Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Духовные сокровища народной мудрости. Листок третий



 

Листок третий

Трудно подобрать сразу однородные пословицы, поэтому предлагаем, кроме новых разделов, дополнения и к прежним разделам, помещенным в "Троицких Листках" № 479 и № 488.

1. Бог и святыня. Благослови, Бог, почин! — Как ни толкуй, а Бог всех больше. — Бог-то Бог, да и сам не будь плох. — Счастливому талан (судьба) — от Бога дан. — Иному Бог дал, иному показал. — Богу молись, а добра ума держись. — Каждый о себе, а Бог обо всех (печется). — Все мы растем под красным солнышком, на Божией росе. — На долю всякого Бог зараждает. — Бог даст день — даст и пищу. — Бог пристанет — на всех достанет. — Говори: "Господи, подай", а сам руками доставай. — Не ходи ворожиться, ходи Богу молиться. — Как Бог на сердце положит (так и делай). — Что Бог ни даст: либо выручит, либо выучит. — Чего Бог не дал, того за деньги не купишь. — Милостив Бог, и я, по Его милости, не убог. — Все на свете творится благостью Божией (доброе), да глупостью человеческой (худое). — От всякой печали Бог избавляет. — Не плачься: Бог лучше полюбит! — Куда иного конь везет, туда бедняжку Бог несет. — Бог пути кажет. — Нужный путь Бог правит. — Божией воли не переводишь. — Силой у Бога не возьмешь. — С Богом не поспоришь. — Не все ненастье: Бог даст и солнышко. — Не противься Богу — неси свой крест. — Как ни живи, а Бога не гневи. — Предки (что будет впереди) — у Бога в руках. — Плохо молиться, как на уме двоится. — Без денег (если они у тебя есть) в церковь ходить грех (грешно не подать на свечку). — Сидя не крестятся. — Святой счет — троица. — Три перста крест кладут. — Без Троицы дом не строится. — Бог любит троицу. — Воскресный день — не наш, а Господень. — Церковное достояние — убогих богатство. — Нет хлеба дороже, как в просфоре, а золота — как в кресте. — Не худо, что просфора в полпуда. — Лучина с верой — чем не свеча? (Известно, что и преподобный Сергий, по недостатку восковых свеч, употреблял лучину при богослужении в своей убогой церквице)— Дай Бог—хорошо, а слава Богу— лучше. — Каков до Бога, таков и от Бога. — Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.

2. Милостыня. Дорога милостыня во время скудости. — В окно подать — Богу подать. — Одной рукой собирай, другой раздавай. — За Богом должок не пропадет. — Бог в долгу не останется. — С отказной Бог по дворам не ходит. — Оденем нагих, обуем босых, накормим алчных, напоим жаждных, проводим мертвых — заслужим Царство Небесное. — Кто сирых питает, тот Бога знает. — Нет милости не сотворшему милости ( в Священном Писании сказано: «Суд бо без милости не сотворщему милости: и хвалится милость на суде». — Иак. 2; 13). Не хвались серебром — хвались добром. Деньгами души не выкупишь. — Счастью не верь, и от бедного не затворяй дверь. — Милость — подпора правосудию. — Есть слезы — есть и совесть. — Люди радовались, когда ты родился; живи так, чтобы они плакали, когда ты умрешь. — Скупому душа дешевле гроша. — Скупой богач беднее нищего. — Убогий нуждается во многом, а скупой — во всем.

3. Добро и худо. Против совести — против Бога. — Доброе дело одно одного лучше; худое — одно одного хуже. — Добра ищи, а худо само придет. — Тот к добру не управит, кто в делах лукавит. — Хорошего мало на свете, а худого везде много. — Много худа на свете, а нет хуже худого разума. — Первое худо — худой разум (то есть худая воля, худое дело, худая жизнь). — Беззаконным закон не писан. — Худое худым и кончится.

4. Дом. Пища. Своя хатка —родная матка. —Свой уголок всего краше. — Всякий дом хозяином держится (красится). — В гостях хорошо, а дома лучше. — Хлеб — дар Божий, отец, кормилец; кроху наземь уронить грешно. — Хлеб — батюшка, водица — матушка. — Стол — Божия ладонь: кормит. — Пока есть хлеб да вода — все не беда. — Хлеба ни куска, так и в палатах тоска; а хлеба край, так и под елью рай. — Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. — Хлеб-соль и во сне хорошо. — За хлеб-соль не платят, кроме спасибо. — Кинь хлеб-соль позади, очутится впереди. — Кинь хлеб-соль за лес, пойдешь — найдешь. — Чем дарят, тем не корят. — Вино сперва веселит, а потом без ума творит. — Вино вину творит. — Пьянство — окаянство!

5. В дороге. В чужих людях. Не помолившись Богу, не ездят в дорогу. — Доброго пути! — С Богом. — Никола в путь, Христос по дорожке! — Первый поклон — Богу, второй — хозяину с хозяйкой, третий - всем добрым людям. — С поклона голова не заболит. — Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив. — Не гляди на лицо, гляди на обычай. — Глупый осудит, а умный рассудит. — Дерево смотри в плодах, а человека — в делах. — Не годами старость красна, а делами. — За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся. — Умей пошутить, умей и перестать. — Смех до плача доводит. — Смех наводит на грех. — Кому все не годится, тот и сам не годится. — Все на свете годится, только тот не годится, кому все не годится. — Людям не годимся, а Богу все годимся. — Где любят, там не учащай, а где не любят, туда ни ногой. — В чужой монастырь со своим уставом не ходи. — Не тем красен пир, что трубят в трубы, а тем, что люди людям любы. — Пиво — не диво, а мед — не хвала; а всему голова, что любовь дорога.

6. Честь. Гордость. Смирение. Честь чести на слово верит. — Честь честью, а дело делом. — Честному мужу честен и поклон. — Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть. —Честь лучше бесчестья (лучше отдать честь и недостойному, чем бесчестить его). — Не хвались, прежде Богу помолись. — Гнило слово похвальное. — Похвала — человеку пагуба. — Не хвали меня в глаза: испорчусь. — Не хвали в очи, не брани за глаза. — Неприятна похвала в устах грешника (не честь тебе, если хвалят тебя недобрые люди. — См. Сир. 15; 9). — Сам себя не хвали, не хули. — Кто хвалится, тот с горы свалится. — В хвасти (самохвальстве) нет сласти, а будь на деле верен. — Гордым быть — глупым слыть. — Спесь в добро не вводит. — Сатана гордился — с неба свалился; фараон гордился — в море утопился; а мы гордимся — куда годимся? — Смирение поборает гордыню. — Ум — в смирении. Чванство не ум, а недоумье. — Заносчивого коня построже зануздывают.

7. Знание. Труд. Леность. Одному всей премудрости не пройти. — Знай меньше, а делай больше. — Из малого выходит великое. — Из многих малых выходит одно большое. — Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается. — Истина хороша, да и правда не худа. — Ряда дело хорошее, а устойка и того лучше. — Рядись да оглядись; верши — не спеши; делай — не греши. — Упал, так вставай. — Упал, так целуй мать — сыру землю, да становись на ноги. — Умел ошибиться, умей и поправиться. — Любишь кататься, люби и саночки возить. —Доброе начало полдела откачало. — Живи всяк своим добром да своим горбом. — Всяк сам на себя хлеб добывает. — На свой пай сам промышляй. — Себя покоить — дому не пристроить. — Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. — Не то забота, как много работы, а то забота, как нет ее. — Под лежачий камень вода не течет. — Не начав — думай, а начав — делай. — Ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженку. —Трутни горазды на плутни. — Ум есть, как бы сладко съесть; а надо потужить, как бы пожить. — Кто авосьничает, тот и постничает. — Авось да небось доведет до того, что хоть брось. — Авоська веревку вьет, небоська петлю накидывает. — Труд человека кормит, а лень портит. — Лень добра не деет. — Ленивый не стоит и могилы!

8. Общительность. Овца руно растит не про себя. — Не на себя пчела работает. — Пчела трудится — для Бога свеча пригодится. — Одна пчела не много меду натаскает. — Один в поле не воин. — Одному и у каши не споро. — Одной рукой и узла не завяжешь. — Веревка крепка с повивкой, а человек — с помочью. — Веника целиком не переломишь, а по пруту весь веник переломаешь. — Сам себе на радость никто не живет. — С миру по нитке — голому рубашка. — Живи для людей, поживут и люди для тебя. — Друг на друга глядючи, — улыбнешься; на себя глядючи, — только всплачешься. — Глуп совсем, кто не знается ни с кем. — Без друзей да без связи — что без мази: скрипит не гладко, ехать гадко. — Другу дружи и недругу не груби. — Не бойся врага умного, бойся друга глупого. — Самолюб никому не люб. — Невежа и Бога гневит. — Чего в другом не любишь, того и сам не делай. — Не копай другому ямы, сам в нее ввалишься. — Не изводи лихова, приберет Бог любова.

9. Умеренность. Желай по силам, тянись по достатку. — Много желать — добра не видать. — Многого захочешь — последнее потеряешь. — За малым погонишься — большое потеряешь. — Много затевать — добра не видать. — Будешь богат, будешь и рогат. — Купишь лишнее, продашь нужное. — По одежке простирай ножки. — Будь малым доволен, больше получишь. — От добра добра не ищут. — Кто малым недоволен, тот большого недостоин. — Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. — Что Бог постлал, то и мяконько. — Мало-помалу птичка гнездо свивает. — По капле дождь, а реки поит; реками море стоит. — Капля по капле и камень долбит. — Дай Бог покой да хлеб святой.

10. Осторожность. Берегись бед, пока их нет. — С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь. — С землей дружись: от земли вышел, земля тебя кормит, и в землю пойдешь.

11. Житейские дела. Живи по старине, а хлеб ищи на стороне. — На стороне добывай, а дома не покидай. — На дело не набивайся, а от дела не бегай. — Вперед не забивайся, позади не оставайся. — Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону. — Ходи — не шатайся, говори — не заикайся, ешь — не объедайся, стой — не качайся. — Поспешишь — людей насмешишь. — Спешить не спеши, а поторапливайся. — Тише едешь — дальше будешь. — Скоро не всегда бывает споро. — Скорого дела не хвалят. — Скоро — так спасибо, а споро — так и два. — Десять раз примерь, один раз отрежь. — Время деньгу дает, а на деньги и времени не купишь. — Век мой впереди, век мой позади, а на руке — нет ничего!

12. Чужое. Свое. Чужим добром не разживешься. — Чужим умом в люди не выйдешь. — Чужим умом до порога жить. — В чужое дело не суйся. —Чужого не тронь, да и своего плохо не клади. — Береги чужое пуще своего. — Лучше свое отдать, нежели чужое взять. — Лучше по миру собирать, чем чужое брать. — Не радуйся чужому безвременью: сам под Богом! — Долг платежом красен. — Умел взять, умей и отдать. — Не думай, как бы взять, а думай, как бы отдать. — Заплати долг скорее, так будет веселее. — Чужой тайны другим не поверяй. — Открыть тайну — погубить верность. — Не дай Бог выдать доброго человека!

 

526. Стыдно мне пред Тобою, Господи!

 

Слышим, как один другому говорит: "Стыдно мне на тебя смотреть!" Слово это говорит тот, кто получил немало благодеяний от какого-либо человека, а потом много его оскорбил, и таким образом оказался неблагодарным к благодетелю своему, и наконец кается перед ним и виновность свою ему объявляет, и грех свой исповедует, и стыдится, и с сожалением ему говорит: "Стыдно мне на тебя смотреть!" Так и христианская душа, много Господу согрешившая, но потом в чувство пришедшая и кающаяся Богу, Создателю рвоему, со скорбью говорит: "Стыдно мне очи свои к Тебе возвести!" Ты — мой Создатель, я — Твое создание и дело рук Твоих: «Руце Твои сотвористе мя и создаете мя» (Пс. 118; 73). Но я этого не разумел, согрешая и беззаконнуя пред Тобой. Создал Ты меня не бесчувственной и безеловесной тварью, но человеком, чувствами и разумом и, что более всего того, образом Своим меня почтил: «образ есмъ неизреченныя Твоея славы». Но я этого великого Твоего дарования не разумел, не слушал Тебя, грешил и беззаконновал пред Тобой, и оскорблял Тебя, Создателя и Благодетеля моего толикого. Сего ради стыд лицо мое покрывает: стыдно мне и очи мои к Тебе возвести! «Тебе, Господи, правда, мне же стыдение лица» (Дан. 9; 7). Ты меня, оскверненного грехом, в беззакониях зачатого и во грехах рожденного, яко Бог человеколюбивый и не хотящий смерти грешника, во Святом Крещении омыл, освятил и оправдал. Но я и этого великого Твоего и непостижимого дара не разумел, паки себя (увы мне) многими грехами осквернил, и так тяжко пред Тобою согрешил и Тебя оскорбил, как «пес возвращься на свою блевотину и: свиния, омывшися, в кал тинный» (2 Пет. 2; 22). Вот в чем стыд лица моего! Горе мне, что согрешил я Тебе. «О сем смутися сердце мое, о сем померкнуша очи» мои (Плач. 5; 17). Стыдно убо мне очи свои к Тебе возвести! Стыжусь я на святое лицо Твое смотреть. Ты меня к вечному животу позвал, отворил мне двери Царствия Твоего, и того наследие человеколюбно обещал. Но я и этого не разумел, но обратился к суете мира сего, и искал богатства, чести и славы, а о вечном оном сокровище, от Тебя мне обещанном, не хотел и думать, и этим тяжко оскорблял Тебя. Стыдно убо мне на Тебя смотреть! Стыд лица моего покрывает меня. Ты меня питаешь, одеваешь, и все, и всякое добро, какое ни имею я, щедрой Твоей рукой Ты же подаешь мне. Но я преизобильного Твоего благодеяния не разумел, оскорблял Тебя, Благодетеля моего, и оказывался к Тебе, Благодетелю, неблагодарен. Вот в чем стыд лица моего! Стыдно убо мне на Тебя смотреть! И ныне признаю и исповедую неблагодарность и грехи мои перед Тобой; и знаю и признаюсь, что я подлинно недостоин неба и земли, и укруха (куска) хлеба, и никакого малейшего добра, и самой временной жизни сей, но только наказания достоин. Грехи мои и неблагодарность моя мне заслужили это. Но, о милостивый и человеколюбивый Господи, как величество Твое, тако и милость Твоя да будет на мне, грешном! Не погубил Ты меня, согрешающего; не погуби уже кающегося. Потерпел Ты беззаконнующего, и ожидал обращения; помилуй и приими обращающегося к Тебе. Помиловал Ты разбойников, убийц, блудников, хищников, грабителей и прочих тяжких грешников кающихся; помилуй и меня, подобного им. Видишь, Сердцеведче, печаль, тугу и стенание сердца моего, и стыд лица моего, яко Тебе, Создателю и Богу моему, согрешил. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое»(Пс. 50; 1). Не хочу уже более я ни в чем перед Тобой согрешать; но, как слово Твое научает, так и поступать постараюсь. Господи, помоги мне, и простри мне руку Твою святую, и укрепи мя, яко немощен есмь. «И милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего» (Пс. 22; 6).

Христиане! Рассуди добре и познай, кто ты и Кому ты согрешаешь, и Кого грехом твоим оскорбляешь, когда согрешаешь. Ты, земля и пепел и малый червячок, Божие непостижимое величие оскорбляешь грехом твоим; Бога великого, Которого Ангелы и все Небесные Силы со страхом и благоговеинством поют и славословят непрестанно, и Которого хотению и манию вся тварь повинуется и волю Его исполняет, а ты один не слушаешь Его и не почитаешь, но еще грехом оскорбляешь. Он твой Создатель, Искупитель и Благодетель, Какого нет и не может быть больше, а ты Его не почитаешь, перед Ним согрешаешь, и этим оскорбляешь Его. Сам рассуди, не великое ли безумие и слепота — не почитать и оскорблять Того, от Которого бытие наше имеем, и всякое добро, какое ни имеем, получаем? Какой подданный смеет не почтить и оскорбить царя своего? Разве безумный, и на свою явную пагубу. Какой сын отца своего не почитает? Разве бесчувственный. Какой раб господина своего не боится? Разве лишенный ума. Какой человек благодетеля своего захочет оскорбить? Разве тот, кто хуже скота и зверя. И скоты и звери знают своих благодетелей и помнят благодеяния их. А ты все это безумие и показываешь перед Господом Богом твоим, когда грешишь. И это-то и есть то, о чем глаголет Господь: «Сын славит отца, и раб господина своего убоится. И аще отец есмь Аз, то где слава Моя? И аще Господь есмь Аз, то где есть страх Мой? глаголет Господь Вседержитель» (Мал. 1; 6). Тяжко, воистину тяжко человеку оскорблять благодетеля своего, рабу — господина своего, сыну и дщери — отца своего, подначальному — начальника своего, еще более тяжко оскорбить подданному царя своего; сколь же несравненно более тяжко оскорбить Бога, Царя царствующих и Господа господствующих и Отца родителей наших и Благодетеля благодетелей наших! Грехом оскорбляется Бог потому, что при этом не оказывается достодолжное Ему послушание. О лютое зло — грех! Сладок человеку грех, но весьма горьки плоды его. И не думай, человече, что ты, когда человеку согрешаешь, Богу не согрешаешь. Нет, неправо такое мнение. Ибо кто против человека согрешит, тот и против Бога согрешит; и кто человека оскорбит, тот и Бога оскорбит. Как? Бог повелел нам человека не обижать и не оскорблять, но паче любить его и помогать ему. И если не делаем того, что Он повелел, то не оказываем Ему послушания и противимся святой воле Его. Видишь, человече, что грех против человека не может быть без греха против Бога, и оскорбление человека не бывает без оскорбления Божия. Ненавидишь человека, которого Бог любит и велел тебе любить, — ненавидишь и Самого Бога. Делаешь обиду человеку, а это Бог тебе запретил, значит, делаешь обиду Самому Богу. Видишь, куда грех твой к человеку, оскорбление твое и обида твоя, ему оказанная, видишь, куда восходит? К Самому Богу! А отсюда следует, что когда хочешь покаяться и примириться с Богом, то надобно тебе прежде примириться с ближним твоим, которого ты обидел и оскорбил. И об этом-то и глаголет Господь: «Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя; остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф. 5; 23-24). И, что особенно увеличивает тяжесть и мерзость греха и показывает слепоту и безумие человеческое, это то, что всякий грех, как и всякое дело, перед Богом и всевидящими очами Его совершается, ибо Бог везде есть и все видит. Кто дерзнет перед царем земным, или даже и перед низшей властью бесчинствовать? А ослепленный грешник дерзает это делать перед Богом и всевидящим оком Его! Когда все это рассудит человек, то непременно придет в истинное покаяние, сожаление и печаль сердечную, и будет жалеть и сокрушаться сердцем, что грешил и Бога оскорблял и прогневлял; и не смея возвести очей своих к Богу, будет признавать стыд свой: стыдно мне и очи мои к Тебе, Господи, возвести! И уже вперед пожелает лучше умереть, нежели согрешить. Познай же, христианин, Кому ты согрешаешь, и Кого оскорбляешь грехом, и непременно, истину тебе говорю, будешь сердечно каяться и беречься всякого греха. «Тако глаголет Господь, Господь Святый Израилев: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися и уразумёеши, где ecu был» (Ис. 30; 15).

(Из "Сокровища Духовного", святителя Тихона Задонского)

 

Бездождие и засуха

 

«И будет небо над главою твоею медяно и земля под тобою железна» (Втор. 28; 23)

Поистине, братие возлюбленные, одно из самых грозных и печальных явлений природы есть бездождие и засуха. Это род медленной смерти, или медленного огня, пожигающего жизнь растений и животных. Страшно смотреть и на небо и на землю, пожираемую раскаленными волнами пламенных лучей солнца; грустно видеть растения, поминутно увядающие, птиц и скотов, почти задыхающихся от нестерпимого зноя. "Видел я, —говорит святитель Василий Великий о засухе своего времени, — видел я засеянные поля, и много плакал об их бесплодии; пролил слезы, потому что не проливался на нас дождь. Иные семена засохли до всхода; такими же остались в браздах земли, какими зарыл их плуг; другие взошли несколько и, дав зелень, жалким образом увяли от зноя, — так, что ныне благовременно превратить (повернуть) Евангельское изречение и сказать: делателей много, а жатвы нет и малой. Земледельцы, сидя на нивах и сложив руки на коленах, —так обыкновенно сидят сетующие, — оплакивают напрасно потерянные труды свои; посмотрят на малолетних детей — начнут рыдать; устремят взоры на жен — и зальются слезами; потрогают засохшие листы взошедших стеблей — и горько заплачут, как отцы, потерявшие сыновей, достигших цветущего возраста".

Страшные засухи, которые ведут за собой ряд других, еще больших несчастий для народа, либо голод, либо моровое поветрие, либо тяжкие повальные болезни, — бывали прежде, бывают и ныне. Поэтому-то Святая Церковь, болезнуя о людях и о природе видимой, и желая предотвратить народные бедствия, от засухи происходящие, издавна составила молитвенный обряд, или последование в бездождие, обряд весьма трогательный, исполненный глубочайшего сокрушения и пламенных молений. Извлечем из него хотя бы некоторые мысли. Отчего бывают засухи и другие несчастные события в природе? Да какова жизнь и поведение людей, таков и порядок и ход природы видимой. Люди грешат, то есть портят, низвращают (разрушают) порядок в своей нравственной жизни; портится, по повелению Господа, порядок и в видимой природе. "Мы согрешили, преступив закон Твой, Господи. Ты прогневался и заключил небо Свое, иссушил землю нашу. Но мы каемся и умоляем Тебя о помиловании; Ты же яко щедрый, Господи, умилосердися на люди Твоя, яко долготерпелив примирися и помилуй ны".

Вот о чем молится Церковь во время засухи. Церковь то исчисляет наши беззакония, бывающие причиной засухи; то представляет печальную картину страждущей земли, сожигаемой солнцем; то заставляет нас глубоко раскаиваться, и умолять Господа естественной Его благостью: всех и все подвигает она к умилостивлению разгневанного Создателя. "Мы согрешили: по своей безмерной благости Ты почтил нас образом Твоим, и всю тварь покорил нам. Что же мы? Толико облагодетельствованные Тобой, мы стали как бы врагами Твоими, и Твои, Благодетеля нашего, заповеди презрели; и житие наше стало порочно, и мысль осквернена и не чиста, и не только отвергли мы Твою любовь, но и как зверие друг на друга носимся, и друг друга снедаем, лихоимственными образы, и неправедным произволением нашим. Како убо достойни есмы Твои благодеяния восприяти? Ты бо праведен, мы неправедни; Ты любиши, мы враждуем; Ты благоутробен, мы неблагоутробни. Ты благодетель, мы хищницы... Кое общение к Тебе имамы, по чему мы могли бы надеяться, да и Твоих благих приобщится? Описанный здесь род грехов есть себялюбие и корыстолюбие. В нравственном мире это то же, что засуха в мире вещественном. Мы согрешили, и тмам смертей повинны. Ты во мгновение ока мог бы погубить нас, но это несвойственно Твоей благости и человеколюбию. Вот все под Твоею действенной и все содержащей рукою пребываем! Удобно есть Твоей всесильней руце, яко во мгновение ока, погубите нас, — и судя по нашим расположениям и худому образу жизни праведно есть нам пагубе предатися, Судие праведнейший: но Твоей непобедимой благости и неизреченной благостыни несть всяко достойно, человеколюбнейший Владыко. Мы согрешили, и сами по себе не дерзаем приступить к Тебе, но Твое собственное милосердие, Твоя естественная благость умоляют Тебя пощадить нас. Сам, Владыко всех, от самого Твоего благоутробия и естественной благостыни умоляем, даруй земле дожди мирны. Мы согрешили, и достойно терпим наказание; но с нами вместе страждет и невинная природа. Воззри на землю. Се предлежит сия как мати, изсушены имущая сосцы; как бо оныя сосцы, млека лишающеся, смерть приносят младенцу: сице и земля, бразды своя непричастны влажности имущи, увядение творит злаку, и зной, аки некая разжигающая огневица, погибель провозвещает рождениям ея. Посети ю, и водными облаки воздух раствори, и богатым Твоим дождем землю ороси, и прозябения ея оживи.

Воззри, Господи, на существа одушевленные, неповинно страждущия: виждь птиц стенания, скотов вопияние, младенческий плач, юнош вопль, старых окаянство (бедствие), сирот лишение, вдовиц одиночество, убогих недостаточество, и посети землю, упои ю тучными обильными дождями. Мы согрешили, и прогневали Тебя; прогневалось на нас и естество водное, зря Тебя гневающимся. Весть водное естество своего Творца, знает своего Владыку; знает и должное свое служение: аще узрит Тебе, Владыку, гневающимся на ны, или, безмерно движимо, погибель потопом соделовает, или спрятаемо удерживается, и тогда сухость и пламенновидный воздух бывает. Аще же паки видит Тебе, человеколюбца Бога, благоуветлива и благопременительна: дожди уготовляет, и тучи на землю низносятся, и воздух благодышущий бывает, и земля, Твое повеление услышавши, изобильные плоды прозябает. Мы согрешили: но помяни, яко дела руку Твоею есмы, и не забуди о немощах естества нашего, которыя Ты Сам некогда воспринимал на Себя. Ты Сам трудился, и подвизался, и алкал и жаждал, и вся пострадати изволил даже до креста и смерти, — да в немже пострадал еси, и искусился еси, поможеши нам, немоществующим. Сам и ныне, Царю Святый, наше неможение человеколюбно восприемый, умилосердися о нас, обуреваемых зело, и скудостию изнуряемых. Мы согрешили; но Ты един Отец всех, и Сам Ты повелел искать и просить у Тебя. К Тебе единому очи возводим, яко отдоенное на матерь свою: Твое бо есть слово, преблагий Владыко: «просите и дастся вам; ищите и обрящете». Подаждь убо просящим ныне, Владыко..." и пр.

Можно ли сильнее и, так сказать, настойчивее вопиять к Богу, и умолять Его, и убеждать, и почти требовать милосердия Его, как вопиет Святая Церковь? И кто дерзнул бы так громко возвышать голос перед грозным и праведным Судией вселенной, если бы она не дала нам этого дерзновения? О Церковь — мати и ходатаица наша крепкая пред Господом!... Во время больших засух мы часто слышим эти трогательные и убедительные молитвы; мы внимаем им с коленопреклонением: но засухи продолжаются и моления наши часто оказываются недействительными. Отчего? На это ответствует нам молитва Церкви вопросом же: "Кое добро сотворихом, да и прощения получим?" — "Да и какая у нас молитва? — спрашивал святитель Василий Великий у своих современников, терпевших страшные бедствия от засухи. — Какое прошение? Вы, мужи, проводите время в куплях; а вы, жены, прислуживаете им в трудах для маммоны. Немногие остаются здесь со мной на молитве; да и у тех отяжелела голова; они зевают, непрестанно оборачиваются и наблюдают, скоро ли псалмопевец окончит стихословие, и скоро ли они освободятся из церкви, как из узилища, и от молитвы, как от неволи. А множество людей совершенного возраста и опутанный грехами народ беспечно, свободно и весело ходят по городу, тогда как они-то и носят в душах своих причину зол, они-то навлекли и произвели это бедствие" (Беседы во время голода и засухи). "Печальное и ужасное зло есть засуха земли, но еще печальнее и ужаснее засуха души и сердца, то есть оскудение веры в народе, оскудение любви к Богу и ближним, оскудение милосердия к бедным, оскудение сострадания к страждущим, оскудение снисхождения к оскорбляющим, оскудение кротости к согрешающим, оскудение смирения перед Богом и в обращении с падающими братиями нашими, оскудение усердия к молитве, оскудение привязанности к уставам Церкви, одним словом — оскудение всех добродетелей христианских, а вместо них умножение беззаконий — себялюбие, корыстолюбие, скупость, жадность, грабительство, зависть, ненависть — и бесконечный ряд других безумных страстей человеческих. Этой-то наипаче сухости должны мы ужасаться, братие возлюбленные, этого-то оскудения добродетелей должны трепетать все кости наши; этого умножения беззаконий должны убегать мы, как страшного огня геенского. Сухость земли производит вред и пагубу временную: сухость души и сердца повергает в погибель вечную, — от чего да избавит Господь Бог наш всех нас, по Своему неизреченному милосердию, и ради непрестанных молений святой матери нашей Церкви. Аминь.

(Из "Бесед"Я.К. Амфитеатрова)

 

528. «От юности я не был златоносцем…»

 

Мудрые советы смиренного старца, преподобного Сергия, и его святая равноангельная жизнь подали святителю Алексию, митрополиту Московскому, мысль приготовить в лице Сергия достойного себе преемника первосвятительской кафедры. Чувствуя ослабление старческих сил своих, он хотел поступить по примеру своего предшественника, митрополита Феогноста, который еще при жизни вместе с великим князем просил Патриарха не назначать себе другого преемника, кроме его, то есть Алексия.

И вот он вызывает к себе в Москву преподобного Сергия из его любимого уединения. Пеший идет старец-игумен к своему другу-митрополиту: "До глубокой старости любил угодник Божий труды, — замечает при этом летописец, — и никогда не ездил на конях, а всегда ходил пешком".

С любовью встречает святитель пустынного гостя. Среди беседы он вдруг приказывает принести золотой "парамандный" крест, украшенный драгоценными каменьями, и дарит его Сергию. Смутился смиренный любитель нищеты. Ему и на мысль не приходили такие почести.

— Прости мне, Владыко святый, — говорит он, сделав глубокий поклон святителю, — от юности я не был златоносцем, а в старости тем паче желаю в нищете пребывать.

— Знаю, — отвечает ему старец-митрополит, — знаю, что таково всегда было твое житие; но теперь покажи послушание и прими от нас сей дар в благословение.

Сказав это, он возлагает на Сергия золотой крест, "как бы в знак обручения святительского сана", и говорит ему: "Ведаешь ли, преподобный, для чего я призвал тебя и что хочу сделать с тобой?"

— Почему могу знать это, господин мой? —скромно отвечает смиренный Сергий.

—Держал я, — говорит святитель, — Богом врученную мне митрополию, сколько Ему, Господу, было это угодно; теперь вижу, что близок мой конец, — не знаю только дня моего скончания. Я желал бы, пока сам жив, найти человека, который мог бы после меня пасти стадо Христово.

Тут митрополит упомянул, что на его место, вероятно, будет назначен Киприан, но что он совсем не знает этого человека, и потому не может спокойно положиться на него.

— В тебе вижу я мужа, достойного править слово истины, — продолжал он. — Знаю достоверно, что все — от Великодержавного до последнего человека — тебя пожелают иметь своим пастырем. Теперь, заблаговременно, ты почтен будешь саном епископа, а после исхода моего и престол мой восприимешь.

Глубоко смутило смиренномудрую душу Сергия столь неожиданное предложение старца-святителя; с великим уничижением, даже со скорбью он стал отрекаться от предлагаемой ему чести: сан святительский казался ему бременем не по силам:

— Прости мне, Владыко святый, — говорил он, — ты хочешь возложить на меня бремя свыше меры моей, ибо — кто я, грешный и худейший паче всех человек? Нет! Ты не найдешь во мне, чего ищешь!...

Долго святитель убеждал Сергия принять великий сан, приводил примеры из житий святых, слова Священного Писания, но все было напрасно: смиренный Сергий не мог примириться с мыслью о принятии архиерейского сана, и наконец решительно сказал своему другу святителю: "Владыко! Если не хочешь ты отгонять моей нищеты от твоей святыни, то не говори больше об этом моей худости, не дозволяй и другим побуждать меня к тому; поверь, невозможно найти во мне то, чего желаешь ты"...

Тогда прозорливый святитель увидел, что если он еще будет настаивать на своем желании, то заставит Сергия удалиться в какую-нибудь безвестную пустыню и, опасаясь, чтобы совсем не скрылся светильник, тихим светом озарявший и благодатной теплотой согревавший его паству, переменил разговор. Утешив старца словом отеческой любви, он отпустил его с миром в обитель.

"Кто может изъяснить эту священную распрю? — рассуждает святитель Филарет, митрополит Московский. —«Духовный же, по слову апостола Павла, востязует убо вся, а сам той ни от единаго востязуется» (1 Кор. 2; 15). Мы только знаем от того же апостола, что «кийждо свое дарование имать от Бога» (Кор. 17; 7), и один дар нельзя переменить на другой по произволу".

"В этой духовной борьбе, — говорит другой святитель Московский, митрополит Платон, — один старался одержать победу над другим, а этот другой старался одержать победу над самим собой, — и оба остались победителями! Один дал верх и торжество своему смиренномудрию; другой, уступая изволению Духа Божия, управляющего сердцами праведников, как бы возложил венец славы на смиренного подвижника! Редкая вещь! Чего другие, подстрекаемые честолюбием, всеми мерами ищут, того всемерно отрицается и избегает праведник! Но не позволим себе думать, будто Сергий в этом случае воспротивился званию Божию. Нет, он исполнен был Святого Духа, Который управлял его душой, и располагал ее к тому, чего требовала его добродетель и польза других".

Третий архипастырь, рассказав эту историю в поучение своим слушателям, с горечью восклицает: "А мы кто?... Златоносцы, недостойные быть и келейниками у преподобного Сергия, и носим эти златотканые одежды, и тяготу, и высший долг архиерейства!.. И больно нам за наше недостоинство, когда читаем все это в житии преподобного Сергия!.. Что же делать? Бежать ли всем в пустыню?" — вопрошает проповедник-святитель. И, указав на многих святых Божиих, свято поживших и Богу угодивших в высоком сане и звании, среди богатства и блестящей обстановки, указав на того же святителя Алексия, который "вот тоже носил золотой крест, камнями дорогими украшенный", заключает, что не во внешности дело, а в смирении, что лучше всего в этом случае следовать заповеди апостола Христова Павла: «каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал» (1 Кор. 7; 17-31). Так святой апостол не только заповедует, но и повелевает по всем церквям...

"Великий отец наш Сергий, — говорит святитель Филарет, — как бы в некоторое вознаграждение Православной Церкви за то, что не отдал ей в епископство самого себя, в обилии возвращает под сенью своей сынов послушания и разума духовного, которых потом избрание церковное призывает к епископству".

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.