Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О чем молится Святая Церковь в день Пятидесятницы?



 

Сегодня, в день Сошествия Святого Духа на Апостолов, мы, братие, с коленопреклонением все вместе будем молиться. О чем мы будем молиться? Мы будем молиться о том, чтобы Дух Святой сошел и на нас. — Но действительно ли вы, слушатели, этого желаете? Желаете ли, чтобы Дух Святой Своим наитием просветил ваш ум, очистил ваше сердце, направил к добру вашу волю? Желаете ли, чтобы вам отныне не мыслить по-своему, а мыслить так, как будет вам внушать Дух Святой? Желаете ли не желать того, что вам нравится, а желать того, к чему Он вас будет побуждать? Желаете ли не делать того, к чему влекут вас страсти, а делать, что Он будет вам повелевать? Если желаете, то желание ваше будет исполнено: Дух Святый сойдет на вас, будет действовать в вашей душе. Об излиянии Его на вас будет молиться вся святая Церковь; Бог и каждого из вас готов слушать: тем скорее Он услышит тогда, когда мы будем Ему молиться все вместе, вместе со всей Церковью. Не бойтесь вашего недостоинства: Дух Святой обновит вас.

Не бойтесь вашей слабости: Дух Святой укрепит вас. Ничего не бойтесь, только желайте, желайте искренно, от всей души, чтобы Дух Святой сошел на вас: и он непременно сойдет. — Впрочем, братие, мы не смеем ожидать от сего сошествия каких-нибудь мгновенных перемен, внезапных действий; не дерзаем думать, что вдруг просветится наш ум, вдруг очистится наше сердце, вдруг устремится наша воля к добру, как этого удостоились Апостолы. С нами все это делается постоянно и неприметно, как сказал Господь: «не приидет Царствие Божие с соблюдением» (Лк. 17; 20), т.е. приметным образом. Неприметно и медленно принимаются, растут и зреют семена в земле; еще медленнее, еще неприметнее действует на нас Дух Святой. Мы не можем ясно знать, когда именно Он сойдет на нас, и не можем определенно сказать, что Он точно действует в нас. Одно можем и должны знать, что сила Святого Духа соединяется в нас с собственными нашими усилиями. Он действует в нас только тогда, когда мы сами стараемся что-нибудь делать; перестанете стараться — и Он перестанет в вас действовать. Дыханием воздуха мы живем, но не дышите сами: и воздух не будет действителен, и мы умрем. Так и Дух Святой в нас действует. Он непременно просветит наш ум, но только тогда, когда мы сами будем стремиться к свету истины, Он непременно очистит наше сердце от скверн греховных, но только тогда, когда мы сами будем желать и домогаться чистоты. Он непременно направит волю нашу к добру, но только тогда, когда мы сами будем удаляться от зла. Наблюдали ли вы, как дождь, напоя растения, оживляет их? Так живит и нас Дух Святой. Дождь не оживит растений, если не будет в них своей растительной силы: не поможет и нам Дух Святой, если мы сами не будем усиливаться. — Итак, молитесь, братия, и ожидайте Святого Духа в простоте сердца и Он сойдет на вас. Аминь.

(Из поучений протоиерея Р. Путятина)

 

Праздник всех Святых

 

1.

В неделю, следующую за Пятидесятницей, Восточная Церковь совершает праздник Всех Святых. Святые Отцы установили совершать его по сошествии Святого Духа с тем намерением, чтобы показать нам те плоды, какие принесло чрез Апостолов пришествие Святого Духа, — как оно освятило таких же, как и мы, людей, умудрило их, возвысило на степень Ангелов и привело к Богу: одних увенчало за подвиги мученичества, других за добродетельную жизнь. Естество человеческое в лике всех святых, прославившихся различным образом, приносит ныне Богу как бы некие начатки свои. Это первая причина настоящего праздника в честь всех святых. — Вторая причина: есть много святых, угодивших Богу совершенной добродетелью, которые однако, получив у Бога великую честь, остаются неизвестными для людей. Весьма много есть святых и на Востоке, и на Западе, так что по причине великого множества их нет возможности воздавать каждому из них, по церковному чиноположению, должную почесть. Притом святые Отцы имели в виду и святых будущих, а потому и установили праздник всех святых, дабы почитать вместе всех, как прежде бывших, так и тех, какие будут после, явленных и неявленных святых. — Третья причина: святых, которые каждый день вспоминаются особо, нужно было собрать и в один день, дабы показать, что все они подвизались силой одного Спасителя, Иисуса Христа, что все они составляют одну Церковь. Император Лев Мудрый первый посвятил всем святым великий и прекрасный храм в Константинополе. Повествуют, что Император хотел посвятить этот храм Феофане, своей супруге, которая была редких добродетелей и угодила Богу среди самого шума мирского и в царских чертогах. Но когда он объявил это намерение Церкви, она не изъявила согласия на его желание, представив ему, что неприлично посвящать храм той, которая недавно еще жила в удовольствиях и придворной пышности, и еще не пришло время воздавать ей такую почесть, хотя она и угодила Богу. Посему премудрый царь, с согласия всей Церкви, храм, им созданный, посвятил всем святым, в той, между прочим, мысли, что если его супруга Феофана свята, то и она будет в том же числе святых. Молитвами Матери Твоей и всех святых, Христе Боже, помилуй и спаси нас, яко един благ и человеколюбец!

(Из Синаксаря)

2.

Какой-то иудейский законник спросил однажды Иисуса Христа: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? — Вопрос, кажется, самый простой: но ответить на него, братия мои, нелегко. В самом деле, как спастись, как наследовать жизнь вечную? Что мы должны для этого делать, как мы должны для этого вести себя? Примеры святых, конечно, всего лучше могли бы нам помочь в сем случае; но эти примеры так бесчисленны и разнообразны, что не знаем, которому последовать: один жил так, другой иначе; один делал то, другой совсем другое. Один спасался в пустыне, другой среди городского шума; один в храме, другой на поле брани; один проводил дни и ночи в посте, другой пил и ел; один принимал всех к себе, другой никого не пускал. Словом сказать, жизнь святых и разнообразна, и часто одна другой противоположна. — Итак, братие, что же мы должны делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус Христос разрешил этот вопрос таким образом: Он сказал законнику: люби Бога более всего, а ближнего — как самого себя. Так поступай, и будешь жить, т.е. спасешься. — Но как можем мы исполнить этот закон? Как можем доказать нашу любовь к Богу и ближним? — Живите так, как велит совесть и закон Божий. Что совесть запрещает, и закон Божий не велит, того никогда не надобно делать; напротив, что совесть одобряет, и закон Божий повелевает, то непременно надобно делать. Слушайтесь своей совести и закона Божия. — Кто слушается закона Божия и своей совести, тот непременно спасется, где бы он ни жил. Ты в мире живешь — живи; только живи так, как тебе велит закон и совесть, и ты спасешь свою душу. Ты отказался от мира — хорошо; живи по совести и по закону: иначе и в пустыне не спасешься. Ты пьешь и ешь: пей и ешь — только пей и ешь, что одобряет совесть и закон; ты постишься — постись; только ничего не делай против совести и закона: иначе и пост тебя не спасет. Ты занимаешься торговлей — торгуй: только торгуй так, как велит совесть и закон Божий, и ты не погубишь своей души; ты владеешь рабами, повелеваешь рабынями; владей и повелевай: только так владей и повелевай, как велит совесть и закон. Ты служишь и работаешь; знай свое дело, работай и служи так, как велит совесть и закон: и ты спасешься. Вообще, делайте и поступайте по вашему званию и состоянию; но делайте, как велит совесть и закон. — Оттого и происходит, братие, что жизнь святых так разнообразна, так по-видимому одна другой противоположна; они находились в различных обстоятельствах, занимали различные должности, были различных званий, жили в различных местах: потому-то и делали различное, поступали неодинаково; но поступали всегда и делали все по своей совести и по закону Божию. Оттого все и наследовали жизнь вечную. — Итак, братие, что бы вы ни делали, как бы вы ни жили, где бы ни находились — поступайте только по своей совести и по закону Божию, и вы спасетесь. — Что совесть и закон одобряет, то всегда свято. Аминь.

(Из поучений протоиерея Р. Путятина)

3.

Совершая сегодня память всех, иже от века праведников, — известных и безвестно скончавших свой путь, однако же на небесех ныне сущих, святая Церковь громче трубы вещает нам ныне: "Вот люди, которые достигли Царства Небесного, при помощи благодати Божией. А вы как пользуетесь дарами благости и благодати Господней? Минувшие, например, праздники тронули ли, хотя бы мало, сердца ваши? Расположили ли вас к тому, чтобы возжелать наконец и вам Царствия Небесного, которого, заметьте, уже многие достигли? А все это были при жизни такие же люди, как и вы". — Так, братие, сильный и многопоучительный урок предлагает нам сегодня Церковь, и чуткое к голосу Церкви ухо слышит сей урок и невольно заставляет умолкнуть наше лукавое сердце. Да и что оно, это лукавое наше сердце, стало бы говорить тут в свое оправдание? Сошлетесь ли вы на свою слабость, дряхлость, свое положение, множество занятий?.. А посмотрите, в лике святых, какого звания и состояния, какого ума и образования, каких лет и возрастов нет людей? И у всех была та же природа, что у вас. Не ангелы бесплотные они были, все жили во плоти, как и мы. Но они спаслись же вот. От чего же ты не в состоянии жить по христиански? Слаб? Но если не можешь великим подвижникам подражать, тебя никто и не неволит; выбери для подражания того из святых угодников, жизнь которого ближе подходит к твоим наклонностям и положению в свете. Слава Богу, есть из кого выбрать пример для подражания. Смотри: каких-каких нет тут, в лике святых, личностей: начиная с тех, что спаслись одним лишь покаянием, без всяких со своей стороны особенных подвигов, и до тех, что жили и здесь еще на земле по-ангельски, почти совсем не ели, не пили, не спали; начиная от тех, которые устрояли свое спасение с величайшим рассуждением, до тех, что жили себе в бесхитростной простоте, храня лишь всячески чистоту тела и вместе сердца, бегая вражды, празднословия и всего, что есть грех и мерзость, — и упражняясь в делах добрых, в труде и терпении, в любви и воздержании. Значит, все дело за нами. Ибо и примеры для подражания есть у нас, и благодать Святого Духа близ есть, при дверех нашего сердца. Одного не достает: нашего собственного желания жить по Божии. Умоляю же вас, братия мои, именем Божиим и памятью всех святых: имея вокруг себя такое облако свидетелей, свидетелей того, что заповеди Божии не тяжки, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и «с терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника и Совершителя веры Иисуса» и святых Его (Евр. 12; 1, 2). Аминь.

(Из поучений протоиерея А. Белоцветова)

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.