Взирая на поля и сады, увенчанные цветами, исполненные плодов благих и обильных, благочестивый земледелец и вертоградарь с умилением поднимают очи свои горе к Тому, от Негоже всяк дар совершен, свыше нисходяй, и с искренним благодарением произносят: "Слава Богу, Благодетелю нашему? По Его неизреченному милосердию, мать-земля наша не оставила нас без хлеба, и детей наших без пропитания".
Но не одна земля своими растениями и плодами поддерживает земную жизнь человека: есть другие предметы, коими безгрешно может христианин не только питать, но и обогащать себя. Сказал Господь первым людям: наполните «землю,» и господствуйте «ею», и обладайте «рыбами морскими... и... птицами небесными», и всеми скотами, и всеми гадами пресмыкающимися по земли (Быт. 1; 28). Таким образом, и скот, и птица, и рыба, и насекомое — все служит человеку, из всего позволено ему извлекать пользу и невинное услаждение. И каким бы вы ни решились заниматься честным промыслом, Святая матерь наша Церковь всегда готова благословить оный, везде и всегда по вашему призванию поспешит умолять Господа, чтобы Он — Владыка твари — даровал благий успех вашим занятиям. Вот ее мольбы.
1. Чин благословения стад овчих или иных скотов. Скотоводство издревле было одним из первых и Богом благословенных занятий, коими человек промышлял себе пищу, одежду и иные продовольствия жизненные. Первый праведник и мученик был пастух: «И бысть Авель пастырь овец» (Быт. 4; 2); и первая Богу приятная жертва была та, которую принес Авель «от первородных овец своих, и от туков их» (Быт. 4; 4). Чем богат был славнейший из патриархов древних? Преимущественно скотом: «Авраам же бяше богат зело скоты» (Быт. 13; 2). Исаак — радость отца и матери, утешение грядущих родов, Иаков — родоначальник двенадцати колен Израильских, Моисей — человек Божий, великий пред Богом, Иов многострадальный, «человек оный благороднейший сущих от восток солнца» (Иов. 1; 3), и многие другие великие мужи древности деятельно упражнялись в скотоводстве и имели обширные пастбища для своих многочисленных стад (Быт. 26; 14. 30; 43. Исх. 3; 1). Вообще счастливая жизнь патриархальная была — жизнь пастушеская. «Пастуси овчии, раби твои, и мы, и отцы наши отдетска и доселе» (Быт. 46; 32-34. 47; 3). Таким образом, священный пример великих предков освящает известное дело и для потомков. Но и без примеров, кто не знает, сколь великую пользу и облегчение доставляет человеку домашний скот? Кому, например, не известно, как много трудов, беспокойств и даже славы, конь разделяет с человеком, — конь, столь живо изображенный Самим Богом в Его святом слове? «Копытом копая на поли играет... сретая стрелы посмеявается и не отвратится от железа: над ним играет лук и мечь... трубе же вострубившей глаголет: благоже: издалеча же обоняет рать, со скаканием и ржанием» (Иов. 39; 21-23, 25). О чем молился Давид, царь из пастырей, каких сокровищ земных испрашивал у Бога для своих подданных? Он молился о том, между прочим, чтобы овцы тысячами и десятками тысяч ходили во дворах его подданных, и чтобы волы их были тучны (Пс. 143; 13-14). Блажен народ, — восклицал он, — у которого все сие (Пс. 143; 15). О том же молится, того же усердно испрашивает у Господа и Святая Церковь возлюбленным детям своим. "Владыко Господи Боже наш, — взывает она, благословляя стадо животных, готовых изыти на пажить, — Тебе молимся, и Тебе просим: якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих: и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящи; и избави е от всякаго навета врагов, и воздуха смертнаго, и губительнаго недуга".
2. Чин благословения новых сетей для ловитвы рыб. У вас нет возможности или большой нужды возделывать землю, разводить скот и пр., вам удобнее промышлять на воде, чем на земле, выгоднее заниматься рыбной ловлей? Не думайте, чтобы Церковь пренебрегла этим промыслом: не пренебрегает, а, напротив, возвышает, облагораживает и освящает она сие полезное занятие особенной молитвой благословляя новые мрежи, кои рыболов готовится в первый раз спустить на воды. Она трогательно воспоминает пред Спасителем Богом те чудеса, которые Он благоволил совершить над рыбою, когда двумя рыбами насытил пять тысяч народа; когда по Своем Живоносном Воскресении, Божественным Своим повелением мрежи Апостолов наполнил множеством рыб; и сими чудесами убеждает Владыку Всесильного, чтоб Он предлежащие мрежи благословил, и в ловитве, Своим Божественным благословением, всегда оные множеством рыб исполнял, и от рыб, теми мрежами уловленных, вкушающих в мире и здравии душевном и телесном сохранял. На помощь рыболовам она призывает святого славного и всехвального апостола Петра и иных Апостолов, потому что они сами были рыбари. Она благословляет новые мрежи окроплением священной воды, призыванием всесвятого имени Божия, и во благонадежие детей своих, рыболовов, воспевает с Давидом: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» (Пс. 8, положенный и в сем и в предыдущем чине. См. большой Требник).
3. Ни для птицеводства, ни для пчеловодства Церковь не положила особых чинов молитвенных. Но, во-первых, она освящает употребление мяса, яиц и сыра в пищу; во-вторых, молится об очищении и безвредности меда нечистого; в-третьих, сама, при своих священнодействиях, постоянно употребляет мудрое произведение художницы-пчелы — воск — в церковных свечах.
Наконец, надобно и то сказать, что Церковь с великой любовью и благоволением взирает и на птицу небесную, парящую в воздухе, и на пчелу, сидящую на цветке; она желает, чтобы мы учились у них многим добродетелям, которых сами не имеем. Так, птицы небесные по Евангелию ее и нашего Спасителя — великий урок для малодушных и маловерных. «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Не вы ли паче лучши их есте?» (Мф. 6; 26).
Пчела есть наставница благочиния, порядка, трудолюбия и строгая обличительница лености, нерадения и праздности. «Доколе, о лениве, лежиши?— вопрошает Церковь устами мудрого Соломона, — когда же от сна востанеши... иди ко пчеле, и увеждь, коль делательница есть, делание же коль честное творит! еяже трудов царие и простии во здравие употребляют, любима же есть всеми и славна; аще силою и немощна сущи, (но) премудростию почтена произведеся» (Притч. 6; 8,9).
Будем благодарны и признательны матери нашей Церкви за ее великое попечение о нас; будем благоговейно пользоваться тем, что она освящает, назидаться тем, чем она желает вразумлять. И да не уподобимся тем нечестивцам, о коих сказано: «Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша. Увы, язык грешный...» (Ис. 1; 3-4). Аминь.
(Из "Бесед " Я. К. Амфитеатрова)
Дни седмицы
Скажите мне, — говорил некогда один древний учитель христианам своего времени, — скажите мне вы, приходящие в церковь только в дни праздничные: другие дни недели не также ли праздники, не также ли дни Господни и как бы дни воскресные? Только Иудеям свойственно «дни смотрять» и различать; и потому-то Господь сказал, что праздников их ненавидит душа Его: а христианин, напротив, смотрит на все дни, как на дни Господни, даже более — как на дни Пасхальные, потому что в каждый из них на Божественной литургии закалается Агнец Божий и все Ему причащаются".
Таков, по мысли благочестивой древности, должен быть у христианина взгляд на дни жизни своей! Все они должны быть посвящены Богу и ни один из них не должен проходить без славословия и благодарения Богу.
И Святая Церковь не только подобно Давиду возвещает имя Господне «вечер и заутра и полудне» (Пс. 54; 18); не только освящает молитвою вместе с Пророками и Апостолами, важнейшие часы дня: первый, третий, шестой и девятый, но и все эти молитвословия ежедневно разнообразит новыми песнопениями в честь Господа или святых Его, так что каждый день седмицы освящен у нее каким-нибудь воспоминанием.
Седмица, по Уставу Церкви, начинается с вечера субботы. Такое счисление дня возводит мысль нашу чрез целый ряд веков к самому первому дню творения, когда, по глаголу Божию... «бысть вечер, и бысть утро, день един» (Быт. 1; 5); равно напоминает и тот вечер, который предшествовал светлому дню Воскресения, и в который Спаситель, совершив дело нашего искупления, почил плотию во гробе, а духом сошедши в преисподняя, истощил, по слову Церкви, вся адова царствия. Воспоминанию славного Воскресения Христова посвящены все церковные песнопения воскресного дня.
Но среди хвалебных песней в честь сего новозаветного события, Церковь не оставляет без внимания и первоначальной Божественной заповеди о седьмом дне, по которой день сей должен напоминать человеку о Боге, как Творце и Промыслителе всех тварей. В глубокую полночь она собирает верных для славословия "Всемогущей, Животворящей и Светоначальной Святой Троице, мирную (видимую) и премирную (невидимую) тварь, ради единой благости от несущих приведшей и о ней промышляющей" и в троичных каналах, певаемых на воскресной полунощнице, песнословит Триипостасного Бога, преимущественно как Зиждителя мира видимого и невидимого.
Понедельник каждой седмицы посвящен воспоминанию Бесплотных Сил — может быть потому, что Ангелы сотворены были прежде всякой видимой твари. Ублажая их еженедельно в сей день благохвалениями, Святая Церковь воздает справедливую дань благодарения сим споспешникам нашего спасения, и ныне посылаемым в мир «за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1; 14). Она молит их, как непосредственно предстоящих Святой Троице", возносить пред Бога молитвы святых (Откр. 8; 3) и охранять верных "кровом крыл невещественныя своея славы".
Во вторник Церковь совершает память святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Многие из пророков, подобно Иоанну, предвозвестили пришествие Спасителя и славны были святой жизнью, многие так же положили душу свою за исповедание истины: но, по суду Самого Спасителя, «не воста врожденных женами болий Иоанна Крестителя» (Мф. 11; 11)- Высокое достоинство его так выражает Церковь в одной из хвалебных стихир своих: "Проповедниче Христов и Крестителю, ангеле, апостоле, мучениче, Пророче, Предтече, свещниче, друже ближний, пророков печать, в рожденных пречестнейший, ходатаю ветхия и новые благодати, светлый Слова гласе, твоими ходатайствы молитвы исправи!" (стих, вечер, гл. 2). Вот почему память Крестителя Христова всегда была в глубоком уважении у христиан, которые еще в древности его же изображениями преимущественно любили украшать места молитвенных собраний своих и особенно крещальни. Вот почему и Святая Церковь уставила особый день для еженедельного чествования памяти святого Предтечи.
Среда и пяток каждой седмицы посвящены воспоминанию страстей Христовых по древнейшему Апостольскому установлению. В правиле 69 святого Апостола говорится: "аще кто епископ, пресвитер или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен". В постановлениях Апостольских изъясняется и самая причина поста в сии дни, которую так излагает святой Епифаний: "В среду и пяток пост до часа девятого, потому что в среду предан был Господь, а в пяток распят. Апостолы предали в сии дни совершать пост во исполнение того, что сказано: «егда отъимется от них жених, тогда постятся"».
Благоговейно славословя Распятого за нас, Святая Церковь ублажает в сии дни и самое орудие нашего искупления — Животворящий Крест Господень, и прибавляет несколько стихир и песней в воспоминание Пресвятой Девы, сострадавшей распятому Господу (крестобогородичны).
В четверток Церковь ублажает память святых Апостолов. Можно думать, что день сей назначен для прославления сих первых и великих провозвестников Евангелия потому, что он ознаменован в их жизни, и в истории Церкви двумя важными событиями: в четверг, перед страданием, Спаситель соединил Апостолов в горнице сионской, и среди сего Богоизбранного лика установил святейшее Таинство Причащения, дав им повеление и власть «сие творить в Его воспоминание»; в четверг же на Елеоне они получили из уст Господа окончательное утверждение в звании всемирных проповедников и учителей: «будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли» (Деян. 1; 8), и в след за тем прияли обетование от Ангелов и будущем славном пришествии Его на землю.
Верные повелению своего Учителя, Апостолы пронесли имя Его до конец земли, ниспровергли идолов, очистили мир от языческих суеверий и основали церкви. Благодарная Церковь не находит слов, достаточных к выражению величия каждого из них: "Что тя именуем, Апостоле, — взывает она, — небо ли? яко славу исповедал еси Божию; звезду ли всех озаряющую? чашу, пиво святое изливающую? друга Христова блаженнейшаго, бесплотных сожителя"... (стих. Апост.). С памятью святых Апостолов она соединяет в четверток же воспоминание великого иерарха и чудотворца Николая, прославляя его пламенную ревность к вере и православию и ту многообразную помощь, которую являл он всем прибегавшим к ходатайству его, и которая соделала имя его общеизвестным и любезным для всех верных.
Суббота посвящается воспоминанию всех святых, и в частности: мучеников, святителей и преподобных. Впрочем, святым мученикам ежедневно, за исключением воскресного дня, посвящается на вечерне несколько стихир и стихов из канона. Причина сего особенного усердия Церкви к мученикам заключается не только в глубоком уважении ее к памяти святых страстотерпцев, но, может быть, и в том, что места для общественного Богослужения издревле преимущественно устроялись при гробах святых мучеников.
Суббота же назначается Церковью и для молитвенного воспоминания всех отшедших от мира братий. Для любви христианской, «крепкой аки смерть», не доставало бы лучшего утешения, если бы Церковь не имела особого дня в неделе для моления об усопших; и вот, каждую неделю в субботний день мы слышим молитвенные воздыхания ее к Богу об упокоении отшедших от нас собратий наших. Древнее благочестивое обыкновение посвящает субботу сверх того воспоминанию Преблагословенной Девы Марии. Впрочем, во все дни седмицы и на всех без исключения Богослужениях Церковь в честь Ее воспевает не только множество отдельных стихир на всех дневных службах, но и посвящает (на повечериях ежедневно) Ей целые каноны, как главнейшей Заступнице и Ходатаице христиан. Вот сколько священных воспоминаний Церковь предлагает верующим в течение седмицы! Вот сколько указывает Она нам высочайших образцов всех добродетелей для подражания! «Темже убо и мы, толик имуще облежащь нас облак свидетелей... терпением да течем на предлежащий нам подвиг» (Евр. 12; 1).
(Из "Воскресного чтения", 1885)
Наши оправдания
«Никтоже может двема господинома работати» (Мф. 6; 24)
Не два, а много владык над нами. Один у нас Господь на небе, а сколько владык на земле! Не говорим уже о наших страстях, которые, как владыки, повелевают нами и требуют от нас себе угождения: что значит наша служба, наши занятия домашние и общественные, самое звание наше — что такое, как не владыки, которые так или иначе заставляют нас жить и действовать? Не удивительно потому, что многие из нас говорят: "Что нам делать? Рады бы мы и Богу служить: кто не рад сему? Рады бы и молиться Ему: кто не хочет сего? Но увы! Долг службы, занятия домашние и общественные, самое звание наше не позволяют нам исполнять желание сердца. Иное дело — иноки, отшельники: для них мир как бы не существует; им только и дела — служение Богу, а нам много ли остается времени и досуга для служения Богу?"
Что же? Ужели в самом деле звание наше, какого бы рода оно ни было, может препятствовать служению Богу? Ужели только одни иноки могут свободно служить Господу? Сохрани нас, Боже, от подобных мыслей!.. "Мы и рады бы,— говорят люди простые, — служить Богу, да не можем: рады бы мы знать волю Божию, но мы люди темные, не можем разуметь Писания; рады бы ходить на службу Божию, но работы, которыми мы живем и питаемся, не дают нам на то времени; рады бы и молиться Богу, но хребет наш после трудов дневных и наклониться не может. С утра До ночи мы на поле, с утра до ночи работаем — когда же нам служить Богу, когда нам молиться"?
Высказывается как будто правда, и сердце как будто успокаивается, но эта правда — ложь, этот покой — хуже беспокойства! Ужели правда, будто одним только ученым и премудрым дано ведать волю Божию? — Нет! «...исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, — говорит Спаситель, — яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем» (Лк. 10; 21). Посморите на святых апостолов: все они были мужи простые и некнижные, и однако ж кто лучше их понимал волю Божию? Пастыри Вифлеемские тоже были люди неграмотные, и однако ж они прежде всех премудрых мира успели поклониться лежавшему в яслях Младенцу Иисусу и узнать в Нем обетованного Мессию.
Итак, грешно нам, братие, говорить: "Где нам знать волю Божию? Мы люди темные". На что ж у нас совесть? На что и служители алтаря Господня, назначенные для возвещения воли Божией? Внимайте, братия, своей совести — и вы узнаете волю Божию; обращайтесь чаще с вопросами к служителям престола Божия — и вы узнаете волю Божию; молитесь чаще и усерднее Подателю всякой мудрости — и вы узнаете волю Божию.
"Мы и рады бы ходить в церковь на службу Божию, да работы наши не дают нам на то времени". Итак, мы дорожим нашими работами, потому что ими поддерживается жизнь наша телесная; но «не душа ли болши есть пищи...» (Мф. 6; 25)? Мы не имеем досуга каждый день посещать храм Божий, но Господь этого и не требует от нас: «шесть дней делай, — говорит Он, — и сотвориши в них вся дела твоя: день же седмый суббота», а у нас новозаветных чад Церкви — воскресенье – «Господу Богу твоему». А сколько в году праздников, сколько воскресных дней! О, если б хотя только сии святые дни неопустительно проводить нам во храме Божием должным образом!.. И это с нашей стороны немалая была бы жертва и служение Богу...
"Рады бы мы, — говорят иные, — и молиться Богу, но хребет наш после дневных трудов и поклониться не может". Так-то всегда бывает у нас! Нужно добыть нам пищу — и хребет наш легко наклоняется; а нужно Богу молиться — он и наклониться не может. Нужды-то наши телесные, видно, все впереди нужд духовных... Но если хребет наш или колени от усталости не хотят послужить Богу, будем, по крайней мере, работы наши начинать с благословением Божиим, продолжать с благочестивыми чувствами, оканчивать с благодарною к Богу молитвой; тогда и работа наша будет вместе приятным служением Богу. Или и это для нас тяжело? Но, скажите, ужели ж ум наш во время работ ни о чем не мыслит? Ужели и язык наш остается совсем неподвижным? Никто сего не скажет. А если уста наши без усталости празднословят, а во время молитвы чуть движутся, что тому причиной? Итак, сами мы виновны в том, что не служим Богу каждый в своем звании и состоянии.
"С утра до ночи, — говорят, — мы на поле, с утра до ночи работаем: когда ж нам молиться, когда служить Богу?" Тут-то и случай молиться, тут-то и случай служить. Давно сказано, что праздность есть мать всех пороков; а когда мы в трудах и занятиях, — тут уж мало места пороку; а когда труды свои освящаем еще и молитвою и благочестивыми размышлениями, то что такое работа наша, как не служение Богу? Кто был святой Антоний Великий? Самый строгий подвижник пустыннической жизни. А он служил Богу и плел корзины. Кто был святой апостол Павел? Самый ревностный благовестник Христов. А он служил Богу и делал палатки. Кто был святой Иосиф, обручник Пресвятой Девы? Воспитатель Самого Спасителя. А он служил Богу и занимался древоделием... Можно даже есть и пить во славу Божию (1 Кор. 10; 31). Как же можно думать, будто работы, приличные нашему званию, могут мешать служению Богу? Только плоть наша ленивая может внушить подобную мысль: «...иди за мною, сатано, — скажем ей в ответ, — соблазн ми еси: яко не мыслиши яже (суть) Божия, но человеческая» (Мф. 16; 23).
"Мы бы не прочь послужить Богу, — говорят другие, — да куда же нам деваться с ежедневными заботами и хлопотами? У нас их так много, что нам некогда даже и подумать о служении Богу". И опять плоть ленивая, а не сердце чистое может высказывать подобные мысли. У нас так много занятий, что нам некогда и подумать о служении Богу... Вот, Боже наш, до чего мы дожили!... Ты послужил для нас, приняв на Себе зрак раба, послужил до кровавого пота, до самой смерти. Ты и доныне подаешь «...нам вся обильно в наслаждение» (1 Тим. 6; 17), а нам, рабам Твоим, нам недосуг стало и послужить Тебе!... Нет, возлюбленные, пусть все дела наши предпринимаются с доброй целью, совершаются честно и добросовестно и освящаются молитвой, тогда и на мысль нам не придет сказать: "Нам некогда и подумать о служении Богу"; тогда и самый труд наш земной будет служением для неба.
И богатство не может помешать нам служить Господу Богу, если только мы сами захотим... Много ли из нас найдется таких богатых людей, каков был святой праотец наш Авраам? А он целую жизнь был богат, и целую жизнь служил Богу. Как же это было? Во всех действиях своих он показывал, что Господь посылает ему сокровища для того, чтобы питать нищих, помогать бедным, защищать сирот; целые дни сидел он при дверях своей палатки, в сладкой надежде принять к себе странника, осчастливить несчастного. И целую жизнь таким образом был богат, и целую жизнь служил Богу. Итак, смотрите: у Авраама богатство и у Иуды — золото; но первый с богатством восходит на небо, последний с золотом падает в бездну ада... Что же мешает и нам подражать Аврааму? Итак, богатство для христианина — не препятствие, а прекрасное средство служить Богу. Точно так же и всякая служба общественная нисколько не препятствует служить Богу, иначе Спаситель и не сказал бы: «воздадите убо кесарева кесаревы, и Божия Богови» (Мф. 22; 21). Славен был Давид, велик Езекия, знатны были и древние христианские благочестивые цари и князья, как Константин Великий и наши Владимир равноапостольный, Александр Невский, — и однако ж ни бремя государственных занятий, ни блеск двора — ничто не могло препятствовать им открыто служить Богу и молиться Ему... Прекрасные они были граждане на земле: прекрасные теперь граждане на небе!
Так, братие, должно быть и с каждым из нас. Звание наше, какого бы рода оно ни было, с тем и дается нам Господом на земле, чтобы мы чрез него достигли звания Небесного. Господи, помоги нашей немощи! Сам Всесильный, дай нам силы, чтобы мы, служа царю земному, служили и Тебе, Царю Небесному, и несли звание земное так, чтобы чрез него достигали звания Небесного. Аминь.