Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какой должна быть организация воспитательной работы по формированию трудолюбия?



Воспитание у учащихся потребностно-мотивационной сферы в области трудовой деятельности. Как уже неоднократно отмечалось, нравственное воспитание и личностное развитие учащихся происходят только в процессе вовлечения их в разнообразные виды интеллектуальной, гражданско-патриотической и других видов деятельности и формирования у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы. Это в полной мере относится и к трудовому воспитанию, которое может осуществляться только в процессе приобщения к различным видам трудовой деятельности и активного участия в них. К каким видам трудовой деятельности необходимо приобщать школьников? К ним относятся:

— разнообразная деятельность по изготовлению учебно-наглядных пособий по изучаемым предметам;

— работа на пришкольном учебно-опытном участке;

— ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских;

— учебно-производственная практика в старших классах;

— труд по самообслуживанию;

— работа по благоустройству школьной территории;

— общественно полезная работа в школе и производительный труд на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.

Весьма важно, однако, чтобы у учащихся формировалась положительная потребностно-мотивационная сфера, стимулирующая их активность в трудовой деятельности. Только потребность создает внутреннее влечение к труду, побуждая личность бережно относиться к материальным ценностям общества и личным вещам. В этом плане различные формы понуждения не оказывают позитивного влияния на учащихся, а иногда даже могут вызывать отвращение к трудовой деятельности.

Какие методические подходы к организации трудовой деятельности способствуют формированию у учащихся потребностно-мотивационной сферы? Укажем на важнейшие из них.

1. При вовлечении учащихся в трудовую деятельность необходимо опираться на их природное стремление к труду, к элементам созидания, различному конструированию и практическому творчеству, что особенно важно в начальных классах. Поэтому нужно широко использовать такие формы работы, как изготовление различных поделок из бумаги, дерева, кормушек для птиц и т.д.

2. Приобщая учащихся к различным видам труда, школе необходимо использовать помощь семьи и ориентировать родителей на регулярную организацию домашнего труда детей (уборка квартиры, поддержание порядка на кухне, на журнальном столике и т.д.). В лекции для родителей "Воспитание в труде" А.С.Макаренко указывал более 20 видов труда детей, которые необходимо практиковать в семье и которые создают предпосылки для воспитания потребности и привычки к выполнению своих трудовых обязанностей.

3. Действенное влияние на развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы оказывает использование усваиваемых знаний в процессе трудовой деятельности (например, почему, с точки зрения физики, рыхление почвы в засушливую погоду иногда называют "сухой поливкой растений"), расширение видов труда и форм его организации: проведение трудовых десантов, создание школьных лесничеств, производственных фирм, проведение недели птиц, накопление в школе трудовых традиций и т.д.

Развитие сознательного отношения к труду и соответствующих взглядов и убеждений. Для решения этой задачи необходимо использовать различные виды познавательной деятельности учащихся в системе учебных занятий и внеклассной работы.

Идея об огромной важности труда в существовании и прогрессе не только общества, но и каждого отдельного человека пронизывает содержание изучаемого материала по истории, литературе, математике, физике, биологии и другим предметам. "Воля и труд человека дивные дивы творят", - писал Н.А.Некрасов. При изучении истории учащиеся узнают, что гений многих народов воплотился в таких творениях их рук, как грандиозные египетские пирамиды, архитектурные шедевры древних греков и римлян, Великая Китайская стена и т.д. Не менее впечатляют учащихся и влияют на развитие их сознания, взглядов и убеждений достижения современной науки и техники, в которых воплощается не только сила человеческого разума, но и созидательно-трудовая деятельность людей.

Благородство и возвышающая роль труда, его одухотворяющее нравственное влияние на развитие личности раскрываются в произведениях художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства, которые изучаются в процессе школьного обучения и создают предпосылки для формирования у учащихся понимания (осознания) важного значения труда, а также соответствующих взглядов и убеждений.

Достижению этой цели способствуют также содержательные и эмоционально окрашенные формы познавательной деятельности учащихся, организуемые во внеурочное время: беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художественные вечера, производственные экскурсии, встречи с людьми, известными своими успехами в труде, в научном и художественно-эстетическом творчестве.

Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников. Сложной и многообразной является методика, или, как иногда говорят, технология, организации трудовой деятельности учащихся и выработка у них трудовых умений и навыков. Наиболее существенными проблемами этой методики (технологии) являются следующие.

1. Исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации, чтобы он носил регулярный характер. Следовательно, нужно заранее намечать виды постоянной трудовой деятельности (труд по самообслуживанию, работа в учебных кабинетах, изготовление различных пособий и т.д.), а также организовывать сезонные работы на пришкольном учебно-опытном участке, осеннее и весеннее благоустройство школьной территории, подготовку школьных помещений к новому учебному году. Должен также предусматриваться производительный труд учащихся в школьных учебных мастерских, в ученических кооперативах и фирмах. Если в школе обеспечивается регулярное приобщение учащихся к разнообразным видам труда, создаются необходимые условия для нормального трудового воспитания.

2. При организации труда следует четко определять те задачи, которые должны решаться учащимися в процессе его выполнения, раскрывать его общественное и нравственно-развивающее значение. Скажем, учащиеся направляются на пришкольный учебно-опытный участок. Нужно поставить перед ними конкретную трудовую задачу, разъяснить ее значение и определить критерии качества выполнения.

3. В методике организации трудовой деятельности большое значение имеют определение порядка предстоящей работы и ее объема, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные трудовые операции, а также формы подведения результатов выполнения поставленной задачи.

4. Исключительно важной стороной методики организации труда учащихся является практический показ способов и приемов ее выполнения, а в необходимых случаях и специальное обучение этим способам и приемам, а также детальное инструктирование по соблюдению правил техники безопасности при обращении с предметами труда, инструментами и при осуществлении трудовых операций (например, при работе на деревообрабатывающем станке, использовании электроинструментов и т.д.). В данном случае речь идет о трудовом обучении, об овладении учащимися трудовыми умениями и навыками, трудовой сноровкой, без которых успешно работать невозможно.

5. Важное значение имеет руководство самим процессом труда и оказание учащимся помощи в овладении рациональными способами его выполнения. Учителю нужно следить за четким выполнением правил техники безопасности, своевременно помогать тем учащимся, которые испытывают определенные затруднения, допуская в работе некоторые недочеты.

6. Неотъемлемой частью организации труда учащихся является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также роли в расширении и углублении их знаний. При работе на пришкольном учебно-опытном участке, например, школьники на практике применяют и закрепляют свои знания о способах посадки плодовых деревьев, кустарников и других растений, об уходе за ними, приучаются использовать минеральные удобрения, бороться с вредителями и т.д. Практическое знакомство с техникой, различными инструментами и химикатами обогащает их знания по физике, математике, химии. Увязка труда с обучением не может носить искусственный характер и должна иметь место там, где трудовая деятельность органически связана с содержанием изучаемого материала.

7. Для формирования трудолюбия большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся. Важную роль здесь, несомненно, играют воспитание потребности в выработке этого важного нравственного качества, совершенствование трудовой сноровки, что позволяет добиваться высоких результатов в выполняемой работе и получать радость от достигаемых успехов. Не менее существенными являются также формы организации трудовой деятельности, придание ей увлекательно-романтического характера. Можно просто поехать всем классом на осенние сельскохозяйственные работы, а можно осуществить "трудовой десант", создать временную производственную бригаду "Мы - надежные помощники селу" - и работа пойдет веселее. Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию труда учащихся постоянно вносились новые творческие элементы, определенная эмоциональность.

Вот шестиклассники обратили внимание на то, с какой радостью их встречают малыши из соседнего детского сада. Классный руководитель подсказывает им провести операцию "ПМД" (подарок младшим друзьям), в процессе которой они готовят детям игрушки, сувениры-самоделки. В зимнее время они задумывают операцию "Снежная сказка" и в секрете от малышей делают разные фигуры из снега, строят снежную горку и т.д. В предвесенние дни в школе проводится ролевая игра "Фабрика". Роли распределяются по классам: одни оформляют актовый зал, другие -выставку юмористических рисунков, третьи наводят порядок и чистоту в школе, четвертые делают кормушки для птиц. В результате все заняты конкретными делами, которые стимулируют трудовую деятельность учащихся, положительно сказываются на их поведении и нравственности и способствуют формированию трудолюбия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.