Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Православная Церковь — невеста Христова



 

«На сем камени созижду Церковь Мою, — глаголет Господь наш Иисус Христос во Святом Евангелии, — и врата адова не одолеют ее» (Мф. 16; 18). «Аще же и Церковь преслушает брат твой, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18; 17). Дорога и возлюбленна Господу невеста Его Церковь Святая, ибо Он «стяжа» ее, купил не тленным серебром и златом, а «Кровию Своею» честною (Деян. 20; 28). Он «питает и греет ю» (Еф. 5; 29); Он — единая вечная «глава» ее (Еф. 1; 22; 5; 23); а для нас она —«столп и утверждение истины» (1 Тим. 3; 15), она — матерь наша святая, ее мы должны слушать беспрекословно, как истинную мать. "Кому Церковь не мать, тому Бог не отец", — говорит древний подвижник, священномученик Киприан, епископ Карфагенский. И счастливы мы, чада Святой Православной Церкви Восточной, потому что наша Церковь есть единая истинная невеста Христова. Вот неопровержимые свидетельства этой утешительной для нас истины.

Первое. Наша Православная Церковь есть самая древняя, Самим Христом Спасителем основанная и святыми Его апостолами утвержденная. Она неизменно содержит учение Апостольское, ее епископы ведут свое начало от самих апостолов, они правят верующими по правилам святых апостолов, совершают Таинства во всем согласно с Священным Писанием и преданием святых апостолов. Поэтому Церковь наша именуется Апостольской. Никакая секта, никакое новое учение не может носить это название, потому что не имеет начала от апостолов. Если лжеучители скажут, что их секта есть Апостольская Церковь, то спроси их: где же их церковь была, когда их секты еще не было? Новое нельзя назвать старым, как и старое новым. Все эти секты — новы по началу, а потому и не могут называться Апостольской Церковью.

Второе. Истинная Церковь не может прекратиться на земле, самые «врата адова не одолеют ей» (Мф. 16; 18), — это непреложные слова Самого Христа Спасителя; «небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут» (Мф. 24; 35). Значит и теперь есть истинная Церковь на земле, и кто думает, что на земле нет истинной Церкви, Иисусом Христом основанной, тот не верит слову Христову и — страшно сказать —почитает ложным обетование Христа. А не богохульство ли это? Кто сочиняет свою церковь, тот противник истинной Церкви Христовой и враг Христу. Значит, все лжеучители, которые сочиняют новые веры, — противники Христовы. Если хочешь спастись, ищи спасения в Церкви древней, а такова и есть наша Святая Православная Церковь: древнее ее, как сказано ранее, нет Церкви на земле.

Третье. Истинная Церковь Христова непогрешима; она не может уклоняться от истины, не может заблуждаться в учении веры и погрешать. Христос есть Жених Церкви; Он обещал пребывать в ней «до скончания века» (Мф. 28; 20), Он «возлюби Церковь», очистил, соделал ее святой и непорочной, питает Телом и Кровью Своею в Таинстве Причащения, «греет ю» животворящей благодатью Духа Всесвятаго (Еф. 5; 25-27, 29), хранит ее от заблуждений, как «деву чисту», нерастленную (2 Кор. 11; 2). Значит, кто думает, что Церковь Христова уклонилась от истины и погрешила, впала в ереси, в заблуждения, тот не верит Божественной силе Жениха ее — Христа Спасителя, не верит Его обетованиям, не хочет признать Церковь Христову непорочной девой, а почитает ее изменницей... Сердце содрогается при одной мысли о такой хуле на Церковь Божию! Церковь есть «жилище Божие» (Еф. 2; 22), есть дом Божий; она основана на твердом «камени» (Мф. 16; 18), «на основании Апостол и пророк, сущу краеуголну Самому Иисусу Христу» (Еф. 2; 20). Кто думает, что Церковь пала, тот уподобляет Христа неразумному человеку, который основал свою храмину на песке: «и сниде, - сказано, - дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся, и бе разрушение ея велие» (Мф. 7; 26-27). Но ведь это — ужасное богохульство! Нет! Церковь есть только «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3; 15), а «истина Господня пребывает во век» (Пс. 116; 2). Значит, и Церковь Христова всегда была истинной, непогрешимой и пребудет таковой до скончания века. И благодарение Господу: такова и есть, благодатью Христовой, наша Церковь Православная: она свято чтит слово Божие, как писанное, в Священном Писании заключенное, так и не писанное, в святых преданиях хранимое. «Испытайте Писаний», — глаголет Христос (Ин. 5; 39); «стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим», — говорит апостол Христов Павел (2 Фес. 2; 15). И Церковь наша неизменно следует Священному Писанию, она неизменно держит и священное предание. Пусть еретики и раскольники, пусть все лжеучители дерзновенно отверзают на нее хульные уста свои: она свята и непорочна, как чистая дева. Пусть они устремляют на нее, по выражению апостола Христова, свои «волны свирепыя моря, воспеняющя» (Иуд. 1; 13) нечестивыми и хульными лжеучениями; она не боится этих волн, ибо основана на камени, — «камень же бе Сам Христос!» (1 Кор. 10; 4).

Четвертое. Истинная Церковь Христова имеет Богоучрежденное священноначалие: епископов, пресвитеров и диаконов. «Дух Святый» чрез таинственное рукоположение апостолов «поставил епископы пасти Церковь Господа и Бога» (Деян. 20; 28. Сравни 1 Тим. 4; 14; 2 Тим. 1; 6). Апостолы и епископы рукополагали по всем церквам пресвитеров (Деян. 14; 23. 1 Тим. 5; 22. Тит. 1; 5) и диаконов (Деян. 6; 6). Благодать священства, через преемственное рукоположение, дошла и до наших времен. Без епископов и священников не может быть и Таинств. А без благодати Таинств нет и спасения. «Аминь, аминь глаголю тебе, — говорит Господь, — аще кто не родится водою и Духом» в Таинстве Святого Крещения, «не может внити во Царствие Божие» (Ин. 3; 5). «Аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его» в Таинстве Святого Причащения, «живота не имате в себе» (Ин. 6; 53). «Имже отпустите грехи (в Таинстве Покаяния), — отпустятся им: и имже держите, держатся «(Ин. 20; 23), — говорил Он первым пастырям Церкви, Своим святым апостолам. И это право, и эта власть через таинственное рукоположение достигли и наших пастырей Церкви. Где нет епископа, там нет и Церкви, — говорят святые Игнатий Богоносец и Киприан. И опять возблагодарим Господа, Главу Церкви, что сподобил Он нас родиться в недрах Церкви Православной и пользоваться всеми Ее Богоустановленными Таинствами, которых нет и не может быть у самочинных сборищ разных новых и старых лжеучителей, хулящих нашу матерь — Святую Православную Церковь!

Пятое. Наконец, Бог дает нам самое осязательное, чудесное удостоверение в том, что истинная Церковь Христова есть наша Православная Церковь: сколько святых угодников почивает в нашей Церкви Православной открыто, в благоухании нетления, — сколько чудес совершается у их святых мощей и перед чудотворными иконами! Давно ли прославил Господь Своего великого угодника, нового чудотворца, святителя Тихона Задонского? При открытии святых мощей его — слепые прозревали, хромые ходили, немые говорили... И все это — в наши дни, на наших глазах! Только прислушайтесь слухом веры к рассказам смиренных богомольцев, посещающих наши святые места, и вы подивитесь несказанной милости Божией, являемой в нашей Церкви Православной и в наши грешные, скудные верой времена! Еще в 1881 году прославил Господь святую икону Матери Своей в семействе графа В .И. Канниста исцелением его дочери, и сколько чудес источила Пресвятая Дева от иконы Своей в течение двух — трех лет!... Чего еще можно требовать во уверение истинности нашей Православной Церкви? Господь видимо с нами и Дух Его в Церкви нашей пребывает. Всякому сомневающемуся мы можем сказать: «прииди и виждь...» Лжецам не станет потворствовать Господь!...

 

Страсти Христовы

 

Бесконечно велико Божие милосердие к нам, грешным! Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8; 32), и вот Он, Единородный Сын Девы, удаленный от объятий Своей возлюбленной Матери, как бы оставленный Самим Безначальным Своим Отцом, один предается на страдания... Вот приближается к Нему в саду Гефсиманском один из Его учеников, но — увы! это Иуда предатель, отступник и льстец! «Иудо, лобзанием ли Сына Человеческаго предаеши!» (Лк. 22; 48) — говорит ему кроткий Господь наш Иисус Христос: ведь ты — Мой апостол, Мой ученик, ужели и ты заодно с Моими врагами?... Но Иуда не слушает; у него одно на уме — тридцать сребренников; такая цена, которая была назначена Моисеем за убитого раба! И вот «Сын Человеческий... (предается)... на распятие» (Мф. 20; 18-19). Его крови жаждут архиереи и старцы; они давно ждут Его в палатах Анны и Каиафы. Сюда и приводят Иисуса.

Судии неправедные, свидетели лживые! Каков же будет ваш приговор? «Повинен есть смерти», — провозглашают они (Мф. 26; 66). Но если так, то зачем же плевать Ему в лицо, зачем бить и мучить Его? К чему эти насмешки, это закрывание лица, этот злорадный вопрос: «прорцы нам, Христе, кто есть ударей Тя?» (Мф. 26; 68). Иисусе мой, Избавителю мой! Вот до чего довела Тебя злоба людская! Скажи нам, — не ударяем ли Тебя и мы, грешные? И что больнее Тебе: удары ли иудейские или грехи христианские?.. Ах, брат мой! Для Спасителя нашего, конечно, тяжелее было претерпеть отречение Петрово, нежели эти ударения слуг архиерейских; но помните, что вскоре за этим Петр, «изшед вон плакася горько!» (Мф. 26; 75). И блажен ты, апостол Христов, что во грехе был только один час, а оплакивал его всю жизнь. А мы, несчастные, грешим всю жизнь и не поплачем ни одного часа, ни одной минуты!

Но обратим взоры к страждущему Господу. Настало утро пятницы. Открылось судилище Пилатово. Слышатся крики народные: «распни, распни Его!» (Лк. 23; 21). Злодею, разбойнику Варавве дают жизнь, а относительно Иисуса у всех одно мнение, один вопль: «да распят будет!» (Мф. 27; 22). Удивляется Пилат. Он спрашивает Иисуса: «что бо зло сотворил Сей?» (Лк. 23; 22). Странное дело! Разве ты, Пилат, только один в целом Иерусалиме не знаешь великих дел Иисуса Назарянина? Он слепых просветил, прокаженных очистил, расслабленных исцелил, мертвых воскресил, народ голодный напитал, души заблудших научил — вот что Он сделал, а ты спрашиваешь: «что бо зло сотворил Сей?» Спроси тех, кто с восторгом слушал Его Божественное учение. Спроси Самарянку, которая одним Его словом из блудницы стала девственницей, спроси Магдалину, которая из грешницы стала равноапостольной, Закхея, который из лихоимца стал милостивцем, Матфея, который из мытаря сделался евангелистом. Спроси Лазаря, которого Он всего шесть дней назад из мертвых воскресил... «Что... сотворил Сей?» Если бы нужно было, тебе сказали бы о Нем и море и ветры, которые Ему послушны были! Да и самые бесы Его Сыном Божиим исповедали. «Что ... сотворил Сей!» Да ведь Он есть Предвечное Слово Отца, Слово, «вся Тем быша» (Ин. 1; 3). Он Творец всего видимого и невидимого, Он и твой Творец! Одного только Он не творил: «беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» (Ис. 53; 9). Об этом сам Пилат свидетельствует говоря: «ни единыя же обретаю в человеце сем вины» (Лк. 23; 14). Не обретает вины и, однако же, бьет, мучает, терзает... Вот каково бывает правосудие человеческое!... Неповинный Иисус уязвляется, Сын Божий, одевающийся светом яко ризою, обнажается, Его Святая Кровь потоками струится под ударами бичей... Ангелы, Серафимы! Поспешите прикрыть Его непорочные уды своими крылами от нечистых очей законопреступников!... Но вот лютые мучители накрывают Его хламидой червленой (красным плащом) вместо царской багряницы, надевают на главу Его венец терновый вместо царского венца, дают Ему в руки трость вместо скипетра; бьют Его этой тростью по голове, чтобы терны глубже вонзались в чело Его, а потом с насмешкой преклоняют колени перед Ним и приветствуют: «радуйся, Царю Иудейский!» (Мф. 27; 29). Не ошиблись вы, нечестивцы, не ошиблись: Он воистину есть наш Царь — Христианский! Этому измученному, израненному, поруганному Царю мы поклоняемся!... Вы поставили Его Царем мучеников и подвижников наших! Да будет же вам ведомо, что этому Царю поклонятся все цари земли... Не так ли, братие мои слушатели? Ведь Он наш Царь — Царь болезней и терпения! Посмотрите на Него: вот Он выходит за Пилатом, неся терновый венец и багряную одежду; вот Пилат указывает на Него и возглашает: «се, Человек!» (Ин. 19; 5). Отче Небесный! Ведь сей Человек, не имеющий ни вида, ни доброты, есть Твой Единородный Сын, Которого из чрева прежде денницы родил Ты! Ангелы и Архангелы! Ведь сей Человек многострадальный есть Тот Царь славы, Которому вы непрестанно воспеваете победную песнь... Где вы, пророки? Посмотрите на Него, надежду народов, желанного Христа. Где вы, апостолы? Посмотрите на вашего Бога и Учителя. Где ты, Мати, возлюбленная Марие? Взгляни на Твоего дорогого Сына... Посмотрите иереи на вашего Архиерея, сироты — на Отца, больные — на Целителя, грешные — на Спасителя. Посмотрите на Него все христиане: Он — Царь наш. Радуйся Царю не Иудейский, а Христианский! Божественный Спаситель душ наших, Жених Святой Церкви нашей! Что до того, что Ты уязвлен, обесчещен, поруган: Ты Царь наш, иного бо разве Тебе не вемы. Ты — Человек и вместе Бог, ибо и страдаешь и спасаешь!...

Но вот Пилат предает Его на распятие. С каким торжеством возлагают на Него Иудеи тяжелый крест, с позором ведут по улицам Иерусалима — на Голгофу, пригвождают ко кресту и с криками радости, со злословием и насмешками поднимают в высоту. И этого мало: для большего бесчестия распинают по сторонам Его двух разбойников. Ужасные муки этого распятия мог бы поведать только Тот, Кто имел терпение их испытать!... Сам Отец Небесный оставляет Своего Сына. «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (Мф. 27; 46), — взывает Христос со креста. Божество Его как бы сокрылось, и страдало одно человечество... Оставил Его Отец, но не покинула Мать! Вот Она — стоит под крестом, безмолвно держа в сердце тот меч, о котором Ей предрек Симеон... Стоит Она как бы Сама распятая при Распятом, и в то же время служит вторым крестом Распятому Сыну!.. Не знаю, какой крест был мучительнее, и кто больше страдал: Сын или Мать? Какой Сын имел такую Мать? Какая Мать имела такого Сына? И Мать страдала, смотря на Сына, а Сын вдвое страдал, смотря на скорбящую Мать. Болезни Сына терзали сердце Матери, а болезни Матери — сердце Сына... И конечно, Мать разделила бы самую смерть с Сыном, если бы Сын не восхотел Один за всех умереть! И вот Он должен был признать Ее как бы чужой и сказать Ей, указывая взором на друга Своего Иоанна: «Жено! се, сын Твой! Потом глагола ученику: се, Мати твоя!» (Ин. 19; 27). Затем слышится вопль со креста: «жажду!» Только язык не испытал еще мучения и вот уксус, смешанный с желчью, служит последней каплей горькой чаши страданий. «Егда же прият оцет Иисус, рече: совершишася!» (Ин. 19; 28-30). Это означало, что настал конец Ветхому Завету и наступил Завет Новый. И вот Он, Начальник этого Завета, прежде всего молится за врагов Своих: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят!» Он завещает благоразумному разбойнику: «...днесь со Мною будеши в рай». Он оставляет Церкви Своей семь Таинств, нам, христианам, крест Свой, чтобы мы всю жизнь носили его на себе... Он поручает наконец дух Свой Богу и Отцу: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой!» (Лк. 23; 34, 43, 46). И это делает с обычным Ему повиновением: «И преклонь главу, предаде дух» (Ин. 19; 30). Так закончились, братие, страдания нашего Господа!...

(Из "Поучительных слов" святителя Илии Минятия)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.