Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Утешение в потере близких – ищущим Христова утешения



Троицкие Листки

(духовно-нравственное чтение для народа, публикуемое в конце 19 века) № 51 - 99

 

51. Весна. Весенняя молитва. 2

Чему учит нас весна?. 2

Весенние посевы.. 3

52. Утешение в потере близких – ищущим Христова утешения. 3

53. Вознесение Господне. 5

Для чего Господь наш вознесся на небо?. 5

54. Не обижай. 6

Лучше сам потерпи. 7

55. Кроме Церкви Православной, нигде нельзя обрести спасение. 8

56. Советы опытного старца. 9

Хромец и слепец. 10

57. Бойся осуждать иереев Божиих. 11

Святые Таинства не теряют своей силы от недостоинства совершающего их иерея. 11

58. Цветы.. 12

59. Что такое заповеди Церковные?. 14

Пример строгого соблюдения уставов Церковных. 15

60. Златое слово старины. О том, как жить по-Божии. 15

61. Небесная гостья. 18

Наша надежда непостыдная. 19

62. Наши идолы.. 20

Можно ли ныне быть мучеником?. 21

63. Церковная молитва выше домашней. 21

64. Жизнь течет! 23

Вода мимотекущая. 23

65. Что такое проскомидия?. 24

Польза поминовения на проскомидии. 25

66. Пути правды.. 26

67. Полночь. 27

68. Есть ли ныне чудотворцы?. 28

69. У Бога милости много, но подается она только смиренным.. 30

70. Древнерусские поучения против пьянства. 31

71. Обличительная беседа со скопцами. 33

72. Притча о двух господах. 34

73. Что такое Священное Предание?. 36

74. Урок любви христианской. 37

75. Помните, дети, пятую заповедь. 39

76. Поучительные уроки из истории Всемирного потопа. 40

77. Доброе слово торговым людям.. 42

Благородный купец. 43

78. Почему мы почитаем Крест Христов?. 43

79. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.. 45

Покров Матери Божией над русской землей. 45

80. Осень. 46

81. О том, как Матерь Божия спасла Россию в тяжкую годину междуцарствия. 48

82. К чему ведут семейные раздоры?. 49

83. Жизнь есть духовная война. 51

Враг с ленивыми не борется. 52

84. От совести никуда не убежишь. 53

85. Вход во Храм Пресвятой Богородицы.. 54

Дети понятливы, будьте при них осторожнее. 55

86. С порочными не дружись. 55

87. Можно ли верить всякому сну?. 57

Когда сон бывает легче и приятнее?. 59

88. Беседа о сквернословии и о матерном слове. 59

89. В деле веры и спасения нельзя полагаться на свое мудрование. 60

Мудрая простота веры.. 61

90. Бойся толковать Священное Писание по-своему. 62

Молитва святителя Иоанна Златоуста перед чтением или слушанием Слова Божия. 63

91. Две лествицы.. 64

92. Не бегай встречи со священником.. 65

93. Бегство в Египет. 67

Рядиться – грешно. 68

94. Иордан. 68

95. Тайна долголетней жизни. 69

96. Не всякому слуху верь. 71

97. Исповедь. 72

98. Не всякую и «правду» полезно говорить. 74

99. Русский Иосиф Прекрасный. 75

 

Весна. Весенняя молитва

 

Благий Человеколюбец! Если на траву, на цветы, на всякую зелень земную обильно изливается благодать Твоя во время свое, то кольми паче подашь Ты просимое рабу Твоему, умоляющему Тебя. Ибо вот, проясняется воздух, и птицы разнообразят голоса свои, воспевая славу великой Премудрости Твоей. Вот вся земля облекается в ризу испещренных цветов, сотканную без рук человеческих, — веселится и празднует праздник. Воскропи и на мое сердце росою благодати Твоей, благий Человеколюбец! Как засеянная земля без ниспадения довольного дождя не может дать и воспитать произрастений своих, — так и сердце мое без благодати Твоей не в силах изнесть благоугодное Тебе и принести плод правды. Этот дождь питает растения, и древа увенчиваются разнообразными цветами, и роса благодати Твоей да просветит ум мой и сердце мое да украсит цветами умиления, смирения, любви и терпения. Да приблизится моление мое пред Тя, Господи! Даруй мне Святого семени Твоего, чтобы мог я принести Тебе рукояти, полные плодов благих, и сказать: "Слава Давшему что принести Ему", — и поклониться Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Из творений преподобного Ефрема Сирина)

 

Чему учит нас весна?

 

Каждый видит, как на земле все обновляется с наступлением весны. Растения, не обнаруживавшие признаков жизни, с возвращением солнца снова начинают свою жизнь, на них являются почки, листья, и они снова цветут. Зерно, брошенное в землю, спало там сном, по-видимому, непробудным, но теплый луч коснулся земли, и оно выходит на свет Божий, и красуется золотистым цветком. Все эти чудные явления природы, так часто видимые нами, не что иное, как преобразование нашего нетления и покоя смертного во гробе, нашего восстания и обновления для жизни лучшей, вечной. С особенной радостью смотришь ты на появление цветов и растений в первые дни весенние, ты не можешь объяснить своей радости, сознаешь только, что душа твоя как бы обновляется обновлением сей природы. Знай же, друг мой, что радость твоя при взоре на весеннее обновление лица земного есть предчувствие твоего собственного обновления. Мы засеваем землю телами своими, удобряем, как селянин, семенами свое поле, и для нас наступит весна, как наступает она для семени. — Но не для всех радостна и весна природы: не для всех будет отрадна и весна мира и человечества. Веселится и красуется жизнью во время весны только то, что сберегло свои соки в зимнюю пору, что сохранилось от повреждения. Чахлое дерево, как и чахлый человек, напротив, только теперь обнаруживают всю силу своего повреждения. Не то же ли будет и в общее всех воскресение? Возвеселится жизнью будущего века только та душа, которая принесет с собой запас добрых дел. А поврежденной душе упорного грешника лучше бы не являться туда. Замечали ли вы тяжкую скорбь на лицах, изнуренных неизлечимой болезнью, при виде обновляющейся природы? им грустно, что вокруг их веселье и жизнь, а в груди тоска и смерть. Вот живое изображение состояния душ грешных в общее воскресение! Не радостно! Будем врачеваться заблаговременно покаянием, иначе приидет весна — и горе нам, если встретим ее со смертельным внутренним недугом...

 

Весенние посевы

 

Только что настала весна со своим благодатным теплом, и не успел еще снег сойти с полей, как вы все, православные, принялись за полевые работы. В настоящее время это первая у вас забота и, надобно правду сказать — забота похвальная. Ведь если не посеешь, так нечего будет и жать, а там нечего и есть. Заботливость вашу благословляет Сам Бог, когда вслед за зимней стужей посылает тепло, и когда самая земля бывает готова и способна принять семена, чтобы произрастить вам хлеб для вашего пропитания и для всех ваших нужд. Как земледельцы, вы прекрасно делаете, что при открытии весны хлопочете о том, чтоб посеять хлеб, посеять побольше и посеять вовремя. Но делаете ли вы, как христиане, сеяние духовное, — сеете ли вы для своей души необходимое для будущей, блаженной, вечной жизни ее? Здесь-то вы хлопочете о своем пропитании. Но чем ваши души-то в будущей жизни, после всеобщего воскресения, будут довольствоваться? Вот об этом-то сеянии надобно подумать. Да и как не думать нам о сеянии для бессмертной своей души? Как не думать о сеянии, то есть о приготовлении добрых дел, от которых будет зависеть вечная наша жизнь? Теперь вы запасаетесь всем, что потребно для вас в жизни; никому не хочется быть бедняком и терпеть нужду. Как же не сделать ничего для души-то своей, как не запастись на будущую, не краткую, как настоящая, а на вечную жизнь ее? Теперь вы сеете, хлопочете о том, чтобы было вам что есть и пить, никому не хочется страдать или умирать от голода. Как же не подумать о душе-то, как не похлопотать о том, чтоб она не голодала и не жаждала веки вечные? Разве затем мы живем на земле, чтобы только жить, чтобы жить да хлопотать об удобствах и радостях своего тела? Нет! Не земля наше отечество. Наше отечество на небе. На небо всех нас Господь желает собрать. На небе Он, Милосердный, приготовил для нас Свое Царство нескончаемое, Царство полное Божественных радостей, неизъяснимого блаженства и неизреченной славы. Наша забота теперь и должна состоять в том, чтобы сделать запас добрых дел и идти туда, в небесные обители. И скажите, с чем мы пойдем, с чем явимся на небо, когда не припасем никакого добра в этот путь? Скажите, разумно ли будет все суетиться и беспокоиться для мамоны, и суетиться до изнурения сил — до упаду, и забыть о том, с чем явиться на тот свет? «Не душа ли больши есть пищи?» (Мф. 6; 25) — сказал нам наш Спаситель. Подлинно, братия! душа больше пищи. Но не с тем я говорю это, чтобы вы не работали, не трудились. Нет! Для труда мы живем, на труд нас Бог сотворил. А говорю, что самая главная забота ваша должна быть о спасении души. И помышляйте о спасении, и разговаривайте о спасении, и трудитесь для спасения. Вот, например, если Бог позволит тебе что-нибудь своими мозолями и потом нажить, — не будь скуп и не расточай всего для себя одного, а удели и ближнему своему, неимущему. Дай бедному, что можешь. Положим, невелик твой грош или там какая мерка хлеба, которую дашь убогому, да велико милосердие Божие, потому что Христос Спаситель наш всякую крошку, данную тобой во имя Его бедняку, принимает на Свои руки и на Страшном Суде возвратит тебе в тысячу раз больше, нежели сколько ты дал. Этого мало. Он милостиво и любезно поставит тебя по правую Свою руку, вместе с наследниками Царствия Своего. И этого мало. Он объявит всему свету, всем людям, от первого Адама и до последнего, кто родится при конце мира, что ты сделал для Него в своей жизни, — что ты Ему Самому когда-то подал на Святую Церковь, а тогда-то поставил свечку или там другое какое сделал пожертвование. Вот какой урожай-то будет у того, кто посеет для будущей жизни! Не то, что теперь, — посеешь, да случается, иногда не воротишь и семян.

О, милосердный Боже! Какой радостью и каким блаженством переполнится тогда тот человек, которому Ты скажешь: приди ко Мне! Такой полноты радости и внутреннего довольства совестью никто в этой жизни не изведал и не поймет.

Братья мои возлюбленные! Ищите прежде всего Царствия Божия, сейте более всего в жизнь вечную, сейте, пока есть время, пока Господь держит вас на белом свете. Тот, кто умер, уже не будет сеять. Нельзя! Точно также, как и вы в зимнюю пору не сеете, — нельзя, а пробавляетесь тем, что по милости Божией припасли летним временем. Аминь.

(Поучение из духовного журнала "Странник", 1860)

 

Утешение в потере близких – ищущим Христова утешения

 

«Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти?» (Пс. 88; 49).

«Блаженни мертвии, умирающий о Господе, ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих» (Апок. 14; 13).

«Не скорбите, якоже прочий не имущий упования» (1Сол. 4; 13).

«Уповающаго же на Господа милость обыдет» (Пс. 31; 10).

«Упование наше Отец, Прибежище — Сын, Покров —Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе! К Тебе воззвах, внегда уны сердце мое» (Пс. 60; 3),

«в день скорби моея Бога взысках» (Пс. 76; 2).

Кто не терял близких сердцу, кто не нуждается в "Христовом утешении", о котором молит для всех плачущих и болезнующих по отшедшим Матерь наша, Святая Церковь Православная, у Бессмертного Христа Царя и Бога нашего, веселя нас надеждой воскресения! Потеряв человека, даем мы ему настоящую цену, даже иногда, может быть, и увеличиваем оную.

С моим зачатием написывается внутри меня закон разрушения; на каждый вновь образующийся член смерть накладывала свое грозное клеймо, говоря: он мой. Цепь дней моих есть цепь больших или меньших страданий; каждый новый день моей жизни есть новый шаг, приближающий меня к нетлению. Приходят болезни, и трепещущее сердце вопрошает их: предвестники ли вы только моей кончины, или уже дана вам власть разлучить тело от души разлукой горестной и страшной? Иногда умственное мое око, развлеченное суетой, не видит моей печальной участи, но едва встретится какое-либо внезапное скорбное приключение, опять быстро притекает к моему любимому поучению, как младенец к соскам материнским, — к поучению о смерти, ибо в истинной печали сокрыто истинное утешение, и благоразумное памятование смерти расторгает смертные узы!

Ты, Которого неизреченной благости мы создание, скажи нам, почто жизнь нашу растворил горестями? Неужели Твое милосердие не трогается нашими страданиями? почто даешь мне бытие и потом восхищаешь его мучительной смертью?

Не услаждаюсь Я, вещает Бог, твоими болезнями, о человек! Но из семени скорбей твоих и твоих печалей желаю произрастить для тебя плоды вечного блаженства. Не в твоем только теле запечатлел Я закон смерти и разрушения, — запечатлел его в каждом предмете этого видимого мира. Я заповедал всему миру вопить тебе вместе с твоим телом, что жизнь эта не есть жизнь истинная и настоящая, что нет в этом мире ничего постоянного, к чему могло бы привязаться твое сердце любовью непредосудительной! Когда ты не внемлешь громкому гласу всей вселенной, тогда Отеческое Мое благоутробие заставляет Меня поднять жезл наказания; тогда томлю тебя искушениями, измождаю недугами, угрызая скорбями, дабы ты, оставив безумие, сделался премудр. Я Сам претерпел Крест ради спасения человеческого и кого хочу привлечь к Себе, того сперва поражаю скорбями и стрелами скорбей умерщвляю его сердце к временным сладостям. Жезл наказания есть знамение любви Моей к человеку. Так некогда уязвлял Я страданиями сердце раба Моего, Давида, и когда поток искушений отделил его от мира, тогда некоторое необычное размышление явилось в уме его. «Помыслих, — пишет он, — дни первыя, и лета вечная помянул, и поучахся!» (Пс. 76; 6), — то есть взглянул я на мимошедшие дни моей жизни, и они мне показались мимолетным сном, быстро исчезнувшим явлением. Потом воспомянул о вечности, стал сличать ее с краткостью прошедшей моей жизни и, сравнив вечное с временным, убедился, и в чем же убедился? «Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется» (Пс. 38; 7), — т.е. сколько человек не суетится, сколько не заботится о разных временных приобретениях, однако все это напрасно, ибо не престает он быть на земле некоторым кратким явлением, гостем, странником! Таковые чувства и размышления удалили его от мира страстей, он начал поучаться в законе Господнем день и ночь и стремиться к познанию себя и Бога, как жаждущий елень приходить на источники прохладных вод. Как царь, он имел возможность всех временных наслаждений, но когда вкусил сладости внутренних благ, тогда забыл снести и самый хлеб свой. (Пс. 101; 5).

Сердечно соболезную и сострадаю в горести вашей, и в полной мере ценю скорбь сердца вашего, по немощи человеческой и сродному ей печалованию; лишась близкого и любезного сердцу человека, нельзя не чувствовать и не болеть сердцу, и надобно отдать долг любимому предмету соболезнованием, однако ж, не предаваться неутешному сетованию и скорбению; но так как вы — истинный христианин, ищите утешения страждущему духу вашему в священной нашей вере, во уповании на благость Божию и безмерную Его любовь к нам, грешным, и в предании себя во всем Его Святой воле. Только для неверующих не цветет в домашней жизни чистая радость, ибо кто умирает для его сердца, тот умирает навсегда, из отдаленной вечности ему не блещет луч надежды и утешения, его радости мгновенны, а печали безотрадны. Но христианин, убежденный и уверенный в действиях Промысла Божия, покоряется Святой Его воле, вся на пользу устрояющей, и познает, что в здешней юдоли он есть странник, идущий в свое отечество и препровождающий в него отходящих отселе близких и друзей по назначенному для них творческой Премудростью окончанию своего странствования, надеется и сам с ними некогда соединиться в блаженной вечности милостью Бога нашего. И это самое утоляет печаль о разлуке с близкими сердцу нашему людьми. К этому же и святый апостол Павел укрепляет своим учением в Послании к Солунянам: «Не хощу вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочий неимущий упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе; тако и Бог умершия о Иисусе приведет с Ним» (1 Сол. 4; 13, 14), — т.е. умершие в вере и надежде жизни вечной воскреснут. Примите это рассуждение в утешение вашей печали, положитесь на милосердие Творца нашего и явите покорность Святой Его воле.

Написал я вам мои чувства, если и противные светскому разуму, то, по крайней мере, искренние, а искренность может быть утешительной во время печали. Усопший завещал вам перед своею кончиной быть добрым христианином; и я вам этого желаю от всего моего сердца. Тогда смерть потеряет в очах ваших свой грозный вид и сделается только некоторым приятнейшим переходом от временных скорбей к бесконечному наслаждению; она перенесет вас в чертоги, в коих теперь обитает, как мы с некоторой достоверностью угадываем, наш почтеннейший о Господе брат. Самая печаль об умерших, озаренная светом истинного разума, истаивает, а на месте ее зачинает прозябать благое упование, утешающее и веселящее душу.

... За все слава Премилосердному Богу, изливающему нам во всяком случае неизреченные блага! Ибо Источник благости не может источать из Себя никаких других волн, кроме благостных, не понимая коих человек часто ропщет на Всеблагого.

«Бог наш не есть Бог мертвых, но Бог живых, вси бо Тому живи суть. Аще живем, аще умираем, Господни есмы». Тому слава и держава во веки веков. Аминь.

(Из писем Оптинского старца иеросхимонаха Макария)

 

Вознесение Господне

 

В четыредесятый день по Воскресении Своем, Иисус Христос собрал учеников Своих в Иерусалим и в последний раз дал им следующие наставления: "Вы идите по всему миру и проповедайте Евангелие (без различия) всем людям. Кто уверует и примет Крещение, тот будет спасен; а кто не уверует, тот подвергнется вечному осуждению. Вы же не отлучайтесь из Иерусалима, пока не облечетесь силой свыше. Вот (вскоре) Я пошлю на вас обещанное от Отца Моего, о чем вы слышали от Мены. Потому что Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым". — Ученики стали спрашивать Его: "Господи! Не в это ли самое время Ты восстановишь и царство Израилю?" — Он отвечал: "Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете свидетелями обо Мне в Иерусалиме и по всей Иудее, и в Самарии, и даже до пределов земли". — После этого Иисус Христос вывел их вон из Иерусалима на гору Масличную напротив Вифании и, поднявши руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и в их глазах подниматься от земли, и облако взяло Его из виду их. Таким образом Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога. Ученики все еще смотрели вслед вознесшегося Господа, как предстали пред них два мужа в белой одежде и сказали: "Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, Который вознесся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Тогда они воздали Ему, Как Господу Богу, служебное поклонение и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, славословя и благословляя Бога.

(Из "Священной истории " протоиерея М. Богословского)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.