Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что такое заповеди Церковные?



«Слыши, сыне, наставление отца твоего, и не отрини заветов матере твоея» (Притч. 1;8).

Это слово Премудрости, братия, прилично обратить к каждому сыну Церкви Православной: «Слыши, сыне, наставленые, или повеление Отца твоего — Бога, и не отрини заветов матере твоея» — Святой Церкви. Так, христиане, есть заповеди Божии, необходимые для спасения, есть и заповеди Церкви, также спасительные и благотворные. Как Мать, пекущаяся о спасении нашем, Церковь знает и все нужды, и все немощи наши, и для нашего же блага дает нам свои материнские наставления, свои заповеди, и, подобно Господу своему, говорят нам: «Аще любите мя, заповеди моя соблюдите» (Ин. 14; 14). И мы обязаны почитать и любить Святую Церковь, мы должны повиноваться ей. Если послушный сын не отвергает наставлений своей матери плотской, то как же можно отвергать завещания духовной Матери нашей, Святой Церкви Православной, блюстительницы нашего спасения, руководительницы к Царствию Небесному? Неразумно некоторые говорят: довольно нам заповедей Божиих; для чего еще заповеди церковные? зачем прилагать новые тяжести к прежним? — Чтобы не думать так и не говорить, познаем, что такое эти заповеди церковные. 1). Это не какие-либо новые заповеди, не такие, на которые не было бы указания в самых заповедях Божиих. Заповеди Церкви не только согласны с заповедями Божиими, но суть те же самые заповеди, только более подробно объясненные. Так есть Божественная заповедь о посвящении особенных дней для богослужения, а церковь и назначает эти особенные дни, требует от нас участия в ее богослужении общественном, — где же тут новая заповедь? Не та же ли это заповедь Божия, только более раскрытая и объясненная? Есть заповедь Господня: «покайтеся». А Церковь назначает известные времена и дни для покаяния, в эти дни заповедует пост, не позволяет совершать торжеств брачных. Где же тут что-либо новое, не подходящее под общую заповедь Господню? Церковь говорит как бы так: чада! нам заповедано молиться и освящать известные дни богослужением, идите во храмы мои, где я все приготовила, что нужно для богослужения. Нам велено совершать покаяние: вот и для этого указываю вам время и способ, примите мои правила, уже освященные, испытанные, верные. Кто скажет после сего: зачем это? Кто назовет все это новостью? 2). Церковные заповеди не трудны для ревнителей благочестия и для того даются, чтоб облегчить нам исполнение заповедей Божиих. Церковь в своих правилах соображается и с возрастом, и с состоянием чад своих. К Великому, например, посту она приготовляет нас постепенно, возвещает о нем заранее, в самый пост оглашает нас умилительным пением, поучает примерами святых, руководит молитвами и особенными священнодействиями, в некоторые дни облегчает пост. Что же тут трудного? Заповеди Святой Церкви — это истинно материнские завещания! Мать ничего не требует от детей, что выше сил их. 3). Да если и есть какой труд в исполнении заповедей Церкви, то он с преизбытком вознаграждается духовной пользой, какую доставляет послушным. Ты, послушный сын Церкви, приучаешь себя с детства посещать святой храм, изучаешь молитвы и все богослужение, ты привыкаешь в постные дни ограничивать свои похотения чувственные; этим послушанием Церкви ты полагаешь основание всем добродетелям христианским. И исполняется слово Господне: «верный в мале и во мнозе верен есть, а неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть» (Лк. 16; 10). Если кто не радит о сохранении заповедей церковных, то можно ли поверить, что он — строгий наблюдатель заповедей Божиих? Посмотрите на людей благочестивых: они свято чтут предписания Святой Церкви, они любят ее богослужение и собрания, ее обычаи, ее книги и песнопения. Чада Церкви Православной! Не верьте "разумным" нынешнего века, будто нет греха в нарушении уставов Святой Церкви! Так могут думать только те, которые не знают или не хотят знать ее духовной власти над нами. Церковь облечена силой и властью Христовою, имеет ключи Царства Небесного; что разрешает или связывает она на земле, то разрешается или связывается на Небеси. Пастырям ее сказал Господь: «Слушали вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается» (Лк. 10; 16). О власти церковной вообще сказано: «...аще и Церковь кто преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18; 17), т.е. тоже, что нехристианину. Значит, если ты не покоряешься уставам церковным, то не покоряешься власти апостольской, власти Христовой; тогда, если не обратишься, все источники спасения, открытые в Церкви, заградятся для тебя, и ты останешься вне ковчега спасительного, ибо вне Церкви, как вне ковчега Ноева, нет спасения.

Постараемся же, братия, лучше познать заветы Матери нашей, Святой Церкви. Нарочитых заповедей церковных обыкновенно считается девять. Первая заповедь предписывает совершать богослужение в известные времена и по особенному чину или уставу церковному. Вторая заповедь повелевает молиться за пастырей, Церкви, за царя, за начальников и всех православных христиан, живых и усопших. Третья заповедь предписывает особенные молитвы на разные случаи, бедственные и радостные. Четвертая заповедь поучает, когда и как должно поститься. Пятая заповедь повелевает исповедывать грехи перед священником. Шестая заповедь запрещает иметь общение с еретиками. Седьмая заповедь требует особенного уважения и послушания духовным отцам. Восьмая заповедь повелевает совершать браки только во времена, дозволенные Церковью и удаляться всяких бесчинств. Девятая заповедь предписывает почитать святыню и любить благоление храмов Божиих.

Вот, возлюбленные, те девять заповедей, какие должно особенно наблюдать православным христианам из любви к Матери своей, Святой Церкви Православной. Все они спасительны, все согласны с заповедями Божиими, и мы при самом Крещении обязались все их исполнять, когда обязались веровать во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Аминь.

(Из "Воскресного чтения", 1852)




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.