Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Против уныния (нечувствия, разленения, скуки, отчаяния)



 

«Царствие Божие с нуждею восприемлется, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11; 12).

«Гнев Господень стерплю, яко согреших Ему» (Мих. 7; 9).

«Вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога» (Пс. 41; 6).

«Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» (Пс. 26; 14).

«Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою» (Пс. 39; 1).

«В терпении вашем стяжите душы вашя» (Лк. 21; 19).

«Претерпевый же до конца, той спасется» (Мф. 24; 13).

«Противитеся же диаволу, и бежит от вас» (Пак. 4; 7).

«Неключимаго раба вверзите во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом» (Мф. 25; 30).

«Аще кто не хощет делати, ниже да яст!» (2 Фес. 3; 10,).

«Проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48; 10).

 

Против тщеславия

 

«Не воструби пред собою» (Мф. 6; 2).

«Что же имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися яко не приемь!» (1 Кор. 4; 7).

«Хваляйся, о Господе да хвалится» (1 Кор. 1; 31).

«Яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15; 5).

«Бог разсыпа кости человекоугодников» (Пс. 52; 6).

«Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже!» (Пс. 39; 16).

 

Против гордости

 

«Почто гордится земля и пепел?» (Сир. 10; 9).

«Аз же есмь червь, а не человек» (Пс. 21; 7).

«Зоне всяка плоть яко трава, и всяка слава человеча яко цвет травный» (1 Пет. 1; 24).

«И на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66; 2).

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс. 113; 9).

«Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет» (1 Кор. 10; 12).

«Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4; 6).

«Яко всяк возносяйся смирится» (Лк. 14; 11).

« Нечист пред Богом всяк высокосердый» (Притч. 16; 5).

«Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом» (Лк. 16; 15).

«Не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет» (2 Кор. 10; 18).

«Аще бо кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе» (Гал. 6; 3).

«Смирихся, и спасе мя» (Пс. 114; 5).

 

Святки

 

Святки! Что за радостное время! Еще задолго — за пять недель до великого праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святая Церковь приглашает нас к сретению грядущаго родитися в Вифлееме Господа. "Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!.." И вот, чем ближе этот праздник, тем радостнее на душе; его ждут не дождутся и малые дети, и взрослые юноши и девицы, и дряхлые старцы, и все православные христиане. И будто теплой весной среди хладной зимы повеет в эти дни на душу каждого верующего, и так весело, отрадно станет на сердце, что и горемыка несчастный как бы забудет на это время свои горести, больной — свои болезни, бедняк — свою нищету...

Не напрасно, братие, наши благочестивые предки дали такое название этим дням — Святки; это действительно дни Святые, дни святых воспоминаний двух важнейших радостных событий из земной жизни нашего Спасителя — Его Рождества и Крещения. Этих великих событий, такой неизреченной радости, ждали когда-то целые миллионы людей, ждали целые тысячи лет, и особенно ждали ветхозаветные праотцы, пророки и все праведники. Ждали, и вот их ожидания исполнились: в Вифлееме граде родился от Девы Марии Отроча младо — Превечный Бог; вот Он — наш Спаситель явился на Иордане, смиренно преклоняет Свою главу под руку Предтечеву, погружается в воды Иордана, — и Дух в виде голубине нисходит на Него, и Отец свидетельствует о Нем яко Единородном... Как же не радоваться, как не веселиться в такие воистину святые дни?.. А чтобы радость наша была полнее, Святая Церковь позаботилась и нас самих предочистить сорокадневным постом, ибо сказано в Писании: «И не будет благо нечестивому...» (Еккл. 8; 13). Вот, други мои, что такое Святки, вот какие великие святые события воспоминаются в эти Святые дни! Теперь понятно, как добрые христиане должны проводить эти дни.

Первые три дня этого радостного всемирного праздника называются в Церковном уставе тридневной Пасхой. Священные песнопения и все утренние, дневные и вечерние Богослужения этих дней бывают так торжественны, так преисполнены неизреченного духовного веселия, что можно только от души пожалеть того христианина, который без крайней нужды сам себя лишает в эти дни великого духовного утешения — присутствовать при всех церковных службах с теплым усердием и полным вниманием! Итак, прежде всего и паче всего спеши, возлюбленный о Христе брат мой, спеши в эти Святые дни в храм Божий: там ты забудешь всю суету земную; там ты почувствуешь себя в вертепе Вифлеемском, у яслей Христовых; там ты услышишь песнопения Ангельские и можешь сам прославлять Богомладенца и Его Пречистую Матерь купно с небожителями, можешь поклониться Спасителю мира вместе с простецами, пастырями, принести Ему дары вместе с мудрецами, царями восточными; они принесли Ему злато, а ты принеси сердце чистое, они — ливан, а ты молитву яко кадило благовонное, они — смирну, а ты — слезу умиления сердечного... Ах, брат возлюбленный! Церковь Божия для верующих — это рай земной! Когда со вниманием слушаешь службу Божию, то и не вышел бы из этого рая пресветлого, особенно в такие дни, когда все песнопения, все чтения из слова Божия — все переносит тебя в те священные времена, когда явился на земле Господь наш Иисус Христос! Итак, первое и главное дело в Святки — чаще ходить в храм Божий.

Потом что? Потом придешь ты домой, в свою родную семью, разделишь с ней трапезу праздничную, а при этом расскажешь или прочтешь детям историю праздника. Был у древних евреев закон, чтобы отец семейства за обеденным столом в праздники рассказывал детям, по какому случаю праздники установлены, какие милости Бог являл древле народу еврейскому, и подобное. Закон хороший, и как бы хорошо было, если бы и мы его исполняли! Каждый праздник имеет свою историю; когда и вспомнить ее, как не в самый праздник? Поверь, друг мой, дети твои со слезами умиления будут слушать, когда ты расскажешь им, как Господь и Спаситель ради нас Сам Дитятей стал, как Он, пеленами повитый, в яслях возлежал, как Ангелы воспели Его рождение, как пастыри пришли к Нему на поклонение, как явилась звезда на Востоке, как пришли за этой звездой мудрецы в Иерусалим, и смутился царь Ирод, и задумал убить Новорожденного; а волхвы идут к Нему, поклоняются как Богу, приносят дары и, по повелению Ангела, уходят другой дорогой, а Иосиф берет Младенца-Бога и Матерь Его и бежит в Египет... А когда ты расскажешь детям о жестоком избиении младенцев Вифлеемских — о, ты увидишь, каким состраданием к невинным малюткам наполнятся нежные сердца твоих малюток и у тебя самого скатится сладкая слеза из очей!.. Вот тебе и второе дело на эти Святые дни — дело истинно святое и Богу угодное! Сегодня сам расскажи детям, а завтра их заставь повторить... Расскажи им, кто был святой Иосиф Обручник, начертай на их детской душе светлый образ этого смиренного старца, нареченного отца Сыну Божию; запечатлей на их сердце святейший образ Матери-Девы, расскажи, как Она жила во смирении; возьми Четии Минеи, прочитай там дивные, умилительные сказания о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет и подобные. Вот, говорю, второе дело для Святых дней, и особенно — для Святых вечеров пригодное!

Еще что? А вот что. Я сказал, что для всех радостны эти дни, но сколько есть нужды беспомощной, у которой и в такой праздник нечем разговеться, не в чем в церковь Божию показаться... Вот с такой-то нуждой и поделись, чем Бог тебя не оставил. Если денег у тебя нет, — отнеси им хоть из припасов что-нибудь, подари детям-сиротам хоть поношенную одежку со своих деток, порадуй их чем можешь, для праздника Христова, раздели с ними их горе-беду... Ах, как дорого в горести даже одно слово доброе! Приди к больному бедняку, который не мог до церкви Божией дойти, почитай ему из Евангелия, из Четии Минеи, поговори с ним по душе, и ты сделаешь для него праздник радостным, и Господь благословит тебя за это сугубой радостью! Сегодня к одному сходи, завтра — к другому... Так и пройдут у тебя Святые дни в святых, Богу угодных, занятиях: то в церкви, за службой Божией, то в родной домашней твоей церкви — среди родной семьи, то у меньших братий Христовых — бедных, сирот и больных... Наши предки ездили в эти дни и в темницы к заключенным узникам, подавали им милостыню, беседовали с ними. А в наше время — Господи Боже наш! — чего-чего не придумали люди, чтобы оскорбить эти Святые дни! В городах — театры, балы и маскарады разные, в деревнях — катание, гадание и ряженье... Сколько при этом бывает греха, сколько слышится нечистых слов, нескромных шуток, смеха неподобающего! Не говорю уже о пьянстве, сквернословии, разгульных песнях... Это ли веселие христианское? Это ли Святки — Святые дни?.. Стыдно, братие, ей, — стыдно за все эти безобразия! Ни евреи, ни татары, ни турки не доходят до такого безобразия в свои праздники, какое так часто творится у нас, на Руси Православной!

Никто не спорит: отчего не повеселиться в праздники; и в Писании сказано: есть «время плакаты и время смеятися, время рыдати и время ликовати» (Еккл. 3; 4). Но всему есть мера, всему — своя граница. Можно в праздник и выпить, кто привык, но у себя дома, а не в питейном, да надо помнить при этом правило, записанное у святителя Димитрия: "Первая чаша — во здравие, другая — на веселие, а третья — на печаль..." Можно и к доброму соседу пойти, и его к себе пригласить, но чтобы при этом не было лишнего угощения водкой, которое до добра не доводит... Можно позволить и детям погулять, но чтобы все было прилично, без этого глупого ряженья и гадания; суди сам, зачем это позволять им разумную природу человека обращать в подобие скота или даже беса с рогами? Это не столько смешно, сколько грешно! А гадание — дело прямо Богу противное; это суеверие, за которое по древним церковным правилам отлучали гадальщиков от Святого Причащения по несколько лет кряду... Впрочем, если ты начнешь эти дни Святые с того, о чем я ранее говорил, то и сам не дойдешь до подобного безобразия, да и дети твои не захотят ни гадать, ни рядиться. Вам ничего подобного и на ум не придет, если ваша душа будет полна воспоминаний о Христе Спасителе. А это будет, будет непременно, если будешь встречать праздники по-христиански, чего тебе и желаю от всей души, в чем да и поможет тебе Господь Бог! Аминь!

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.