Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Горькая правда о «невинной забаве»



 

Еще премудрый Соломон сказал: «Не обличай злых, да не возненавидят тебе», потому что злому человеку правда глаза колет. Другое дело человек добрый и мудрый: «обличай премудра, и возлюбит тя» (Притч. 9; 8),. К таким мудрецам и обращаю слово мое, потому что хочу говорить о грехе, который многие ныне и в грех не ставят, так он вошел в нравы и обычаи мирской жизни. Кто любит Божию правду, тот примет к сердцу мое слово, а кто не любит обличений, тот лучше не читай этого листка.

Братие! Мы так излукавились, что часто намеренно закрываем глаза и притворяемся, будто не видим правды Божией, чтобы совесть не тревожила, чтобы спокойнее было грешить... А ведь Богато не обманешь, да и совесть — если не здесь, то на том свете — свое возьмет! Так из-за чего же лукавить? Ради чего грех на душу брать? Взглянем же, друзья, правде прямо в глаза. Она светлее солнца, но если мы не ослеплены раньше самооправданием, то не ослепнем, а еще более просветимся от светлых лучей Божией правды. А она говорит: "Для чего ты, человек, живешь на свете? Для чего Бог дал тебе эту жизнь, крепкие силы, здоровье, светлый ум и доброе сердце?" Для того, конечно, чтобы ты лучше приготовился к будущей жизни, чтобы побольше на земле добра сделал, чтобы было тебе с чем явиться на тот свет. Не так ли? А вот ты тратишь и время, и Богом данные тебе средства на такую пустую забаву, как, например, картежная игра! Ужели и это нужно для будущей жизни? Скажи по совести, брат мой, без всякого лукавства! О, конечно, ты этого не скажешь; скажешь, может быть, только, что это — "невинная забава", отдых от труда... Посмотрим, так ли это "невинно", как ты думаешь. Положим, что ты — хозяин; у тебя есть работник, наемный человек, которого ты поишь и кормишь, и жалованье ему платишь; вот ты поручил ему какое-нибудь нужное, срочное дело; проходит срок, ты призываешь его и спрашиваешь: "Что? Готово?..". А он тебе отвечает: "Нет еще"... — "Почему?" — "Не успел... в карты играл..." Что ты ему на это скажешь? Уверен, что будь ты добрейший человек — ты все же назовешь его ленивцем, негодным человеком, и прогонишь его от себя. Приложи же теперь этот пример к себе самому: Бог дал тебе время жизни, и велел тебе делать больше добра; время — это великий дар Божий, это такой талант, на который все можно купить, даже самую вечность, вечную жизнь, Царство Небесное. Дал Бог тебе этот талант, и сказал: "Смотри же, не трать его на пустое: дорожи «временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5; 16), обманчивы. Познавай, «что есть воля Божия" (Еф. 5; 17). А ты, как неразумный ребенок, тратишь бесценное время на пустые забавы. Придет смерть, позовет Бог к ответу: "На что ты жизнь употребил? Куда время потратил?.." Что на это будешь отвечать?.. "В карты, Господи, проиграл!.." Неправда ли? и подумать об этом стыдно... стыдно и страшно. Вспомни, друг мой, притчу Христову о талантах: домовладыка не пощадил ленивого раба даже и тогда, когда он возвратил ему талант в целости, только процентами его не приумножил; чего же тебе ждать от Господа, когда ты не только не приумножаешь, но и вовсе теряешь златой талант Божий — бесценное время — на пустую забаву, выдуманную для развлечения безумного короля? Не грех ли это? И можно ли эту забаву назвать "невинной", если за нее придется услышать грозный приговор Небесного Домовладыки: «Лукавый рабе и ленивый!... Подобаше убо тебе вдати сребро Мое торжником, и пришед Аз взял бых Свое с лихвою; а ты сребро мое — время жизни твоей земной — растратил на пустые забавы; за это — вот Мое тебе определение; неключимаго раба вверзите во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом» (Мф. 25; 26-27, 30).

Но это еще не все. Картежная игра похищает не одно только время: она похищает у тебя мир душевный, спокойствие совести; она делает тебя неспособным к молитве: пойдет ли тебе на ум молитва, когда у тебя карты на уме? Она расстраивает твое здоровье, делает равнодушным к труду, к делам твоего звания; она сушит твое сердце, делает из тебя раздражительного самолюбца... Целые ночи готов ты просиживать за зеленым столом; ты горячишься, споришь, завидуешь, злишься; на что ты пригоден после стольких тревог?.. И это-то называешь ты "невинной забавой", отдыхом от трудов?.. О друг мой! Полно лукавить, себя самого обманывать! Какой тут отдых — тут только грех один! И потому-то особенно грешен этот грех, что ты его грехом не считаешь. Потому-то он и тяжко грешен, что ничего тебе не стоит бросить его, а ты все же не хочешь бросить, не хочешь расстаться с ним, как строптивый ребенок с опасной игрушкой. И становится для тебя эта игрушка — любимым твоим идолом, и служишь ты этому идолу — страсти своей — до забвения Бога. И в самом деле, Бог тебе говорит: дорожи временем, «дние лукави суть», и не на то даны, чтобы в карты играть; а ты говоришь, — что за грех поиграть часок-другой, и целые ночи проигрываешь; тебе говорят: игра в карты унижает христианина; это — прихоть, страсть, это — идолослужение; а ты хочешь всех уверить, что это только "невинное развлечение..." И если уж ты не можешь или просто не хочешь бросить для Господа Бога такую пустую игрушку, то какой же ты после этого христианин? Что за воин Христов? И чего ждать от тебя, когда Бог потребует (а Он и требует, конечно), чтобы ты расстался с такими пороками, которые глубоко коренятся в греховной природе твоей, которых без боли, без страдания, без подвига, без особенной благодатной Божией помощи невозможно и вырвать из нашего сердца грехолюбивого?.. Да наконец просто — что ты за человек? Какая дряблость характера! Какая пустота души! Находить удовольствие — и в чем же? В том, чтобы унизить и обыграть человека, и притом друга-приятеля (ведь с недругом ты не будешь и в карты играть)... Оба вы рассчитываете, конечно, одержать верх друг над другом, и оба тем самым показываете, какими низкими помыслами питается ваше сердце... А что бы в эти часы заняться если уж не трудом, то хотя бы чтением полезных книг, доброй беседой во славу Божию, — но увы! — это вам не по душе, вы не находите в этом духовного утешения — бедные празднолюбцы!.. Но я еще не все сказал, что велит сказать правда Божия. Что тебя так увлекает к картежной игре? Желание показать свое искусство? Но это есть плод честолюбия. А чаще всего — желание выигрыша? Это еще хуже — плод сребролюбия. Всякое пожелание чужого есть уже грех против десятой заповеди Божией: Не пожелай. Мало того: картежник есть вор; это не я говорю, а великий угодник Божий, святитель Христов Тихон Задонский. "Картежники, — говорит он, — оба желают друг у друга выиграть денег, и чужим добром пользоваться, значит, оба и грешат против десятой заповеди Божией: «Не пожелай». А кто выигрывает, тот и самым делом похищает, и против восьмой заповеди: «Не укради» — согрешает. И хотя бы он не только имение свое, но ц самого себя проиграл, он все же — тать пред Богом, потому что у него в сердце есть желание чужого добра, а Бог по сердцу судит человека; Бог на сердце наше смотрит, и видит, что в нем делается, добро или зло, и по тому судит нас... Когда сердцем не пожелаешь чужого добра, то не станешь и в картьгаграть ради денег. А сколько проигравшиеся картежники наносят другим обид — и сказать трудно. Проигравшийся картежник обижает прежде всего домашних своих — жену, детей, отнимает у них то, что им по праву принадлежит. Если он судья или приказный, он бросается на взятки, преступает присягу, делается изменником Богу и Государю Царю своему, а оттого возносятся вопли плачевные к Судящему праведно; оттого происходят неурядицы и нестроения в обществе. Если же картежник — купец, то пускается на обманы и всякую неправду, входит в долги неоплатные... Итак, картежник ненавистен Богу, потому что нарушает Его святые заповеди. Ненавистен домашним, потому что отнимает у них потребное и разоряет дом свой. Ненавистен и всему обществу, потому что из-за своей пагубной страсти творит все неправды. Выигрывает ли он, или проигрывает — он одинаково согрешает пред Богом. Всяк убо картежник есть тать пред Богом, и как тать на суде Христовом явится, и с татями осудится"...

Нужно ли что-нибудь прибавлять к этому строгому слову смиренного святителя Божия? Ужели кто-нибудь и после этого слова правды Божией из уст великого чудотворца земли Русской осмелится спорить, будто картежная игра — только невинная забава? Но если бы и нашелся такой прекословный любитель этой забавы — не к нему мое слово, не для него написан этот листок. «Не обличай злых, да не возненавидят тебе, обличай премудра и возлюбит тя!»

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.