Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Преславное таинство Христова воплощения



 

Таинство странное и поистине изумительное представляет мне торжество настоящего праздника! Слышу раздающиеся пения пастырей, которых звуки с пустынных полей возносятся к небу и смешиваются с хорами Ангельскими: Ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы в радостных песнях прославляют Господа, и святая радость одушевляет их в сей день, в который Божество соединилось с человечеством. О, день высокого смотрения (воплощения)! О, день неизреченной благости! Бог, сущий превыше небес, нисходит даже до нашего ничтожества, а человек, столь глубоко низринувшийся чрез свое падение, возвышается даже до небес! Ныне Вифлеем есть истинный образ неба, не того, которое украшают звезды и освещают лучи солнца, но того, которое оглашают своим пением хоры Ангелов и где сияет вечное Солнце правды — Христос Бог наш. Не вопрошай меня: как совершилось это чудо? Ибо там, где повелевает Бог, природа только повинуется. Он восхотел и — возмог, пришел и спас нас! Все послушно воле Божией и — Сущий от вечности ныне воплощается! Изумленный величием таинства я трепещу и не знаю, как и на чем остановить мысль мою! Что сказать мне? К какому прибегнуть слову? Я вижу и Ту, Которая носила в недрах Своих Бога и Отроча, рожденное от Нее, но взор мой не постигает того, как совершилось это рождество: ибо, как я сказал, здесь побежден чин естества, и общий порядок изменен. Что Дева родила ныне — знаю, что Она родила Бога — верую; а образ рождения научился я чтить молчанием и не получил правила исследовать оное разумом. Ныне Ветхий денми соделался Младенцем; Сидящий на престоле высоком и превознесенном — во яслех полагается; неприкосновенный, простой и бестелесный — осязается руками человеческими; разрешающий узы греха связуется пеленами. Приемлет мое тело, чтобы меня сделать причастником Своей славы, и чтобы приявши мою плоть, даровать мне Свой Дух. Так, Он приемлет мою плоть, чтобы меня освятить, и дарует мне Своего Духа, чтобы меня спасти... Приидите же, вкупе все прославим святое торжество настоящего праздника: ибо ныне сокрушено иго древнего рабства, повержены в смятение демоны, разрушена смерть, отверст рай, уничтожена клятва, побежден грех, явилась истина для обитания между человеками и слово Божие начало быстро разливаться по миру. Небесная жизнь перенесена на землю: Ангелы дружески обращаются с людьми и люди бестрепетно собеседуют Ангелам, ибо Сам Бог явился на земле, а человек возвышен на небо. Все ныне сближено, все соединено: Бог соделался человеком, не преставая являть в Себе Бога; ясли вместили Того, Которого не может вмещать небо. Даяй пищу всякой плоти питается млеком Матери-Девы; Отец будущего века носится руками Девы, и почивает у персей Ее. — О! какая картина представляется здесь моему взору! Бедный древодел, ясли, Отроча новорожденное, пелены, беспомощная Мать, не имеющая самых необходимых вещей: — везде признаки крайнего убожества! Но сколько богатства в недрах этой бедности! — Только из любви к нам так обнищал Всеблаженный! Но из среды этих яслей Он потрясает вселенную; покрытый пеленами, Он расторгает узы греха. Еще язык Его едва провещавает невнятные звуки, но Он уже наставляет волхвов, — уже обращает их к вере в Себя! Ему, Который невозможное соделал возможным, Христу Господу воздадим славу купно со Отцем и Святым Духом. Аминь.

(Выписка из творений святителя Иоанна Златоуста)

 

Не унывай даже и ты, брат согрешающий!

 

«Иже в вертепе родивыйся и в яслех возлегий нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас».

Слушатели благочестивые! Как же мы спасемся, как же нас помилует Господь? Мы все грешим, все оскорбляем Бога... После всякого греха и проступка мы раскаиваемся, скорбим, сокрушаемся, но едва только совесть успокоится, как опять принимаемся за то же, за те же грехи. — И сколько раз мы давали обещание всячески хранить себя от грехов, и не сдерживали его! Как же мы спасемся, как же Господь нас помилует? — Не унывай: спасет и помилует тебя Господь. Ты плачешь о грехах своих, сокрушаешься, скорбишь, что оскорбляешь Бога своими грехами: плачь больше, сокрушайся сильнее, но не унывай, а на Господа надейся и к Нему прибегай. Он для того и в мир пришел, чтобы спасти грешников. Грешников пришел Господь спасти. Что же тебе унывать, грешник? Ты первый из грешников: тебя первого Господь и спасет! Только не переставай плакать, не откладывай каяться во грехах своих. Тотчас, в ту же минуту, как согрешишь в чем, к Богу с раскаянием, со слезами обратись. Если согрешишь опять, опять кайся, прибегай к Нему. И если после этого согрешишь: опять к Нему же со слезами, с раскаянием. Долго ли же так? До того времени, когда ты от всего сердца, от всей души скажешь Господу: Господи, мне невозможно спастись без Твоей помощи, без Твоего помилования; Ты — мое спасение, Ты — мой Бог, Ты — мое радование. — Господь, когда увидит, что ты, при всем желании сохранить себя от грехов, все не можешь не грешить, грешишь и все раскаиваешься; поспешит к тебе тотчас на помощь. И мать, пока дитя ее, падая несколько раз, не плачет или не больно плачет, не торопится к нему; а как скоро дитя упадет и сильно заплачет, она тотчас к нему бежит. Так и Господь наш Иисус Христос не тотчас спешит нам на помощь, когда впадем в грех; но когда мы горько восплачем о грехах наших. — Не унывай же, слушатель благочестивый: Господь помилует и спасет тебя, молитвами пречистой Своей Матери и всех святых, помилует и спасет. Аминь.

(Из "Поучений " протоиерея Р. Путятина)

 

 

250. С новым годом!

 

Сегодня поздравляем мы друг друга с Новым годом. Но кто из нас, братие, знает, что его ожидает в этом Новом году? Жизнь или смерть? Счастье или несчастье? Честь или бесчестье? Сбудутся ли его желания, или все его труды, все его мечты вдруг обратятся в ничто? Ах, братие! Если бы мы сами себя не обманывали и твердо помнили, сколько добра или зла может ожидать нас в Новом году, тогда, может быть, мы не стали бы с такою лестью поздравлять друг друга с этим годом. — Всех людей, или лучше, всех Христиан можно разделить на две половины: одна — это люди добрые и честные, истинные Христиане, а другая — люди недобрые, Христиане только по имени. Посмотрим теперь, что принесет Новый год тем и другим. Апостол говорит: «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8; 29). Это значит, что для любящих Бога все, что бы ни случилось с ними в этой жизни, и доброе и худое, счастье и несчастье, жизнь и смерть, все служит к получению вечного, единого истинного добра —спасения души. Если любящий Бога будет продолжать житие в мире сем, то, значит, он будет продолжать и добро творить, и чрез то приумножать для себя награду в будущей жизни; а если он умрет, то смерть — для него упокоение (Иов. 3; 23), такое упокоение, которое не только освободит его от трудов и забот, от бед и гонений, но и доставит ему отраду и утешение, по слову Пророка: «восхвалятся преподобный во славе и возрадуются на ложах своих» (Пс. 149; 5), во Царствии Небесном. Доведется ли любящему Бога получить откуда-нибудь богатство, или он разбогатеет от своих же трудов праведных: он будет всем делиться с бедными и для своих подчиненных будет вместе — и начальник и отец. Его подчиненные будут сыты и довольны, не будут на него жаловаться, а будут молиться за него Господу Богу. Он и на суд Божий явится с ними с дерзновением, и пред лицем страшного Судии может сказать: «се аз и дети, яже ми дал еси», Боже! (Евр. 2; 13). — А если бы довелось ему в этом году и прежде нажитое добро потерять по какому-нибудь несчастному случаю, он перенесет это несчастие благодушно: «Господь даде, Господь и отъят», — скажет он тогда с праведным Иовом: «буде имя Господне благословенно во веки» (Иов. 1; 21). Если получит любящий Бога какое-либо почетное звание или власть, он и то и другое употребит на пользу общую: он будет защищать обиженных и обуздывать злодеев, а через то еще большую честь и награду заслужит себе в будущей жизни: «побеждающему и соблюдающему дела Моя до конца, — говорит Спаситель и Судия всего мира, — дам ему власть на языцех, дам ему сести со Мною на престоле Моем» (Откр. 2; 26,3; 21). А если бы он и обойден был честию, если бы и той, какую имеет, был лишен, если бы в ссылку был со слан, и в тюрьме закончил свою горькую жизнь, и это все послужило бы во спасение его души: ибо «скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит» (Рим. 5; 4, 5). — Итак, о Новый год — новый гость наш! Принесешь ли ты любящим Бога жизнь или смерть, честь или бесчестье, богатство или нищету, — я без лести поздравляю таковых с Новым годом, так как, по слову Апостола, «любящим Бога» все, решительно все «поспешествует во благое!»— Что до грешных людей, то — не «тако нечестивий, не тако!» (Пс. 1; 4). Если Новый год принесет им смерть, то они пойдут, чтобы получить воздаяние за свои злодеяния; если принесет им жизнь — они будут по-прежнему беззаконновать. Если достанется на их долю честь и власть, они подчиненных своих донага оберут, если умножится их богатство — они еще развратнее или еще скупее станут и засохнут над своим идолом золотым или серебряным... А случись с ними какое несчастие: лишись они чести или имения, или постигни их болезнь, — они не задумаются отверсть свои хульные уста на Бога Самого, они проклянут день своего рождения и наконец, если не самоубийством, то пьянством закончат дни свои... Вот обычная участь тех, кто Бога не любит и беззаконно живет! Все им поспешествует не во благое, а в злое, все ведет их к погибели! А потому и в Новый год им нет причины радоваться, и друзьям их нет основания и не с чем их поздравлять. — Но так как в их воле — все, что ни принесет им Новый год, и приятное, и неприятное, и здоровье и болезнь, и жизнь и самую смерть, в их воле, говорю, все это обратить на пользу себе, чрез покаяние во грехах, — то и сих несчастных собратий наших можно поздравить с Новым годом, хотя и не так, как поздравляем мы людей добрых и благочестивых. Итак, поздравляю вас, братие, с Новым годом, который Бог дает вам для обновления вашей жизни! Очувствуйся, сухое дерево, что еще не коснулась тебя секира гнева Божия, и ты не предан еще огню вечному! Очувствуйся, земля многократно пившая сходящий на тебя дождь милостей Божиих, а произращающая только терние и волчцы, земля негодная и близкая к проклятию, однако еще совсем не проклятая, достойная сожжения (Евр. 6; 7, 8), но еще не сожженная, — очувствуйся, устрашись грозного приговора, принеси плоды, достойные милостей к тебе Божиих и Божия долготерпения! Поздравляю вас с Новым годом, все грешники, доселе о покаянии не подумавшие, — поздравляю только потому, что еще дает вам Господь время на покаяние, что в прошедшем году, то есть еще вчера, не истреблены вы гневом Божиим; поздравляю потому, что меч Божий не коснулся вас, и стрелы Его, поразившие других братий ваших, пока миновали вас... Летят они, стрелы Божий, скорее молнии, и одна поражает целый город, не щадя ни пола, ни возраста: и юноша и дева, и младенец и муж совершенный, и старец — равно падают, ею пораженные... Итак, радуйтесь Новому году, радуйтесь, но так, чтобы эта радость тут же и слезы источала из очей ваших, — слезы покаяния, омывающие скверны греховные и угашающие разжженные на нас стрелы гнева Божия! Пусть этот Новый год будет для нас залогом счастья, или, лучше сказать, благости Божией к нам, недостойным, обновляя нас чрез покаяние в жизнь Богоугодную. — А вы, живущие для Бога и любящие Его, вы, говорю, еще более веселитесь и радуйтесь наступлению Нового года. Вы ничего не потеряли с окончанием старого года. Он прошел, а ваши добродетели остались целы в сокровищах небесных, «идеже ни червь, ни тля тлит, идеже татие не крадут» (Мф. 6; 20). Наступил Новый год, а для вас открылось новое поле для трудов добродетели; ваши новые посевы принесут вам и новую жатву нетленную, собираемую в житницы небесные. Послужит ли вам в этом году ваше здоровье и благополучие, тогда и сами вы послужите немощным и несчастным собратиям вашим и чрез то умножите себе награду в жизни будущей. Случится ли вам какое несчастие, или болезнь, или самая смерть: эти несчастия и болезни, случающиеся по воле Божией, будут для вас огнем, который очистит вас как серебро и золото (Мал. 3; 3), и вы еще светлее воссияете, пред целым светом, в день второго пришествия Христова; а смерть — принесет вам только покой от трудов и подвигов ваших. Вы можете говорить то же, что и Апостол Павел говорит: «мне еже жити Христос, и еже умрети приобретение есть» (Флп. 1; 21), и вы, приближаясь к смерти, не с воздыханием, а с радостью воспоете с тем же Апостолом: «подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия» (2 Тим. 4; 7, 8). — Начнем же, братие, начнем все, и праведные и грешные, и станем проводить Новый год по-Божии; праведные — приумножая добродетели, грешные — принося покаяние в прежних грехах, так чтобы последние поравнялись с первыми на пути к Царствию Божию, и все вместе дождались того Нового года, который вовеки не стареется, и в котором не будет ни плача, ни вопля, ни болезни, ни смерти, потому что старое все пройдет и будет все новое! (2 Кор. 5; 17). Аминь.

(Из сочинений святителя Георгия Конисского, архиепископа Белорусского)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.