Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Похвала Златоуста святому апостолу Павлу



 

«Аще хвалитися (ми) подобает, о немощи моей похвалюся» (2 Кор. 11; 30). Видишь ли, что апостол Павел никогда не хвалится чудесами, а всегда гонениями и искушениями? На него ополчались иудеи, восставали язычники, с ним препирались лжебратия, его оскорбляли немощные братия. Везде против него были смятения и возмущения — и от своих, и от чужих. «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть... яко не лгу, — говорит он. — ...языческий князь Арефы царя стрежаше Дамаск град, яти мя хотя» (2 Кор. 11; 31 -32). Смотри же, какова брань, ежели князь ради его стерег город. Когда же говорю о брани, разумею ревность Павлову. Если бы Павел не дышал таким огнем ревности, то не воспламенил бы такого неистовства в областном правителе/Столько терпел и никогда не поколебался, но все, что ни встретится, переносил мужественно, однако же не вдавался безрассудно в опасности и не бежал им навстречу. Смотри, на какое средство согласился он, чтобы избегнуть осады: «...оконцем в кошнице свешен бых». Хотя желал он переселиться из сей жизни, но вместе искал и спасения помощию человеков, чтобы сберечь себя для проповеди. Но и здесь опять все приписывал Богу.

Вот славная победа, вот победные знамения Церкви! Так низлагается диавол нашими злостраданиями. Диавол чем больше наводил на Павла опасностей, тем больше был поражаем. Он ввергал его то в труды, то в скорбь, то в страх, то в болезнование, то во все вдруг; но Павел во всем оставался победителем. Не с такой силой множество труб поколебало каменные стены города Иерихона и разрушило их, с какою глас Павлов ниспровергал своим звуком твердыни диавола и, отнявши у него множество пленников, Павел сам вооружал их, составлял из них свое воинство и с помощью его побеждал чудесно. Как лев, рыкающий и испускающий из уст пламень, он для всех был нестерпим. Непрестанно являлся всюду. Приходил к одним, спешил к другим, появлялся у тех, переносился к другим, налетал скорее ветра. И, управляя вселенной, как одним домом или одним кораблем, то извлекал утопающих, то укреплял изнемогающих, то давал приказания пастырям Церкви: всем был все, чтобы всех спасти (25-я беседа на послание 2 Кор.) — и демоны убегали, и болезни удалялись, и где бы только ни показался Павел, — все уступало ему дорогу, и как те, которые много раз терпели на войне поражение, трепещут при одном виде оружия, нанесшего им раны, так точно и демоны удалялись при виде платков и опоясаний Павловых (13-я беседа на послание 1 Кор.).

Он все терпел, чтобы только других освободить от зла. И заметь, он претерпел кораблекрушение, чтобы остановить кораблекрушение вселенной; и день пробыл во глубине морской, дабы извлечь людей из глубины обольщения; был в трудах, чтобы успокоить трудящихся; терпел язвы, дабы уврачевать изъязвленных диаволом; сидел в темницах, чтобы сидящих во узах и мраке известь на свет; многократно бывал при смерти, чтобы избавить других от лютой смерти; пять раз получал он по сорок ударов без одного, чтобы избавить от бичей диавольских тех, которые его бичевали, был бит палками, чтобы других привести под жезл Христов; забросан был камнями, чтобы других освободить от бесчувственных камней; был в пустыне, чтобы извлечь из пустыни; был в путешествиях, дабы остановить заблудших и открыть путь, ведущий к небу; подвергался опасностям в городах, чтобы указать горний град; терпел голод и жажду, чтобы избавить от лютейшего голода; был в наготе, чтобы обнаженных грехом облечь в одежду Христову; терпел нападение от народа, чтобы отвести от нападения демонского, был спущен в корзине в окно по стене, дабы поднять поверженных долу... Будем ли еще говорить, когда не знаем всего, что претерпел Павел? Мученик умирает однажды, а сей блаженный одним телом и одной душою претерпел столько бед, что они могут и самую крепкую душу привести в трепет (25-я беседа на послание 2 Кор.).

И сей-то Павел, который торжественно восклицает: «благодать Его (Христова), яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся» (1Кор. 15; 10); сей-то Павел, смиренномудрствуя, говорит: «Аз бо есмь мний (меньший) Апостолов, иже несмь достоин нарещися Апостол» (1 Кор. 15; 9). Видишь образец величайшего смирения? Видишь, как Павел уничижает себя, как именует себя самым меньшим из Апостолов! Размысли, кто произнес оные слова?

Павел, гражданин небесный, хотя еще облеченный немощным телом, столп Церквей, земной Ангел, человек небесный!.. (Беседа о покаянии). Сей Павел, когда заставляла нужда рассказывать о своих заслугах, касался их слегка; и хотя бы мог написать многие книги, если бы стал распространяться о каждом подвиге, перечислять Церкви, о которых заботился, говорить о темницах и о подвигах своих в них, о подробных обстоятельствах каждого труда, о нападениях на него, однако же не захотел сего (25-я беседа на послание 2 Кор.).

Люблю я говорить о сем муже и созерцать красоту его добродетели! Восходящее солнце светлыми лучами не столько озаряет очи мои, сколько лицо Павла освещает мою душу. Солнце озаряет зрение, а Павел восторгает ум к самым сводам небесным. Он возносит душу выше солнца и луны (Беседа о покаянии).

О, кто дал бы мне ныне прикоснуться к Павлову телу, прильпнуть ко гробу и увидеть прах того тела, которое носило язвы Господа Иисуса и повсюду посеяло проповедь Евангелия, прах тела, через которое вещал Христос, через которое проглаголал Павел оные вожделенные слова: «молил бых ся бо сам аз отлучен быти от Христа по братии моей...» (Рим. 9; 3), через которое говорил он перед царями и не стыдился! Не столько страшен для нас гром, сколько страшен для демонов голос и даже одежды Павловы. Этот голос связывал демонов, очищал вселенную, прекращал болезни, изгонял пороки, поселял истину, — в этом голосе почивал Сам Христос!.. О, как желал бы я видеть прах этих уст, через которые Христос изглаголал великие и неизреченные тайны, которые изгоняли бесов, очищали грехи, заграждали уста тиранов, связывали язык мудрецов, привели вселенную к Богу!.. Желал бы я узреть и прах этого сердца, которое, не погрешая, можно назвать сердцем вселенной, источником бесчисленных благ. Ибо из этого сердца разливался на все дух жизни. Оно было так пространно, что вмещало в себе целые города, племена и народы, сгорало скорбью о каждом из погибающих, мучилось болезнями рождения о чадах несовершенных... — сердце превысшее небес, пространнейшее вселенной, блистательнейшее лучей солнечных, горячейшее огня, твердейшее алмаза!.. В этом сердце был источник текущий и напояющий не лицо земли, но души человеческие... Оно жило новой, а не этой нашей жизнью, — было сердцем Христовым, скрижалью Духа Святого, книгой благодати!.. Желал бы я увидеть и прах этих рук, — и узы носивших, и через возложение низводивших Духа Святого, и написавших оные письмена: «видите, колицеми книгами писах вам моею рукою» (Гал. 6; 11). И прах этих очей, которые сначала потерпели омрачение, но прозрели для спасения вселенной, еще в теле удостоились видеть Христа; которые смотрели на земное, но не видели его, созерцали невидимое, но не знали сна, бодрствовали ночью!

Желал бы я увидеть и прах этих ног, обтекавших вселенную, но не утруждавшихся, ног, которые когда забиты были в колоду, то поколебалась темница, и которые обходили всю землю и несколько раз измеряли ее стопами своими!.. О, как желал бы я увидеть гроб, в котором почивают все эти члены, воистину Христовы — члены, пригвожденные страхом Божиим, носившие на себе язвы Христовы!..

Но, возлюбленные, и Павел был подобострастный нам человек, и у него было то же естество, которое имеем и мы! Только он явил величайшую любовь ко Христу и потому взошел превыше небес и сравнялся с Ангелами... Итак, не дивиться только ему будем и не изумляться только его подвигам, но постараемся, по возможности, и подражать ему, ибо слышите, что говорит он? «Молю... вас, братие, подобии мне бывайте, якоже и аз Христу» (1 Кор. 4; 16), — будем же подражать ему, дабы, по отшествии из сей жизни, сподобиться и нам узреть его и участвовать с ним в неизреченной славе, которую да сподобит Бог получить всем нам, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему же вкупе со Отцом и Святым Духом слава, держава и честь во веки веков. Аминь (32-я беседа на послание к Рим).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.