Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какова сущность методов устного изложения знаний учителем?



Большое значение в обучении имеет устное изложение (объяснение) изучаемого материала учителем. Для этого, как отмечено выше, используются следующие методы: рассказ учителя, объяснение, школьная лекция, беседа и сопутствующие им методы иллюстрации и демонстрации.

В чем же состоит сущность этих методов?

Рассказ — это метод повествовательно-сообщающего изложения учителем описательного материала с применением приемов активизации познавательной деятельности учащихся (биографии писателей, материал о географическом положении отдельных регионов, ход исторических событий и т.д.).

Объяснение - это метод обучения, при котором учитель не столько сообщает новый материал, сколько анализирует его, поясняет и доказывает те или иные его положения (изучение геометрических теорем, например, и т.д.).

Школьная лекция — это метод обучения, когда учитель в течение продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся (например, анализ творчества писателей, изучение по физике темы "Механическое движение" и т.д.).

В одном из пособий по педагогике говорится: "Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами". В другом пособии отмечается: "Школьная лекция сравнительно с рассказом и объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения".

С этими утверждениями согласиться нельзя, ибо и рассказ, и объяснение иногда можно сопровождать вопросами к учащимся с целью активизации их познавательной деятельности. В то же время и при использовании этих методов изложение (объяснение) учителя должно отличаться научностью, о чем шла речь, когда раскрывались дидактические закономерности (принципы) обучения. Основное отличие школьной лекции от рассказа и объяснения состоит в том, что в ней излагается значительно больший объем материала.

Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к монологическим, или информационно-сообщающим, методам обучения. В отличие от них беседа является диалогическим методом устного изложения изучаемого материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждениям и анализу в определенной логической последовательности изучаемых явлений и фактов и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

Иногда этот метод еще называют сократическим, или эвристическим (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю), поскольку греческий философ Сократ обучал своих учеников, только побуждая их к размышлениям и самостоятельным выводам по тем или иным вопросам. С помощью этого метода можно, например, объяснять тему "Переместительный закон" по математике, правописание гласных в безударных корнях слов в русском языке и т.д. К.Д.Ушинский писал: "Уменье давать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек".

Метод иллюстрации и метод демонстрации являются сопутствующими при устном изложении материала учителем и состоят в использовании иллюстративных материалов (например, картин, изображающих исторические события, сцены и эпизоды из литературных произведений), а также в демонстрации опытов (по физике, химии, биологии и т.д.). Эти методы значительно облегчают восприятие и осмысление изучаемого материала и оживляют обучение.

Указывая на важность методов устного изложения знаний учителем, нельзя не отметить следующее положение: восприятие материала на слух - процесс весьма трудный, требующий от учащихся сосредоточенного (произвольного) внимания и проявления волевых усилий. К.Д.Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь "внешне присутствовать на занятиях", а внутренне "думать о своем" или же совсем оставаться "без мысли в голове". С.Т.Шацкий указывал на то, что нередко учащиеся на уроке могут сохранять лишь видимость внимательности, а на самом деле впадать в "педагогический сон".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.