Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гендерный аспект построения карьеры



В последнее время в социально-психологических исследованиях особое внимание уделяется гендерным аспектам построения карьеры. По американским данным, в среднем менеджменте (в должностях со средним доходом) женщины занимают более половины мест, одна треть новых миллионеров — это женщины.

Темп привлечения женщин к предпринимательству в шесть раз превышает темп привлечения в эту сферу мужчин. По данным ООН, в ближайшие годы предполагается увеличение доли женщин на должностях руководителей до 45 — 50%, что ставит важную задачу подготовки женщин-управляющих.

В современном мире женщины продвигаются быстрее в тех областях, где старые правила не действуют, в традиционных областях женщин-руководителей немного. Таким образом, налицо явление расшатывания сложившегося стереотипа, восприятия женщины как человека, не способного и не желающего делать карьеру. Основные гендерные стереотипы, касающиеся построения карьеры, связаны с полоролевой социализацией, социальными стереотипами, устройством социума, что отражается в известном изречении: “Для женщин путь к управленческой карьере связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчин- с реализацией многочисленных возможностей”.

Социально-психологические исследования показали, что женщины не меньше мужчин заинтересованы в продвижении по службе и повышении своего образовательного уровня, ориентированы на престиж, заработную плату; обладают не меньшим чувством ответственности. Осуществлению женской карьеры объективно мешает естественная биологическая роль женщины, связанная с необходимостью совмещения служебных, супружеских и родительских функций. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что женщины, которым удается сделать карьеру и добиться руководящей должности, как правило, остаются одинокими или испытывают сильное физическое и эмоциональное напряжение и чувство вины.

В рабочей же ситуации отмечаются такие “сильные” качества женщин-руководителей, как стремление к новому, радикализм, высокая чувствительность, забота о людях, “очеловечивание” организационных интересов, направленность на взаимодействие с подчиненными, т. е. все то, что характерно для модели современного эффективного менеджмента. Стиль женского управления часто называют “преобразовательным” или “мягким принуждением”. Его основными характеристиками являются:

1) активное взаимодействие с подчиненными;

2) поддержка у сотрудника самоуважения;

3) поддержка сотрудников в стрессовой ситуации;

4) стремление к созданию оптимального психологического климата в организации, профилактика конфликтов;

5) поддержка здоровья, организация совместного досуга;

6) “финансовая сообразительность”, детальное планирование;

7) “инстинкт выживания”, разумный риск, стремление удержать приобретенное и завоевать новое;

8) интуиция;

9) чувство юмора, оптимизм, вера в себя.

В исследованиях женской карьеры выделяются культурные, образовательные, юридические и психологические барьеры.

Отмечаются следующие социально-психологические факторы, сдерживающие женскую карьеру:

1) уже упомянутое выше гендерное разделение в профессиональной ориентации и сферах карьеры;

2) чрезвычайно высокая мотивированность;

3) повышенная эмоциональность, ранимость, обостренное переживание промахов и неудач;

4) боязнь успеха и неуверенность в себе, что мешает рисковать и творчески решать деловые и управленческие задачи.

Большинство факторов, сдерживающих карьерный рост женщин, касается организационного профессионального поведения: женщины более пассивны в планировании карьеры, менее ориентированы на состязание и конкуренцию, что обусловлено характером социализации. Показано, что женщины, сделав успешную карьеру, проходят в процессе социализации такой путь, который делает их в большей степени сходными со “средним” мужчиной, чем со “средней” женщиной.

Д. В. Паюсовой (2000), изучавшей профессиональные полоролевые стереотипы в нашей стране, было установлено, что такие области деятельности, как лесоводство, милиция, транспорт, математика, строительство, наука, политика, воспринимаются как мужские, а искусство, образование, дизайн, сфера обслуживал легкая промышленность — как женские. Причем понятие “мужская профессия” включает в себя категории профессионализма, трудности, наличия высшего образования и оценивается более значимо по сравнению с “женской”. Понятие “женская профессия” включает категории второстепенности, биологической обусловленности, необязательности высшего образования. При сравнении со статистикой свидетельствующей о реальном распределении работников в различных областях занятости, можно сделать вывод о тенденции занижения доли мужчин, занять неквалифицированных и низкостатусных областях, а также о занижении доли женщин, работающих в технических областях.

Существование “мужских” и “женских” областей деятельности связано с полоролевыми стереотипами.

Мужчин чаще рассматривают как компетентных работников, в то время как стереотип “идеальной женщины” не входит категория “работник”. Мужчинам в целом приписывается больше способностей, которые служат базой профессиональной деятельности и карьеры, чем женщинам. Интересно, что и женщина и мужчины склонны оценивать мужчин как более компетентных, что, вероятно связано с полоролевой социализацией, которая направляет женщин скорее в семью, нежели в профессиональную деятельность. Полоролевые стереотипы, относящиеся к областям деятельности, в настоящее время устойчивы и не имеют тенденции к изменению.

Специфика женской карьеры, как мы отметили, заключается в том, что женщина сочетает карьеру с активным выполнением ролей матери, жены, домохозяйки, а это служит источником “ролевого напряжения”, стресса, так как профессиональная и семейные роли являются одинаково значимыми, что особенно выражено у молодых женщин. Построение карьеры часто сопровождается негативными эмоциональными переживаниями, связанными с недостаточным вниманием к близким и особенно детям.

Исследование М. В. Сафоновой (1999) показало, что важный фактор успешной карьеры женщин — практика семейного воспитания родительской семьи. В подавляющем большинстве карьерно успешные женщины — это старшие дети полных одно-двухдетных семьях, где родители имеют высокий образовательный и социально-профессиональный статус. Сформированные в родительской cемье высокие жизненные стандарты, стремление к достижению и независимости cвязаны с успешным построением карьеры. При этом особо важны “нетрадиционные установки матери относительно роли женщины в обществе, а также поддерживающее поведение отца.

Интересно, что существуют отличия в личностных особенностях и характере поведения женщин, занятых в традиционно “женских” и традиционно “мужски сферах, т. е. сфера профессиональной занятости и характер организационной культуры актуализирует определенные личностные черты и особенности поведения женщин, успешных в карьере.

В той же работе М. В. Сафоновой выделено пять наиболее часто встречающихся типов карьерно успешных женщин:

· “кандидатпы в мастера”(молодые женщины, начинающие карьеру и стремящиеся сделать ее как можно быстрее);

· “успешные управляющие”(женщины зрелого возраста, поднявшиеся на самые высокие ступени служебной лестницы);

· “свободные художники”(женщины, склонные к творчеству, вызову, предпринимательству);

· “сестры милосердия”(женщины с ориентацией на служение);

· “жрицы науки”(женщины, реализующие себя в академической сфере).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.