Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ



ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ*

1. Формирование у учащихся мировоззрения как
важнейшая воспитательная задача школы.

2. Основные виды мировоззрения.

3. Сущность мировоззрения и его внутренняя
структура.

4. Система знаний и идей в содержании школьного
образования, позволяющих формировать у учащихся
научное мировоззрение.

5. Глубокое и прочное овладение знаниями —
важнейшая предпосылка воспитания научного миро­
воззрения.

6. Дидактические и воспитательные условия, спо­
собствующие переводу знаний во взгляды, убеждения
и идеалы личности в системе учебных занятий и
внеклассной работы.

7. Критерии сформированности мировоззрения уча­
щихся.

1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы.В преды­дущих главах освещены вопросы формирования у уча­щихся социальных, нравственных и эстетических отно­шений. Более обобщенным и высшим уровнем отноше-

* Глава написана совместно с доцентом В.П.Горленко.


ний личности к окружающему миру и действенным регу­лятором ее поведения и деятельности является мировоз­зрение. Оно включает в себя и интегрирует все названные отношения и выступает в качестве определяющего фак­тора личностного развития и формирования человека. Вот почему вопросы формирования мировоззрения учащихся выступают как важнейшая воспитательная задача школы.

Надо, однако, более детально уяснить, какую роль играет мировоззрение в жизни и поведении человека и почему оно является важнейшей проблемой школьного воспитания. Многие примеры и факты из жизни выдающихся людей свидетельствуют о том, что мировоз­зрение не только оказывает действенное влияние на духов­ное и нравственное развитие человека, но и помогает ему проявлять стойкость и мужество в различных жизненных обстоятельствах, невзгодах и трудностях.

Не отрекся от своей гелиоцентрической теории выдающийся польский астроном Николай Коперник (1473—1543), хотя подвергался неслыханным гонениям и оскорблениям со стороны церковных фанатиков.

Великий итальянец Джордано Бруно (1548—1600) развивал идеи Николая Коперника и выдвинул концеп­цию о бесконечности и бесчисленном количестве звездных галактик во Вселенной. Его учение было признано ересью, а сам он был присужден к сожжению на костре. Но он не отказался от своих убеждений и остался верен своему мировоззрению. Об этом в приговоре святой инквизиции было сказано так: "Называем, провозглашаем, осужда­ем, объявляем тебя, брат Джордано Бруно, нераскаян­ным, упорным и непреклонным еретиком". Сам же Бруно бросил в лицо судьям: "Вы с большим страхом произноси­те приговор надо мною, чем я выслушиваю осуждение".

Другой известный итальянский ученый Галилео Га­лилей (1564—1642), убежденный в том, что Земля нахо­дится не в состоянии покоя, как считалось в его время, а постоянно движется вокруг Солнца, несмотря на понуж­дение отречься от этой "ереси", шепчет про себя: "А все же она вертится..."

Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, будучи ране­ным, был захвачен немецкими фашистами в плен, не изменил Родине и погиб в результате жестоких пыток, сохраняя верность воинской присяге.

Немало образцов стойкости и непреклонности в своей вере проявляли и представители религиозного мировоз-


зрения. Так, протопоп Аввакум — глава русского право­славного раскола — настойчиво выступал против цер­ковных реформ патриарха Никона. По решению церков­ного собора в 1653 году он был сослан с семьей в Сибирь, в г.Тобольск. В 1667 году был опять осужден и сослан в Пустозерск, где 15 лет прожил в земляной тюрьме, а за­тем, как не покорившийся, по указу царя Федора был сожжен на костре, подав изумительный пример безза­ветной убежденности. До конца оставалась верной своим раскольническим убеждениям его последовательница -боярыня Морозова, которая была сослана в г.Боровск и также умерла в заточении. Силу ее веры хорошо показал художник В.И.Суриков в широко известной картине "Бо­ярыня Морозова".

Подобных примеров в истории множество. Они дают не только широкое представление об огромном влиянии мировоззрения на действия и поступки людей, но и по­зволяют определить его важнейшие функции. К этим функциям относятся: информационно-отражательная, ориентационно-регулятивная и оценочная. В чем же они проявляются?

Информационно-отражательная функция мировоз­зрения связана с определенным восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражением в созна­нии человека в соответствии с его мировоззрением. Ми­ровоззрение выполняет роль призмы, через которую пре­ломляются все внешние воздействия. Так, например, чело­век с религиозным мировоззрением считает, что все явления природы и общественной жизни определяются какими-то высшими божественными силами. Человек же с научным мировоззрением при оценке всех явлений ис­ходит из принципа детерминизма, то есть ищет те мате­риальные и социальные причины, которыми эти явления обусловливаются.

Ориентационно-регулятивная функция мировоззре­ния связана с тем, что поведение и деятельность чело­века определяются его сознанием, его взглядами и убеж­дениями. Если у человека сформировано то или иное мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеж­дения, то они, как правило, определяют его действия и поступки. Вспомним Л.Н.Толстого. Произошедший в конце 70-х — начале 80-х годов перелом в его мировоз­зрении не мог не вызвать серьезных перемен в его деятель­ности и поведении. Помощь Л.Н.Толстого голодающим,


протесты против смертной казни, его отлучение Синодом от церкви, его "чудачества": шитье сапог, работа за плу­гом, вегетарианство и, наконец, уход из Ясной Поляны — все это явилось следствием его изменившегося миропо­нимания. Придя к отрицанию собственности, Толстой стремился привести в соответствие с этими убеждениями и свой образ жизни. Он отказывается от владения недви­жимым имуществом, землей, от авторского права на пос­ледние свои сочинения, передавая его желающим безвоз­мездно печатать и издавать их.

Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения. Возьмем такой пример, как оценка людьми с разными взглядами положения трудо­вого народа до 1917 года при царской власти. Даже сре­ди ученых здесь нет единства мнений. Одни из них ут­верждают, что тогда Россия была в расцвете и людям жилось неплохо. Другие же, наоборот, пытаются дока­зывать совсем иное и говорят об отсталости российского государства и бедности народных масс. А все дело в том, что среди ученых существуют различные мировоззрен­ческие подходы к освещению этой проблемы.

Как видим, мировоззрение имеет существенное значе­ние как для поведения людей, так и для развития их сознания. А поскольку люди по-разному отражают в сво­ем сознании и поведении явления и события окружаю­щего мира и по-разному их оценивают, это позволяет говорить о различных видах мировоззрения.

2. Основные виды мировоззрения. Собственные пред­ставления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого чело­века. Но качественная характеристика этих представле­ний, взглядов и отношений бывает различной. В зависи­мости от содержания мировоззрения и его связей с науч­ными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское. Кроме того, можно гово­рить о мировоззрении различных прослоек общества или классов, а также представителей различных политиче­ских течений и партий. В чем же заключается сущность названных видов мировоззрения?

Научное мировоззрение опирается на научную карти­ну мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе


научного анализа и теоретического осмысления причин­но-следственных связей, характеризующих развитие при­родных и общественных явлений. Научное мировоззре­ние создает надежную основу для предвидения возмож­ного развития того или иного явления, процесса и по­зволяет сознательно управлять ими. Оно является объек­тивно верным. Но поскольку наука развивалась посте­пенно, поэтому и научное мировоззрение на различных ступенях эволюции общества имело свою специфику. Поэтому иногда говорят о научном мировоззрении древ­негреческих философов, о мировоззрении эпохи Возрож­дения и т.д. Нередко под научным мировоззрением по­нимают определенные естественнонаучные концепции мироздания, например гелиоцентрическую или механи­ческую.

Нетрудно заметить, что при определении сущности научного мировоззрения во всех случаях имеется в виду, что именно наука, отдельные ее области служат источ­ником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт лич­ности. В его основе лежит вера человека в существова­ние Бога или других сверхъестественных сил, бессмер­тия души и т.д. Вместе с тем деятели религии не только предпринимают попытки опираться на "потусторонние" силы, но и используют физические, исторические, фило­софские и социологические знания, особенно те, кото­рые находятся на острие познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию. К сожале­нию, педагогика до недавнего времени практически не касалась личностно-психологического значения религии для человека вообще и детей в частности. А между тем ребенок не живет без веры, без чувства вины, утешения, душевного очищения, интуитивных предчувствий. В этой связи возникает вопрос: каким же должно быть сегодня отношение школы к религиозному воспитанию?

Здесь следует исходить из того, что религия представ­ляет собой мощный пласт человеческой культуры. По­этому отдельные элементы религиоведения могут найти место в школьных программах. Каждый образованный человек должен иметь то или иное представление о Биб­лии и Коране, о присущих им образах, идеях, так как они оказывают огромное воздействие на развитие куль-


туры. В то же время было бы несправедливо забывать и о другой традиции — свободомыслии и атеизме. Государ­ство должно обеспечивать свободу мировоззренческого выбора. Но поскольку школа у нас светская и отделена от религии, ее задача — формировать научное мировоз­зрение, воспитывать у учащихся представления о науч­ной картине мира и правильно истолковывать роль рели­гии в обществе.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовно­го опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское по­знание и обычно отражает внешние, не всегда существен­ные, бросающиеся в глаза признаки вещей, событий, явлений. Эти признаки зачастую составляют основу зна­ний и представлений человека, что нередко приводит к поверхностным, а иногда и ошибочным обобщениям. И тем не менее нельзя огульно утверждать, что это миро­воззрение якобы не дает человеку возможности правиль­но понимать окружающий его мир. Есть множество при­меров того, когда человек, не владеющий глубоко науч­ными знаниями, довольно верно рассуждает об окружа­ющих его явлениях в развитии природы и общества, хорошо трудится, проявляет высокую нравственность.

Вот почему было бы неправильно утверждать, как это делалось раньше, что только научное мировоззрение по­зволяет человеку правильно ориентироваться в жизни и создает основу для его активной деятельности. Как пока­зывает практика, люди с религиозным и обыденным ми­ровоззрением хорошо служат родине, совершают высо­конравственные поступки. Поэтому важно, чтобы основу мировоззрения человека составляли идеи нравственнос­ти, добра, справедливости, совести и чести. Тем не менее школа, как уже отмечалось, должна способствовать и использовать обучение и воспитание для формирования у учащихся научного мировоззрения. Поэтому в дальней­шем мы и будем вести речь о научном мировоззрении.

3. Сущность мировоззрения и его внутренняя струк­тура. Термин "мировоззрение" (миросозерцание) возник в конце XVIII века и впервые стал использоваться пред­ставителями немецкой классической философии. Тем не


менее определенные представления о самом мировоззре­нии, отражающем его различные свойства и стороны, стали складываться намного раньше, выражаясь через содержание таких понятий, как мудрость, философия, метафизика, религия. Как правило, это были представле­ния о некоем высшем обобщенном знании, наиболее цен­ном и труднопостижимом, обладание которым делает человека мудрым, учит его правильно жить, согласовы­вать свои действия и поведение с непреходящими зако­нами, господствующими в мире.

Само же слово мировоззрение состоит из двух слов: мир и воззрение, или сознание. Таким образом, в общем плане мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, его взгляды на окружающий мир и свое место в этом мире. В философской энциклопе­дии это понятие трактуется так1:

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб чело­вечества, совокупность научных, философских, политичес­ких, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей.

Детализируя сущность мировоззрения, ученые опери­руют такими понятиями, как знания, взгляды, убежде­ния и идеалы личности, которые позволяют ей выражать определенное отношение к явлениям окружающей жиз­ни и занимать в ней определенную позицию.

Под мировоззрением следует понимать специфичес­кую форму сознания человека, включающего в себя обоб­щенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеа­лов, в которых выражается его отношение к развитию при­роды и общества и которые определяют его обществен­но-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни.

Как видим, в качестве важнейших структурных ком­понентов мировоззрения выступают: а) система знаний; б) взгляды; в) убеждения; г) идеалы. В свою очередь ука­занные структурные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъек­тивные (взгляды, убеждения и идеалы). Какую же роль они выполняют в структуре мировоззрения?

Философская энциклопедия: В 4 т. М., 1964. Т. 3. С. 454.


Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности.

Они связаны с осмыслением и пониманием объектив­ной стороны природных и общественных явлений и в этом составе могут одинаково мыслиться любым человеком, как, например, законы наследственности, описание ис­торических событий и т.д. Вполне понятно, что овладе­ние научными знаниями создает основу для выработки научного мировоззрения. Но известно и другое: отдель­ные люди выделяются своей научной эрудицией, но не всегда имеют правильное мировоззрение. Значит, сами по себе знания не всегда определяют мировоззрение чело­века. Насчет этого немецкий поэт Иоганн Гете писал: "То, что я знаю, знать может каждый, а сердце такое лишь у меня".

Рассматривая знания как компонент мировоззрения, нельзя не коснуться и такого вопроса: все ли знания сле­дует относить к мировоззренческим? Некоторые иссле­дователи (А.Г.Спиркин, К.К.Платонов, Н.Г.Огурцов) к мировоззренческим относят не любые, а только обобщен­ные знания. Другие же (Э.И.Моносзон, Р.М.Рогова) счи­тают, что любое знание так или иначе может выполнять мировоззренческие функции. Вопрос не простой, но со вторым мнением вряд ли можно согласиться. К.К.Платонов справедливо отмечает1:

Включение в научное мировоззрение всей суммы на­учных знаний означало бы, что ни один человек в мире не в состоянии овладеть научным мировоззрением, посколь­ку объем накопленной ныне научной информации во всех областях чрезвычайно велик. Включить в мировоззрение все научные знания — это означало бы отождествлять на­учное мировоззрение с наукой в целом.

Для того чтобы знания способствовали формированию и развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, то есть перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов.

Взгляд есть суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных

Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. С. 216.


и общественных явлений, определением своего отноше­ния к этим явлениям. Например, вопросы эволюции растительного и животного мира по-разному объясняют представители научного и религиозного мировоззрения.

Взгляды, безусловно, имеют большое значение для миропонимания человека и оказывают влияние на его поведение. Но прямой переход от взглядов и оценочных суждений к поступкам наблюдается не всегда. Иногда у человека взгляды и оценочные суждения бывают верны­ми, но они не подкрепляются соответствующими действи­ями и поступками. Человек может, например, положи­тельно оценивать принципиальность как черту личнос­ти, но в собственном поведении ее не проявлять. Или же у человека могут быть правильные взгляды на лицеме­рие как отрицательное качество, тем не менее он сам может проявлять его в своих эгоистических интересах.

В этом смысле более действенным компонентом миро­воззрения человека являются убеждения. Убеждения, как правило, характеризуются сильным влиянием внутрен­них побуждений на деятельность, поведение и личност­ное развитие человека. В качестве этих побуждений высту­пают общественно-политические и нравственно-эстетичес­кие идеи, которые представляют собой органический сплав знаний и стремлений человека. Иначе говоря, всякая идея как основа убеждения человека представля­ет собой глубокое познание истины и стремление (жела­ние) придерживаться ее во всех обстоятельствах жизни.

Под убеждением следует понимать совокупность глу­боко осмысленных и эмоционально пережитых идей, от­носящихся к идеологии, политике, нравственности и ис­кусству, которые определяют прочность жизненных ори­ентации личности, характер ее деятельности и поведения.

Убеждения есть результат сложнейшего интеллекту­ально-эмоционального процесса и жизненного опыта лич­ности, в результате которых усваиваемые знания (идеи) приобретают силу глубоких внутренних мотивов и сти­мулов поведения и служат основой укрепления ее волевых усилий. Убеждение — это то, что человек глубоко осмыс­лил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.

Надо сказать, что убеждения в отличие от знаний ме­нее подвижный компонент сознания и мировоззрения личности. Знания могут быть нейтральными для созна-


ния человека, могут забываться или отбрасываться со­всем как неистинные. Убеждения же, раз сложившись, не могут так быстро видоизменяться или исчезать, как знания. Например, убеждение в том, что центром Все­ленной является Земля, долгое время вызывало у мно­гих людей неприятие гелиоцентрической теории Копер­ника о вращении Земли вокруг Солнца. Потребовалось длительное время, чтобы это ошибочное убеждение в кон­це концов изменилось.

Фактически изменение убеждений — это изменение установок и направленности личности. Вместе с тем ус­тойчивость убеждений есть несомненное достоинство чело­века, ибо благодаря ей личность сама ощущает себя и представляет для окружающих определенную целост­ность, ценность и индивидуальность. Если же у человека нет собственных убеждений, их заменяют неустойчивые стереотипы поведения, которые под влиянием более силь­ного внушения легко вытесняются другими, столь же неустойчивыми и часто диаметрально противоположны­ми. Такой человек постоянно находится под чьим-то вли­янием, бросается в крайности, готов идти за любым авантюристом, если он предлагает скорое и простое, дос­тупное примитивному восприятию решение проблем.

Органическим компонентом мировоззрения являются идеалы личности. Идеал (от греч. idea — идея, понятие, представление) — это осмысление и эмоциональное при­нятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремле­нием личности. С.Л.Рубинштейн писал1:

Идеал представляет собой не то, чем человек на са­мом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть.

Таким образом, идеал человека — это мысленно-эмоци­ональное предвосхищение того, каким он хочет и может стать. В идеалах воплощаются лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретных образцах пове­дения и деятельности, становятся стимулом и регулято­ром развития и формирования личности. Обычно в каче­стве идеалов выступают примеры выдающихся людей, жизнь и деятельность которых наполнены героикой подвигов в слу­жении родине, науке, общественному прогрессу.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 119.


Такова сущность мировоззрения и его важнейших структурных компонентов.

Какие же идеи по вопросам развития природы, об­щества и человеческого сознания составляют содержа­ние образования и воспитания в школе и позволяют фор­мировать у учащихся научное мировоззрение?

4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение. Для формирования научного мировоззрения учащихся важное значение имеет весь объем усваиваемых знаний по естественным, гуманитар­ным и эстетическим предметам. Однако решающую роль в формировании взглядов и убеждений играют заклю­ченные в содержании школьного образования мировоз­зренческие идеи по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания. Это требует от каждого учи­теля глубокого осмысления этих идей и их умелого ис­пользования для формирования научного мировоззрения учащихся.

К наиболее важным идеям относятся следующие: ма­териальность мира и объективный характер его разви­тия; движение как форма существования материи; пер­вичность материи и вторичностъ сознания; развитие как борьба противоположностей; познаваемость мира и его закономерностей; практика как основа познания и кри­терий истины; решающая роль труда в формировании и развитии человека; материальное производство — основа общественного развития; значение общечеловеческих и национальных ценностей в развитии современного мира.

Перечисленные идеи составляют положительно-утвер­дительную сторону мировоззрения личности, то, что она готова отстаивать и что является фундаментом ее жиз­ненной позиции. Известно, однако, что любое мировоз­зрение основано не только на утверждении определенных идей, но и на отрицании антиподов этих идей. Так, анти­подом идеи о материальности и объективном характере развития мира являются мифические представления о том, что все в окружающей среде зависит от какой-то сверхъестественной воли и что только в зависимости от этой "воли" происходит эволюция растительного и жи­вотного мира, а также общества и т.д.

Фактически нет ни одного учебного предмета в школе, который так или иначе не оказывал бы влияния на разви-


тие у учащихся научного мировоззрения. Вместе с тем большие возможности в обогащении школьников миро­воззренческими знаниями (идеями) содержит внеклассная учебно-воспитательная работа. Содержание занятий пред­метных кружков, изучение факультативных курсов, разнообразные формы общественной, научной, культур­но-массовой работы, а также разъяснительные меропри­ятия в процессе организации трудовой деятельности, эсте­тического и физического воспитания служат богатым источником овладения школьниками мировоззренчески­ми знаниями, помогают связывать их с современностью и жизненной практикой.

В чем же заключаются психолого-педагогические ме­ханизмы превращения научных знаний в систему миро­воззренческих взглядов и убеждений? Какие педагоги­ческие меры способствуют решению этой важнейшей вос­питательной проблемы?

5. Глубокое и прочное овладение знаниями — важнейшая предпосылка воспитания научного миро- воззрения.Исходным в воспитании мировоззрения уча- щихся является положение о том, что в структуре миро- воззрения определяющую роль играет взаимосвязь на­учной истины, взглядов и убеждений. Отсюда следует, что основой, фундаментом, на котором базируется на­учное мировоззрение, являются научные знания. Чтобы быть в состоянии выражать свое отношение к тем или иным явлениям действительности, чтобы что-то оцени­вать или быть в чем-то убежденным, надо прежде всего иметь необходимые знания. Вот почему в процессе фор­мирования мировоззрения первостепенное значение име­ет овладение учащимися глубокими и прочными знания­ми основ наук. Чем осмысленнее и прочнее знания, тем обстоятельнее школьник анализирует факты, чем глуб­же проникает его мысль в сущность научных понятий, законов и идей, тем шире становятся педагогические воз­можности для выработки научного мировоззрения.

Но из положения о взаимосвязи научной истины, взглядов и убеждений отнюдь не следует, что усвоение знаний автоматически ведет к выработке научного миро­воззрения. Как отмечено выше, знания могут носить опи­сательно-констатирующий характер и не оказывать су­щественного влияния на взгляды и правильное восприя­тие личностью явлений и событий окружающей жиз-


ни. Нужны специальные педагогические усилия и осу­ществление специфической системы воспитательной работы в процессе урочных и внеклассных занятий, ко­торые способствовали бы переводу знаний в личност­ные взгляды и убеждения и оказывали действенное влияние на формирование у школьников научного ми­ровоззрения.

6. Дидактические и воспитательные условия, спо­собствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и вне­классной работы. Исследование процесса формирования мировоззрения позволяет определить ряд наиболее суще­ственных дидактических и воспитательных условий, со­здающих предпосылки для перевода усваиваемых зна­ний во взгляды и убеждения учащихся и выработки у них научного мировоззрения. Что же это за условия?

Первым дидактическим и воспитательным услови­ем формирования мировоззрения учащихся является обеспечение глубокой научной доказательности, логи­ческой убедительности и непротиворечивости всех ус­ваиваемых выводов мировоззренческого характера. Реа­лизация этого положения достигается следующими пу­тями.

Во-первых, изложение материала должно осуществ­ляться на основе ярких и убедительных фактов и их глу­бокого анализа. А.М.Горький подчеркивал, что "учат, воспитывают факты, всегда факты, идеи сопутствуют, а не предшествуют фактам"1. Поэтому учителю необходи­мо внимательно подбирать и анализировать фактический материал и убедительно подводить учащихся к тем или иным мировоззренческим выводам.

Если, например, изучается материал о том, что долгое время люди представляли Землю плоской и что она якобы находится в центре Вселенной, очень важно показать, как постепенно ученые получали материал, который свидетель­ствовал о необоснованности подобных взглядов. Особен­но убедительным в этом отношении является путешествие Магеллана вокруг Земли, а также открытие Америки Хри­стофором Колумбом. В конце концов было доказано, что Земля представляет собой форму шара и вращается вокруг Солнца.

1 Горький AM. Собр. соч. М., 1953. Т. 25. С. 224.


Или другой пример. При изучении истории Отечествен­ной войны 1812 года раскрывается размах партизанского движения в борьбе с французами. Здесь и возникают воп­росы: чего хочет достичь учитель на уроке и какие факты, в каком изложении окажут наиболее сильное воздействие на формирование мировоззрения учащихся? Видимо, нуж­но показать, что в составе партизанских отрядов были и крепостные крестьяне, и солдаты, и женщины, и подрост­ки. О чем это свидетельствовало? О большом патриотиз­ме россиян, об их стремлении защитить свою родину от врага, о всенародном характере войны.

Во-вторых, в процессе формирования мировоззрения необходимо обеспечивать глубокое научное истолкование всех изучаемых явлений, процессов, уяснение заклю­ченных в них причинно-следственных связей. Долгое время, например, людям были непонятны причины разви­тия растительного и животного мира, исчезновения одних видов и стойкости выживания других. Появление тео­рии Ч.Дарвина о естественном отборе позволило дать материалистическое объяснение этих причин и лишило их мистической окраски. Осмысление идей генетики убе­дительно раскрывает материалистическую основу наслед­ственности и разоблачает научную несостоятельность лысенковского "учения" о передаче по наследству тех свойств и качеств, которые приобретаются живыми орга­низмами под влиянием внешних воздействий.

В-третьих, нужно побуждать учащихся к выяснению всех возникающих у них вопросов, развивать их пытли­вость и потребность в осмыслении всех явлений, проис­ходящих в природе и обществе. В связи с перестройкой и обновлением всех сфер жизни общества школьники не перестают размышлять и дискутировать о причинах тех трудностей, которые возникли у нас в ходе осуществля­емых преобразований, а также о путях их преодоления. Вопросы не простые, но школа не может от них уходить, как это бывало в прошлом. Искренний и глубокий ана­лиз серьезных недостатков, которые допускались и допус­каются в ходе перестройки, будет способствовать форми­рованию правильного отношения к тем социально-эко­номическим преобразованиям, которые осуществляются.

Вторым дидактическим и воспитательным услови­ем перевода знаний во взгляды, и убеждения учащихся является придание обучению общественной направленно­сти. Здесь имеет значение раскрытие социально-полити-


ческой основы общества, разграничение в нем различных. политических сил и партий, их отношение к тем сдви­гам, которые происходят в демократическом развитии общества. Учащиеся должны уяснить, в каком направ­лении мы движемся, какие прогрессивные преобразова­ния осуществляются в нашей экономике и социальных отношениях.

Третьим дидактическим и воспитательным услови­ем формирования у учащихся научного мировоззрения является соблюдение принципа историзма при изуче- нии программного материала. "История — школа пове­дения. В прошлом люди ищут и находят нужные об­разцы... На героических традициях родной истории вос­питывается наше молодое поколение"1.

Исторический подход в обучении является средством повышения у учащихся интереса к познанию и способ­ствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Д.К.Максвелл по этому поводу писал2:

Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтере­совавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития... открытий.

В то же время он отмечал, что историзм в обучении позволяет более обстоятельно овладевать изучаемым ма­териалом, так как "наука усваивается всегда наиболее полно в состоянии ее возникновения.

Для формирования мировоззрения историзм в обуче­нии помогает раскрывать генезис и сложные пути разви­тия истины в науке, освещает борьбу между силами про­гресса и реакции, способствует осознанию закономернос­тей эволюции природных явлений и общественно-эконо­мических изменений. Например, учащиеся при изуче­нии истории познают причины возникновения мифичес­ких представлений о развитии природы и общества, а также религиозных верований как своеобразной формы идеологии. Вместе с тем исторический материал из различных отраслей знаний помогает школьникам осоз­навать объективные социально-экономические предпосыл­ки развития общества.

Четвертым дидактическим и воспитательным ус­ловием формирования мировоззрения и перевода знаний

1 Гулыга А.В. Эстетика истории. М., 1974. С. 25.

2 Цит. по: Дуков В.М. Электрон. М., 1966. С. 6.


в убеждения является развитие познавательной актив­ности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий. Вразделе дидактики подчеркивалось, что в буквальном смысле знания уча­щимся нельзя ни "передать", ни "привить", что овладе­ние ими происходит только в процессе активной позна­вательной деятельности самих учащихся. На эту сторону организации учебной работы дидакты обращают самое серьезное внимание, подчеркивая ее значение как для улучшения успеваемости, так и для воспитания. М.Н.Скаткин подчеркивал1:

Представления, понятия, законы нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обя-: зательно сам ученик под руководством и с помощью учи­теля. Образование представлений, понятий, осознание законов — активный процесс мышления и деятельности учащихся.

Для развития познавательной активности и самостоя­тельности учащихся необходимо широко использовать весь арсенал методов и приемов обучения, обращая са­мое серьезное внимание на возбуждение внутренних про- тиворечий между знанием и незнанием и формирование на этой основе потребности в учении и учебных интере- сов, а также придание обучению проблемного характера, практикуя различные виды работы с учебником, прове- дение уроков-семинаров, уроков-диспутов и т.д. Не меньшее значение имеет развитие познавательной самостоятельности и активности в системе внеклассной учебно-воспитательной работы. Вот почему при проведе- нии различных внеурочных мероприятий — бесед, утрен- ников, кружковых занятий, диспутов, читательских кон-ференций и т.д. на нравственные, эстетические и физ- культурно-спортивные темы — необходимо добиваться не только их глубокой научной содержательности, но и акти­визации мыслительной деятельности учащихся, обога­щения их научными представлениями и понятиями, шире использовать дискуссионные формы работы.

Пятым дидактическим и воспитательным услови­ем перевода знаний в убеждения является возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому

1 Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. С. 17.


материалу. Эмоционально-положительное отношение к учению прежде всего стимулирует познавательную актив­ность школьников. В то же время оно помогает глубже осмысливать сущность изучаемых природных и обще­ственных явлений, способствует формированию субъек­тивного отношения к усваиваемым знаниям, позволяет проникнуться верой в их истинность. Обращая внимание на эту сторону познавательной деятельности, необходи­мо помнить, что без эмоциональных переживаний никогда не было и не может быть человеческого искания истины.

Какие же приемы учебной работы способствуют повы­шению эмоциональности обучения? Большое значение здесь имеет умение учителя строить свое изложение на ярком фактическом материале, дополнять учебник инте­ресными деталями, раскрывать сложные пути познания той или иной истины, использовать поучительные при­меры из жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей и т.д.

В повышении эмоциональности обучения и возбужде­ния у учащихся гражданских чувств исключительно боль­шую роль играют предметы гуманитарного цикла, и в особенности литература. Вполне справедливым является утверждение о том, что ни по каким каналам так глубо­ко не проникнут наши идеи в душу современного моло­дого человека, как по каналам литературы и искусства.

Шестым дидактическим и воспитательным услови­ем формирования мировоззрения является тесная связь обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную трудовую деятельность. Взгляды и убеждения являются не только результатом работы мысли и эмоционально-интеллектуальных переживаний. Сильнейшее влияние на их формирование оказывают жизненные обстоятельства, та социально-бытовая и нравственная атмосфера, в кото­рой повседневно вращается ученик, и его собственная практическая деятельность. Все это требует планомер­ной организации разнообразной общественно полезной деятельности школьников, в процессе которой они при­обретают жизненный опыт, овладевают трудовыми уме­ниями и навыками, учатся воплощать свои идеи в прак­тические дела. Конкретные вопросы этой проблемы осве­щены в главе о трудовом воспитании.

Седьмым условием формирования у учащихся науч­ного мировоззрения является учет их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспи-


тательной работы. Формирование мировоззрения осу­ществляется в школе начиная с первого класса. Но характер и результаты этой работы в младших, средних и старших классах, естественно, будут различными. При­менительно к младшим классам вряд ли можно говорить о формировании у ребят мировоззрения как стройной системы взглядов и убеждений. Дело в том, что, даже несмотря на повышение теоретического уровня образова­ния в начальных классах, его содержание охватывает преимущественно изучение простейших природных и общественных явлений на уровне представлений. К тому же круг этих явлений также ограничен возрастными воз­можностями детей. Вместе с тем учащиеся этих классов еще не в состоянии иметь устойчивых мировоззренчес­ких суждений, не говоря уже об убеждениях. Поэтому в младших классах эта работа носит главным образом про­педевтический (от греч. propaideuo — обучаю предвари­тельно) характер и создает лишь фактологическую осно­ву для последующего более глубокого воспитания взгля­дов и убеждений.

Эта особенность и должна накладывать свой отпеча­ток на воспитание. Необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся накапливался запас хорошо осмысленных фактов и примеров по вопросам развития природы и об­щества и вырабатывался аналитико-синтетический под­ход к их усвоению. В то же время большое значение для формирования взглядов младших школьников имеет мировоззренческое истолкование изучаемого материала учителем, а также побуждение учащихся делать обобща­ющие выводы, вытекающие из ряда изучаемых положе­ний (например, о причинной зависимости явлений при­роды и их взаимообусловленности и т.д.).

Развитие обобщенно-аналитического мышления и ов­ладение подростками изучаемым материалом на поня­тийном уровне позволяют значительно углублять работу по формированию мировоззрения в средних классах. По многим вопросам развития природы и общества у подро­стков складываются твердые взгляды, переходящие в убеждения, формируются нравственные и эстетические идеалы, помогающие им правильно ориентироваться в жизни и избирать верные пути поведения. Об этом, в частности, говорят массовые подвиги подростков в борь­бе с врагом в годы Великой Отечественной войны. Одна­ко и по отношению к учащимся этих классов еще нельзя


говорить о целостной системе взглядов и убеждений. По одним вопросам у подростков могут быть достаточно проч­ные взгляды, по другим их может не быть,— для этого у них еще не хватает ни знаний, ни жизненного опыта. Это ставит перед школой задачу - внимательно изучать те элементы мировоззрения, которые приобретают у под­ростков достаточную устойчивость, и на их основе расши­рять и углублять дальнейшую воспитательную работу в этом направлении.

Что же касается учащихся старших классов, то как содержание учебно-познавательного процесса, так и их познавательные возможности, а также расширяющийся жизненный опыт позволяют проводить целенаправлен­ную работу по формированию у них научного мировоз­зрения во всем объеме и глубине. В то же время следует обращать серьезное внимание на уже отмеченное отста­вание социального и морального становления старше­классников от их интеллектуального развития, что иногда приводит к расхождению слова и поступков и неверным оценкам отдельных явлений окружающей действитель­ности. В этом отношении особенно важное значение име­ет включение старшеклассников в активную обществен­ную работу, расширение и обогащение их жизненного опыта, убедительное разъяснение противоречивых соци­альных и моральных проблем.

Таким образом, формирование мировоззрения школь­ников — процесс длительный и многосторонний. Он за­висит не только от различного уровня овладения знания­ми и соответствующего им уровня выработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от возрастных особенностей учащихся. Он носит целостный и интегративный характер, или, иначе говоря, начинается с формирова­ния простейших элементов мировоззренческих представ­лений у младших школьников, которые затем с возрас­том обогащаются, усложняются и закладывают основы убеждений в старших классах. И.Т.Огородников писал1:

Мировоззренческие идеи осваиваются не поочередно, одна за другой, а в тесном переплетении, в комплексе. Практически они начинают усваиваться почти одновремен­но, лишь постепенно усложняясь по мере развития физи­ческих и умственных сил учащихся, расширения их обра­зовательной подготовки.

'Педагогика школы /Под ред. И.Т.Огородникова. М., 1978. С.142.


Работа по формированию мировоззрения учащихся требует не только знания и учета возрастных особеннос­тей, но и их индивидуальных различий. Исследования показывают, что у школьников отчетливо проявляются различия в успеваемости, в глубине усваиваемых зна­ний, в развитии эмоциональной сферы, которые так или иначе отражаются на выработке у них взглядов и убеж­дений.

И восьмое условие. Во всей системе учебно-воспита­тельной работы по формированию мировоззрения уча­щихся огромную роль играет личность учителя. Как уже отмечалось в главе об общих методах воспитания, учитель воспитывает не только специальными педагоги­ческими приемами, но и своей личностью, своим автори­тетом и общением с учащимися. Вот почему работа по формированию у школьников научного мировоззрения требует от каждого педагога дидактического и воспита­тельного мастерства, постоянного совершенствования своих моральных качеств, а также внимательного, чут­кого и заботливого отношения к учащимся.

7. Критерии сформированности мировоззрения уча­щихся. Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы к разра­ботке этих критериев. Однако большинство исследовате- лей считают, что при определении уровня сформирован­ности мировоззрения следует исходить из самой его сущ­ности, содержания и структуры. В связи с этим при оценке уровня сформированности мировоззрения школьников необходимо учитывать следующие показатели:

—знание учащимися важнейших понятий, законов,
теоретических обобщений, имеющих определяющее зна­
чение для понимания научной сущности процессов разви­
тия природы и общества и выработки мировоззрения;

—устойчивость взглядов и убеждений учащихся, ко­
торые сказываются при оценке всех явлений и событий
окружающей жизни;

—проявление учащимися своей мировоззренческой
позиции в конкретных общественных делах, в своей
деятельности и поведении.

Конечно, в реальной жизни не так легко и просто оп­ределить уровень сформированности такого сложного личностного образования, каким является мировоззре-


ние. Но использование указанных критериев в какой-то мере может способствовать решению этой задачи.

Завершая изложение вопросов, относящихся к фор­мированию мировоззрения учащихся, нельзя не обратить внимание на следующее положение. Хотя этот процесс осуществляется на всех этапах школьного обучения и особенно важное значение приобретает в старших классах, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно твердые мировоззрен­ческие взгляды и убеждения. И причины этого коренятся не только в недостатках учебно-воспитательной работы. Мировоззрение становится устойчивым только в процес­се выработки у человека жизненного опыта, только в стол­кновении с жизненными коллизиями и трудностями, их преодолении и утверждении истинности и самоценности собственных взглядов и убеждений. Естественно, что школа в силу специфики своей работы не всегда обес­печивает подобную жизненную закалку учащихся. Но при надлежащей постановке учебно-воспитательной работы она закладывает интеллектуальные и эмоциональные основы научного мировоззрения и создает необходимые предпосылки для его дальнейшего развития и укрепления.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какое значение имеет научное мировоззрение в развитии и фор­
мировании личности? Какие функции оно выполняет?

2. В чем состоит сущность мировоззрения? Раскройте его основные
структурные компоненты и их значение в составе мировоззрения.

3. Какие научные идеи по вопросам развития природы, общества и
человеческого сознания, содержащиеся в школьном образовании, не-
обходимо раскрывать и использовать в процессе формирования миро-
воззрения учащихся?

4. Какую роль играет глубокое и прочное овладение изучаемым
материалом в формировании мировоззрения учащихся?

5. Раскройте важнейшие дидактические и воспитательные усло-
вия перевода усваиваемых научных знаний во взгляды и убеждения
личности.

6. Попытайтесь обосновать необходимость использования всей сис-
темы общих методов воспитания в процессе развития и формирования
научного мировоззрения учащихся.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, разви­тие. Львов, 1986.

Буянов B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. М., 1987.

Вернадский В.И. Научное мировоззрение //Философия и мировоз­зрение /Сост. П.В.Алексеев. М., 1990.

Журавлев И.К. Через доказательства к убеждениям. М., 1980.

Попов С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психол. аспект //Сов. педагогика. 1991. № 6.

Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Ка­зань, 1989.

Глава 27 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

1. Стимулирование учащихся к активной работе
над собственным развитием и самосовершенствова­
нием — важнейшая задача воспитания. Понятие о
самовоспитании и его социальная детерминация.

2. Основные факторы, побуждающие личность к
самовоспитанию, и их использование в процессе сти­
мулирования учащихся к работе над собой.

3. Организация процесса самовоспитания учащихся
и его важнейшие методы.

4. Педагогическое руководство самовоспитанием
учащихся.

1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием — важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспи­тании и его социальная детерминация.Раскрывая в предыдущих главах вопросы обучения и воспитания, мы постоянно подчеркивали, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявле­ния им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, эстетической и физи­ческой культуры. Положение о том, что. ученик — это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так


и формирование личностных качеств учащихся. Вот по­чему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой актив­ности школьников в познавательной, трудовой и нрав­ственно-эстетической деятельности.

В этой связи П.П.Блонский видел задачу учителя в том, чтобы "не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспита­нию". Он писал1:

Мы должны... воспитать человека, способного созда­вать свою собственную жизнь, способного к самоопреде­лению. Воспитываться — значит самоопределяться, и вос­питание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его.

Несколько иными словами эту же мысль высказывал психолог С.Л.Рубинштейн2:

Всякая эффективная воспитательная работа имеет сво­им внутренним условием собственную работу воспитуе-мого, которая, естественно, завязывается в каждом сколь­ко-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказы­вается в состоянии ее стимулировать и направлять.

Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активнос­ти растущей личности в работе над собой, есть побуж­дение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место са-мовоспитателъная работа учащихся. Но эта работа обус­ловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят вос­питательные задачи, формируют у учащихся соответству­ющие потребности (активность), включают их в деятель­ность и таким образом побуждают их работать над собой.

Но во многих случаях человек, в том числе и многие школьники, сами ставят перед собой определенные зада-

1 Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 42.

2 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.,
1959. С. 138.


чи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться постав­ленной цели. Примеров тому в истории множество.

Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступ­ления, но первое же из них закончилось полным прова­лом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои чес­толюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно ов­ладевать ораторским искусством. Уединяясь, он трениро­вал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля по­зволили Демосфену достичь поставленной цели: он стал выдающимся оратором.

Большое значение придавал самовоспитанию Л.Н.Толстой. В юности он завел дневник, в котором фик­сировал свои недостатки и намечал пути их преодоле­ния. Благодаря работе над собой, он, по его словам, су­мел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеко­любие, наблюдательность, творческое воображение, па­мять.

В одном из писем А.П.Чехова жене читаем:

Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что.

Подобных примеров, когда человек благодаря само­воспитанию и упорной работе над собой совершенство­вал и развивал свои лучшие личностные качества, мож­но привести множество. Вот почему имел основание один общественный деятель, когда писал, что обыкновенно люди являются продуктом обстоятельств и воспитания, но лучшие люди, как правило, есть продукт активной собственной работы над собой. А известный французс­кий философ Ж.П.Сартр даже утверждал, что "человек есть только то, что он сам из себя делает", подчеркивая тем самым определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.


Все это говорит об исключительно большой роли са­мовоспитания в развитии и формировании личности и необходимости его организации в условиях школьного воспитания. Вот почему теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в пси­хологии и педагогике, в частности, такими учеными, как А.Г.Ковалев, Д.М.Гришин, А.И.Кочетов, Л.И.Рувинский и др.

Что же такое самовоспитание?1

Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям об­щества и личной программе развития.

Примерно такое же определение дает этому понятию и А.И.Кочетов2:

Самовоспитание — это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с тре­бованиями общества, целями и интересами самого чело­века формируются запроектированные им силы и способ­ности.

В нашей педагогике утвердилось положение о том, что самовоспитание, как и весь процесс развития личности, детерминируется общественно-экономическими услови­ями и служит определенным общественным интересам. Как бы кто ни относился к К.Марксу, но его мысли на этот счет не теряют своего научного значения3:

Мое собственное бытие есть общественная деятель­ность, а поэтому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо.

Человек — и это уже раскрыто в 4-й главе о развитии личности — не может формироваться вне влияния обще­ственных отношений и общественной морали. Другое дело, что от его собственного выбора зависит, какие отно­шения и какую мораль он будет формировать. Но и в том, и в другом случае черты и качества, которые фор-

1 Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. М., 1967. С. 7.

2 Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. Рязань, 1971.
136.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 590.


мируются у него, так или иначе определяются обществом и в идеальном виде существуют как система идеологи­ческих, нравственных и эстетических требований об­щества к личности. Поэтому самовоспитание всегда но­сит социальный характер. Естественно, что в обществе, которое пронизано гуманизмом, передовой моралью и идеологией, люди стремятся вырабатывать у себя пре­данность прогрессивным идеалам, служить общему благу, бороться со всем, что ущемляет социальные права и уни­жает положение и достоинство личности.

2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе сти­мулирования учащихся к работе над собой. Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься само­воспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмысле­нию своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковом возрасте.

Нам известен случай, когда ученик 6-го класса поста­вил перед собой цель — преодолеть неграмотность по рус­скому языку — и в течение продолжительного времени ежедневно переписывал в особую тетрадь различные тексты на русском языке, стараясь запомнить написание отдельных слов, разобраться в знаках препинания, пока не стал уверенно писать классные диктанты, изложения и другие письменные работы. Подобных случаев в школь­ной практике встречается немало.

Но все ли подростки и старшие школьники занима­ются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствовани­ем, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.

Нельзя не учитывать также того, что многие подрост­ки, а в некоторых случаях и старшие школьники пыта­ются использовать для самовоспитания рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к выработке смелости, они с риском для жизни пыта-


ются переплывать реки, во время ссоры ввязываются в драки и т.д. Все это говорит о том, что школа, учителя и классные руководители должны активно заниматься орга­низацией самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой.

Большое значение имеет знание и умелое использова­ние всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.

Формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержа­тельное и действенное общественное воспитание, форми­ровать гражданские и нравственные качества. Следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огром­ное воспитательное значение имеет ознакомление уча­щихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей. Помочь -каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, оп­ределить благородные цели жизни — значит создать важные стимулы для самовоспитания.

Притязания личности на признание своего достой­ного места в коллективе. Эти притязания нужно под­держивать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать вни­мание школьников на те недочеты в их характере и по­ведении, которые мешают им укреплять свое достоин­ство и которые нужно преодолевать в процессе самовос­питания. Одному следует посоветовать изжить некото­рую заносчивость в общении и быть скромнее, другому — подумать над своей излишней вспыльчивостью и рез­костью, третьему — проявлять больше уважения к това­рищам и т.д.

Внесение в работу учащихся, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревнователь­ности. Участие в общественно полезной и культурно-мас­совой работе создает множество ситуаций для этой состя­зательности в выдумке, сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодоле­нию, выработке тех или иных качеств и начинают зани­маться самовоспитанием.


Положительные примеры, которые проявляют учи­теля и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учащиеся видели в учителе образец крис­тальной честности и моральной чистоты, чтобы он сам проявлял творческие способности, мог увлечь кружко­вой работой, туризмом, краеведением и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скром­ность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.

Здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недо­статков в поведении и характере отдельных школьни­ков. Одна ученица писала в дневнике, что когда она слу­шала на собрании, как критиковали восьмиклассника за списывание домашних заданий, она принимала эту кри­тику в свой адрес, потому что и у нее самой иногда не хватало силы воли посидеть над трудной задачей по ма­тематике, и она торопилась обратиться за помощью. Со­брание послужило для нее серьезным уроком, хотя лич­но ее и не критиковали.

Психологические механизмы воздействия этих фак­торов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необхо­димым уровнем личностного развития и вызывают по­требность в работе над своим совершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого под­ростка и старшего школьника и, чтобы она не угасла, учителям и классным руководителям необходимо обра­щать специальное внимание на организацию самовоспи­тания. Что же необходимо делать в этом направлении?

3. Организация процесса самовоспитания и его важнейшие методы. В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совер­шить, определение тех черт и качеств, которые он стре­мится выработать у себя. Если подобная "мысленная про­грамма" формируется, она побуждает личность к прак­тическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно


поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки. А.И.Кочетов подчеркивал1:

Работа над собой требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоян­ного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания... Самовоспитание начинается с того мо­мента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент.

Все это, естественно, требует тщательного обдумыва­ния, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех "за" и "против", пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не за­крепится прочно в сознании.

Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, что конк­ретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребле­ние бранных слов; не следовать бездумно тому, что делаешь, не осмыслив последствий предстоящих дей­ствий; преодолеть дурную привычку перебивать в разго­воре собеседника; всегда держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта программы самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко оп­ределил когда-то программу работы над собой Л.Н.Толстой: "Важнее всего для меня в жизни исправле­ние от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздра­жительности и Лени".

Занимаясь самовоспитанием своего характера, К.Д.Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его самораз­вития2:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, вне­шнее.

1 Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 1974. С. 46.

^Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.Н. С. 27.


2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно; делать то,
что хочешь, а не то, что получится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное,
а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих
поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что
есть, ни тем, что будет.

10. Никому не показывать этого журнала.

Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. По термино­логии П.К.Анохина, они выполняют функцию "акцеп­тора действия" (от лат. acceptor — принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них явля­ются: а) самоубеждение; б) самообязательство; в) само­критика; г) мысленный перенос себя в положение друго­го человека (эмпатия)*; д) самопринуждение; е) самопри­каз; ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущ­ность каждого из этих методов?

Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том,что ученик, выявив свои недостатки, например, неумение дер­жать свое слово, убеждает себя в необходимости изжи­тия этого недостатка, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффектив­нее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, то есть несколько раз проговаривать: "Не­хорошо давать слово и не держать его", "Надо постараться всегда держать свое слово" и т.д.

О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал С.Я.Долецкий1:

* Эмпатия — от греч. empatea — сопереживание.

1 Долецкий С.Я. Воспитывай себя //Комсомол, правда. 1978. 28 февр.


Я считаю, что в основе процесса самовоспитания ле­жит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать соб­ственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагно

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.