая им полную свободу и включая их в интерес­ную и увлекательную деятельность, за что такой подход в воспита­нии получил название «потешающей педагогики».

Понятно, что как авторитарный подход к формированию дис­циплинированности школьников, так и теория «свободного воспи­тания» занимали крайние позиции, были слишком односторонними и не обеспечивали эффективных путей для решения этой сложной проблемы. Авторитарное воспитание было рассчитано на поддер­жание дисциплины в школе путем насаждения страха среди детей. Естественно, что сознательность учащихся здесь фактически ис­ключалась, хотя без этого не может быть настоящей дисциплины.

«Свободное же воспитание» базировалось только на возбужде­нии интереса детей, игнорируя то, что в жизни и деятельности че­ловека не может быть интересным все, и потому нужно приучать детей исполнять и «неинтересную» работу и преодолевать различ­ные соблазны и нездоровые влечения. Вот почему с давних времен многие прогрессивные педагоги по вопросам формирования дис­циплинированности учащихся придерживались третьего направле­ния - гуманистического. Такие идеи, в частности, высказывали Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский и другие

педагоги. Они считали, что дисциплинированность растущей личности есть очень сложный феномен, в основе которого в органическом единстве выступают ее сознание, чувства, а также навыки и привычки поведения и в котором сочетаются и хорошее понимание правил поведения, и пережива­ние своих обязанностей, и внутреннее стремление к их добросовестному вы­полнению, и способность преодолевать различные препятствия, которые возникают на этом пути.

Структурная сложность этого качества сама по себе исключает использование только какого-то одного подхода к его формирова­нию — авторитарного или основанного на невмешательстве в дет­ское поведение. Процесс этот требует и развития сознательности учащихся, и гуманного отношения к ним, и тактичной требователь­ности, и систематических упражнений (приучения) по соблюдению правил поведения. Именно эти направления и стали определяющи­ми в воспитании у школьников дисциплинированности и культуры поведения.

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности.Слово дисциплина (disciplina) ла­тинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систе­му знаний, например математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т. д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случае, оно обозначает «обязательное для всех членов дан­ного коллектива подчинение твердо установленному порядку; вы­держанность, привычку к строгому порядку» 1.

Обратим внимание: дисциплина понимается как наличие в коллек­тиве (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих пра­вил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязательность дис­циплины придает ей определенную специфику в системе морали. Будучи составной частью нравственности, дисциплина охватыва­ет главным образом те стороны поведения личности, которые яв­ляются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и существующих в том или ином учреждении правил внутреннего рас­порядка.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравствен­ности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в

1 Словарь иностранных слов. М. , 1987. С. 170.

другом — как норма морали. Если, например, молодой человек на вечере в клубе сидя беседует с женщиной, которая стоит рядом с ним, или старшим по возрасту мужчиной, его поведение квалифи­цируется не как нарушение дисциплины, а как отступление от норм вежливости и приличия. Но если ученик во время перерыва будет сидеть и разговаривать с учителем, который стоит, то это уже счи­тается недисциплинированностью, так как школьные правила пред­писывают, чтобы ученик вставал, когда беседует с учителем. О том, что дисциплина относится преимущественно к выполнению обяза­тельных норм и правил поведения, связанных со служебными обя­занностями личности, говорят также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, во­инская дисциплина, дисциплина трудовая и т. д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных для учащихся правил поведения, определенный порядок организации их учебной, трудовой и общественной деятельности, причем выполне­ние этих правил должно носить сознательный, а не принудительный характер. В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся со­стоит в знании правил поведения и установленного в школе порядка, пони­мании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюде­ния. Но если правила дисциплины закрепляются в поведении учащих­ся и определяют его устойчивость, они превращаются в личностное качество, которое обычно принято называть дисциплинированностью. В конечном итоге школьное воспитание и должно направляться на формирование у учащихся дисциплинированности.

Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отраже­ние в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины учащихся. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления лич­ности. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о куль­туре взаимоотношений в коллективе и т. д. В этом смыслекультура поведения как специфический термин означает высокую степень отто­ченности, отшлифованности действий и поступков человека, совершен­ство его деятельности в различных сферах жизни.

Содержание школьной дисциплины, как уже отмечено, опреде­ляется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хоро­шем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия;

соблюдать порядок и тишину на занятиях; не допускать подсказок и спи-

сывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежли­вость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие в общественно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т. д.

Конкретные требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах. Поскольку содержание этих норм и требований должно учитывать возрастные особенности уча­щихся, они имеют свою специфику в отношении к учащимся на­чальных, средних и старших классов. К сожалению, в последние годы внимание к разработке правил поведения школьников было ослаблено, хотя четкое их определение имеет большое воспитатель­ное значение. Дело в том, что правила для учащихся и внутренний распорядок школы являются нормативными документами, на осно­ве которых осуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения как личностных качеств школьников. Какой же должна быть эта работа?

4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения.Как и воспитание любого личностного качества, формирование дисциплинированности и культу­ры поведения базируется на потребности учащихся в своем нравственном росте. Для этого учителя и классные руководители должны созда­вать такие педагогические ситуации, в которых школьники пережи­вали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходи­мым уровнем дисциплины и стремились бы к ее улучшению. В этих целях можно использовать целую систему методических приемов.

Прежде всего в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуру и образцовый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных каби­нетах, их хорошая освещенность и художественное оформление — все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, воздерживаться от хождения в грязной обуви, обращать внимание на неопрятность. Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремон­тирована и благотворно действовала на учащихся своей чистотой, порядком, эстетическим оформлением. Это придает не только тор­жественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирующее влияние на школьников, на их чувства

и сознание.

Немаловажное значение имеет то, чтобы с первых дней занятий было четко организовано дежурство учителей и самих учащихся, продума­ны меры поддержания порядка и исциплины, во время перемен, игры на свежем воздухе, хорошее проветривание классов и т. д. В отдельных шко­лах предусматривается все до мелочей. Если в школе просторный коридор, куда сходятся на перерывах учащиеся нескольких классов, что, естественно, создает предпосылки для шума и беготни, в нем расставляются цветы таким образом, чтобы создать ограничения для излишней резвости. . . Особенно тщательно налаживается эта ра­бота в первые дни и месяцы учебного года с тем, чтобы усилить присмотр за порядком и закрепить необходимые стереотипы пове­дения.

Большую роль в возбуждении потребности в выработке дисцип­линированности и культуры поведения играет тактичное предъявле­ние требований к учащимся в начале учебного года. Методика этих требований раскрыта в главе о воспитании ученического коллекти­ва. Здесь же необходимо подчеркнуть, что требования в этом случае служат средством напоминания правил поведения и обостряют у учащихся переживания внутренних противоречий между имеющи­мися недостатками в их поведении и правилами, вытекающими из их школьных обязанностей.

Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказыва­ет увлекательная и содержательная организация учебной работы, обеспечение с первых дней учебного года переживания учащимися радости успехов, умелая активизация их познавательной деятель­ности и установление благожелательных отношений с учителями. В этом смысле полностью сохраняет свое значение педагогическое положение о том, что дисциплина в школе воспитывается путем уста­новления стройного порядка в учебной работе, ее высоким качеством и уме­лой организацией досуга детей, а также благожелательными отношения­ми между педагогами и учащимися. Шалости детей чаще всего бывают на малосодержательных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешнего дисциплинирования — замечаниям, записям в дневниках и т. д.

Наконец, в оперативном плане, если назрела острая необходи­мость в укреплении дисциплины и порядка в школе или отдельном классе, потребность учащихся в улучшении поведения можно вы­звать путем анализа допускаемых ими недостатков и постановки задач по их неотложной ликвидации. Такие задачи ставят учителя и классные руководители, если, например, нужно срочно обратить внимание школьников на поддержание чистоты в школе или улуч­шить их отношение к общественно полезному труду и т. д.

Если рассмотренные выше меры — образцовый санитарно-гигиенический порядок в школе, правильная организация поведения учащихся с пер­вых дней учебного года, умелое предъявление к ним педагогических требова­ний и содержательное осуществление учебных занятий - используются достаточно умело и комплексно, они создают действенные предпо­сылки для воспитания у школьников потребности в соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка.

5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установ­ленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка.

Органической частью формирования дисциплинированности и культуры поведения является воспитание у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь играет проведе­ние содержательной разъяснительной работы и организация позна­вательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисцип­лины и культуры поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения и внеклассных занятий.

Обучение дисциплинирует учащихся прежде всего тем, что оно развивает их интеллектуальный кругозор, повышает моральную со­знательность и способствует усвоению норм и правил поведения. Большое значение в этом имеет содержание изучаемого материала. В этой связи важно подчеркивать и добиваться глубокого усвоения тех аспектов основ наук, в которых раскрываются принципы мора­ли и дисциплины, их значение для достижения успеха в любой рабо­те и укрепления чувства собственного достоинства. Так, на заняти­ях по литературе у учащихся формируются представления о мораль­ном облике человека, его убежденности в пользе дисциплины и культуры поведения личности, осмысливаются ее гражданские обя­занности. Изучение каждого предмета дает возможность учителям разъяснять правила поведения и их влияние на успеваемость уча­щихся.

Значительная работа в этом направлении должна проводиться учителями и классными руководителями во внеурочное время. Каким же должно быть ее содержание и основные формы?

Большое место занимает разъяснение правил поведения. С этой целью в школах проводятся беседы и классные собрания. Тематика их носит двуплановый характер. В одном случае, особенно в начале учебного года, раскрывается содержание правил поведения учащих­ся в целом. Так, в школах практикуются беседы на такие темы:

«Чего требуют от учащихся правила поведения?», «Каким должно

 

 

быть поведение школьников?», «Что такое дисциплина?», «Об обя­занностях и дисциплине школьников» и др. Обсуждение этих во­просов дает учащимся довольно широкое представление о тех тре­бованиях к их поведению, которые вытекают из их школьных обя­занностей.

Но чтобы правила поведения оказывали действенное регулятив­ное влияние на дисциплину учащихся и способствовали их воспита­нию, они должны быть усвоены на понятийном уровне и доведены до моральных убеждений. Естественно, что воспитательной работе в этом случае необходимо придавать более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяснение важней­ших вопросов поведения учащихся и способствовать формирова­нию у них соответствующих понятий. Ограничимся лишь одним примером.

Правила поведения учащихся V—IX классов требуют, чтобы они настойчиво овладевали знаниями, старательно учились и были вни­мательными и активными на уроках. Чтобы школьники глубоко уяс­нили и усвоили эти требования, необходимо помочь им осмыслить, в чем должна заключаться их настойчивость и активность в овладе­нии знаниями. Для этого полезно провести не одну, а ряд бесед:

«Что такое настойчивость в учении и в чем она проявляется», «Что значит быть внимательным на уроке», «О познавательной активно­сти в обучении», «Об обязанностях учащихся в учебе» и т. д. Как видим, содержание бесед носит не общий характер, как это зачас­тую бывает, а направлено на раскрытие конкретных понятий: что такое настойчивость в учении, что такое обязанность, в чем прояв­ляется внимательность и т. д.

Подобным же образом проводится разъяснительная работа и по другим правилам поведения. Это позволяет не только формировать понятия о важнейших правилах дисциплины, но и многократно об­ращаться к разъяснению одних и тех же требований к поведению учащихся, постоянно расширяя и углубляя их знания. Естественно, что тематика и содержание этих бесед и собраний должны соответ­ствовать возрастным особенностям школьников 1.

Усвоение правил и требований дисциплины создает соответст­вующие психологические установки в поведении, позволяет уча­щимся сравнивать свои действия и поступки с моральными норма­ми, способствует формированию у них взглядов и убеждений, кото-

1 См пособия: Этические беседы с учащимися. 5 класс. Минск, 1992; Этические беседы с учащимися. 6 класс. Минск, 1985; Этические беседы с учащимися. 7 класс. Минск, 1986; Этические беседы с учащимися. 8 класс. Минск, 1987.

рые и определяют нравственное сознание как важнейший элемент дисциплинированности.

6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированно­го поведения. Воспитание культуры поведения.Воспитание практической стороны дисциплинированности и культуры поведе­ния требует умелой и систематической организации упражнений «в правильном поступке» (А. С. Макаренко). Все это обусловливает не­обходимость широкого использования метода упражнений (приуче­ния) в системе обучения и внеклассных занятий. Остановимся на наиболее распространенных из этих упражнений.

Большое значение имеет прежде всего четкое начало занятий. Как уже отмечалось, нельзя начинать урок, пока в классе не устано­вится должный порядок и не будет привлечено внимание учащихся к работе. Если же учащиеся чем-либо взбудоражены или не успокои­лись сразу после перемены, для установления дисциплины необхо­димо применять специальные педагогические приемы, чтобы на­строить их к работе (о них шла речь в главе об уроке).

Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятий обратил внимание на чистоту в классе, на наличие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необходимых случаях предложил закрыть учебники или приготовить тетради и ручки для письма. Нет ничего хуже для поддержания дисциплины, чем суетливость и неорганизованность самого учителя в классе. Например, учи­тель начал опрос учащихся по пройденному материалу, а потом вдруг обнаружил, что некоторые из них не закрыли учебники. Приходится прерывать отвечающего и устранять этот недоста­ток. Или другой пример. Учитель объявляет о контрольной рабо­те по математике, подходит к доске и записывает задачи, не сде­лав никаких указаний учащимся. И вот возникают вопросы: «А какое сегодня число?», «Как озаглавить контрольную работу?», «Можно ли выполнять контрольную работу на листках, так как я забыл принести тетрадь?» и т. д. Так по вине учителя на уроке возни­кает беспорядок.

На уроках необходимо организовывать упражнения и приучать учащихся бесшумно занимать свое место за партой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, поднимать руку при желании ответить на поставленный вопрос или обратиться к учителю, краси­во и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий и т. д. Ну а если иной раз возникает, как говорят, «рабочий шумок», опять по­лезно прибегать к тренировке и, например, предложить учащимся

провести «минутку тишины». Нужно также учиться бесшумно выхо­дить из класса после окончания урока, спокойно вести себя на пере­менах и т. д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений (при­учения) является весьма действенным средством воспитания дис­циплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упражнения необходимо сопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности. Особенно широкое применение подобная методика должна находить в начальных и средних классах.

Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помо­щью дидактических методов и приемов поддержания внимания уча­щихся, активизации их познавательной деятельности и возбужде­ния интереса к учению. Увлеченный учебной работой, школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, от­влекающими от занятий.

Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить прак­тические занятия с целью приучения к соблюдению правил умствен­ного труда. Участвуя в этих занятиях, учащиеся глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убежда­ются, насколько эффективнее оказывается учебная работа, если придерживаться необходимых правил.

Не меньшее значение имеют упражнения и для организации по­ведения учащихся на переменах, а также при проведении внекласс­ной работы. В некоторых школах для этого используют дежурство школьников. В начале учебного дня дежурные занимают свои посты у входа в школу, у гардероба, в коридорах и классах и следят за по­рядком и дисциплиной. Кто-то из учащихся заходит в школу в гряз­ных ботинках — дежурный предлагает ему выйти из помещения и очистить обувь. Кто-то забыл снять шапку — дежурный напоминает ему об этом. При виде дежурного учащиеся не нарушают порядка у гардероба, не бросают на пол бумажки, не проявляют излишней рез­вости и постепенно приучаются к чистоте, порядку и аккуратности, шлифуют культуру своего поведения 1.

Не чем иным, как упражнением в дисциплинированном поведе­нии, является участие школьников в хорошо налаженном труде, со­блюдении правил уличного движения и т. д.

1 См : Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности //Народное образо­вание. 1965. № 9.

7. Использование общественного мнения воспитательного кол­лектива в процессе формирования у учащихся дисциплиниро­ванности и культуры поведения. Индивидуальная работа с уча­щимися.Проводя воспитательную работу в коллективе и через кол­лектив, нужно широко использовать его влияние на воспитание дисциплинированности и культуры поведения учащихся.

Большую роль здесь играет опора на актив. Как наиболее дея­тельная часть ученического коллектива, активисты проявляют вы­сокую принципиальность при анализе поведения учащихся, предъ­являют требования к своим товарищам и ориентируют коллектив на повышение ответственности за соблюдение правил внутреннего распорядка. Вот почему нужно практиковать специальные совеща­ния и беседы с активистами по вопросам выполнения правил для учащихся, предъявлять повышенные требования к улучшению их поведения, поручать им проводить разъяснительную работу со сво­ими товарищами.

Опираясь на активистов, необходимо тактично применять меры общественного воздействия в тех случаях, когда отдельные учащиеся допускают отклонения от правил поведения. К этим мерам относятся следующие: заслушивание объяснений учащихся, допускающих нару­шения дисциплины, на классных собраниях, на заседаниях ученичес­ких комитетов, применение мер общественного порицания, а в от­дельных случаях и взысканий. Однако нужно серьезно взвешивать це­лесообразность этих мер и использовать их осторожно и только тогда, когда тот или иной школьник умышленно нарушает порядок и не счи­тается с критическими замечаниями со стороны одноклассников и учителей. Общественное воздействие в этих случаях должно высту­пать как коллективное осуждение недисциплинированности и в то же время указывать пути к улучшению поведения.

Наконец, значительное место в системе внеклассных мероприя­тий занимает индивидуальная воспитательная работа с учащимися как по преодолению, так и особенно по предупреждению недисцип­линированности. Учителям и классным руководителям необходимо внимательно изучать школьников, особенно их поведение, и заме­чать малейшие отклонения от норм и правил дисциплины, а также выяснять причины этих отклонений. Нужно иметь в виду, что склонность к нарушению порядка не проявляется внезапно, она за­рождается постепенно, и причинами ее могут быть дурное влияние товарищей, потеря интереса к учению, отрицательное отношение к отдельным учителям, неблагоприятное положение в коллективе и др. Во всех этих случаях возникает необходимость в индивидуаль­ной работе и помощи ученику. Положительную роль здесь может

сыграть задушевная беседа учителя или классного руководителя, внушение, товарищеский совет, совместное обсуждение путей улуч­шения поведения и т. д.

8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в про­цессе формирования у учащихся дисциплины и культуры пове­дения.В системе воспитательной работы постоянно возникают те или иные воспитательные задачи, требующие подтягивания отдель­ных сторон в поведении и дисциплине школьников. Например, может обнаружиться неудовлетворительная дисциплина учащихся на переменах, систематическое нарушение режима дня, снижение старательности при выполнении домашних заданий и т. д. Такие не­дочеты могут относиться и ко всей школе, и к отдельным классам. Как их преодолевать?

При решении данных вопросов в школах нередко ограничива­ются проведением тех или иных одноразовых мероприятий. Ухуд­шилась дисциплина на переменах в классе — проводится беседа или собрание на эту тему. Обнаружилось небрежное отношение к школьному имуществу — опять собрание или беседа, опять обсужде­ние. Вполне естественно, что с помощью даже хорошо подготовлен­ных разовых словесных мероприятий подобные недостатки преодо­леть практически невозможно.

Чтобы подтянуть учащихся по тем или иным вопросам поведе­ния, необходимо осуществить в этом направлении целый комплекс воспитательной работы и в течение некоторого времени воздейст­вовать на сознание, чувства, поведение и волю учащихся. Обратим­ся к примеру. После окончания уроков дети беспорядочно бегут к гардеробу, устраивают суету при получении одежды и, таким обра­зом, нарушают порядок. Можно ли этот недостаток преодолеть с помощью одной, хотя и содержательной беседы или ученического собрания? Конечно, нет. Правду говоря, нужно было бы планиро­вать и строить такие гардеробы, чтобы учащиеся могли спокойно, без суеты взять свою одежду. Но пока они небольшие и тесные, нужно преодолевать этот недостаток воспитательной работой и приучать школьников без шума и суеты идти к гардеробу. Для этого требуется довольно продолжительная воспитательная работа. Нужно поставить перед учащимися задачу не нарушать порядка, если после занятий необходимо взять свою одежду в гардеробе, по­высить в этом отношении педагогические требования с тем, чтобы вызывать у них потребность в улучшении своей дисциплины и куль­туры поведения. Затем нужно позаботиться о том, чтобы учащиеся

могли быстро получить свою одежду, а не простаивать в очереди. Полезно в какой-то форме обсудить этот вопрос на классном собра­нии. Однако и этого мало. Необходимо специально потренировать учащихся в том, чтобы они спокойно следовали к гардеробу, и уста­новить надлежащий контроль за их поведением в этом случае. Толь­ко такое сочетание требований, разъяснительной работы и приуче­ния в конечном итоге будет реально влиять на поведение учащихся и поможет ликвидировать этот недостаток.

Таким же должен быть подход к воспитанию, если возникает необходимость привлечь внимание учащихся к соблюдению чисто­ты в школе, формировать бережное отношение к школьному имуще­ству и т. д.

Таково содержание, внутренняя логика и методические основы воспитания у учащихся сознательной дисциплины и культуры пове­дения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте значение понятий дисциплины и культуры поведения в систе­ме нравственного формирования учащихся.

2. Какие подходы сложились в педагогике при разработке вопросов теории и методики воспитания дисциплинированности и культуры поведения?

3. Дайте определение понятий: дисциплинированность и культура поведе­ния.

4. Какие педагогические условия и методы способствуют формированию у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры по­ведения?

5. Какой должна быть система воспитательной работы по формированию у учащихся взглядов и убеждений (сознания) по вопросам дисциплины и культуры поведения?

6. Обоснуйте, какие методы необходимо использовать для формирования у школьников навыков и привычек дисциплины и культуры поведения.

7. Какую роль играет ученический коллектив и как он влияет на воспита­ние дисциплины и культуры поведения?

8. Чем обусловливается необходимость выдвижения ведущих воспитатель­ных задач в системе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения и как они должны решаться?

9. Покажите, какие общие методы воспитания используются в процессе формирования дисциплины и культуры поведения учащихся.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников /Сост.

Ф. А. Бобков; Под ред И. С. Марьенко. М , 1982.

Колесов Д. М. Предупреждение вредных привычек у школьников. Минск, 1987.

Короткина Т. К. , Шалыт Л. Б. Закон школьной жизни. Минск, 1989.

Шамова Т. И. , Нефедова К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М. , 1985.

Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности //Народное образование. 1965.

Этические беседы с учащимися. 5 кл. : Материалы в помощь учителям и классным руководителям / Науч. ред. И. ф. Харламов. Минск, 1992.

Эпические беседы с учащимися: VI кл. Пособие для учителя / Науч. ред И ф Харла­мов. Минск, 1985.

Этические беседы с учащимися: VII кл. Пособие для учителя / Науч. ред И ф Харла­мов. Минск,1986.

Этические беседы с учащимися: VIII кл. Пособие для учителя / Науч. ред И Ф Харла­мов Минск,1986.

 

Глава 24

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Роль эстетического воспитания в развитии личности.

2. Сущность эстетического воспитания и его содержание.

3. Формирование у школьников художественно-эстетических потребнос­тей.

4. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вку­сов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.