Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ



И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ

1. Значение целей воспитания для разработки пе­
дагогической теории и методических основ воспита­
ния.

2. Абстрактно-философский подход к определению
целей воспитания в различные периоды развития об­
щества.

 

3. Социально-экономическая обусловленность од­
ностороннего воспитания в эпоху домашинного про­
изводства и зарождение идеи о всестороннем разви­
тии личности.

4. Развитие машинного производства и возникно­
вение объективных предпосылок, обусловливающих не­
обходимость всестороннего и гармоничного развития
личности.

5. Формирование всесторонне и гармонично разви­
той личности как основная цель (идеал) современно­
го воспитания и его составные части.

6. Конкретизация в педагогике содержания воспи­
тания всесторонне и гармонично развитой личнос­
ти.

7. Реализация целевых установок воспитания в
практической работе школы и учителя.

1. Значение целей воспитаниядля разработки пе­дагогической теории и методических основ воспита­ния.Как отмечено в первой главе, важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания.

Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стре­мятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Крупнейший невролог и психолог В.М.Бехтерев (1857—


 


1927) писал о том, что решение вопроса о целях воспита­ния — это непосредственное дело педагогической науки. "Выяснить цель воспитания и доказать способы дости­жения этой цели,— подчеркивал он,— есть во всяком слу­чае дело науки..."1

Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Отметим в этом отношении лишь два важнейших положения.

Обстоятельное знание целей воспитания оказывает непосредственное влияние на разработку педагогичес­кой теории. Четкое представление о том, какого чело­века мы хотим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого воспитания. Например, с давних времен в педагогике разрабатывались два подхода к осуществле­нию воспитания. Один из этих подходов преследовал цель сформировать послушную,- безропотно подчиняющуюся установленному порядку личность, и воспитание своди­лось главным образом к понуждению детей к определен­ным формам поведения, к различным мерам внешнего воздействия, вплоть до физических наказаний. Как будет показано в дальнейшем, многие педагоги пытались оп­равдывать подобное воспитание теоретически, полагая, что дети от природы якобы обладают необузданностью, которую необходимо подавлять силой авторитета педа­гога, различными запретами и ограничениями, из-за чего такое воспитание стали называть авторитарным.

Другие же педагоги считали, что целью воспитания должно быть формирование свободной, духовно разви­той и чувствующей свое достоинство личности. Исходя из этого, они разрабатывали гуманистические идеи вос­питания, выступали за уважительное отношение к детям, за создание новой педагогики, проникнутой верой в ин­теллектуальное и морально-эстетическое совершенство­вание личности.

С этой точки зрения должно быть также понятно, что цели, которые ставились и ставятся перед воспитанием, не могут не влиять на разработку теоретических подхо­дов к определению его содержания и методики воспита­тельного процесса.

Не меньшее значение целевая направленность воспи­тания имеет для практической работы учителя. Каса-

1 Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб., 1909. С.5.


ясь этого вопроса, К.Д.Ушинский в фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания" писал1:

Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить - храм ли, посвященный богу истины, люб­ви и правды, просто ли дом, в котором жилось бы уютно, красивые ли, но бесполезные торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие, раззолоченную ли гостиницу для обирания нерасчетливых путешествен­ников, кухню ли для переварки съестных припасов, музе-ум ли для хранения редкостей или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому уже в жизни не нужного хлама? То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели сво­ей воспитательной деятельности.

Подобную же мысль высказывал А.С.Макаренко. Он подчеркивал, что воспитатель должен уметь проектиро­вать личность воспитанника. Но чтобы проектировать личность, нужно хорошо знать, какой она должна быть и какие качества у нее нужно формировать.

Проблему разработки целей воспитания не обходят вниманием и зарубежные исследователи. Как отмечают английские педагоги А.Келли, П.Херст, Д.Поуп, инте­рес к ней в английской педагогике укрепился в 70-е годы. Если раньше считалось, что главная роль в развитии учеб­но-воспитательного процесса принадлежит содержанию образования, то с начала 70-х годов эта роль все более последовательно отводится цели. Цель теперь рассмат­ривается в качестве отправной точки, определяющей все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: содержание, методы, эффективность. А к концу 70-х годов и английские педагоги стали признавать (несмотря на. традиционно сложившуюся абсолютизацию содержания образования) необходимость более четко и целенаправ­ленно планировать свою деятельность2.

2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспитания в различные периоды развития об­щества. Вопросы целей воспитания так или иначе разра­батывались в педагогике с давних времен. Но если, как

' Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.8. С.17-18.

2 Матьяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной англий­ской педагогике //Сов. педагогика. 1989. №5. С.126.


отмечалось в первой главе, в рабовладельческую и фео­дальную эпохи правящие классы откровенно приспосаб­ливали воспитание и его цели к своим интересам и ис­пользовали их для укрепления своих привилегий, то в дальнейшем положение складывалось иначе. В борьбе с феодализмом широкую популярность в обществе приоб­рели вопросы свободы, равенства и братства между людь­ми и необходимости воспитания человека вообще, подго­товки его к обеспеченной и счастливой жизни. К тому же долгое время разработка целей воспитания осуществ­лялась на абстрактно-философской основе, что не всегда требовало их точного и научного обоснования. Этот на­лет абстрактности и субъективизма мы находим в выска­зываниях многих педагогов прошлого. Так, немецкий педагог В.Рейн (1847—1929) писал о том, что "воспита­ние должно вырабатывать из воспитанника истинно хоро­шего человека, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искреннего..."

В подобном же плане высказывался и известный аме­риканский психолог Э.Торндайк (1874—1949). "Воспита­ние в целом,— отмечал он,— должно развивать в челове­ческом существе благожелательность к людям... Эти цели воспитания вообще — доброжелательное отношение к людям, устроение полезной и счастливой жизни, стрем­ление к благородным, чистым наслаждениям — это в то же время и в частности конечные цели школьного воспи­тания"1.

Некоторые западные педагоги пытались вообще отри­цать необходимость определения целей воспитания. Аме­риканский философ-прагматист Джон Дьюи (1859—1952), например, утверждал, что человек якобы является рабом своих врожденных инстинктов и что его природа не под­дается изменению. Вот почему всякие попытки ставить перед воспитанием общественные цели он квалифициро­вал как проявление первобытной магии и предлагал осу­ществлять воспитание, целиком полагаясь на инстинк­тивные влечения и интересы детей.

Во второй половине XIX и в начале XX века в запад­ной педагогике складывается теория "свободного воспи­тания", в основе которой лежала выдвинутая еще Руссо идея о якобы природном умственном и нравственном со-

1 Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930. С.27.


вершенстве ребенка. Ее создатели (Э.Кей в Швеции, К.Н.Вентцель в России, М.Монтессори в Италии и др.) также не признавали социальных основ формирования детей и в качестве целевых установок воспитания счита­ли развитие спонтанно (от лат. spontaneus — самопроиз­вольный) проявляющихся интересов и склонностей детей, обеспечение им полной, ничем не ограниченной свободы и невмешательства в их формирование. Так как эта тео­рия исходила из необходимости ставить в центре воспи­тания следование за интересами и влечениями детей, она получила название педоцентристской.

В последнее время, однако, западные педагоги все более определенно ставят перед воспитанием политические цели. В США в директивных документах, излагавших задачи американского образования в 60—70-е годы, в разделах, посвященных гражданскому воспитанию, ис­чезли слова лояльность, приспособление. Они заменены терминами вера, ответственность, преданность суще­ствующему строю.

Не нужно, однако, думать, что разработка целевых установок воспитания целиком зависит только от субъек­тивных позиций ученых-педагогов, от их социально-по­литических и методологических взглядов и убеждений, как это отмечено выше. Есть объективные глубинные факторы, которые в конечном итоге оказывают опреде­ляющее влияние на научное решение этой сложной про­блемы. Это хорошо видно, если обратиться к вопросу о том, как постепенно складывались и формировались идеи о целях воспитания под влиянием объективных процес­сов развития общества.

3. Социально-экономическая обусловленность одно­стороннего воспитания в эпохи домашинного произ­водства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности.Анализируя характер и цели воспитания в предшествующие эпохи, нельзя не отметить, что разде­ление труда и как следствие этого возникновение иму­щественного расслоения общества привели к тому, что у различных классов начало складываться различное от­ношение к физическому труду. Аристократическая про­слойка общества, обладавшая политической властью и экономическим могуществом, чуждалась физической работы и целиком посвящала себя духовной жизни. Уде­лом же большинства населения был физический труд.


Так возникла противоположность между людьми умствен­ного и физического труда. Этот процесс с течением време­ни углублялся и расширялся. От производительного труда отрывались люди, работавшие в сфере управления, ис­полнения правосудия, находившиеся на военной службе и т.д.

Все это так или иначе отражалось на воспитании. Оно стало характеризоваться дуализмом (двойственностью) и односторонностью. Сущность дуализма заключалась в том, что, как уже отмечено в первой главе, имущие и неимущие классы получали совершенно различное вос­питание, причем как для тех, так и для других оно было односторонним. Представители аристократической вер­хушки общества получали преимущественно интеллек­туальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспи­тание, оторванное от физического труда. Воспитание же низших сословий и классов ограничивалось главным об­разом подготовкой -к физическому труду, выработкой практических умений и навыков и фактически не связы­валось с умственным и эстетическим воспитанием.

В этом факте не следует усматривать лишь одну нега­тивную сторону. Освобождение части людей от изнури­тельного и малопроизводительного физического труда давало им возможность заниматься искусством, наукой и гимнастическими упражнениями. Именно рабство явилось основой для расцвета античной науки и куль­туры. Вот почему не случайным является то, что многие научные идеи, различные виды и жанры литературы и искусства, а также физическая культура ведут свое про­исхождение из Древней Греции. В античной Греции за­родилась и формула "калокагатии" или "калокагатхии" (от греч. kalos — прекрасный, agathos — добрый ), которая положила начало разработке в педагогике идеи о всесто­роннем и гармоничном развитии личности. "Вера в тес­ное единство добра, истины, красоты, освященное свя­тостью, дали Платону полную возможность и право... требовать всестороннего гармонического развития чело­века"1.

Однако длительное время эта идея носила ограничен­ный характер. Она включала в себя главным образом интеллектуальное развитие личности и развитие куль-

1 Рубинштейн ММ. История педагогических идей в ее основных чертах. Иркутск, 1922. С.36.


туры тела и осуществлялась только по отношению к детям состоятельной прослойки общества. Философ В.П.Тугаринов отмечал1:

Прославленный древнегреческий идеал "гармоничес­кой личности" не требует ни духовного богатства, ни тем более нравственной чистоты, но предъявляет большие требования к эстетическому и физическому совершенству.

В период средневековья античная идея о всесторон­нем развитии личности была предана забвению. В соот­ветствии с господствующей в этот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовно­го порабощения личности как средства поддержания божественного благочестия. В эпоху Возрождения (XIV— XVI века) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идео­логических и политических оков феодализма. Даже луч­шие представители эпохи Возрождения не преодолели исторической ограниченности в подходе к идее всесто­роннего развития личности и. не связывали эту идею с устранением порабощающего разделения труда. Они не могли подняться до понимания необходимости воссоеди­нения умственного и физического труда как основы пол­ноценного развития личности, ибо в самом обществе для этого не было объективных условий. Более того, проти­вопоставление умственного и физического труда, а так­же низкий уровень общественного производства не толь­ко не требовали всестороннего развития личности, но и обусловливали его односторонность. Исключение в этом смысле составляли лишь Томас Мор и Томмазо Кампа-нелла, а также их более поздние последователи, кото­рые, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, при­чем связывали его осуществление с соединением образо­вания и воспитания с производительным трудом.

В дальнейшем эту идею выдвигали французские про­светители XVIII века — Гельвеции, Дидро, Руссо и др. Но и они мыслили ее только как умственное и нравствен­ное развитие и не связывали с производительным тру­дом, так как для этого еще не было необходимых соци­ально-экономических предпосылок.

Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. С.109.


Таким образом, в течение длительного времени идея о всестороннем развитии личности как цели воспита­ния носила по существу характер общих благожела­тельных деклараций и не была научно обоснована. Под­черкнем: как для практического осуществления этой идеи, так и для ее теоретического обоснования еще не было соответствующих общественно-экономических условий.

4. Развитие машинного производства и возникно­вение объективных предпосылок, обусловливающих необходимость всестороннего и гармоничного разви­тия личности. Появление социально-экономических пред­посылок для всестороннего формирования личности свя­зано со становлением общества, основанного на машин­ном производстве. Но каким же образом машинное про­изводство обусловило необходимость всестороннего разви­тия личности?

Уже мануфактура, то есть ручное ремесленное произ­водство, предшествовавшее машинному производству, характеризовалось тем, что, хотя ремесленники и работа­ли в одной мастерской, каждый из них был занят и выпол­нял лишь часть работы по изготовлению той или иной вещи. Вот почему мануфактурный рабочий, не имевший возможности сделать что-либо самостоятельно, развивал производственную деятельность уже только как прида­ток мастерской. Мануфактура культивировала только одну какую-либо сторону в развитии человека и подав­ляла все остальные духовные наклонности и свойства, уродуя его морально и физически. Это калечение чело­века возрастало в той мере, в какой росло разделение труда.

Указанная тенденция еще более присуща высокотех­ническому производству, развитие которого сопровожда­ется дальнейшим интенсивным разделением труда и со­вершенствованием производственной технологии. Ма­шинная техника до крайних пределов доводит диффе­ренциацию (разделение) производственной деятельности рабочих. Работники физического и умственного труда распределяются по многочисленным самостоятельным отраслям производства. Расширяется узкая специализа­ция, при которой рабочий с помощью машины выполня­ет только одну технологическую операцию. Это приво­дит к тому, что трудовая деятельность сводится к повто­рению одних и тех же физических движений, которые


выполняются месяцами и годами. Естественно, что в та­ком случае у человека развиваются только отдельные органы и системы, другие же физические и духовные функции и свойства угасают. До какой степени машин­ное производство калечит личность, ярко показано в ки­нокартине Ч.Чаплина "Новые времена".

В этом фильме изображен рабочий, который многие годы работает у конвейера и занят только одной операци­ей - завинчиванием гайки. Это приводит к тому, что и в обычной жизненной обстановке он все время импульсив­но воспроизводит действия, имитирующие завинчивание гаек... У другого же рабочего труд сводится только к нажа­тию на кнопку... Он настолько "привыкает" к этой опера­ции, что и в житейском поведении его руки самопроиз­вольно воспроизводят движения, связанные с надавлива­нием на кнопку. Так, беседуя с кем-либо из своих товари­щей, он то и дело норовит нажать на пуговицы его пид­жака, на нос собеседника и т.д. и производит впечатле­ние человека с психической травмой.

Как можно предотвратить этот "профессиональный идиотизм"? Английский владелец бумагопрядильной фабрики Роберт Оуэн (1771-1858) полагал, что основ­ным средством для этого должно быть одновременное развитие интеллектуальных и физических сил личнос­ти, ее нравственное и эстетическое формирование. По его мнению, достичь этого можно путем объединения обуче­ния и воспитания с производительным трудом. Эту идею он решил осуществить на практике. На своей фабрике в Нью-Лэнарке он впервые в истории создал детский сад, начальную школу для детей рабочих и вечернюю школу для взрослых. Не все удалось в этих опытах, но сам под­ход к всестороннему развитию личности на основе соеди­нения обучения с производительным трудом был по су­ществу верным, и идея о необходимости всестороннего развития личности позже получила свое научное обосно­вание.

Более того, жизнь показала, что технический базис крупной промышленности является в высшей степени революционным. Он не только постоянно совершенству­ется, но время от времени эти усовершенствования носят характер настоящих промышленных переворотов. Сей­час мы сами являемся свидетелями того, как старая тех­нология и техника заменяются новыми. Исчезают одни и появляются другие профессии, а к профессиональной


подготовке рабочих и инженерно-технических работни­ков предъявляются все более высокие требования. Чем сложнее и совершеннее техника, тем выше должен быть общеобразовательный и технический уровень обслужи-вающих ее людей, причем рабочие должны быть готовы к перемене профессий, к труду в новых технологических условиях.

Таким образом, сама природа крупной промышленно­сти обусловливает необходимость перемены труда, воз­растания возможностей рабочего для приобщения к но­вым технологиям, совмещения профессий, ставит задачу замены частичного рабочего, простого носителя извест­ной частичной общественной функции, всесторонне разви­тым индивидуумом. Эта особенность крупной промыш­ленности, имеющей высокоразвитый технический базис, становится всеобщим законом общественного произ­водства. Из этого закона следует, что сама природа круп­ной промышленности требует всестороннего развития не отдельных личностей, а всей массы людей, участву­ющих в общественном производстве.

Однако к обоснованию всестороннего развития лично­сти в эпоху высокоразвитого машинного производства необходимо подходить и с другой стороны. В преобразу­ющей мир человеческой деятельности происходит само­реализация личности, ее творческое самосозидание. С этой точки зрения назначение, задача каждого человека заключается в том, чтобы всесторонне развивать свои способности и творческие задатки.

Таким образом, и объективные потребности машин­ного производства, и интересы самой личности обус­ловливают необходимость ее всестороннего развития. Поэтому современная школа как у нас, так и за рубе­жом так или иначе решает задачи всестороннего разви­тия своих питомцев.

5. Формирование всесторонне и гармонично разви­той личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части.Развитие современ­ного общества характеризуется еще более интенсивным совершенствованием машинного производства и повыше­нием его технического уровня и, следовательно, предъяв­ляет более высокие требования к подготовке и развитию членов общества. Новые задачи перед воспитанием ста­вятся в связи с развертыванием компьютерной револю-


ции, информационных технологий. Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично разви­той личности выступает не только как объективная потребность общества, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности? Какое содержание вкла­дывается в это понятие?

В развитии и формировании личности большое значе­ние имеет прежде всего физическое воспитание, укреп­ление ее сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчиво­сти в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие всестороннего развития учащихся вообще.

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармо­ничного развития личности является умственное воспи­тание. Только благодаря ему человек выделился из жи­вотного мира как общественное существо, создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспе­чивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот почему развитие пытливости, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразитель­ности учащихся должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности. Расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характеризующу­юся мировыми процессами интеграции.

Не менее существенной составной частью всесторон­него и гармоничного развития личности является тех­ническое обучение, или приобщение ее к современным достижениям техники, в том числе и бытовой, овладе­ние умениями и навыками труда на наиболее распрост­раненных машинах, а также обращение с различными инструментами и техническими приспособлениями. Это создает предпосылки для подготовки учащихся к работе на современном производстве и профессиональной ори­ентации, а также для жизни в современном обществе, все сферы которого пронизывает все более усложняюща­яся техника.


Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс об­щества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отношением к труду и соб­ственности, что обусловливает необходимость действен­ного морального воспитания.

Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.

Всестороннее развитие личности определяют еще два содержательных компонента.

Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоро­вый человек. Вот почему целенаправленная работа по их выявлению и развитию является важной частью всесто­роннего формирования учащихся. Школа должна воспи­тывать у них индивидуальную красоту, личностное свое­образие, творческий подход к выполнению любого дела.

Второй компонент относится к производительному труду и его роли в формировании личности. Только он позволяет преодолеть односторонность личностного разви­тия, создает предпосылки для полноценного физическо­го формирования человека, стимулирует его умственное, нравственное и эстетическое совершенствование.

Все это позволяет сделать вывод об основных струк­турных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспи­тание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей лич­ности и включением ее в производительный труд.

Однако воспитание должно быть не только всесторон­ним, но и гармоничным (от греч. harmonia — согласован­ность, стройность). Это означает, что все стороны лично­сти должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.

В последнее время понятие всестороннее и гармонич­ное развитие личности иной раз подменяется термином разностороннее развитие, поскольку, дескать, всесторон­нее развитие в современном обществе осуществляется не


в полной мере. Этот отход от устоявшегося понятия явля­ется не совсем обоснованным. Дело в том, что необходи­мость всестороннего развития личности выступает как идеал общества с высокоразвитым техническим произ­водством, как его педагогическая тенденция, и поэтому мера и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осу­ществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способ­ствовало и умственному, и техническому, и нравственно­му, и эстетическому, и физическому формированию. По­нятие же "разностороннее" развитие не имеет такого выразительного терминологического смысла, поскольку его, например, можно осуществлять без надлежащего эсте­тического воспитания и т.д. Такой, понятийной неопре­деленности наука должна избегать.

Будучи идеалом воспитания, к которому стремится современное общество, всестороннее и гармоничное разви­тия личности определяет общее направление учебно-вос­питательной работы. В этом смысле оно выступает как общая цель и идеал воспитания. Для школьного же вос­питания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизи­рован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содержания и методов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществлении.

6. Конкретизация в педагогике содержания воспи­тания всесторонне и гармонично развитой личности.

Как уже отмечалось, решение проблем воспитания все­сторонне и гармонично развитой личности в школе свя­зано с реализацией социально-экономических требова­ний к формированию подрастающих поколений. Какие же из этих требований являются основными и определя­ют его содержание?

Первое из них заключается в том, чтобы в полной мере раскрыть и реализовать созидательные способности лич­ности, ее умственно-интеллектуальный и творческий по­тенциал, открыть ей пути к полноценной деятельности как в производственной, так и в духовной сферах. По­нятно, что в решении этой задачи первостепенное значе­ние имеет создание в школе условий для овладения осно­вами современных наук о природе, обществе и человеке,


I


придание учебно-воспитательной работе развивающего характера. Нужно иметь в виду, что без глубоких зна­ний и образования нельзя преобразовывать жизнь, быть на уровне современной цивилизации и успешно продви­гаться по пути социально-экономического и политичес­кого прогресса.

Не менее важным является также и то, чтобы в усло­виях демократизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не меха­нически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выводы, необходимые для современной жиз­ни и образования. Только такой подход к обучению и об­разованию позволяет воспитывать сознательных членов общества, способных правильно ориентироваться в сложных перипетиях жизни и находить пути ко всему новому, пе­редовому, пользоваться достояниями современной циви­лизации, не поддаваться влиянию ошибочных и вредных политических движений, самим вырабатывать правильные моральные и идейно-политические убеждения.

Существенным требованием к образованию подрастаю­щих поколений является их нравственное воспитание и развитие. Всесторонне развитый человек должен вырабаты­вать у себя принципы общественного поведения, милосер­дие, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические на­клонности, выше всего ценить гуманное отношение к чело­веку, владеть высокой культурой поведения.

Одним из требований к содержанию всестороннего развития личности является совершенствование граждан­ского и национального воспитания. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнацио­нальных отношений, уважения к нашим государствен­ным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, стремление к демок­ратии как форме участия всех граждан в решении вопро­сов государственной важности.

Значительным требованием во всестороннем форми­ровании личности является воспитание экологической сознательности и культуры, а также "уважения к миро­вому порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира"1.

1 Закон "Аб адукацыi у Рэспублiцы Беларусь" // Настаун. газ. 1991. 23 лiстап.


Эти содержательные части всестороннего и гармонич­ного формирования личности, безусловно, не остаются неизменными. С течением времени они обогащаются и совершенствуются по мере развития общества и улучше­ния учебно-воспитательного процесса в школе.

В зарубежной педагогике термин всестороннее разви­тие личности используется не всегда, но сама цель вос­питания реализуется довольно отчетливо. В Англии, на­пример, каждая школа ежегодно выпускает для родите­лей проспект, в котором наряду с характеристикой учеб­но-воспитательного процесса (составом изучаемых пред­метов, расписанием занятий, квалификацией учителей, условиями платы за обучение и т.д.) довольно подробно раскрываются цели воспитания. Вот как характеризу­ются они в одной из школ1:

Наша главная воспитательная цель - понимать природу маленького ребенка (его чувства, мысли, процесс разви­тия). Мы твердо убеждены, что дети лучше всего развива­ются, приобретая в жизненных ситуациях свой собствен­ный опыт. Поэтому мы стремимся создать им такое окруже­ние, которое способствовало бы развитию их мышления и отвечало бы их индивидуальным потребностям.

Мы стремимся сформировать у наших детей беглость речи, знания и умения в основных областях (грамотность, счет, физкультура, музыка, искусство и ремесла, основы наук), развить у них пытливость и критичность ума, на­правленного на познание человека и окружающего мира, сформировать чувство ответственности и заботы о других людях...

В этом документе ярко выражены почти все содержа­тельные элементы всестороннего развития учащихся.

7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя. Как уже отмечалось, идеал выступает как более или менее отдаленная цель. Это в полной мере относится и к идеалу воспитательному. Вот почему осуществление всестороннего и гармоничного развития личности нельзя представлять абстрактно. Оно тесно связано с возможностями общества - материаль­ными и духовными, а также с уровнем развития самой

1 Цит. по: Матьяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современ­ной английской педагогике // Сов. педагогика. 1989. № 5. С. 128.


школы. Например, до настоящего времени мы встреча­емся с трудностями в соединении обучения с производи­тельным трудом учащихся: общество пока не в состоя­нии создать надлежащую материальную базу для этого, а школьная практика испытывает недостаточную мето­дическую разработанность его организации. Конечно, это трудности развития общества и педагогической науки, однако в меру возможного проблема эта решается и ведутся научно-методические поиски в данном направ­лении. Что же конкретно делается и должно делаться для осуществления всестороннего и гармоничного разви­тия' личности?

Эта проблема прежде всего отражается в учебных планах школы, в которых дается перечень учебных пред­метов. В них предусматривается изучение предметов, которые обеспечивают усвоение знаний по основам важнейших наук и умственное развитие учащихся, тех­ническую подготовку, физическое, эстетическое и нрав­ственное воспитание.

Конкретное содержание обучения и воспитания, а так­же развитие личностных качеств учащихся разных воз­растов раскрывается в учебных программах и учебниках, которые разрабатываются для каждого класса. Таким об­разом, учитель обеспечивается и должен руководство­ваться в своей работе рядом нормативно-методических документов, о которых подробно будет идти речь в сле­дующих главах.

Однако, как бы ни были важны эти документы, разви­тие учащихся, его всесторонность и гармоничность целиком зависят от учителя, его научно-педагогичес­кой подготовки и качества проводимой им учебно-вос­питательной работы. И вот здесь перед ним возникает целый ряд вопросов.

Во-первых, необходимо хорошо представлять, какое место во всестороннем развитии учащихся занимает тот или иной учебный предмет. Что касается матема­тики, физики, химии, биологии, родного и иностран­ного языков и литературы, то их роль в формирова­нии личности понимают все. К сожалению, бывают случаи, когда тот или иной учитель не скрывает свое­го пренебрежения к таким предметам, как рисование, пение, физкультура, и этот негативизм нередко пере­дается ученикам. Тем самым наносится вред их все­стороннему развитию.


Во-вторых, каждый учитель должен хорошо осо­знавать конкретную роль своего предмета во всесто­роннем развитии учащихся. Нужно иметь в виду, что каждый предмет имеет широкий спектр воспитатель­но-развивающего влияния. Он содействует прежде всего умственному развитию личности, несет в себе большой потенциал нравственного и эстетического воспитания (нравственные идеи - в литературе, красота симмет­рии - в математике и т.д.), в той или иной мере дает возможность ознакомления с техникой, производитель­ным трудом людей (техническое обучение). В то же время выполнение санитарно-гигиенических требова­ний в процессе учебных занятий помогает физическо­му воспитанию учащихся.

В-третъих, необходимо в полной мере использовать воспитательно-развивающий потенциал каждого урока и других видов учебных занятий. Это означает, что осуще­ствление всестороннего развития личности должно опре­делять как целевые установки каждого урока, так и его содержание, а также методы обучения, о чем более деталь­но будет идти речь в разделе дидактики.

В-четвертых, всестороннему развитию личности должны быть подчинены различные формы внеклассной учебно-воспитательной работы, которые в той или иной мере способствуют умственному, техническому, нравствен­ному и эстетическому формированию учащихся, выявлению и развитию их творческих задатков и способ­ностей.

Следовательно, как теоретическая педагогика, так и практические работники школы имеют дело с целой иерархией (соподчинением) целевых установок учеб­но-воспитательного процесса. Эта иерархия включает в себя прежде всего общие, или стратегические, цели школьного воспитания. Затем идут целевые установ­ки воспитания по классам и годам обучения. Потом отчетливо должны выступать цели учебно-воспитатель­ной работы по отдельным предметам в каждом классе. Учитель, исходя из указанной иерархии целей воспи­тания, обязан детально определять учебно-воспитатель­ные цели каждого урока и всех учебных заданий уча­щимся и, сопоставляя с этими целями реально дости­гаемые результаты, непрерывно совершенствовать учеб­но-воспитательный процесс.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какое значение для педагогической теории и практики имеет
четкое определение целей воспитания?

2. В чем выражались односторонний и дуалистический характер
воспитания в эпоху домашинного производства и чем они обусловлива­
лись?

3. Какие общественно-экономические предпосылки обусловили не­
обходимость всестороннего и гармоничного развития личности?

4. В чем состоит сущность всестороннего и гармоничного развития
личности как основной цели (идеала) современного воспитания и каковы
его составные части?

5. Какие задачи возникают перед учителем в реализации целевых
установок воспитания?

6. Каково ваше мнение относительно попыток вместо термина все­
стороннее
и гармоничное развитие личности ввести понятие разносто­
роннее воспитание?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Закон "Аб адукацыi у Рэспублiwы Беларусь" // Настаун. газ. 1991. 23 лiстап.

Королев Ф.Ф. Всестороннее развитие личности // Пед. энциклопе­дия: В 4 т. М., 1964. Т.1.

Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школь­ника. М., 1988.

Матъяш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной англий­ской педагогике // Сов. педагогика. 1989. № 5. С. 126—132.

Пархоменко В.П. Творческая личность как цель воспитания. Мн., 1994.

Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.


Глава 4

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.