Искусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству.
Т. Манн
-Мы начинаем новый предмет.
Есть интересные исследования, что человек реализует только 10% своих возможностей. Вдумайтесь , что это значит! Это значит, что человек видит только 10% красоты окружающего мира. Он слышит только 10% окружающей его музыки и поэзии вселенной. Он обоняет лишь 1/10 благоухания мироздания и вкушает лишь 1/10 прелести быть живым. Он лишь на 10 процентов даёт открыться таящимся в нём чувствам нежности, восхищения, удивления и благоговения. Его разум охватывает лишь малую часть того, что он мог бы узнать, обдумать и понять. Его сердце испытывает 10% той любви, которую он мог бы испытать. Он умирает, так никогда по-настоящему и не узнав, что такое жизнь, и что такое любовь… Грустно.
Мы не рождаемся со всеми названными способностями. Способности воспринимать мир развиваются и взрослеют вместе с нами. Этому надо учиться ( не просто смотреть, но и видеть)
В одно окно смотрели двое: Один увидел - дождь и грязь, Другой - листвы зеленой вязь, Весну и небо голубое! ... В одно окно смотрели двое.
На наших уроках мы соприкоснёмся с тем, что мы не всегда замечаем в нашей повседневной жизни. Будем вместе учиться не просто смотреть, но и видеть. ( по возможности посмотреть фрагмент из электронного пособия « Азбука искусства . Как научиться понимать картину»).
- Расшифруйте это слово МХК (аббревиатура МХК). Обсуждение. Если с «мировой» всё понятно, то с « художественной» и «культурой» сложнее.
Действительно , слово «культура» употребляется в различных смыслах .
возделывание, обработка, улучшение, совершенствование — «культурное растение», «культуризм», «культиватор» и т. д.;
воспитание, соблюдение правил, этикета — «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.;
искусство, творчество — «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д.
Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Американские ученые подсчитали , что в 1964 г. определений было - 257; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза. Чтобы лучше понять смысл этого слова обратимся к его происхождению.
Слово "культура" в переводе с латинского (cultura, от основы colere — возделывать) означает "возделывание", "взращивание". Цицерон ввёл новый смысл понятия «культура». Культура — возделывание души. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность». То есть культура меняет человека , возделывает его, перепахивает его, как трактор перепахивает землю .
Первобытный человек не только что- то создавал, что- то изменял , но и изменялся сам . Первобытное стадо превращалось в общество. Зверь стал человеком. Много тысячелетий живёт человек и столько же существуют его творения . Всё, что создал человек ( орудия труда, жилище, язык, наскальные рисунки, пирамиды) , - это культура общества .
То есть, получается , что….
культура- всё, что создано человекомв результате материального и духовного развития. ( запись в тетради).
Слайды № 4,5,6
- записи в тетради
- К какой, например, культуре мы отнесём орудия труда, жилище, язык, наскальные рисунки, танцы, дамбы, глиняная табличка ,египетские пирамиды .
Слайд№ 7.
Еще в глубокой древности у людей возникла потребность объяснить источник силы искусства. Они стали приписывать ее деятельности богов. Так древние греки считали покровителем искусств бога Аполлона и его служительниц, их называли музами, в их честь строили храмы, устраивали праздники, создавали мифы и легенды
Слайд № 8,9
Иногда трудно однозначно отнести явление или к материальной или к духовной культуре. Надо иметь ввиду, что духовная культура проходит через ум и душу человека, что форма материальна , а содержание идеально ( демонстрируем в руках книгу или открытку, можно показать на обручальное кольцо ).