Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этапы карьеры и потребности менеджера. Этапы карьеры Возраст, лет Потребности достижения цели Моральные



 

Этапы карьеры Возраст, лет Потребности достижения цели Моральные потребности Физиологические и материальные потребности
Предваритель-ный До 25 Учёба, испытания на разных работах Начало самоутверждения Безопасность существования
Становление   До 30 Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифи-цированного специалиста или руководителя Самоутверждение, начало достижения независимости Безопасность существования, здоровье, нор-мальный уровень оплаты труда
Продвижение До 45 Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации Рост самоутвержде-ния, достижение большей независи-мости, начало самовыражения Здоровье, высокий уровень оплаты труда
Сохранение До 60 Пик совершенствования квалификации специалиста или руко- водителя. Повышение своей квалификации. Обучение молодёжи Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало уважения Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источни- кам дохода
Завершение   После 60 Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка себе смены и к новому виду деятельности на пенсии Стабилизация самовыражения, рост уважения Сохранение уров- ня оплаты труда и повышение инте- реса к другим ис- точникам доходов
Пенсионный   После 65   Занятие новым видом деятельности Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье

 

Каждый этап характеризуется своими целями и особенностями трудовой деятельности, отличается от других имеющимся у работника трудовым потенциалом, требованиями к перспективам трудовой карьеры, мотивами трудовой деятельности. Трудовой путь работника в пределах каждого этапа может существенно варьироваться в зависимости от различных производственных, социальных и иных факторов. Вместе с тем прямая зависимость закономерностей развития трудовой деятельности работников от образа жизни той возрастной группы, к которой они принадлежат, является реальностью, что определяет необходимость серьёзного учёта данного фактора в мотивационной работе менеджера.

Для менеджера-руководителя этапы карьеры могут несколько отличаться. В табл. 1. показаны связи между этапами карьеры и потребностями. Но для того, чтобы управлять карьерой, необходимо более полное описание происходящего с людьми на различных этапах карьеры. Для этого в организациях, заинтересованных в эффективном управлении карьерой, проводятся специальные исследования.

Управление деловой карьерой — это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека.

 

5.1.3.2.Этапы карьеры и мотивация трудового поведения

 

Любой человек планирует своё будущее исходя из своих потребностей и социально-экономических условий. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится получать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.

Мотивация трудового поведенияработника является важнейшим рычагом управления деловой карьерой. Этот вывод подтверждают данные табл.2, которые характеризуют трудовой путь менеджера по всем этапам карьеры. В таблице показаны изменения целей карьеры, трудового потенциала, требований к развитию карьеры в зависимости от мотивации трудовой деятельности менеджера на различных этапах карьеры.

Таблица 2.

 

Эта-пы карь-еры Возра ст Цели трудовой карьеры Формирование трудового потенциала Требования к перспективам трудовой карьеры Мотивация трудовой деятельности Результат завершения этапа карьеры
Пре- два- рите- льный До 25 лет Поиск ус-тойчивых ориентиров и жизненных критериев, определение направления трудовой деятельности сообразно собствен-ным интересам, способностямпрофессио-нальному мастерству Формирование ценностных ориентаций, норм коллектив-ного общения, повышение профессиональ-ного уровня, Приобретение навыков тру-дового поведе-ния, осознание личной ответственности за порученное дело, формиро-вание установки на достижение цели Как правило, представление перспектив неадекватно имеющимся возможностям, в отдельных слу-чаях имеется чет кая цель и реальное пред- ставление о путях развития карьеры     Создание при-ятной рабочей обстановки: эстетика, эргономика рабочего места, дизайн, форми-рование пози-тивного пред-ставления о работе. Безо-пасность как физическая, так и социаль-но-психологи-ческая. Спра-ведливая оцен-ка труда, воз-награждения Апробация своих возможнос-тей. Соотнесение личных жизненных планов с целями конкретной организации Выбор сферы трудовой деятельности.
Становление До 30 лет Приобретение устойчивого жизненного, семейного, профессионального и социального опыта Ориентация поведенческих установок на конкретную трудовую деятельность. Формирование стиля трудового поведения, опирающегося на трудовые нормы профессионального общения. Рост уровня профессиональной подготовки. Проходит ощущение чувства времени и определяется реальная профессиональная перспектива. Появляется умение планировать. Использование своих интеллектуальных ресурсов Развитие лич-ности, новый опыт, экпери-ментирование, широкие воз-можности для обучения. Лич-ное участие в принятии ре-шений и опре-делении целей. Рост матери-альной заин-тересованности Использование коллективных ценностей, приобщение к организацион-ной культуре. Гибкий график работы. Значительный жизненный и трудовой опыт. Установле-ние соответствия возможностей работника и требований организации. Вступление в коллектив-ную микросреду, освоение организационной культуры.
Продвижение До 45 лет Гармоничное развитие всех сторон жизненной и трудовой деятельности менеджера Высокая профессиональная и социальная зрелость, дееспособность и самооценка. Рост всех способностей и возможностей. Ориентация на достижение самых значимых и трудоемких целей. Формирование способности к выработке реально обоснованных представлений о перспективах карьеры и оценке достигнутых результатов. Ориентация на творческое со-держание тру-да. Участие в управлении, принятии ре-шений, капи-тале и при-былях. Карь-ера, успех, престиж, при-знание. Мак-симальные возможности для повышения квалификации (обогащение труда, ротация, гибкий график работы, науч-ная органи-зация труда). Разнообразные формы стиму-лирования труда. Удовлетворенность работой в коллективе. Осмысление своего трудового пути, подведение определенных итогов. Высокая требовательность к себе и способность к объективной самооценке.
Сохранение До 60 лет Сохранение рабочего места Вершина профессиональной зрелости. Богатый про-фессиональный опыт, мощный деловой потенциал и высокие требования к использованию своих способностей и вознаграждению Либо сохранение прежней должности и реальная оценка достигнутых результатов, либо апогей карьеры и занятие более высокой должности. Передача опыта молодежи, наставничество Авторитет, уважение, признание заслуг. Престиж, карьера, достижение цели. Сохранение достигнутого Достижение высот деловой карьеры.
Завершение После 60 лет Минимиза-ция усилий на работе Смена рода занятий на менее интенсивный. Менеджеры сохранившие работоспособ-ность, стремятся упрочить свои профессиональ-ные позиции и продолжают движение вверх по служебной лестнице. Либо минимизация стремлений и подготовка к завершению трудовой карьеры, либо продолжение активной деятельности, которая является целью карьеры. Переход на работу не требующую значительных физических усилий. Выход на пенсию. Авторитет, ува-жение, призна-ние заслуг. Престиж, карь-ера, достиже-ние цели. Смена деятельности на менее физически напряженнуюДостижение высот трудовой карьеры.
Пенсионный После 65 лет Выход на пенсию Кардинальная смена рода занятий. Кон-сультационная работа, дея-тельность в роли советника, пре-подавателя, либо занятие люби-мым делом, ра-нее являющимся хобби: выращивание цветов, коллекционирование и т.д. Завершение трудовой деятельности в прежней должности, либо прекращение любой трудовой деятельности. Высокая пенсия. Психологическая помощь, разгрузки. Нацеленность на отдыхи лечение. Смена рода деятельности. Выход на пенсию.

 

Д. Мак-Клеланд выделил три основных мотива в выборе личной карьеры. Прежде всего это стремление к власти. Те, кто стремится к власти, энергичны, откровенны в выражении своих мыслей и чувств, не боятся конфронтации и отстаивают свои позиции. Они требуют к себе внимания, стремятся к лидерству. Люди, достигшие высшего уровня управления, часто имеют такую ориентацию.

Второй основной мотив в построении карьеры — стремление к успеху. Чаще всего такой мотив удовлетворяется не провозглашением успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения, определенного ее окончания. В построении своей карьеры эти люди рискуют умеренно.

Третий основной мотив — мотив причастности. Он формируется под влиянием желания быть включенным в определенное социальное и профессиональное окружение, потребности в общении, в помощи другим, общественной работе.

Таким образом, основные мотивы построения карьеры — это:

· стремление к власти;

· стремление к успеху;

· мотив причастности.

 

Стадии карьеры

 

Большую значимость имеет понятие стадий карьеры. Они определяются как периоды, отмеченные различными задачами развития и карьерными интересами.

Стадия карьеры — период стабильного устойчивого развития карьеры, определенная ступень профессионализма, характеризуюшаяся своими задачами и карьерными интересами.

Возникновение и смена этих периодов связаны с понятием “плато” карьеры которое может быть двух видов: организационным — личность имеет потенции но достижение более высоких позиций в организации невозможно в силу объективных причин; личностным — отражает нехватку потенциала или желания работать на более высоком уровне.

Интересный подход к проблеме стадий карьеры предложен С. Н. Паркинсоном. Разработанная им шкала начинается с числового обозначения возраста (Г), в котором конкретное лицо вступает на свой профессиональный путь после обучения. Каждая последующая “порах определяется значением предыдущей с добавлением соответствующего числового коэффициента:

· пора готовности (Г);

· пора благоразумия (Б) - Г + 3; 1

· пора выдвижения (В) = Б+ 7;

· пора ответственности (0) = В + 5;

· пора авторитета (А) = 0+ 3;

· пора достижений (Д) = А + 7;

· пора наград (H) = Д + 9;

· пора важности (ЗВ) = H + 6;

· пора мудрости (M) = ВВ + 3;

· пора тупика (Т) = М+ 7.

Так, примерно, с 21 года (пора готовности) до 24 лет человек находится в поре благоразумия, с 24 лет до 31 года вступает в пору выдвижения, далее до 36 лет- пора ответственности, затем приходит авторитет, к 39 годам наступает пора достижений и т. п. Последовательность стадий карьеры определяется наличием или отсутствием в ней “плато”. Паркинсон полагает, что “зажимаемый”, не продвигаемый по службе работник вместо указанных фаз 6 — 10 проходит иные фазы, а именно:

· пору краха (К) = А + 7;

· пору зависти (3) = К + 9;

· пору смирения (С) = 3 + 4.

Таким образом, организационное “плато” может переходить в личностное, поскольку “зажимаемый” сотрудник уже смирился со своей жалкой участью (“отзавидовал” свое).

Феномен карьерного “плато” возникает как результат представления специалиста о невозможности его карьерного продвижения. Данный феномен выражается в стабилизации достигнутого профессионального уровня, и выражен тем больше, чем меньше удовлетворенность от работы, возможность планирования карьеры и идентификация профессионала с его организацией, предприятием. Но существуют способы, с помощью которых можно дать толчок развитию работника, находящегося на “плато”. Это могут быть, во-первых, спонсорство, рекомендации и, во-вторых, психологическое консультирование.

Как правило, выделяют два критерия успешной карьеры: объективный и субъективный. Объективно процесс карьерного роста можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организации и движении внутри профессии. Чаще всего в качестве основного параметра объективного успеха рассматривают продвижение по служебной лестнице.

Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он успеха, к которому стремился. Важным субъективным моментом является зависимость успеха от референтной группы, к которой человек себя относит. Субъективная оценка успеха связана и с внешними параметрами — тем, что для окружающих является символом успеха (заработная плата, престиж, признание).

 

Кризисы в карьере

 

В карьере каждого человека возникают свои кризисы(Э. Ф. Вeep, Э. Э. Сыманюк, 1997), изменяющие направление профессионального развития личности:

· возрастные кризисы, переживаемые в профессиональной карьере;

· нормативные кризисы собственно профессионального становления (кризис учебно-профессиональной ориентации, кризис ревизии и коррекции (изменения) профессионального выбора, кризис профессиональных экспектаций (ожиданий), кризис профессионального роста, кризис профессиональной перспективы, кризис социально-профессиональной самоактуализации, кризис утраты профессии);

· биографические карьерные кризисы;

· ненормативные кризисы, связанные с наступлением неконтролируемых личностью жизненных событий;

· ненормативные кризисы как следствие особой активности личности (кризис дискредитации всей системы ценностей в связи с индивидно-личностной формой становления личности). Направления развития личности в профессиональной деятельности — регресс, прогресс, стагнация — исследуются в зависимости от форм становления и уровней осуществления личностью деятельности, в зависимости от моделей поведения в профессиональной жизни и содержания основного противоречия, осознанного и решаемого личностью. Так, в случае регресса имеет место преимущественно индивидная форма становления личности профессионала (с характерным для нее стремлением к поддержанию соответствия между человеком и требованиями деятельности), исполнительский, преимущественно репродуктивный способ осуществления деятельности. К стагнации личности в профессиональной деятельности (приблизительно через 10 лет непосредственной деятельности для представителей таких массовых профессий, как учитель, врач, менеджер) ведет преимущественно адаптивное поведение, направленное на разрешение противоречия между требованиями профессиональной деятельности, профессионального сообщества и возможностями и способностями личности. Истинное развитие личности (npoгpecc) связывается с ее собственной активностью, осознанием необходимости самоизменения, преобразования своего внутреннего мира, с личностной формой становления профессионала и осуществлением деятельности по своему личному выбору (проектирование), с реализацией определенных жизненных отношений (“модус служения” людям) в профессиональной карьере.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.