Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Без священноначалия нет и Церкви



 

Что не всяк может быть пастырем и учителем церковным, а только избранный, призванный самим Богом, о сем Апостол прямо говорит: «никтоже сам себе приемлет честь (власть церковную), но званный от Бога, как и Аарон» (Евр. 5; 4). Правило святых Апостолов то же утверждает: «восхищающие недарованное им раздражают Бога, такоже сынове Кореовы, и Озия царь...» (Правило святых Апостол 2). Пусть сему внимают у называющих себя "старообрядцами" все самозванные их учители, уставщики: «развращающий чин свещеннический, яко дерзну вый таковая, не с Апостолами борется, но с Великим архиереем Христом (там же). Еда ecu Апостоли, еда ecu Пророцы, еда ecu учители» (1 Кор. 12; 29). Нет, но те только, «овых убо положи Бог в Церкви...» (1 Кор. 12; 28), то есть кого призвал и призывать будет Бог. Так, например, по изволению Духа Святаго, Апостолы отделили самого апостола Павла с апостолом Варнавою на служение Церкви (Деян. 13; 2). Варнава и Павел по городам, где устроили церкви, рукополагали для них пресвитеров (Деян. 14; 2). Апостол Павел, как видно из Посланий его, имел многих сотрудников в проповеди Евангельской, кои и оставались епископами разных устроенных им Церквей. Ученика своего, апостола Тимофея, он поставил епископом Церкви Ефесской (1 Тим. 1; 3). Другого ученика, апостола Тита — епископом Церкви Критской, заповедав ему: «оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши (в благоустроении Церкви, благообразии и по чину), и устроиши (рукоположишь, как епископ) по всем градом пресвитеры» (Тит. 1; 5). Преподал епископам Тимофею и Титу и руководства: каких для Церкви Святой избирать и рукополагать служителей и строителей Таин Божиих (1 Тим. 2; 8, 3. Тит. 1; 5-9), внушал святому Тимофею: «да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины»(1 Тим. 3; 15). Также точно поступали святой апостол Иоанн Богослов в малоазиатских церквах (Откр. 1,4 и др.), святой апостол Петр в Антиохии ("История Церкви" Евсевия. Гл. 2, 1, 3, 23), святой апостол Андрей Первозванный в Византии, откуда чрез его преемников, патриархов Царьградских, священноначалие сообщено было и Святой Церкви нашей Российской.

Следуя чину Христову и апостольскому, в Православной Церкви Российской Святейший Синод, как постоянный поместный Собор пастырей, избирает и поставляет, согласно правилу Первого Вселенского Собора и правилу Седьмого Собора, на места епископов лиц, истинно достойных высокого звания священноначальственного. Избираются всегда три лица. Вместо жребия из трех лиц одного утверждает благочестивейший государь, егоже сердце, как и жребий, в руце Божией, по учению Слова Божия (Притч. 21; 1). Утвержденный торжественно нарекается, потом торжественно рукополагается в церкви епископами... В своей епархии таковой епископ не точию преемник апостольский, но и, по слову святого Амвросия Медиоланского, «представляет лице Христа и есть наместник Господа» (Святой Амвросий. Послание 25). Ничего подобного у называющих себя "старообрядцами" не было и нет, да и впредь быть не может, ибо нет у них епископов, значит, нет и Церкви. "Егда несть у них архиерея, таковым не дается Дух Святый", — по словам Отцов Церкви. «Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов» (Рим. 8; 9). Значит, все они, величающии себя "староверами древляго благочестия", не Христовы, не Его святого стада, а чьи-то другие.

Скажут: "У нас митрополит Амвросий произвел нам австрийских архиереев". У Амвросия, запрещенного, изверженного из сана своим патриархом и его Синодом, может ли что добро быти? Более тяжкого греха и попрания всех Правил святых Апостолов и Соборных нельзя и найти нигде, как в истории лжемитрополита Амвросия и раскольников буковинских. Они учинили дело "горше самых нечистых бесов. Таковии велие и неисчетное томление (казнь) подымут: ниже бо глас Божественный от них (от Амвросия, ставленника его Кирилла и других), ниже Божественные дела: понеже благодати рукоположения не имут, рукоположенные же от них (зрите все вы, самозванцы австрийского измышления) не хиротописаны, и Крещением не крещены". (Номоканон. Потребник Иосифа). Святой Игнатий Богоносец писал: "Без епископов и Церковь не может назваться Церковью. Им должно повиноваться, как Самому Христу (Послание в Траллианам. 2, 4, 7, 12). Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечери, ни Таинства Причащения. Что он одобрит, то и благоугодно Богу. Делающий что-либо скрытно от епископа, повинуется диаволу (Послание к Филадел. гл. 52). "Епископ Бога Отца всех образ есть: пресвитеры яко сонм Божий и союз Апостолов Христовых: без них Церковь несть избрана, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных". (Он же. Посл. Траллианам. 10). "Подобает вам повиноватися епископу вашему и ни в чем ему не прекословити, страшно бо есть таковому пререкати... Аще нецыи епископа убо нарицают, а без него вся творят, таковым речет Той, иже истинный и первый Епископ и един по естеству Архиерей: что Мя зовете: Господи, Господи, — и не творите, яже глаголю, таковии бо недобросовестнии, но лицемери и прелестницы быти". (Он же. Послание к Магнез. 2; 3). Святой Ириней: "Мы можем перечислить тех, которые поставлены Апостолами в епископов Церквей и преемников их до нас". (О ересях. Кн. 3, гл. 3). Святой Киприан: "Преемственно продолжается поставление епископов... так что Церковь устрояется епископами и всякое действие церковное управляется теми предстоятелями". (Послание 27). "Церковь есть стадо, прилепляющееся пастырю, а посему знай, что епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот не в Церкви". (Он же. Из письма к Флорецию Папиану).

Что же скажут против таких свидетельств называющие себя "живущими по Писанию и по Отцам", то есть старообрядцы? Вовсе они не Церковь, а безпастырные стада, у них нет никакого священноначалия: ни епископов, ни пресвитеров — уже более двухсот лет, что они сами хорошо знают. Значит, они, не слушая законных пастырей Святой Православной Церкви Русской, не слушают прежде бывших святых Отцов и Апостолов, а потому и Самого Главу Церкви, Христа. Они явным упорством одержимы, говорят вопиющую неправду, что живут по Писанию и по святым Отцам! Вожаки их—богоборные самозванцы, идущие против великого богоучрежденного порядка в Церкви, учение их — ложь богопротивная... Богоносный Игнатий учит: "Повинующийся епископам и священникам, служителям церковным (а не вожакам раскольничьим, самозванцам), с теми и участь им будет о Бозе. Послух ми есть (свидетель мне) Бог, егоже ради узы приях, яко от уст человечих не разумех (не от людей узнал): Дух бо (Святый) поведает мне, сице глаголя: без епископа не творити ничтоже: идеже бо явится епископ, ту множество благих будет... Не идеже хотят и пасутся овчая стада, но идеже я пастуси снабдят (в Святой Церкви); кроме же стада и пастуха оставшия овцы расхитят зверие". Не слушают и Богоносца Игнатия вожаки-начетчики глаголемых "старообрядцев", хотя он священномученик, узник ради Бога и Его приводит во свидетели, уверяя, что Духом Святым внушено ему, чтоб никто ничего не делал церковного без благословения епископа.

Самовольники эти ни в чем не повинуются святителям церковым епископам и поставленным от них пресвитерам: творя все благословения и повеления святителей, не имеют и части с ними о Бозе. А потому всякое зло у них вместо благ Божиих: ни Святых Таин, ни священного учения, ибо без пастырей пасут, как заблудшие овцы. А потому и не спасутся. Истинно пристижимо к нашим бедным духовно, безблагодатным раскольникам слово Христово: «отнимется от вас Царствие Божие» (Мф. 21; 43). «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23; 38). На деле они — сборище только простых людей, без главы, никем не управляемых. "Церковь Христова без епископов быти не может, и нигде не была", — говорит старая рукописная "Полидония" архимандрита Киевского Захария Копытенского, уважаемая раскольниками, но прямо уличающая их в беззаконном отступничестве от Святой Церкви, хотя все они и кричат, не стыдясь никого, ни Бога не боясь: "Мы тоже церква!.."

"Большой Катехизис" учит: "Идеже несть священников, тамо ниже христианству возможно быти". Таким образом, все раскольники, оставаясь без епископов, без священников, остаются и без Церкви, следовательно, идут в погибель. По всему видно, что нет ни у кого из них никакой и тени Церкви! Остается им со смирением послушать истины, покориться Святой Христовой Церкви Российской! Если же и опять не поверят, что она истинная, то пусть спросят вселенских четырех патриархов. Они скажут и уверят отделяющихся, что Российская Церковь истинная Христова, часть вселенской, с ними совершенно единомысленная во святой вере. Бог верен и истинен сказал: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». Значит, есть где-нибудь истинная Его Церковь. Она и есть Греко-Российская, с полным священноначалием и Таинствами.

(Из "Тамбовских епархиальных ведомостей")

 

Благодатный отрок

 

Нередко можно и в наше время встретить примеры горячего детского благочестия, продолжительных горячих со слезами молитв, любви к Богослужению, усердного стремления подражать подвигам святых отцов; это бывает в тех благочестивых семействах, в которых дети воспитываются в страхе Божием, на чтении житий святых, под сенью храма Божия. И это чувство, эти чистые, святые стремления не скорбь и мрак вносят в юную душу, но отрадную тишину, ясность и спокойствие. Дитя черпает в них духовную силу и крепость; в его душе слагаются светлые образы (идеалы) жизни святой, жизни по Евангелию Христову, образы, которые сродняются с его юным сердцем и становятся для него на всю жизнь заветной святыней, к которой с теплым чувством обращается потом человек даже в глубокой старости. И чем сильнее эти святые стремления в детстве, тем больше они освещают впоследствии мрак жизни в этой юдоли земной, — они примиряют утомленного невзгодами жизни пришельца земли с его нерадостной долей и поддерживают, ободряют, утешают в его многотрудном странствовании к отечеству небесному.

Таким был и преподобный Сергий в детском возрасте. Рано в его душе, воспитанной примерами и уроками благочестия, раскрылось чувство любви к молитве и готовность к подвигам для угождения Богу. Простое, доброе сердце дитяти есть открытая дверь для благодати Божией, поэтому-то и сказал Господь о детях: «таковых бо есть Царство Небесное» (Мф. 19; 14). Рано низошла благодать Божия и в невинное сердце отрока Варфоломея (мирское имя преподобного Сергия) и воцарилась там. Всей душой Варфоломей полюбил Богослужение церковное и не опускал ни одной службы церковной. Дома проводил он все время в чтении духовных книг и, отчасти, в домашних занятиях по указанию родителей. Почерпая из книг уроки мудрости духовной, он тотчас же старался прилагать их к жизни своей: "Не так, — замечает святитель Филарет, — как многие долголетние ученые, которых учение цветет в словах, но в делах не созревает". Он скоро понял, что еще в отроческом возрасте страсти уже начинают проявлять свою губительную силу, которую сдержать стоит немалого труда; а кто хотя бы раз поддастся в юности их влечению и попустит им связать себя порочными склонностями, тому и подавно тяжело преодолеть их. И вот благоразумный отрок принимает все меры, чтобы пресечь все пути, которыми они обвыкли находить доступ к сердцу человека. Так, прежде всего он совершенно уклоняется от детских игр, шуток, смеха и пустословия, помня, что со «строптивым» легко можно и самому «развратишися» (Пс. 17; 27). Потом, сознавая, что воздерживать себя во всем есть лучшее средство сдерживать страсти, святой отрок налагает на себя строгий пост: по средам и пятницам он не позволяет себе вкушать ничего, а в прочие дни питается только хлебом и водой. О каких-нибудь других питиях, не говоря уже о вине, он не позволял себе и помыслить всю свою жизнь.

Заботливая мать старалась умерить строгость его поста: "Не изнуряй себя излишним воздержанием, сын мой, — говорила она, — чтобы тебе не заболеть от истощения сил; тогда и нам немалую скорбь причинишь. Ты еще дитя, твое тело еще растет; другие дети семь раз на дню поедят, а ты, дитя мое, ешь только раз в день, а то и через день; перестань так делать, это тебе не по силам: всякое добро хорошо в меру и в свое время. Вкушай пищу, по крайней мере, вместе с нами". Но благоразумный отрок кротко отвечал на эти увещания любящей матери: "Не стесняй меня в этом, родная моя, чтобы не пришлось поступать против воли твоей. Не отклоняй меня от воздержания, которое так сладостно душе моей; зачем ты советуешь своему сыну неполезное? Ведь вы же сказывали мне, что я еще в колыбели постился по средам и пятницам; как же я могу не понуждать себя угождать Богу, чтобы Он избавил меня от грехов моих?" — "Тебе нет еще и двенадцати лет от роду, — возражала ему мать, — а ты говоришь о грехах своих! Ты избрал благую часть, которая не отнимется у тебя, — что у тебя за грехи?" — "Перестань, матушка, — со сдержанным огорчением отвечал ей сын, — что это ты говоришь? послушай, что говорит Святое Писание: «никтоже... чист» пред Богом, «аще и един день житие его будет на земли"(Иов. 14; 5). Мать удивлялась разумным речам своего сына и, не желая препятствовать его доброму произволению о Боге, обыкновенно говорила ему: "Если ты так рассуждаешь, то делай, как хочешь; Господь с тобой, я не хочу стеснять тебя в добром, дитя мое". И святой отрок никогда не позволял себе даже отведать каких-нибудь сладких блюд или напитков, следуя мудрому наставлению святителя Василия Великого: "Аще хощеши внити в рай, воздержи чрево, бежи пиянства". Так укрощая юную плоть свою воздержанием и трудами для сохранения чистоты душевной и телесной, он ни в чем не выходил из воли своих родителей; как кроткий и послушный сын, он был истинным утешением для них.

"И виден был в нем прежде иноческого образа совершенный инок", — говорит блаженный Епифаний; поступь его была полна скромности и целомудрия; никто не видел его смеющимся, а если и появлялась иногда кроткая улыбка на его прекрасном лице, то и она была сдержанна; а чаще лицо его было задумчиво и серьезно; на глазах нередко заметны были слезы, свидетели его сердечного умиления; его уста никогда не оставляли Богодухновенные псалмы Давидовы. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался,, от всех с любовью принимал случайные неприятности. Ходил он в плохой одежде, и если встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою одежду. Благоговейное устроение юной души Варфоломея естественно располагало его искать уединения, где бы мог он, наедине с Богом, изливать в слезной молитве перед Ним все святые чувства невинного сердца. Он так и делал. Особенно любил он молиться по ночам, иногда совсем проводя ночи без сна, и все это стараясь тщательно укрыть от домашних. И какой же детской доверчивостью и пламенной любовью к Богу, какой, так сказать, мудрой простотой дышала его чистая молитва! "Господи, — так взывал он в умилении сердечном, — дай же мне измлада возлюбить Тебя всем сердцем моим и всей душой моей, и поработати единому Тебе, яко к Тебе привержен есмь от утробы матери моей. Отец мой и мать моя — придет время — оставят меня, а Ты восприими меня, соделай меня Своим, причти меня к избранному Твоему стаду! Избави меня, Господи, от всякой нечистоты, от всякой скверны душевной и телесной, сподоби меня творить святыню в страхе Твоем, Господи! К Тебе единому пусть стремится сердце мое; да не усладят меня все сладости мира сего; да не прельстят меня все красоты житейские; к Тебе единому пусть прилепится душа моя, и да восприимет меня десница Твоя... Не попусти мне когда-нибудь возрадоваться радостью мира сего, но исполни меня, Господи, радостью духовной и неизреченной сладостью Божественной; Дух Твой благий да наставит меня на землю праву!" И невольно каждый, видевший такое доброе устроение Варфоломея, любовался им, невольно говорил про себя с удивлением: "Что-то выйдет из этого отрока, которого Бог сподобил такой благодати с раннего детства?" А отрок, между тем, становился юношей и, возрастая летами, возрастал и в благочестии. И само собой зарождалось в нем желание иноческого подвига, и с каждым днем все больше и больше росло и созревало это желание, пока, наконец, не обратилось в пламенную жажду души, которой томился некогда венценосный подвижник и пророк и взывал: «Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?» (Пс. 41; 3).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.