Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЕГО ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ



1. Воспитание как специально организованный и
сознательно осуществляемый педагогический процесс.

2. Направленность воспитания на овладение лич­
ностью общественным опытом как его глубинная
сущностная характеристика. Уточнение понятия
"воспитание". Деятелъностно-отношенческая кон­
цепция воспитания.

3. Понятие "воспитание" в широком и узком смыс­
ле. Органическая взаимосвязь обучения и воспита­
ния.

4. Понятие о закономерностях воспитания.

5. Общие закономерности воспитания и их психо­
лого-педагогические основы.

6. Переход закономерностей воспитания в прин­
ципы воспитательной работы.


1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс.

Рассмотренные в предыдущей главе положения об опре­деляющей роли воспитания в развитии и формировании личности неизбежно ставят вопрос о том, что же такое воспитание как педагогическое явление, в чем заключа­ется его сущность. До настоящего времени трактовка в педагогике этих вопросов вызывает определенные затруд­нения. В этой связи уместно вспомнить об одном приме­чательном случае из жизни выдающегося российского педагога П.П.Блонского.

Когда Блонскому исполнилось пятьдесят лет, предста­вители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание.

Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса — дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и мно­гогранным является тот процесс, который обозначает это понятие. Каким же образом можно подойти к его осмыс­лению?

Прежде всего следует отметить, что понятие воспита­ние употребляется в самых различных значениях. На­пример, в первой главе под воспитанием понималась подготовка подрастающих поколений к жизни. Но ведь эту подготовку можно осуществлять в процессе специ­ально организованной воспитательной деятельности и в процессе повседневного общения и взаимодействия детей со взрослыми. Ясно, что и в том, и в другом случае поня­тие воспитание будет иметь различный смысл. Это разли­чие особенно четко выступает, когда говорят: воспиты­вает социальная среда, бытовое окружение и воспиты­вает школа. Спрашивается, можно ли поставить знак равенства между этими выражениями? Конечно, нельзя. Когда говорят, что "воспитывает среда" или "воспитыва­ет бытовое окружение", то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то по­вседневное влияние, которое оказывают социально-эко­номические и бытовые условия на развитие и форми­рование личности.

Иное значение имеет выражение "воспитывает школа". Оно четко указывает на специально организованную и


сознательно осуществляемую воспитательную деятель­ность. Это, в частности, отмечал еще К.Д.Ушинский. Он писал, что в отличие от средовых и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педаго­гический процесс.

Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отго­раживается от средовых и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опира­ясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрица­тельные. Суть дела, однако, состоит в том, что воспитание как педагогическую категорию, как специально органи­зованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.

Но в чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как специально организуемую и со­знательно осуществляемую педагогическую деятельность?

Когда речь идет о специально организованной воспита­тельной деятельности, то она обычно ассоциируется с оп­ределенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально орга­низованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обще­ством социальных свойств и качеств. В других же работах слово воздействие как неблагозвучное и якобы ассоциирую­щееся с понуждением опускается и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.

Однако как первое, так и второе определения отража­ют только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педагога. Между тем в главе о развитии личности отмечалось, что само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуе-мого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным.

Вполне понятно, что только при условии, если воспи­тательное воздействие вызывает у личности внут­реннюю положительную реакцию (отношение) и возбуж­дает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и форми­рующее влияние. Но как раз об этом в приведенных оп­ределениях сущности воспитания и умалчивается. Не


проясняется в нем и вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет сво­дить его к различным формам внешнего понуждения, к различным проработкам и морализированию.

На эти недостатки в раскрытии сущности воспитания указывала еще Н.К.Крупская и относила их к влиянию старой, авторитарной педагогики1:

Старая педагогика утверждала, что все дело в воздей­ствии воспитателя на воспитуемого... Старая педагогика на­зывала это воздействие педагогическим процессом и гово­рила о рационализации этого педагогического процесса. Пред­полагалось, что в этом воздействии - гвоздь воспитания.

Подобный подход к педагогической работе она счи­тала не только неверным, но и противоречащим глубин­ной сущности воспитания. Как же подойти к его более обстоятельному и научному осмыслению?

2. Направленность воспитания на овладение лич­ностью общественным опытом как его глубинная сущ­ностная характеристика. Уточнение понятия "воспи­тание". Деятельностно-отношенческая концепция вос­питания.Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Торн-дайк писал2:

Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений.

Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в фило­софии, развитие и формирование человека как обществен­ного существа, как личности происходит путем "присво­ения человеческой действительности".

В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению расту­щей личностью человеческой действительности.

Что же представляет собой эта действительность и как осуществляется ее присвоение личностью? Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный

1 Крупская Н.К. ЦПА НМЛ, ф. 12, оп. 1, ед. хр. 314, л. 33.

2 Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М.,
1930. С.25.


трудом и творческими усилиями многих поколении лю­дей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также со­циальные и духовные отношения.

Поскольку указанный опыт порожден трудом и твор­ческими усилиями многих поколений людей, это означа­ет, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях "опредмечены" результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это весьма важно для понимания сущности воспитания.

Чтобы подрастающие поколения могли "присвоить" этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны "распредметить" его, то есть, по существу, в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность (трудовую, познавательную, социальную, художественно-эстетическую и т.д.) и, приложив творчес­кие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы соб­ственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.

Это легко показать на таком примере.

Чтобы учащиеся овладели материалом об архимедо­вой силе, который изучается по физике, им необходимо в той или иной форме "распредметить" совершенные когда-то великим ученым познавательные действия, то есть вос­произвести, повторить (пусть под руководством учителя), тот путь, которым он шел к открытию этого закона.

Подобным же образом происходит овладение обще­ственным опытом (знаниями, практическими умениями, способами творческой деятельности и т.д.) и в других сферах жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что основное назначение воспитания состоит в том, чтобы, включая растущего человека в деятельность по "распред­мечиванию" различных сторон общественного опыта, помочь ему воспроизвести этот опыт и таким образом вырабатывать у себя общественные свойства и качества, развивать себя как личность.


 


На этом основании воспитание в философии опреде­ляется как воспроизводство социального опыта в инди­виде, как перевод человеческой культуры в индивиду­альную форму существования. Думается, что данное определение полезно и для педагогики. Имея в виду деятельностный характер воспитания, К.Д.Ушинский писал1:

...Почти все ее (педагогики. - И.Х.) правила вытекают посредственно или непосредственно из основного поло­жения: давайте душе воспитанника правильную деятель­ность и обогатите его средствами к неограниченной, по­глощающей душу деятельности.

Для педагогики, однако, весьма важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта участия его в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он прояв­ляет в этой деятельности, а также от характера ее на­правленности, что в совокупности принято называть от­ношением к деятельности. Обратимся к примерам.

В одном и том же классе или студенческой группе обу­чающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковые. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различ­ным. Конечно, в этом сказываются различия в их способ­ностях, уровне предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данно­го предмета. Даже при средних способностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсут­ствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.

Не менее существенным для развития личности явля­ется также характер направленности той активности, которую она проявляет в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором — индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу — постоянно стимулировать

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10. С.495.


активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отноше­ние. Отсюда следует, что именно деятельность и отно­шение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащихся.

Приведенные суждения достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению как научного понятия.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятель­ности формируемой личности по овладению обществен­ным опытом: знаниями, практическими умениями и навы­ками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке воспитания получил название деятелъностно-отношенческой концепции вос­питания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению обще­ственным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отноше­ния к ней воспитание невозможно. Именно в этом со­стоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.