Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности развития и воспитания старших школьников



Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризу­ющийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста проис­ходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

Со стороны физического развития учащихся этого возраста сгла­живаются те диспропорции и противоречия, которые присущи под­росткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравни­вается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой систе­мы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работо­способность, а координация движений по своим качествам прибли-

жается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высо­кой физической работоспособностью, относительно меньшей утом­ляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неуме­ние более обдуманно подходить к своим физическим возможнос­тям.

На более высокую ступень поднимается развитие нервной систе­мы, обусловливающее ряд специфических особенностей познава­тельной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значе­ние в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. ab­straction — мысленная отвлеченность) мышление, стремление глуб­же попять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теорети­ческих обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а при­сущая подросткам категоричность суждений уступает место гипоте­тическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и ка­чественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старше­классников может сохраняться тенденция к полумеханическому за­поминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет ус­тойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хо­рошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предме­тов естественного цикла: математики, физики, экономики, инфор­матики. В этом сказывается понимание их роли и значения в науч­но-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старше­классники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных пред­метов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся,

то многие из них не имеют четко выраженных познавательных ин­тересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсут­ствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной по­мощи в учебе и повышении качества успеваемости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глу­боким теоретическим обобщениям стимулируют работу старше­классников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художествен­ных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказыва­ний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять науч­ные термины, иностранные слова и т. д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работа по воспита­нию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении ре­чевых дефектов.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и ста­новятся более осознанными чувства, связанные с общественно-по­литическими событиями.

Общественные переживания и чувства оказывают сильное воз­действие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убежде­ния, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведе­нии. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осущест­влялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискус­сии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную рабо­ту. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержка­ми в развитии старшеклассников. Отдельные из них могут прояв­лять общественную пассивность, вовлекаться в различные вне­школьные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются сильными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто

соприкасается с учащимися этого возраста, — бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащими­ся вопросы дружбы и любви, а также взаимоотношений между пола­ми, с помощью медицинских работников осуществлять соответст­вующее гигиеническое просвещение, причем в ряде случаев целесо­образно проводить работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности старшекласс­ников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит об­думыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четко определил свои жизнен­ные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в ра­боте, а также настойчивость в преодолении встречающихся труд­ностей. С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подрост­ки в большинстве своем отличаются повышенной требователь­ностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юно­шеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных ка­честв старшеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизнен­ным самоопределением и выбором, профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школь­ное обучение так или иначе делает для них более привычным умст­венный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечта­ют связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общест­венные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складыва­ется ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизне-

сом, дескать, можно и без среднего образования. . . Это отрицатель­но сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в фор­мировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий ха­рактер работы на современном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляет­ся и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что пос­ледние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследст­вие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отста­вание их общего социального развития и некоторую инфантиль­ность (от лат. infantilis — детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потреб­ностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление ука­занных недочетов обусловливает необходимость расширения обще­ственно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сис­тематическому труду как в школе, так и дома.

Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведение старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная ре­активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовре­менное: длину волос, расцветку и необычный покрой одежды, «му­зыкальные» произведения. . . На этом фоне у них нередко обнаружи­вается неверное отношение к классике в искусстве и литературе, непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспита­нии. Но при правильном подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь — не борьба со стремлением юношей и деву­шек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобще­ние их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, во­спитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех край­ностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организации учеб­но-воспитательной работы в старших классах.

5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.Возрастные особенности развития учащих-

ся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных за­датков и условий жизни (опять связь биологического и социально­го) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными ин­дивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?

При учете возрастных особенностей развития детей педагогвомногом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивиду­альных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работо­способность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболева­ния, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место по­садки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрени­ем нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным забо­леваниям не размещать вблизи окон и т. д. ), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных меро­приятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивиду­альный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно ока­зывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, со­образительность, познавательную активность и т. д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагиру­ет на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контак­тов с товарищами. Не менее существенным является знание типоло-

гни характера каждого ученика, которое поможет учитыватьее при организации коллективной деятельности, распределении общест­венных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Сложным, но очень важным является изучение внутренних побу­дительных факторов поведения и развития школьников — их по­требностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отно­шению к учению, происходящим в обществе событиям и изменени­ям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями до­машней жизни и воспитания,их внешкольные увлечения и контак­ты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогичес­ких влияний, а также динамику формирования тех или иных лич­ностных качеств.

В заключение подчеркнем, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успеш­ного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Попытайтесь сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

2. Дайте сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и покажите их влияние на органи­зацию учебной деятельности.

3. Какими особенностями характеризуется поведение и личностное разви­тие учащихся разных возрастных групп?

4. Какие вопросы должны быть в центре внимания педагогов при изучении индивидуальных особенностей учащихся?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. , 1968.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М. , 1979.

Кон И. С. Психология старшеклассника. М. , 1980.

Kрутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М. , 1976.

Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. , 1987.

Мup детства: Младший школьник. М. , 1981.

Мир детства- Подросток. М. , 1982.

Мир детства: Юность. М. , 1988.

Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М. ,

1991.

Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников М. , 1981. Формирование личности старшеклассников / Под ред. И. В. Дубровиной. М. , 1989.

* * *

Изложением темы о возрастных и индивидуальных особеннос­тях развития и воспитания учащихся заканчивается освещение во­просов, составляющих содержание общих основ педагогики. Изучение этого раздела не только дает представление о зарождении и станов­лении педагогической науки, о ее методологии и социальных осно­вах, но и позволяет уяснить ряд существенных проблем, имеющих основополагающее значение как для осуществления воспитатель­ной работы в школе, так и для углубленного осмысления последую­щих разделов курса педагогики.

 

Раздел II

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)

Как показано в предыдущем разделе, воспитание в его широком пони­мании включает в себя два взаимосвязанных процесса - обучение и формирование у учащихся социальных и духовных отношений. Находясь в органическом единстве, процессы эти, однако, и в теоретическом, и в практическом отношениях имеют много специфических особен­ностей и отличий, без глубокого осмысления которых невозможно осуществлять успешное развитие и личностное формирование уча­щихся в целом. Вот почему в педагогике выделились и специально исследуются по существу две научные дисциплины: теоретические и методические основы обучения (дидактика) и теоретические и методичес­кие основы воспитания как процесса формирования у учащихся соци­альных и духовных отношений. Данный раздел, в частности, посвя­щен рассмотрению теоретических и методических вопросов обучения.

Глава 7

ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИДАКТИКЕ

1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике.

2. Сущность образования как отражение единстваразвивающей и воспи­тательно-формирующей функций обучения.

3. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика.

4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие.

1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике. В главе о сущности и общих закономерностях воспитания показано, что важ­нейшим его аспектом является овладение личностью той стороной общественного опыта, которая включает в себя знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятельности. Указанная задача решается в процессе обучения. В этой связи перед педагогикой встают вопросы: каким должен быть этот процесс, как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования лич­ности? Теоретическая разработка этих вопросов обусловила разви­тие особой научной дисциплины —дидактики.

Термин дидактика происходит от греческих слов didacticos — по­учающий и didasko -изучающий. Считается, что этот термин ввел немецкий педагог В. Ратке (1571—1635). Под дидактикой он понимал научную дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения. Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я. А. Коменский. В 1632 г. он напи­сал на чешском языке свою «Великую дидактику», которую в 1633— 1638 гг. перевел на латинский язык и которая в 1657 г. была опубли­кована в Амстердаме. Под дидактикой Коменский понимал «всеоб­щее искусство учить всех всему». Эта капитальная работа вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохра­няет определенное научное значение до настоящего времени. Боль­шой вклад в разработку дидактики внесли такие известные педаго­ги, как Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский, В. П. Острогорский, П. Ф. Каптерев. Немало сделано в этом направлении дидактами — П. И. Груздевым, М. А. Даниловым, Б. П. Есиповым, Л. В. Занковым, М. Н. Скаткиным, НА. Менчинской, Ю. К. Бабанским и др.

2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения.Для понима­ния роли обучения как средства развития и формирования личнос­ти и разработки его теоретических основ большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающими­ся знаниями, выработке практических умений и навыков, а также способов творческой деятельности. Обучение оказывает более ши­рокое развивающее и формирующее влияние на личность. Дело в том, что знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные обобщения и понятия в совокуп­ности с фактическим материалом), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи). Естественно, что при правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сто­ронами изучаемого материала, т. е. усваивают теорию (понятия, прави­ла, законы, выводы), вырабатывают умения и навыки применения их на практике, а также способы творческой деятельности и вместе с тем глубо­ко осмысливают мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи. Таким образом, в процессе обучения одновременно и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, раз­витие ее интеллектуальных и творческих способностей, а также фор­мирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культу­ры, что делает этот процесс весьма важным средством воспитания.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Таким понятием явилось об­разование. Упомянутое впервые в XVIII в. в педагогических статьях известного русского просветителя-демократа Н. И. Новикова, поня­тие образование продолжительное время не имело специального тер­минологического содержания и вплоть до середины XIX в. употреб­лялось как синоним воспитания. Позднее оно стало приобретать специфическое терминологическое значение и связываться с обуче­нием, обозначая его формирующее влияние на личность. Таким об­разом, понятие образование обозначает и обучение, и органически связанное с ним и вытекающее из него воспитание личности. Имен­но так понимал его И. Г. Чернышевский. Он писал: «Три качества —

обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — не­обходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

Все это позволяет сделать вывод: под образованием следует пони­мать овладение личностью определенной системой научных знаний, прак­тических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупно­сти определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

В данном случае это понятие обозначает те результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воснитательной работы. Именно этот смысл вкладывают в него, когда говорят:

человек имеет неполное среднее, среднее или высшее образование.

Но это понятие может иметь и иной смысл и обозначать сам образовательный процесс, процесс получения образования. Напри­мер, когда говорят об образовании в школе или вузе, о его осущест­влении, то как раз и имеют в виду то, как происходит этот процесс, как его совершенствовать. В этом случае понятия образованием обуче­ние совпадают и выступают как синонимы. Главное, однако, заклю­чается в том, что в любом случае образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т. е. обучение, а с другой — воспитательно-формирующее влияние этого процесса наличность, олице1воряя их единство и органичес­кую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как тео­рию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоз­зренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Подобная трактовка дидактики имеет не формальное значение. Из нее вытекает, что при разработке теоретических основ обуче­ния она не может ограничиваться раскрытием лишь процессуаль­ной стороны вооружения обучающихся знаниями, практическими умениями и навыками; она должна глубоко исследовать те дидакти­ческие условия, которые способствуют реализации развивающе-формирующего потенциала обучения, т. е. образованию учащихся.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.