Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОВМЕСТНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ



1. Сочетание общественного и семейного воспита­
ния как важная предпосылка повышения его эффек­
тивности.

2. Социально-экономические факторы повышения
роли школы в организации воспитательной работы
семьи и общественности.

3. Основные вопросы совместной работы семьи и
школы по воспитанию учащихся.

4. Организационно-педагогическая работа школы
с родителями. Органы родительской общественнос­
ти в школе.

5. Педагогическое просвещение родителей.

6. Индивидуальная работа школы с родителями
учащихся.

7. Привлечение родителей к оказанию помощи
школе в проведении внеклассной учебно-воспитатель­
ной работы.

1. Сочетание общественного и семейного воспита­ния как важная предпосылка повышения его эффек-


тивности.При рассмотрении в предыдущих главах воп­росов обучения и воспитания неоднократно подчеркива­лось положение о необходимости совместных усилий школы и семьи по воспитанию учащихся. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания речь шла о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы.

Не меньшее значение имеет данное положение, если рассматривать его с более широких социальных позиций. Воспитание детей — конституционная обязанность роди­телей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полез­ной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стиму­лировать к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

Школа не может не считаться также с тем, что влия­ние семьи на развитие и формирование детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педаго­ги и психологи отмечали, что основы, личностного разви­тия человека закладываются в раннем детстве, до пя­тилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирова­ния человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Значение воспитательной деятельности семьи оказы­вает большое влияние на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в нее дух согласия и здоро­вого сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем более успешно происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отно­шений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.

Не стоит в стороне от воспитания детей и обществен­ность — коллективы промышленных предприятий и госу­дарственных учреждений. Они содействуют проведению разнообразной внешкольной воспитательной работы с детьми, организуют шефство над школами, оказывают влияние на родителей, побуждая их к улучшению воспи­тания детей в семье.


Учитывая большую роль согласованной воспитатель­ной работы школы, семьи и общественности, эту работу необходимо умело координировать и направлять. Спра­виться с данной задачей в состоянии только школа. Но с чем же связана роль школы в координации воспитатель­ной деятельности семьи и общественности?

2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности.Повышение роли школы в вос­питании подрастающих поколений и ее влияние на вос­питательную работу семьи теснейшим образом связано с теми социальными и производственно-экономическими сдвигами, которые происходят в развитии современного общества. Укажем на важнейшие из них.

Интенсивное развитие науки и техники и совершенствова­ние всех отраслей производства повлекли за собой необходи­мость введения всеобщего среднего образования и повыше­ния научного уровня образовательно-воспитательной работы.

Школа, таким образом, стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всесторон­нем развитии молодежи.

Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на на­учно-педагогической основе.

Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психоло­гии, учителя призваны оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П.Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

Наконец, необходимость влияния школы на воспита­ние учащихся в семье обусловливается тем обстоятель­ством, что почти все родители вовлечены в общественное производство, многие из них занимаются самообразова­нием, повышением своей квалификации, активно уча­ствуют в деятельности общественных и культурно-мас­совых организаций. Все это так или иначе сказывается на их воспитательной работе и, в частности, ослабляет тради­ционные контакты между родителями и детьми. По данным социологических исследований, с 1929 года свободное от работы время трудящихся увеличилось у нас в три раза, но это не повлекло за собой пропорционального увеличе­ния времени домашнего общения родителей с детьми.


В 1950 году в семьях служащих Москвы родители уча­щихся 5—7-х классов уделяли проверке тетрадей и дне­вников, совместным прогулкам, играм и беседам с детьми примерно четыре с половиной часа в неделю, в 1978 году -около двух часов.

Учитывая это, школа должна не только поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и оказы­вать воздействие на активизацию воспитательной деятель­ности родителей, повышать их ответственность за воспи­тание детей. Таковы объективные предпосылки, обуслов­ливающие повышение роли школы в руководстве воспи­тательной деятельностью семьи и координации работы общественности.

3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся.Объединяя педагоги­ческие усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий и с не­которой долей условности их можно разделить на три основные группы.

К первой группе следует отнести те проблемы, кото­рые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи.

Вторую группу составляют проблемы методики сти­мулирования учащихся в семье к работе над своим лич­ностным развитием и формированием.

К третьей группе относятся проблемы учета воз­растных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.

В чем же заключается сущность этих проблем и ка­кой должна быть совместная работа школы и семьи по их решению?

Как уже отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является еди­ный подход к реализации целевых установок и повыше­нию содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе гото­вить образованных и инициативных граждан нашей страны, формировать у них принципиальность и прогрес­сивные убеждения. Контакты между семьей и школой в этом направлении должны охватывать следующие воп­росы.


Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданско-патриотического формирова­ния личности, и не просто обращали внимание на учеб­ную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Не секрет, что некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения другим сторонам их развития.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Под­держивая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способ­ствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе круж­ков по интересам, технического моделирования, помога­ли им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

Особенно большую роль в решении этой проблемы иг­рает влияние матерей, и их усилия в данном направле­нии необходимо "всячески поддерживать. Английский историк-социолог XIX века Томас Бокль писал:

Поразительный факт, что у большинства замечательных людей были замечательные матери, что они гораздо боль­ше приобрели от матерей, чем от отцов.

Большое значение имеют проблемы побуждения активности учащихся к работе над своим личностным развитием. Практика показывает, что наиболее интен­сивно развиваются те учащиеся, родители которых уме­ют поддерживать в семье благоприятный психологичес­кий микроклимат и служат примером трудолюбия, доб­рожелательности и высокой общественной деятельности. Л.Н.Толстой в дневниковых записях отмечал:

...Воспитание представляется сложным и трудным толь­ко до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспи­тывать своих детей. Я не знаю ни одного действия воспи­тания детей, которое не включало бы воспитания себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совер­шенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей.

Если родители пользуются у детей авторитетом, пока­зывают им пример нравственной культуры и постоянной


работы над собой, в таких случаях их слова и дела име­ют большой вес и побуждают учащихся к добросовестно­му выполнению своих школьных обязанностей. Те же школьники, в семьях которых нет согласия между роди­телями и царит обстановка недоброжелательности и не­рвозности, часто приходят в школу с плохим настроени­ем, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучае­мого материала, не имеют нормальных условий для домашней учебы.

Задача родителей — развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле боль­шое значение имеет нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют "вещные интересы" и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на вос­питании детей. Вот почему школе следует проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей, знакомить их с вопросами развития искусства и литера­туры, науки и техники и направлять их внимание на всемерное развитие здоровых духовных потребностей учащихся, побуждать к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искусству и художественному творчеству.

Высокий эффект в семейном воспитании дает уме­лое использование принципа требовательности в соче­тании с уважением и гуманным отношением к детям. Как уже отмечалось в главах о детском коллективе и методах воспитания, требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным понуждением детей к тем или иным формам поведения. Главное в ней — установить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Нужно, например, детям разъяснять, когда они должны утром вставать, каким должен быть режим их работы и отдыха, в каком порядке они должны содер­жать свои вещи и рабочее место, как относиться к родите­лям и другим членам семьи и путем побуждения (просьб, напоминаний, указаний на допускаемые недостатки, одоб­рения хороших поступков и т.д.) к соблюдению этих тре­бований формировать соответствующие привычки поведе­ния. Если же дети не знают своих обязанностей в семье и не приучены к их выполнению, родителям то и дело при­ходится понуждать их к той или иной работе, что нередко порождает сопротивление и конфликты.


Требования должны сочетаться с проявлением уважи­тельного отношения к детям. Окрики и различного рода угрозы плохо действуют на детей, травмируют их психи­ку и нередко приводят к неврозам. Задача школы — ори­ентировать родителей на ласковое и внимательное отно­шение к детям, учитывать их запросы и интересы, свя­занные с чтением книг, посещением кинотеатров, а так­же с участием в художественно-эстетических и спортив­но-оздоровительных мероприятиях.

Действенным стимулирующим фактором личност­ного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополу­чия и умеют соизмерять свои потребности с материаль­ным достатком. А.С.Макаренко насчитывал, как уже отмечалось, более 20 видов труда детей в семье. Дети могут убирать свою постель, содержать в порядке свой стол и рабочий уголок, чистить обувь и одежду, ухажи­вать за цветами, складывать в определенном месте полу­чаемые газеты и журналы, ухаживать за младшими братьями и сестрами, помогать родителям в уборке квар­тиры, приготовлении пищи и т.д. Лучшим средством сти­мулирования детей к труду в семье Макаренко считал умение родителей ставить трудовые задачи, давать тру­довые поручения, а также совместно выполнять наме­ченную работу. Вместе с тем родителям необходимо по­мнить, что в народе всегда стремились приохотить, а не принуждать детей к труду. На опыте люди убеждались: охота пуще неволи. Неумение некоторых родителей сти­мулировать и расширять сферу применения сил детей в практических делах (особенно это относится к подрост­кам и старшим школьникам) приводит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя ижди­венческие настроения.

Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке и совершенствованию своих личностных ка­честв играет контроль семьи за их поведением. Роди­тельский контроль помогает учащимся более ответствен­но относиться к выполнению своих обязанностей и пре­одолевать влияние отрицательных соблазнов. Родителям нужно следить за выполнением учащимися режима дня, знать, с кем они дружат, где проводят свой досуг, побуж­дать к аккуратному выполнению школьных заданий.


Наконец, много сложных вопросов включает проблема учета возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся в процессе совместной работы семьи и школы. К сожалению, далеко не все родители с пониманием отно­сятся к тем изменениям, которые накладывает возраст и индивидуальные черты характера на поведение детей и их работу. Так, иногда в семье не учитывают того, что подростки уже тяготятся излишней родительской опе­кой и стремятся к проявлению самостоятельности, что происходящие в их организме физиологические процессы периодически сопровождаются повышением нервознос­ти и раздражительности. Бывает и так, что в отдельных семьях не в меру удовлетворяют все запросы учащихся в отношении к сверхмодной одежде, ограждают их от уча­стия в труде, что формирует у них потребительское отно­шение к жизни.

Серьезные вопросы встают перед родителями в деле учета индивидуальных особенностей и интересов детей. Не все родители бережно относятся к склонностям уча­щихся, когда речь идет о кружковых занятиях, литера­турных увлечениях и участии в спортивно-массовой работе, проводимой школой. В отдельных семьях не со­здают условий для трудовых занятий детей, не поощря­ют их стремления к практической деятельности в сфере материального производства. Между тем правильный подход родителей к этим вопросам создает хорошую ос­нову для интенсивного развития и воспитания учащихся как в семье, так и в школе.

Какой же должна быть помощь школы семье в реше­нии этих проблем?

Основными формами этой помощи являются: органи­зационно-педагогическая работа с родителями, осуще­ствление их педагогического просвещения и проведение систематической индивидуальной работы по улучше­нию обучения и воспитания учащихся. Рассмотрим со­держание и формы этой работы.

4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе. Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы орга­низационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собра­ния и конференции. Они проводятся как в общешколь­ном масштабе, так и по отдельным классам.


На общешкольных родительских собраниях или кон­ференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспита­ния учащихся. Так, родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и др. Неред­ко на общешкольных родительских собраниях ставятся научно-педагогические вопросы воспитательной работы в семье, например: о роли авторитета родителей в воспи­тании, об акселерации развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д. Общешкольные родительские собра­ния проводятся обычно два-три раза в год.

Более оперативной формой организационно-педагоги­ческой работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На них классными руко­водителями делаются сообщения о состоянии успеваемо­сти и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учеб­ной работы и поведения отдельных школьников. Особен­но важны такие собрания для установления единой ли­нии в воспитательной работе семьи и школы. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необ­ходимо привлечь к ее решению также родителей. На­пример, у учащихся не ладится дело с соблюдением режима дня или налаживанием доброжелательных отно­шений в классе. Классный руководитель, естественно, ставит перед учащимися соответствующую задачу и разра­батывает систему воспитательных мероприятий по ее решению. С этой целью созывается специальное роди­тельское собрание класса, на котором классный руково­дитель знакомит родителей с поставленной перед учащи­мися задачей и договаривается с ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. В частности, родители должны хорошо знать режим труда и отдыха детей, со­здавать условия и осуществлять контроль за его соблю­дением. Если родители будут знать, какие воспитатель­ные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с учите­лями.


Родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответствен­ность как детей, так и родителей за решение поставлен­ной задачи. Вообще следует подчеркнуть, что влияние школы на воспитательную деятельность семьи во мно­гом зависит от того, в какой мере школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению. К сожалению, далеко не во всех школах это делается.

В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов — общешкольного и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности оп­ределяются специальным "Положением о родительском комитете общеобразовательной школы".

Количественный состав родительского комитета школы устанавливается решением общего собрания (конферен­ции) родителей. Для выполнения текущей работы роди­тельский комитет в крупных школах избирает из своего состава президиум, в который входят председатель роди­тельского комитета, его заместитель и 3—5 членов прези­диума. В небольших неполных средних школах избира­ются председатель, его заместитель и секретарь родитель­ского комитета, в малокомплектных — только председа­тель. Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей в составе председателя и 2—4 членов комитета.

Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они спо­собствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и тех­нического обучения, профессиональной ориентации школьников. Они также организуют обмен опытом се­мейного воспитания, популяризуют педагогическую ли­тературу среди родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания.

Организационно-педагогическая работа школы вклю­чает в себя также поддержание контактов с домоуправ­лениями по месту жительства учащихся, с промышлен­ными и сельскохозяйственными предприятиями, где работают родители, и созданными в них комиссиями со­действия семье и школе.


5. Педагогическое просвещение родителей. Действен­ным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения роди­телей, так как многие беды семейного воспитания обус­ловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Например, ребенок начинает рез­виться: беспорядочно бегает, кричит, разбрасывает домаш­ние вещи... Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы он прекратил излишнюю резвость. Но ребенок продолжает свое. Для него это — игра, деятельность, удов­летворение потребности в движении. Снова следуют ок­рики и требование успокоиться. Если же это не помога­ет, родители переходят к угрозам, берутся за ремень, стре­мясь воздействовать страхом. Но страх делает ребенка безвольным, подавляя его деятельность и лучшие наклон­ности.

Знание педагогики подсказало бы родителям, что в данном случае нужно прибегать не к угрозам и страху, а переключить ребенка на другой, более спокойный вид деятельности. К сожалению, подобных примеров, когда в семье ощущается педагогическая беспомощность, встре­чается немало. Вот почему оказание помощи родителям в этом отношении — важная задача школы, учителей.

В последние годы сложился так называемый родитель­ский всеобуч, основной целью которого является прове­дение научно-методической работы и который охватыва­ет разнообразные формы популяризации психолого-пе­дагогических знаний среди родителей. Широкое распро­странение, например, получили "школы молодой мате­ри", в которых основами педагогических знаний овладе­вают женщины, готовящиеся стать матерями или имею­щие маленьких детей. Они изучают вопросы физическо­го развития и санитарно-гигиенического ухода за деть­ми, овладевают методикой развития их речи, выработки навыков и привычек поведения и т.д.

Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получают в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом на­правлении проводит школа. Для педагогического просве­щения родителей в школах создаются лектории по се­мейному воспитанию, народные университеты, педаго­гических знаний. В них читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методичес­кие конференции и семинары по обмену опытом семей-


ного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кино­фильмов по проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу с учащимися определенного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким обра­зом, родители получают педагогические знания, рассчи­танные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучается их сын или дочь.

Педагогическое просвещение осуществляется также на промышленных предприятиях, в колхозах и со­вхозах, по месту работы родителей. Для рабочих, слу­жащих и колхозников читаются лекции, делаются доклады по важнейшим вопросам воспитания детей, проводятся научно-педагогические конференции, офор­мляются стенды и специальные уголки, посвященные проблемам работы с детьми. Активное участие в этой работе принимают учителя школ, классные руководи­тели и организаторы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

6. Индивидуальная работа школы с родителями уча­щихся.Существенным фактором влияния школы на се­мейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, орга­низацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.

В индивидуальной работе с родителями в первую оче­редь следует указать на создание необходимых домаш­них условий для учебных занятий и трудовой деятельно­сти школьников, а также осуществление контроля в се­мье за их поведением и соблюдением режима дня. Неко­торые родители не уделяют этим вопросам должного вни­мания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изоб­разительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора. В ряде случаев родители без дол­жного внимания относятся к удовлетворению запросов


учащихся в области технического творчества, не помо­гают им в создании "рабочих уголков". Не изжиты так­же факты, когда некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей даже тогда, когда отдельные учащиеся совершают серьезные шалос­ти в школе, не выполняют домашних заданий и т.д., и полностью переложить ее на учителей. Все это, естествен­но, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.

Формы этой работы и ее влияние на родителей чаще всего требуют принятия соответствующих мер со стороны семьи и школы по улучшению воспитания учащихся. В этих случаях учителя совместно с родителями анализи­руют причины недостатков в учебе и поведении школь­ников и намечают пути их преодоления. Если, напри­мер, ученик часто не выполняет домашних заданий и не учит уроков, а в семье никто не следит за их выполнени­ем, учителя договариваются с родителями об усилении контроля за домашним учением школьника. Такие же приемы работы с семьей используются школой и тогда, когда учащиеся тратят слишком много времени на про­смотр телевизионных программ или нуждаются в конт­роле за поведением в свободное время и т.д.

Индивидуальная работа зачастую носит характер пе­дагогических консультаций родителей и дачи им прак­тических советов по улучшению семейного воспитания. Например, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или упрямством. Не все родители доста­точно компетентны в подходе к таким детям и нужда­ются в квалифицированной помощи педагогов.

Очень важной является индивидуальная работа с роди­телями учащихся, которые проявляют интерес и способ­ности к изучению отдельных учебных предметов или осо­бую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и в особенности в общественно полезную работу. Все это будет содействовать их правильному нравственному фор­мированию.

Оказывая индивидуальную помощь и влияя на роди­телей в целях улучшения семейного воспитания, учите­лям следует проявлять необходимый педагогический такт.


Особенно критической оценки заслуживает такой метод, когда учителя жалуются родителям на тех детей, кото­рые "плохо ведут" себя в школе. Такие жалобы, как пра­вило, не дают положительного эффекта, а иногда прино­сят и прямой вред. На это, в частности, указывал еще А.С.Макаренко1:

Вы прекрасно понимаете,что обычно вызывают роди­телей и говорят: "Ваш мальчик не учится и плохо себя ведет. Примите какие-нибудь меры. Поговорите. Боже сохрани — не бейте".- "Хорошо, до свидания".

Каждый понимает, в чем дело... Иной родитель после такого разговора прямо берется за ремень, а другой про­сто ничего не делает, и все идет по-прежнему.

А.С.Макаренко придерживался мнения, что школа должна воздействовать на улучшение семейного воспи­тания через учащихся. Он говорил2:

Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью.

Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы научите детей чувствовать от­ветственность за семью. Нужно детей в школе так воспи­тывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнитель­ную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государствен­ной школы и несли эти идеи в жизнь.

Идея А.С.Макаренко о влиянии на семью через уча­щихся заслуживает серьезного внимания. Автор этих строк, работая в школе, не раз убеждался в ее плодотворности. Когда мы, например, занимались проблемой развития чита­тельских интересов учащихся и рекомендовали им созда­вать домашние библиотечки, мы оказывали необходимое влияние на родителей, и те включались в эту работу. То же самое относится к трудовой деятельности учащихся в семье, к соблюдению режима дня и т.д. Когда эти задачи мы ставили перед учащимися и проводили с ними соответ­ствующую работу, это оказывало положительное влияние также на воспитательную деятельность родителей. К со­жалению, положение о влиянии на воспитательную

1 Макаренко А.С. Соч. Т.5. С. 457-458.

2 Там же. Т.4. С. 480-481.


работу семьи через учащихся пока еще не получило глубоко­го освещения в педагогике и слабо используется в школе.

7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитатель­ной работы.Одной из форм связи школы с семьей явля­ется организация помощи родителей в проведении вне­классной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повыша­ет ее содержательность.

Воспитательная деятельность родителей в школе осу­ществляется прежде всего в форме бесед с учащимися, проведения докладов и лекций.

Они посвящаются вопросам развития науки и техни­ки, ознакомлению школьников с производственными успехами людей. Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о жизни и творческой деятельности выдающихся людей и т.д.

Распространенной формой участия родителей во вне­классной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения, а также организация краеведческой работы.

С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы ученических кружков, а также факультативных занятий. Родители нередко руко­водят кружками "Умелые руки", авиамоделирования, технического творчества. Специалисты-инженеры и на­учные работники проводят факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам.

Наконец, совместно с семьей и общественностью школа проводит профориентационную работу. Родители помо­гают учителям знакомить учащихся с особенностями различных профессий, участвуют в проведении встреч с производственниками, в создании витрин и стендов о людях различных видов труда.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Устно составьте план содержания главы.

2. Какие социальные и педагогические факторы обусловливают не­
обходимость совместной воспитательной работы школы, семьи и обще­
ственности?


3. Дайте обоснование, почему школа должна выполнять функции
центра организации воспитательной работы с детьми в своем микро­
районе.

4. Раскройте содержание и формы организационно-педагогической
работы школы с родителями и общественностью.

5. Какие формы работы используются по педагогическому просве­
щению родителей? Что такое родительский всеобуч и в чем состоит его
назначение?

6. Какое содержание имеет индивидуальная работа школы с роди­
телями? В чем заключается сущность идеи о воздействии школы через
учащихся на воспитательную работу семьи?

7. Разработайте текст беседы с родителями на одну из таких тем:
"Как помогать детям учиться?", "Как приучать детей к выполнению
режима дня?", "Как организовать в семье свободное время детей?" и
др.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Диалоги о воспитании: Книга для родителей. М., 1985.

Гребенников И.В. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. М., 1980.

Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.

Макаренко А.С. Книга для родителей //Соч.: В 7 т. М., 1957. Т. 4. Мудрость воспитания: Книга для родителей /Сост. Б.М.Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. М., 1987.

Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М., 1989.

Сенько В.И. Учителя и родители. Мн., 1987.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика //Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981. Т. 3.


Раздел четвертый

ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ

Существенное место в педагогике занимает изучение проблем организации народного образования, деятельно­сти должностных лиц в школе, форм и методов руко­водства учебно-воспитательным процессом. Эти вопросы являются предметом исследования особой педагогичес­кой дисциплины — школоведения.

По школоведению написаны объемистые книги. В данном же учебнике освещаются четыре темы: "Система образования и тенденции ее развития в различных странах мира", "Учитель, структура его деятельности и профес­сиональный рост", "Классный руководитель в школе", "Руководство школой и ее учебно-воспитательной работой".

Глава 29

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.