Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Искренно ли мы называем себя грешниками?



 

Господи, Господи, помилуй нас грешных! Эти слова молитвы покаяния нередко слышатся из наших уст. Блажен, у кого этот вздох тоскующей души исходит прямо из сердца сокрушенного и смиренного! И как грустно, как прискорбно, когда эти слова произносятся только по привычке, без всякого участия сердца! Когда их слышишь, то невольно в совести повторяются, как бы отголосок Божественной правды, слова Господни: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но только творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Мф. 7; 21).

Один новоначальный инок жаловался преподобному Варсонофию Великому на другого брата, и в то же время называл самого себя грешным и безумным. Вот что отвечал ему благодатный оный наставник: "Ты называешь себя грешным, а на деле не показываешь, что действительно сознаешь себя таким. Кто признает себя грешником и виновником многих зол, тот никому не противоречит, ни с кем не ссорится, ни на кого не гневается, всех считает лучшими и разумнейшими себя. Будь внимателен, брат, это неправда: мы еще не достигли того, чтобы считать себя грешными".

Приложи каждый эту мерочку к себе — и увидишь: искренно или лицемерно называешь ты себя грешником. "Если ты грешник, — продолжает святой старец, — то зачем укоряешь ближнего и обвиняешь его, будто через него приходит к тебе скорбь? Лучше помолись, чтобы вам принимать участие друг в друге, по страху Божию. Вот, ты назвал себя неразумным, скажу тебе: берегись, как бы не быть тебе обманутым; испытай себя — и найдешь, что на деле вовсе не считаешь себя неразумным. А если действительно так о себе думаешь, то ни на кого не гневайся; ведь ты не в состоянии рассудить, хорошо ли или худо исполнено дело; ведь безумный и несмысленный не имеет в себе соли мудрости, а кто не имеет в себе этой соли, тот как приправит и осолит других? Смотри, брат, как мы бываем поруганы: говорим только устами, а дела показывают иное" (преподобный Варсонофий Великий, отв. 17).

Другому болящему ученику старец пишет: "Любезнейший брат! Ты называешь себя грешным, а грешный есть злой раб; тебя постигла болезнь, а болезнь есть наказание. Итак, наказание послано злому рабу. Если тебе тяжело нести наказание, то перестань быть злым, если же ты зол, то прими наказание. Когда же радуешься, будучи наказываем, то ты не зол, а кто не зол, того любит Бог. «Егоже любит Господь, наказует» (Евр. 12; 16). Рассмотри же по истине, кто ты, и избери одно из сказанного" (преподобный Варсонофий Великий, отв. 77). В беззакониях зачатые, мы и жизнь свою проводим во грехах. Грехов так много, что еще царь Давид (Пс. 18; 13) со скорбью вопрошал: Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего, Господи, — молился он. "Что ни ступил, то согрешил", — кается простой русский человек. И когда человек начинает внимать себе, следит за всеми движениями души своей, то он постоянно видит, на каждом шаге своем, только грехи и грехи. Один из учеников преподобного Варсонофия говорит святому старцу: "Помысл внушает мне: ты согрешаешь во всем и потому должен при каждом слове, деле и помышлении говорить: «Согрешил я». А если не скажешь: «Я согрешил», — то значит считаешь себя несогрешившим. Меня беспокоит то и другое: говорить это при каждом случае я не в состоянии, а если не скажу, то думается мне, что согрешаю". Старец отвечает: "Мы должны всегда иметь такую уверенность, что согрешаем во всем: и в слове, и в деле, и в помышлении, — а говорить при всяком случае: «Я согрешил», — не можем. Демоны хотят повергнуть нас в уныние и внушают нам, будто, если не говорим таким образом о каждом своем деле, то считаем себя несогрешившими. Но вспомним Екклесиаста, который говорит: «время глаголати и время молчати» (Еккл. 3; 7). И поутру, за прошедшую ночь, и ввечеру, за день, скажем в умилении в молитве нашей ко Владыке Богу (Пс. 40; 5): Владыко! Прости мне все имени ради Твоего святого и исцели душу мою, яко согреших Тебе!" (преподобный Варсонофий Великий, отв. 439).

Есть разница в состоянии грешников: одни произвольно имеют в себе зло, другие непроизвольно. Преподобный Варсонофий пишет (отв. 617): "Произвольно имеющие в себе зло суть те, которые свою свободу отдают злу, услаждаются злом, сдружаются с ним. Таковые имеют мир с сатаной и не ведут с ним брани в помыслах. А непроизвольно имеют в себе зло те, которые, по слову Апостола (Рим. 7; 23), ощущают противную силу в своих помыслах, но не соглашаются, не услаждаются грешными помыслами, не повинуются им, но противоречат, противостоят, сопротивляются, гневаются за них сами на себя. Сии последние пред Богом много лучше тех, которые добровольно услаждаются злом и предаются ему".

Но может ли диавол заставить человека насильно согрешить? На этот вопрос преподобный старец Иоанн пророк отвечает так: "Не думай, чтобы диавол имел власть над кем-нибудь; причина греха заключается в нашей свободной воле, а не в принуждении от диавола: человек как не принуждается ко спасению, так и ко греху. Властью ли своей диавол прельстил Еву ко греху или советом? Нигде не видно его власти, иначе никто не мог бы убежать, когда бы он имел власть. А мы подобны свободному человеку, который произвольно отдал себя в рабство другому, и по времени приходит в себя и раскаивается. Если он не будет искать помощи у сильнейшего себя, то не может себя избавить: а когда будет искать, то мнимый господин его, зная, что он не есть его собственный раб, не смеет ничего ему сделать ради Всесильного. Итак, явно, что диавол не имеет власти над человеком; скажи и ты своему помыслу: точно, я должник, но прибегнул к Могущему меня избавить, Который призвал меня и говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11; 28). Повергнем наше бессилие пред Богом, и Он упразднит козни вражии молитвами всех святых Своих (отв. 691).

"Считай себя самым грешным и последним из всех — и будешь иметь покой" (отв. 696).

"Говори себе всегда так: знаешь ли, душа моя, что мы грехами превзошли и бесов, а доброго никогда не сделали Бога ради, и горе нам, о унизившиеся, что мы сделаем в день судный?" (св. Нифонт, отв. 2).

Но что делать, когда у нас грехов так много, что нет возможности припомнить их все, чтобы принести в них покаяние? Вот что говорит на это преподобный Варсонофий (отв. 393): "Есть люди неграмотные, которые имеют добросовестных заимодавцев; будучи уверены, что эти заимодавцы с них ничего лишнего не возьмут, они, если и забудут, сколько должны, говорят заимодавцам: мы отдадим, сколько состоим должны, по вашему счету. Так и ты, какого еще заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего еще не было? Возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему: Владыко, поелику и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, единому Сердцеведцу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам их, ибо Ты препрославлен во веки, аминь".

Так кайся Богу каждый час; молись сам и проси молитв у святых Божиих, людей праведных. Хорошо говорит об этом великий Варсонофий (отв. 522 и 541): "Если человек сам не потрудится по силе своей, то никакой не получит пользы от того, что святые будут за него молиться. Когда они будут молиться и поститься за него, а он будет сластолюбствовать, то какую пользу принесет молитва о нем? Ибо здесь сбывается сказанное в Писании: «Един созидаяй, а другий разоряли, что успеет более, токмо труд?» (Сир. 34; 23). Если бы возможно было, чтобы тот, о котором молятся святые, спасался, нимало не внимая себе, то что препятствовало бы святым спасать таким образом и всех грешных людей мира сего? Но хотя грешный и потрудится несколько сам, он имеет нужду в молитве праведного, ибо Апостол говорит: «много бо может молитва праведного поспешествуема» (Иак. 5; 16), то есть когда святой и праведный молится за грешного, то и грешный, по силе своей, должен содействовать молению святых покаянием: сам он недостаточен к уплате долгов своих, и приносит малое, а молитвы святых — многое. Например: кому-нибудь надобно перенести десять мер пшеницы, а он не может понести и двух, но найдет богобоязненного человека, который понесет за него девять мер, а ему оставит только одну и таким образом даст ему возможность спастись".

Вот что значит молитва праведных. Проси же молитвы их, грешная душа, и Бог за их молитвы услышит и твою молитву и помилует тебя. Аминь.

 

От тьмы к свету

 

Многоразличны пути Промысла Божия в обращении грешников от заблуждений их. Бывает, что люди считают человека совсем погибшим. Он покинул Церковь Божию и не хочет слушать ее Богом поставленных пастырей, никакие увещания не вразумляют его, но если в его сердце еще не погасла последняя искра совести, и гордость еще не помрачила совсем его разума, то благодать Божия находит средство к спасению его заблудшей души, вразумляет его и обращает на путь истины. Так было всегда, так бывает и в наше время. Вот поучительный рассказ священника-миссионера Саратовской епархии, напечатанный в Саратовских Епархиальных Ведомостях за 1893 год.

Крестьянин села Юзовской Мазы, Вольского уезда, Алексей Кириллов Константинов был с детства православным до двадцати лет, а потом уклонился в раскол нетовской секты, в которой находился до семидесяти лет своей жизни. Через двадцать пять лет после уклонения в раскол у него заболела правая нога: опухоль, гниение и судороги в ноге лишили его свободного движения, он сидел и мог ходить только с помощью посторонних людей. Так продолжалось около двадцати лет. Болезнь смирила его сердце и он стал думать про себя: "Не за отступление ли от Православной Церкви Бог наказывает меня?" И стал он просить Господа Бога, чтобы открыл ему путь спасительный. И вот однажды он уснул, и во сне увидел православный и единоверческий храмы в ярком сиянии неизреченного божественного света, а молитвенный дом старообрядцев во тьме и мраке, и в то же время услышал тайный голос, который говорил ему: "Оставь тьму, иди к свету и спасешься". С этим он и проснулся. Долго думал Константинов о том, что значит это видение. Один из православных, Василий Тихонович Губин, услышав от него самого рассказ об этом видении, посоветовал ему немедленно присоединиться к Святой Церкви Православной. Но он не соглашался, говоря: "В прежние времена творились чудеса в Святой Церкви, а ныне их нет, следовательно, и благодати в ней нет. Если бы вот зажила у меня нога по ее молитве, я тотчас же присоединился бы к ней". "Веруй, — сказал ему Губин, — и по вере твоей будет тебе". Сильная болезнь ноги заставила Константинова от чистого сердца сказать: "Верую, Господи, во Святую Церковь Твою, помоги моему неверию!" И что же? С этой самой минуты болезнь затихла, нога стала подживать, а через месяц он стал совершенно здоровым и уже не чувствовал никакой боли в ноге. Но этим дело не кончилось. После исцеления Константинов не поспешил исполнить свое обещание, а явленную ему милость Божию приписал случайности. Укоренившиеся раскольнические мысли говорили ему: "Не по вере в Церковь Православную исцелился я, а по молитве моих братий старообрядцев". В этом убеждении укрепляли его и раскольники. Так способно бывает лукавить сердце человеческое, когда в нем укоренится худая привычка!

Проходит около трех лет, а он не только не думает присоединяться к Церкви Православной, но еще всячески поносит ее. И вот, в 1890 году, на сырной неделе, сделался с ним сильный удар, от которого он долго лежал без памяти, а когда пришел в сознание, тотчас встал перед иконами и с клятвой дал обещание присоединиться к Православной Церкви. Наступила первая неделя Великого поста. Каждый день он собирался идти в церковь, но никак не мог принудить себя к тому. Враг внушал ему: "Как это ты пойдешь в церковь? На тебя будут смотреть все старообрядцы как на врага и отступника, и будут смеяться в глаза!" Наконец, настал первый воскресный день Великого поста. Помолившись Богу, Константинов решился идти к литургии. Вышел он на улицу, остановился, долго смотрел на народ, идущий в православную церковь и в раскольническую моленную, и думал: "Не воротиться ли опять домой? Нет, — решил он, — пойду!" Подходя к церковной ограде, он вдруг почувствовал ужасный страх: тело его дрожало точно в лихорадке, мысли бродили в голове смутно и неопределенно. Собрав все свои силы, он вошел в сторожку и, помолившись святым иконам, встал у задней двери, как вкопанный, не переставая дрожать. Народу в сторожке было много. Василий Тихонов Губин читал из Пролога: чтение приостановилось, все обратили внимание на вошедшего. "Подойди-ка сюда ближе, Алексей Кириллович, — сказал Губин, — послушай-ка, как святые отцы страдали за Церковь". Тот медленно подошел к столу и сел рядом с Губиным.

В эту минуту ударили в церковный большой колокол, и православные все перекрестились. Константинов, испугавшись, не знал, что ему делать. Он сидел как живой мертвец и сильно дрожал. Народ стал выходить из сторожки в церковь. Константинов идти в церковь не мог, ноги не повиновались ему, особенно правая: болезнь ее как бы отрыгнула (вновь вернулась) и не давала ему покоя, сила воли ослабела, решимости не стало в нем, и он зарыдал, как малый младенец. "Желаешь ли присоединиться к Святой Церкви Православной?" — спросил его Губин. "Желаю", — отвечал он... Его взяли под руки и ввели в церковь.

По совершении проскомидии священник присоединил его к Святой Церкви, исповедал, и за литургией приобщил Святых Христовых Таин. Все это так отрадно подействовало на старика Константинова, что он и сейчас не может говорить об этом без слез. Из закаленного раскольника он сделался истинным сыном Православной Церкви, благодарит Бога за исцеление его болезни телесной и душевной и оплакивает те времена, в которые по неведению грешил против Святой Церкви и хулил ее пастырей и Святые Таинства. Его примеру последовали его семья и его родственники. Старику теперь (в 1843 году) семьдесят лет, но он еще совсем бодрый и болезни никакой в ноге не ощущает. Он неопустительно посещает храм Божий и каждый год трижды бывает у исповеди и Святого Причащения.

Братие, именующие себя старообрядцами! Вдумайтесь беспристрастно в этот рассказ. Вы все порицаете Церковь Православную за изменение якобы старых обрядов, за исправление книг и подобное. Но ведь вне Церкви нет спасения! Ваше самовольное общество не составляет Церкви спасающей. Хотите ли познать истину беспристрастно, какова бы она ни была? Просите Господа: "Скажи нам, Господи, путь, в оньже пойдем. Настави нас на истину Твою, да во свете лица Твоего пойдем, и о имени Твоем спасемся". И Господь услышит молитву вашу. Он готов даже чудесно содействовать вашему обращению и спасению, только бы вы искренно и всем сердцем пожелали найти путь, вводящий в жизнь вечную…

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.