Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факультативные занятия



1. Значение факультативных занятий. Как отме­чалось в главе о содержании образования, в учебные планы общеобразовательных школ включены факульта­тивные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60 — начале 70-х годов,


когда проводилась одна из очередных перестроек содер­жания школьного образования. Свое название они полу­чили от латинского слова facultatis, что означает возмож­ный, необязательный, предоставляемый на выбор. Сле­довательно, факультативные занятия проводятся на доб­ровольных началах и по выбору самих учащихся парал­лельно с изучением обязательных предметов.

С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных учебных предметов, которые интересуют учащихся; б) развивать учебно-по­знавательные интересы, творческие способности и дарова­ния учащихся. В этом и состоит их важное педагогичес­кое значение.

2. Содержание и организация факультативных
занятий.
Как уже отмечено, факультативные занятия
проводятся параллельно с изучением обязательных
учебных предметов с целью углубления и обогащения
знаний учащихся -и развития их творческих способнос­
тей и дарований. Это оказывает влияние на их содержа­
ние. Оно может включать в себя более глубокое изучение
отдельных тем или разделов учебной программы по пред­
мету, а также содержать новые темы и проблемы, выходя­
щие за пределы программы. Для этого в помощь учи­
телю составляются специальные программы и создаются
учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных заня­тий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для пре­одоления их отставания в овладении программным мате­риалом, что, естественно, искажает их смысл и дидакти­ческое назначение.

3. Формы внеклассной учебной работы.

1. Понятие о формах внеклассной работы. Класс­ные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определен­ному расписанию и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и


призваны удовлетворять их разнообразные познаватель­ные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеуроч­ными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по желанию могут участвовать учащи­еся различных классов, что они проводятся вне расписа­ния обязательных учебных занятий. В этом смысле к фор­мам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

2. Предметные кружки и научные общества. Если
в школе хорошо поставлена учебная работа по каждому
предмету, то многие учащиеся изъявляют желание расши­
рить и обогатить свои знания, приобщиться к техничес­
кому творчеству, к проведению опытной работы по биоло­
гии и т.д. Это обусловливает необходимость организации
работы предметных кружков и научных обществ школь­
ников. Кружки создаются на добровольных началах от­
дельно из учащихся параллельных классов или же, если
параллельных классов нет, из учащихся 5—6-х, 7—8-х и
т.д. классов. Руководство работой кружков осуществля­
ют учителя-предметники.

Содержание занятий кружков включает в себя:

более углубленное изучение отдельных вопросов учеб­ной программы, которые вызывают интерес учащихся; оз­накомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; про­ведение вечеров, посвященных отдельным ученым или на­учным открытиям; организацию технического моделиро­вания и опытнической работы по биологии, встреч с ис­следователями и т.д.

В последнее время получило распространение созда­ние научных обществ школьников, которые объединя­ют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организу­ют конкурсы и олимпиады по различным отраслям зна­ний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель вел кружковую и другую внеклассную работу по своему предмету.

3. Олимпиады, конкурсы,, выставки ученического
технического творчества.
Для стимулирования учеб­
но-познавательной деятельности учащихся и развития их
творческой состязательности в изучении математики,


физики, химии, языка и литературы, а также в техни­ческом моделировании проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задат­ков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учите-лей, их умении искать и развивать таланты.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Определите сущность учебной экскурсии. Назовите основные виды
и типы экскурсий.

2. Раскройте дидактические основы проведения учебных экскур­
сий.

3. Чем обусловлено введение факультативных занятий и в чем за­
ключается их сущность?

4. Какие формы учебной работы получили название внеклассных
занятий? Определите их сущность и значение в обучении, развитии и
воспитании учащихся.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. М., 1983. Сериков В.Н. Школьное творческое общество "Эрудиты". М., 1990. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.

Глава 15

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.