Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие учащихся в процессе обучения. При



определении сущности обучения было отмечено, что его важнейшей задачей помимо овладения знаниями, уме­ниями и навыками (образование) является развитие мыш­ления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся. Как же оно осуществляется?

Умственное воспитание обычно связывается с на­коплением в сознании личности прочного фонда научных знаний, с овладением учебно-познавательными умения­ми и навыками и их совершенствованием, с проявлени­ем сообразительности, мыслительной гибкости, хоро­шей памяти как при усвоении нового материала, так и при его применении в различных жизненных ситуациях. В.А.Крутецкий отмечает1:

...Умственное развитие связано с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление

' Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. С. 169.


фонда знаний - на это обращал внимание еще П.П.Блонский: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать". Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание. То есть характерной чер­той умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных ум­ственных приемов, которые можно отнести к интеллекту­альным умениям. Словом, умственное развитие характе­ризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в боль­шей степени тем, как происходит отражение.

Психолог Л.В. Благонадежина трактует умственное развитие как владение различными приемами мышле­ния и совершенствование мыслительных операций, свя­занных с аналитико-синтетической познавательной деятельностью. Она отмечает1:

Умственное развитие происходит в процессе мысли­тельной деятельности, которая всегда включает выход за пределы того, что дано непосредственно в восприятии. Это может быть расчленение сложного содержания на составляющие его части, сравнение одного явления с другим, обобщение единичных фактов, установление при­чинной зависимости между явлениями и т.д. Говоря о необходимости развивать мышление школьника, следует иметь в виду умственную работу именно такого рода, в отличие от простого воспроизведения материала по па­мяти. Если нет самостоятельной переработки усваиваемо­го материала, то нет и условий для развития мышления.

Касаясь развития учащихся в процессе обучения, аме­риканский психолог Дж. Брунер пишет2:

Мы преподаем предмет не для того, чтобы произвести на свет маленькие живые библиотеки, а для того, чтобы научить ученика самого мыслить математически, рассмат­ривать проблемы так, как это делает историк, принимать участие в добывании знаний. Познание — это процесс, а не продукт.

Органической частью умственного воспитания явля­ется развитие способностей и творческих задатков уча-

1 Благонадежина Л.В. Психологические вопросы организации учеб­
ной деятельности школьников. М., 1969. С. 50.

2 Цит. по: Малькова З.А. Современная школа США. М., 1971. С. 62.


щихся. Прежде всего необходимо развивать у них такие общие способности, как трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, произвольное внимание, сооб­разительность, память и т.д. В то же время нужно созда­вать условия для развития задатков к различным видам творческой деятельности, например, к занятиям матема­тикой, литературой, музыкальным и изобразительным искусством, а также техническим творчеством.

Педагогика, как отмечалось в главе о сущности и за­кономерностях воспитания, исходит из того, что в каж­дом нормальном в психическом отношении ребенке за­ложены большие потенциальные возможности, позволя­ющие формировать у него многообразные способности. Отвечая педагогам-скептикам, которые сомневались в творческой одаренности отдельных воспитанников, А.С.Макаренко говорил, что если, по нашему мнению, ученик неспособен, то может оказаться, что мы попросту не смогли узнать, каким из тысячи талантов он обладает.

Как же развивать способности и творческие задатки школьников?

Первостепенное значение в этом отношении имеет сама личность учителя, его эрудиция, увлеченность своей на­укой и умение живо и интересно объяснять изучаемый материал. Влияние учителя сказывается на повышении работоспособности детей и пробуждает у них интерес к учению, что в конечном итоге обусловливает развитие способностей и творческих задатков.

Известный гельминтолог К.И.Скрябин писал1:

Склонности проявляются и развиваются у человека рано. Их развитие, их рост в большой степени зависят от качества преподавательской работы в школе. Помню сво­его учителя естествознания Сухова. Частенько оставались с ним после уроков, чтобы побеседовать по теме, особен­но меня захватившей. В Томском реальном училище (ведь в то время сибирскую интеллигенцию в значительной сте­пени составляли политические ссыльные) работали пере­довые учителя, господствовал дух серьезного, доброго и внимательного отношения к ученику.

Из восьми учеников 7-го класса впоследствии вышли два академика, три профессора и один художник. Случай­ность? Думается, что нет. От инициативы учителей, от их увлеченности предметом, творческого отношения к делу зависит многое.

1 Скрябин К.И. Наследство, врученное правнукам // Учительская газ. 1962. 7 июня.


В развитии способностей и творческих задатков боль­шую роль играет умение учителя зажечь в ученике ис­кру пытливости в той или иной области знания или труда и возбудить в этом направлении его активную умствен­ную и практическую деятельность.

Основоположник науки о межпланетном ракетоплава-нии К.Э.Циолковский уже в шестнадцать лет увлекся этой идеей. Вынужденный по состоянию здоровья оставить уче­ние в гимназии, он подружился с книгами. Из учебника А.Гуно "Физика" он впервые узнал о полетах аэростатов. Под впечатлением прочитанного любознательный подро­сток пробует сделать воздушный шар. В дальнейшем им овладевает мысль о создании космических кораблей на реактивной тяге для межпланетных путешествий, реали­зации которой он посвятил всю свою жизнь1.

Для развития способностей и задатков учащихся боль­шое значение имеет включение в учебный процесс реше­ния творческих задач, побуждение к Прочному усвоению изучаемого материала, индивидуальная работа с хорошо успевающими и создание для них повышенной "учебной нагрузки" с тем, чтобы они лучше раскрывали свой ум­ственный потенциал. Соблюдение этих условий создает предпосылки для развития способностей и творческих задатков учащихся в процессе обучения.

11. Воспитание в процессе обучения. В главе о сущ­ности и закономерностях воспитания подчеркивалось, что обучение и воспитание в узком смысле находятся в не­разрывном единстве. Прежде всего обучение, если оно правильно организовано, способствует воспитанию куль­туры умственного труда. В процессе его учащиеся овла­девают умениями и навыками учебной работы и совер­шенствуют их, учатся поддерживать разумный режим труда и отдыха и, как уже отмечалось, развивают свое мышление, память, творческие способности.

Но главным в этом процессе является воспитание на­учного мировоззрения и нравственно-эстетической куль­туры. Решение этой задачи требует от учителя специаль­ного внимания. Дело в том, что если теоретический и прикладной характер знаний выступает достаточно выразительно и деятельность учащихся непосредственно

' Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Мн., 1967. С. 27.


направляется на их усвоение, то заключенные в этих знаниях мировоззренческие и морально-эстетические идеи с такой очевидностью не выступают. Здесь необходимы определенные усилия учителя. Специального освещения, например, требуют идеи об эволюции животного и расти­тельного мира, о "вечности" и "несотворимости" мате­рии и энергии и т.д.

Не меньше внимания требуется от учителя, когда речь идет об осмыслении учащимися морального и эстетичес­кого содержания изучаемого материала как условии фор­мирования у них нравственных и эстетических взглядов и убеждений. Все эти вопросы будут детально раскрыты в главах о воспитании у учащихся научного мировоззре­ния и нравственных качеств.

Надо, однако, подчеркнуть, что раскрытие мировоз­зренческого и морально-эстетического содержания изу­чаемого материала не представляет собой особой ступени или стадии процесса обучения. Оно является органичес­кой частью осмысления и усвоения знаний и выработки практических умений и навыков. Разъясняя факты и теоретические обобщения и проводя работу с учащимися по применению усвоенных знаний на практике, учитель одновременно должен добиваться глубокого осмысления и прочного овладения ими мировоззренческими и мораль­но-эстетическими идеями и выводами.

Обстоятельное усвоение материала данной главы име­ет большое значение для осмысления дальнейших воп­росов, которые связаны с дидактическими и методичес­кими основами организации обучения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему определение обучения как процесса взаимодействия пе­
дагога и учащихся является недостаточным для раскрытия его сущно­
сти? Какое определение обучения дается в этой главе?

2. Можете ли вы свободно раскрыть основные задачи обучения?

3. В чем состоит сущность понятий: знание, умение, навык, способ­
ности?

4. Проверьте себя, хорошо ли вы знаете основные структурные ком­
поненты процесса обучения. Начертите схему этого процесса со всеми
его структурными компонентами.

5. Раскройте сущность каждого структурного компонента обучения
и их значение для организации учебной работы.


6. Какие стадии проходит процесс овладения изучаемым материа­
лом и какие познавательные действия необходимо осуществлять уча­
щимся на каждой из этих стадий?

7. Каких результатов в овладении изучаемым материалом позволя­
ет добиваться каждое познавательное действие?

8. В чем заключается образование, развитие и воспитание школь­
ников в процессе обучения?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидакти­ческий аспект. М., 1977.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретичес­кого и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

Дидактика средней школы / Под ред М.Н.Скаткина. М., 1982.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М., 1977.

Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М., 1970.

Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л.Г.Кашкуревича, Н.Г.Горина. М., 1990.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М., 1989.

Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Мн., 1975.

Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., 1987.

Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагоги­ке. М., 1971.

Глава 10

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.