Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Процессуальный порядок задержания



Процессуальный порядок задержания подозреваемого различается в зависимости от момента фактического захвата.

1. Фактический захват (задержание) лица производится до возбуждения уголов- ного дела, в силу внезапности возникновения оснований. Такая ситуация почти все- гда возникает, когда лицо застигнуто при совершении преступления. После захвата


 

лицо доставляется в компетентный орган, например дежурную часть милиции. С это- го момента появляется повод к возбуждению уголовного дела — рапорт сотрудников милиции, заявление потерпевших или очевидцев. С момента появления повода начи- нается уголовный процесс, возникают уголовно-процессуальные правоотношения. После доставления лица в дежурную часть решаются вопросы о возбуждении уго- ловного дела и о процессуальном задержании подозреваемого. Процессуальное за- держание (а именно — кратковременное содержание под стражей) возможно только после возбуждения дела.

2. Иная ситуация возникает, если решение о задержании принимается по возбуж- денному уголовному делу, когда процессуальные правоотношения уже существуют. Следователь выносит об этом постановление, которое обычно исполняется органом дознания (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). В таком случае фактический захват (фактическое задержание) является частью процессуального задержания. Он осуществляется в по- рядке, предусмотренном УПК. Затем следует доставление задержанного.

С момента фактического задержания к участию в деле должен быть допущен защитник (ч. 3 ст. 49). При этом следует отметить, что такой допуск защитника реаль- но возможен только тогда, когда фактический захват производится после возбужде- ния дела. В связи с этим защитник обычно допускается лишь с момента доставления

«захваченного» до возбуждения дела подозреваемого в дежурную часть.

В этой связи фактическим задержанием (ограничительно) следует считать тот момент, когда задержанный был передан органам уголовного преследования (следо- вателю, прокурору, органу дознания), что может совпасть с моментом доставления. Такое толкование не исключается в самом процессуальном законе. В статье 5 УПК (п. 15) сказано: «Момент фактического задержания — момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, произ- водимого в порядке, установленном настоящим Кодексом (курсив мой. — К.К.)». Процессуальный характер порядка фактического лишения свободы передвижения означает наличие уголовно-процессуальных отношений, которые возникают не ранее появления повода к возбуждению дела. В то же время нельзя считать моментом фактического задержания момент принятия решения о задержании1 или момент со- ставления протокола задержания2. Это противоречит официальному толкованию ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и международно-правовых актов, данному Конституционным Судом РФ в Постановлении от 27.07.2000 № 11-П «По делу о проверке конститу- ционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно- процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. И. Маслова». Кон- ституционный Суд прямо указал, что права подозреваемого возникают у лица

«независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отноше- нии этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и лич- ная неприкосновенность, включая свободу передвижения, — удержание официаль- ными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо

 

1 См.: Комментарий к УПК РФ / под общ. ред. В.В. Мозякова. М., 2002. С. 28, 224.

2 См.: 400 ответов по применению УПК РФ: Комментарий / С.И. Герасимов и др. М., 2002. С. 12, 57.


 

иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновен- ность». Таким образом, фактическое задержание связано с действиями органов уго- ловного преследования (а не частных лиц), реально ограничивающими свободу пере- движения лица в связи с подозрением в совершении им преступления.

Итак, подозреваемый доставлен в дежурную часть. В срок не более трех часов с момента доставления должен быть составлен протокол задержания (ст. 92), который является основанием для помещения подозреваемого под стражу. Протокол задержа- ния должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым к такого рода до- кументам (ст. 166). В нем указываются дата и время составления, дата, время, основа- ния и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и его объяснения. Кроме того, в протоколе целесообразно отразить состояние задержанно- го (опьянение, наличие травм), состояние его одежды, указать присутствовавших при задержании лиц. Протокол объявляется подозреваемому, разъясняются его права, о чем в протоколе делается отметка. Протокол подписывается подозреваемым и ли- цом, его составившим. Копия протокола вручается подозреваемому по его просьбе (п. 1 ч. 4 ст. 46).

Протокол задержания прямо не назван в законе в числе доказательств (ст. 83). Само задержание УПК не относит к следственным действиям. Однако процессуаль- ный закон не исключает доказательственного значения протокола задержания. Такое значение могут иметь: место и время задержания, объяснения задержанного и объяс- нения очевидцев, если они указаны в протоколе. Согласно ст. 285 протокол задержа- ния может быть оглашен в судебном следствии.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обя- заны сообщить прокурору в течение 12 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 92).

В течение этого же времени о задержании уведомляются:

— близкий или иной родственник подозреваемого — им самим или органом, при- менившим задержание (ст. 96). Подозреваемому может быть отказано в предоставле- нии возможности самому уведомить родственников в интересах предварительного расследования (например, для пресечения его попыток распорядиться об уничтоже- нии следов преступления). Уведомление родственников может быть сделано даже в устной форме, но должно включать в себя информацию о факте задержания, месте содержания задержанного, органе, который произвел задержание. Об уведомлении делается отметка в протоколе задержания;

— командование воинской части, если подозреваемый военнослужащий;

— представительство иностранного государства, если подозреваемый его граж- данин или подданный. Согласно Своду принципов защиты всех лиц, подвергающих- ся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденному Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.88 г., задержанному иностранному гражданину должно быть разъяснено его право связаться со своим консульством или посольством (принцип 16). Уведомление посольства или консульства производится через Министерство иностранных дел РФ;

— защитник подозреваемого, который должен располагать информацией о месте или о перемене места содержания задержанного.

В некоторых случаях уведомление о задержании может не производиться с согла- сия прокурора. Отсрочка уведомления обосновывается исключительными обстоятель- ствами расследования, интересами тайны следствия (например, преступление соверше-


 

но организованной группой, и уведомление о задержании одного соучастника повле- чет активные действия остальных соучастников по противодействию расследованию). Во всех случаях о задержании несовершеннолетнего незамедлительно извеща-

ются его законные представители (ст. 423).

Следователь или дознаватель обязаны принять меры попечения об иждивенцах подозреваемого и по обеспечению сохранности его имущества, о чем уведомляется подозреваемый (ст. 160).

Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому долж- на быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался (ч. 2 ст. 46). То есть допрос должен быть прове- ден немедленно после задержания — так скоро, как это представится возможным. При отказе подозреваемого от дачи показаний должен быть составлен протокол до- проса, который фиксирует факт предоставления ему возможности дать показания. УПК РФ (ч. 4 ст. 92) предусматривает право подозреваемого до начала допроса на свида- ние с защитником продолжительностью, как правило, не менее 2 часов. Ограничение продолжительности свидания до 2 часов должно быть обосновано необходимостью производства процессуальных действий с участием подозреваемого в силу неотлож- ной ситуации. Не допускается ограничение продолжительности свидания для про- изводства тех следственных действий, которые основаны на показаниях подозрева- емого (его допрос, проверка его показаний на месте, предъявление для опознания потерпевшего, когда опознающий сам подозреваемый). Это объясняется правом по- дозреваемого отказаться от дачи показаний, в том числе для того, чтобы завершить свидание с защитником.

Подозреваемый содержится под стражей в изоляторе временного содержания или в ином помещении (следственном изоляторе, гауптвахте) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.07.95 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Орган, в производстве которого нахо- дится уголовное дело, обязан незамедлительно известить одного из близких родствен- ников подозреваемого о месте или об изменении места его содержания под стражей. Условия содержания подозреваемых под стражей должны соответствовать меж- дународным стандартам. Содержание под стражей не может иметь характер кары, наказания, дополнительных лишений, в которых нет непосредственной необходимо- сти с точки зрения целей задержания или устранения помех для хода расследования, или поддержания безопасности и порядка в месте задержания (принцип 36 Свода прин- ципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме). Прямо запрещены: пытки или жестокие, бесчеловечные или унижа- ющие виды обращения (принцип 6); понуждения к даче показаний против себя или любого другого лица; методы дознания, нарушающие способность принимать реше- ния или выносить суждения (принцип 21). Условия содержания под стражей должны

исключать угрозу жизни и здоровью подозреваемого (ч. 3 ст. 10 УПК).

Встречи оперативного работника с подозреваемым допускаются только по пись- менному разрешению лиц, в производстве которых находится уголовное дело: прокурора, следователя, дознавателя (ст. 95). Для получения разрешения на встречу оперативный сотрудник должен обосновать необходимость проведения оперативно- розыскных мероприятий в соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной дея- тельности» или выполнять поручение следователя или прокурора.


 

Задержание подозреваемого завершается его освобождением или применением меры пресечения в виде заключения под стражу. В некоторых случаях срок задержа- ния может быть продлен.

Закон предусматривает следующие основания освобождения подозреваемого (ст. 94):

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления. В этом случае долж- но быть прекращено уголовное преследование подозреваемого (ч. 1 ст. 27). За ним признается право на реабилитацию (ст. 133);

2.) отсутствуют основания применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом подозрение не снимается. Обычно оно перерастает в обвинение (выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и из- бирается иная мера пресечения, например, подписка о невыезде). Мера пресечения может быть применена и в отношении подозреваемого (ст. 100);

3) задержание было произведено с нарушением требований закона об основани- ях, условиях и порядке задержания (например, следователь искусственно создал ус- ловия для задержания путем квалификации деяния «с запасом», завышая тяжесть пре- ступления так, что по нему становится возможным назначение наказания в виде лишения свободы). Данное основание освобождения является проявлением санкции ничтожности в виде отмены незаконных актов и решений, признания юридически недействительными результатов незаконных процессуальных действий. Освобожден- ное по указанному основанию лицо имеет право на возмещение ущерба, причиненно- го незаконным задержанием, однако оно сохраняет статус подозреваемого, пока его уголовное преследование не прекращено;

4) истечение срока задержания. По общему правилу срок задержания составляет 48 часов с момента фактического захвата. Однако этот срок может быть неоднократно продлен судом, но в целом не более чем на 72 часа. В результате суммарный срок задержания может составить почти 120 часов (5 суток). Порядок продления срока задержания установлен применительно к процедуре избрания заключения под стра- жу (п. 3 ч. 7 ст. 108). Не позднее 8 часов до истечения срока задержания орган уголов- ного преследования направляет в суд свое ходатайство о применении к подозреваемо- му меры пресечения в виде заключения под стражу и подтверждающие материалы. В результате рассмотрения ходатайства суд по просьбе одной из сторон может отло- жить принятие окончательного решения для того, чтобы стороны представили допол- нительные доказательства обоснованности или необоснованности меры пресечения в виде заключения под стражу. Продление срока задержания допускается, когда в силу каких-либо экстраординарных обстоятельств органы уголовного преследования не успели собрать доказательства, достаточные для заключения под стражу, но обосно- ванность задержания не вызывает сомнений.

В условиях чрезвычайного положения возможно продление до 3 месяцев срока содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении особо тяж- ких преступлений (п. «ж» ст. 12 Федерального конституционного закона от 30.05.2001

№ 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»)1. Продлевать срок задержания должен суд,

 

1 Федеральный конституционный закон (ФКЗ) имеет большую юридическую силу, чем феде- ральный закон, поэтому при противоречии федерального закона — УПК РФ и ФКЗ «О чрезвычай- ном положении» применяется последний.


 

поскольку правосудие осуществляется только судом даже в условиях чрезвычайного положения.

По первым двум из указанных оснований освобождать подозреваемого, по обще- му правилу, должен орган, принявший решение о задержании. Третье основание ос- вобождения применяется контролирующим органом (начальником органа дознания, руководителем следственного огана, прокурором, судом). В связи с истечением срока задержания освободить подозреваемого должен начальник места содержания под стра- жей. Он уведомляет об этом орган, ведущий производство по делу, и прокурора (ч. 3 ст. 94 УПК; ч. 3 ст. 50 Федерального закона «О содержании под стражей подозревае- мых и обвиняемых в совершении преступлений»).

При освобождении задержанному вручаются: копия определения или постанов- ления суда об отказе в удовлетворении ходатайства органов уголовного преследова- ния об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу (если такое решение принималось судом); справка о задержании. В справ- ке указывается, кем он был задержан, основания, место и время задержания, основа- ния и время освобождения (ч. 5 ст. 94 УПК).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.