Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Живые плоды живой веры



 

Светлое и радостное зрелище вижу я ныне, слушатели мои! Я вижу множество людей, сошедшихся в благолепный храм сей; вижу здесь священный чин служителей Бога Вышняго, вижу воинов — Церкви и отечества защитников, вижу множество людей, всякого звания и чина, обоего пола и всякого возраста. И полагаю, что всех вас собрала на святое место сие священная и славная память Божией Матери, ибо в сей день Она, яко Царица, предстала одесную Царя Небесного, в ризах позлащенных одеянна и преукрашенна. Вот на сие-то духовное торжество и пришли вы в таком множестве: добро и похвально намерение ваше, не напрасны ваши труды, ибо из сего видна ваша любовь, ваше усердие к Матери Божией, когда вы так почитаете Ее святую память. Из сего познается и вера ваша, вера в то, что хотя Она, Матерь Божия, и переселилась от земли к небеси, но и мир не оставила Она во успении Своем, и ходатайствует за всех нас перед Сыном и Богом Своим непрестанно. Будьте же непоколебимы в сей вере вашей. А я, чтобы еще более придать радости сему торжеству, побеседую с вами о том, что такое вера и каковы ее плоды.

Человек, в духовном смысле, подобен дереву, слушатели мои. И что в дереве корень, то в человеке вера. У дерева чем больше распространяется и углубляется корень, тем выше растет дерево, тем шире распространяются ветви его, тем больше оно приносит плодов. Так и в человеке: чем больше крепнет в нем вера, тем больше он сам духовно растет, возвышается, тем больше приносит духовных плодов. Такого человека описывает богодухновенный Псаломник: «и будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод своп даст во время свое, и лист его не отпадет; и вся, елика аще творит, успеет» (Пс. 1; 3). «Праведник яко финике процветет и яко кедр, иже в Ливане, умножится» (91; 13). Такого человека украшают плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5; 22). Когда корень в дереве начнет портиться, то и дерево начинает сохнуть, — так, когда вера в человеке начнет оскудевать, то человек начинает оскудевать в плодах духовных — добрых делах. А когда совсем оскудеет вера, то человек становится живым мертвецом: только тело его живет, а душа умерла; он ходит одною ногою по земле, а другою уже увяз во вратах адовых. Таковы тогда и плоды его: ум его занят мыслями суетными и скверными, от сердца исходят помышления злые, язык изощрен злоречием, осуждением и клеветами, очи полны блудодеяния и непрестающего греха, уши открыты только для греховного суесловия и песен, руки полны всякой неправды... Одно только злое он мыслит, злое говорит, злое и делает... О таких людях Премудрость говорит: «не уснут, аще зла не сотворят!» Ах, какое это страшное слово: «не уснут, аще зла не сотворят!..»Так несчастный грешник привыкает к злу, что и спать не может, если не сделает зла. Нет вору сна: потому что не удалось чужим добром поживиться. Отходит сон от злопамятного, потому что он не успел отомстить своему сопернику. Все таковые не уснут, аще зла не сотворят. Такому человеку слово увещания так же бесполезно, как глухому музыка, как мертвому — речь. Он слушает Евангелие, слово Божие, как сказку, он считает муку вечную и Царствие Небесное за вымысел. Скажет мне кто-нибудь: может ли быть, чтобы я не верил Евангелию? — Хорошо, братец; но я тебе говорю с Апостолом Иаковом: «покажи ми веру от дел твоих» (Иак. 2; 18). Ты веруешь Евангелию, так почему же не исполняешь ты по вере твоей написанного в Евангелии? Веруешь, что Бог везде пребывает, что Он и с тобою неразлучен, где бы ты ни был, видит и знает все, что бы ты ни делал, — зачем же ты делаешь то, чего отнюдь не подобает делать в Божием присутствии?.. Земного царя ты почитаешь и боишься, а Небесного — нет? Или это потому, что земного царя ты видишь, а Бога не видишь? Но ты не видишь и видеть не можешь Бога только очами телесными, а душевными видишь Его, потому что говоришь, что веруешь в Него: такова-то вера твоя! Ты веруешь, что Бог есть праведный Судия, почему же не трепещешь раздражать его грехами своими? Такова-то вера твоя! — Веруешь, что Бог есть высочайшее добро и что надобно Его всем сердцем любить: отчего ж не любишь Его? Зачем делаешь то, что противно воле Его святой? Кто кого любит, тот того во всем охотно слушает, во всем волю его исполняет и боится, как бы не огорчить любимого. Как же можно Бога любить, а воле Его противиться?.. Такова-то вера твоя и любовь! — Ты веруешь, что Сын Божий пришел в мир для тебя, претерпел ради тебя крестную смерть; отчего же по вере твоей не угождаешь Ему? Такова-то вера твоя!.. Веруешь, что Он паки придет со славою судити живых и мертвых, почему же слезами покаяния не умилостивляешь Его заранее? Такова-то вера твоя! Веруешь ты, что Христос Себе вменяет все то, что нищим и бедным подается ради Его имени: почему же не хочешь ты алчущего напитать, жаждущего напоить, странного в дом ввести, нагого одеть, больного и в темнице сущего посетить?.. В карты в одну ночь проиграешь хотя бы сто рублей — это ничего; в корчемнице пропьешь — тоже ничего; а бедняку подать и рубля жаль: такова-то вера твоя!.. Таковы-то ее плоды!.. Нет, друг мой, не такие плоды приносит вера христианская. Как огню свойственно согревать, воде — орошать, свету — просвещать: так и вере живой свойственно дела добрые показывать. Хочешь ли знать, в чем она состоит и какие ее плоды? Почитай жития святых, и увидишь, как сильна и действительна была их вера. Увидишь там, что ни скорбь, ни теснота, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч, ни смерть, ничто не могло разлучить их от любви Божией. Посмотри на подвиги преподобных, как они подвизались против плоти, мира и диавола... Что заставило их оставить красоту мира сего, уйти в пустыни непроходимые, жить больше со зверями, чем с людьми, постом, трудами, голодом и жаждою плоть духу покорять, горячими слезами омываться, из глубины сердца воздыхать, от жары солнечной страдать, от холода и мороза трястись, нагим скитаться по горам, вертепам и пропастям земным, — что, говорю, заставило их решиться на такие подвиги, если не вера — живая и действительная, и неразлучная с верою любовь?.. Вот каковы, друг мой, живые плоды веры живой; и как древо познается от плодов, так и вера познается от дел.

В том жива вера, в ком она являет себя в добрых делах. Нет в том веры живой, в ком не видно дел, от веры происходящих. «Как тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть», написал святой Апостол Иаков. А что в теле душа, то в душе — вера: душа живет, пока в ней вера живет; не станет веры — и душа умерла. Такой человек подобен идолу: ни видеть, ни слышать духовного и спасительного он не хочет. Потому-то и сказал Апостол Павел: «без веры не возможно угодити Богу» (Евр. 11; 6). Многие делают добрые дела, но не от веры, и потому угодить Богу не могут. Многие удерживаются от убийства, от воровства, от лихоимства, злословия; но делают это из страха человеческого, боясь наказания по законам гражданским, а не из страха Божия, — такие добрые дела не от веры. Многие удаляются от нечистых дел ради стыда человеческого, а не из страха Божия, и сие добро не от веры, потому что такие люди втайне дерзают на дела, о которых «срамно есть и глаголати..». Иные кажутся кроткими и незлобивыми, но только ради того, чтобы самим спокойно жить с людьми: и это есть мудрость человеческая, и потому — не от веры эта кротость и незлобие. Иные и ближним много делают добра, но не ради Бога, а для того, чтобы их любили, и это не от веры добро. Другие много подают милостыню, строят храмы Божии, богадельни, —но не ради Бога, а для того, чтобы люди видели их добрые дела; и сие не от веры, и потому Богу не угодно... Итак, даже и все добрые дела, какие люди делают не по вере, не ради Бога, не ради славы Божией, — Богу не угодны, и для души не спасительны. Как может быть угодно Богу то, что не ради Него делается? — Вот что значит, братие, вера живая и что — вера мертвая!..

(Из слов святого Тихона Задонского на Успение Богоматери)

 

Три завещания

 

1. Завещание праведного Филарета Милостивого:

Весте и видесте, чада моя, житие мое, еже от юности моея препроводих, как Господь весть. От моего, а не от чуждого труда хлеб мой ядый, богатством же, еже ми даде Бог, не вознесохом, но гордыню далече отгнав, смирение возлюбих, слушая Апостола, иже увещавает богатых в нынешнем веце не высокомудроствовати (1 Тим. 6; 17). Также в нищете пришед, не возскорбех, ниже похулих Бога, но паче с праведным Иовом благодарих Его, тако, по любви своей наказуя, наказа мя, иже видев мое благодарное терпение, паки вознесе мя от убожества, и посади мя с князи и с царем в дружестве их и сродстве. Аз же и на толикую чести высоту возшеде, всегда сердцем моим нижайшую смирения глубину прохождах, «не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои: ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене» (Пс. 130; 1). А богатства, еже ми даде царь земный, не скрых в земных сокровищницах, но послах с руками убогих к Царю Небесному. Тем же и вас, возлюбленнии мои, молю и прошу, подобии мне будите и еже видесте мя, творяща, и вы тожде творите. Аще же и большая блага сотворите, большого блаженства сподобитеся. Не щадите скоротекущего богатства, но послите е во оный мир, в оньже аз уже отхожду. Страннолюбия не забывайте, вдовиц заступайте, сирым помогайте, болящих посещайте, затворенных в темницах призирайте, собора церковнаго (церковной службы) не оставляйте, чуждая не похищайте, никого же обидите, ни злословите, не радуйтеся о бывающей другим или врагам скорби, мертвыя погребайте и от них память в святых церквах творите. Такожде и меня, недостойного, поминайте в молитвах своих, дондеже и сами к блаженному житию прейдете.

2. Завещание праведного Товита:

Чадо, аще умру, погреби мя, и да не презираеши матере твоея: чти ее во вся дни живота твоего, и твори, еже угодно ей, и да не опечалеши ея. Помяни, чадо, яко многа бедствия виде то тебе во чреве; егда она умрет, погреби при мне, во едином гробе. Вся дни, чадо, Господа Бога нашего помни, и да не похощеши согрешати и преступати заповеди его. Правду твори вся дни живота твоего и да не ходиши путем неправды; за то тебе, ему творя истину, благоспешества будут в делах твоих [как бывлет] и всем творящим правду. От имений твоих твори милостыню, да не отвращаеши лица твоего от всякого нищаго, и от тебе не отвратится лицо Божие. Как тебе будет по множеству (когда у тебя будет много), твори о них милостыню; аще мало тебе (от тебя) будет, по-малому да не боишися творити милостыню. Залог бо добр сокровищствует для тебе в день нужды. За не милостыня от смерти избавляет и не оставляет идти во тьму. Дар бо добр есть милостыня всем творящим и пред Вышним.

Внемли себе, чадо, от всякого блудодеяния. И ныне, чадо, люби братию твою и не возносися сердцем твоим паче братий твоих, зане в гордыни погибель и развращение многое, и в непотребстве умаление и убожество велико, ибо непотребство мать есть глада. Мзда всякого человека, иже аще работати будет у тебе, да не премедлит, но отдаждь ему абие. Аще послужиши Богу, воздастся тебе. Внемли тебе, чадо, во всех делах твоих, и буди наказан во всем житии твоем. И еже (сам) ненавидиши, (сего) да никому же твориши. Вина в пианство да не пиеши, и да не ходит с тобою пианство в пути твоем. От хлеба твоего даждь алчущему, и от отдеяний твоих нагим. Все еже аще преизбудет тебе, твори милостыню, и да не зазрит твое око, внегда творити ти милостыню. Совета от всякого премудрого ищи, и да не небрежеши о всяком совете полезном. И на всякое время благослови Господа Бога, и от Него проси, яко да путие твои прави будут, да благоуспеют: зане Сам Господь дает вся благая, и Егоже аще восхощет, смиряет, как хощет. И ныне, чадо, помяни заповеди моя, и да не изгладятся из сердца твоего. И не бойся, чадо, яко обнищахом: суть тебе многа, аще убоишися Бога, и уступиши от великого греха, и сотвориши еже угодно пред Ним (Тов. 4; 3-16,18-19, 21). Ты же сохрани закон и повеления, и буди любомилостив и праведен, да тебе благо будет (Тов. 14; 9). Благословен Бог, Живый во веки, и Царство Его, зане Он наказует и милует, низводит во ад и возводит, и несть, иже избежит руки Его. Яко той Господь наш и Бог, той Отец наш во вся веки. И наказовати имать нас в неправдах наших, и паки помилует. Аще обратитеся к Нему всем сердцем вашим и всей душой вашей, творити пред Ним истину, тогда обратится к вам и не скрыет лица Своего от вас. Бога моего возношу, и душа моя Царя Небесного, и возвеселится о величии Его (Тов. 13; 1-2,4, 7).

3. Завещание благоверного Великого князя Димитрия Иоанновича Донского:

Послушайте меня вси. Се, аз отхожу к Богу моему. Ты же, драгая моя княгине, буди чадом своим отец и мати, наказующи их и укрепляющи. И всем, по заповедям Господним, послушливым и покорным быти, и Бога боятися, и матерь свою чтити. Вы же, сынове мои и плод чрева моего, Бога бойтеся, поминайте Писание, чтите матерь свою, да благо вам будет. Мир и любовь имейте между собою. Аз же предаю вас Богови и матери вашей, под страхом ее всегда будите. Ожите же сию заповедь мою себе на выю, возложите словеса моя на сердца своя. Аще ли не послушаете родителей своих, то помяните Писание: «клятва отча дом чадом разрушит, воздыхание же матернее до конца искоренит». Аще же послушаете, долголетни будете на земли, и в благих пребудет душа ваша, и умножится слава дому вашего, и врази ваши падут под ногама вашима, и умножится нива ваша обилием. Приветливи будите ко всем слугам своим, но все творите с повелением матери своей. Вы же, бояре мои, истинно послужите княгине моей и чадом моим от всего сердца своего: во время радости повеселитеся с ними, во время скорби не оставите их, да скорбь ваша на радость преложится. Бог же мира да будет с вами!

(Из Четии Минеи)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.