Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как стоять в Церкви Божией



 

«Дом Мой дом молитвы есть: вы же сотвористе его пещеру разбойником» (Лк. 19; 46).

Истинно сказал апостол Павел в своей проповеди Афинянам: «Бог сотворивый мир и вся, яже в нем, сей небесе и земли Господь сый, не в рукотворенных храмех живет» (Деян. 17; 24); однако же Сам Бог еще в ветхозаветные времена благоволил избрать Себе место, где люди могли бы приносить Ему жертвы и изливать перед Ним свои молитвы. Он Сам говорит Соломону о храме: «и ныне избрах и освятих дом сей, да будет имя Мое ту даже до века, и будут очи Мои и сердце Мое ту вся дни» (2 Пар. 7; 16). Но тогда в одном только народе Израильском Господь избрал Себе одно место, возлюбил один храм, а теперь, во всяком народе, во всякой стране, во всяком граде и веси Он благоволит иметь столько храмов и домов для молитвы, сколько бы ни построили их православные христиане. И в этом мы видим великую милость Всещедрого Бога, дабы мы по лености своей не удаляли себя от Него, ссылаясь на дальнее расстояние от храма, ибо удаляющий себя от Бога, по слову Пророка, погибнут. Молиться мы должны и на всяком месте владычества Господня, как поучает апостол Павел: «Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяцем месте» (1 Тим. 2; 8); угодна Господу молитва и в пустыне, как молитва пророка Илии, Иоанна Предтечи, и всех тех, которые скитались в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных; угодна была Господу и Петрова молитва в горнице, и Павлова на корабле, и Ионина в чреве кита, и Иовлева на гноище, и Езекиина на одре болезни, и множества мучеников в темницах, — никакое место не препятствует молитве; но особенно приятное Богу приношение бескровной жертвы требует особенного места, требует храма освященного. Да и молитва множества верующих, собравшихся воедино, имеет большее дерзновение ко Господу. Христос Господь Сам сказал: «паки аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всяцеп вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их» (Мф. 18; 19-20). Много может молитва и одного праведника ко умолению Владыки, но еще больше может молитва многих. И если один член Церкви имеет какой-либо недостаток, то другой член восполняет этот недостаток. Кроме того, молитва многих, возносимая в церкви, подкрепляется еще и молитвой святых Божиих, святые мощи которых во храмах почивают.

Когда святые апостолы ожидали пришествия Святаго Духа по обетованию Христову, то пребывали все вместе, в Сионской горнице, в единодушной молитве и молении. Хорошо делаете и вы, православные, собираясь, в подражание апостолам, в эту горницу духовную, во храм Господень; хорошо делаете, что здесь молитесь, и воистину снидет и на вас Дух Святый, терние грехов ваших как бы огнем попаляющий, а души ваши зарями благодати Своей просвещающий и освящающий, если только сами вы не положите препятствий Его пришествию в ваших душах. А препятствий таких бывает много.

И вот первое из них: кто входит в храм Божий без страха Божия, тот не может получить благодати Святаго Духа. Господь не взирает милостиво на таких людей, ибо «очи Господни» только «на боящихся Его» (Пс. 32; 18). Не исполняет Он желания сердец их, ибо Он только №волю боящихся Его сотворит» (Пс. 144; 19). Он лишает их благ вечных, «яко несть лишения» этих благ только «боящимся Его» (Пс. 33; 10). Не являет Он к ним милости Своей, ибо «милость ... Господня от века и до века только на боящихся Его» (Пс. 102; 17). Кто входит без страха в чертог царя земного? А в дом Царя Небесного многие дерзают входить без всякого страха и благоговения! Велегласно взывает Давид: Работайте Господи со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2; 11); но многие не хотят слышать словес этих, так что Сам Господь жалуется на таковых через пророка Малахию: «и аще Господь есмь Аз, то где есть страх Мой?» (Мал. 1; 6). Второе препятствие для благодати Божией есть недостаток смирения и кротости. Кто величается как гордый фарисей, а не молится подобно смиренному мытарю, кто исповедует перед Богом не грехи свои, а свои вклады, свои милостыни, свои добрые дела, забывая заповедь: «...не воструби пред собою... да не у весть щуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф. 6; 2-3), тот сам себя лишает благодати Божией.

Не от смирения, конечно, происходит и то, что некоторые, во время службы Божией, когда священник возглашает: "Мир всем", не хотят приклонить своей главы для принятия этого мира, и через то сами себя лишают мира, от Самого Христа посылаемого, — не дают этому миру места в своих сердцах. Кто нерадит об этом, тот пусть знает, что мир наш, по слову Христову (Мф. 10; 13), к нам (священнослужителям) возвращается, а он остается без мира и в этом и в будущем веке. И какое же тут смирение, когда при возглашении иерея: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа... буди со всеми вами!" — многие не хотят наклонить главы, оскорбляя тем и самую благодать, и ее служителя. Это признак гордости, а не смирения. А «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4; 6). Если хочешь, чтобы молитва твоя была услышана, то поучись смирению: «молитва смиренного пройде облаки» (Сир. 35; 17). Не знаю также, гордости или невежеству некоторых приписать и то, что они, при возглашении иереем словес Христовых (Мф. 26; 26): «приимите, ядите... пиите от нея вси..». не делают даже малого поклонения, тогда как необходимо в это время наипаче возблагодарить Господа. Кто не поклонился бы царю земному, если бы сам царь предложил ему на своей трапезе лучшую пищу? А на Божественной литургии Царь Небесный упомянутыми словами Самого Себя предлагает в пищу и питие всем верующим: как же не воздать за это Господу Богу Боголепного поклонения? Итак, если не хочешь быть изгнан за свою неблагодарность от трапезы Господней, смиренно преклоняй главу свою пред Господом, когда услышишь оные слова Господни: «приимите, ядите... пиите от нея вси...» Замечу кстати: у некоторых есть обычай делать земной поклон во время Великого входа со Святыми Дарами на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого: этого не подобает делать, ибо Святые Дары еще не освящены в Тело и Кровь Христовы; довольно при этом наклонить главу, дабы не воздать хлебу и вину чести, Единому Богу принадлежащей. По учению Святой Церкви Православной хлеб и вино прелагаются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову только тогда, когда иерей во время пения: "Тебе поем..." и призывания Духа Святаго, осенит их знамением креста. Тогда подобает воздать им Боголепное поклонение.

Третье препятствие к принятию благодати Божией есть пребывание в смертном грехе: как нет общения света со тьмой и Христа с Велиаром, так нет общения и благодати Божией со грехом смертным.

Наконец, четвертое препятствие — это житейские попечения. Поэтому, как Моисей, приближаясь к купине горящей, снимал обувь с ног своих, так и ты, входя во храм Божий на молитву, отложи всякое житейское попечение, чему поучает тебя и Святая Церковь в Херувимской песне. Стоя в храме, помышляй, что ты стоишь на небе. Как на небе, так и в церкви есть престол Божий; как на небе нет никаких попечений земных, так пусть не будет их и в церкви; как на небе одно непрестающее славословие Господу, так пусть будет и в церкви; как на небе с благоговением предстоят престолу Божию Ангелы и все святые Божии, так пусть будет и в церкви: кто в церкви, этом земном небе, занят бывает житейскими попечениями, тот и небо делает землей, или, по слову Христову, дом молитвы обращает в вертеп разбойников. Господь изгнал из храма торговцев и менял: разве тот не торгует в церкви, у кого душа занята только прибылью да расчетами? Разве тот не меновщик, у кого и в церкви только лихва на уме? Разве не достойны таковые, чтобы Христос Господь бичом осуждения страшного изгнал их из церкви Своей? А чтобы нам избавиться от этого осуждения, будем входить в церковь Божию со страхом и стоять в ней со смирением. В доме молитвы будем прилежно молиться; стоя во храме, будем помышлять, что стоим на небесах. И тогда Господь Бог исполнит все прошения наши, ниспошлет нам благодать Святого Духа здесь, на земле, а когда разрушится храмина тела нашего, то сподобит нас войти в дом Свой Небесный, и тогда насытимся мы лицезрением Его, когда явится нам слава Его. Аминь.

(Поучение Иоахима, патриарха Московского и всея Руси Из рукописи Патриаршей или Синодальной Библиотеки № 147)

 

Как творить милостыню

 

Пророк Даниил, из-за ненависти Вавилонских вельмож, был ввержен в ров львиный. Шесть дней уже прошло, как он никакой пищи там не вкушал, и вот Господь посылает Ангела Своего в Иудею, к другому пророку, Аввакуму, который в это время нес похлебку на поле к жнецам. Ангел сказал Аввакуму: «отнеси этот обед... в Вавилон, к Даниилу, в ров львиный. Аввакум отвечал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего. И воззвал Аввакум и сказал: Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе. Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Более, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место» (Дан. 14; 29-41).

Аввакум, конечно, мог бы сказать Ангелу, когда тот явился ему: "У меня в поле работники ждут обеда, а ты посылаешь меня в далекий Вавилон с этим обедом к Даниилу... что же будут есть мои работники?" Но не сказал так пророк. Бог велел ему отнести пищу заключенному, голодающему, и он исполнил повеление без всяких отговорок. Ах, сколько таких заключенных, сколько таких голодающих, как Даниил! Сколько таких, у которых нет ни куска хлеба насущного, сколько должников, беспомощных, сколько дрожащих от холода! Брат мой! Бог велит тебе иметь о них попечение, оказывать им помощь. «Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник» (Пс. 9; 35). Можно ли иметь тут какую-нибудь отговорку? Всесильный Бог конечно мог бы напитать Даниила пищей небесной и без обеда Аввакумова; но Его премудрое Провидение хочет, чтобы один человек терпел нужду, а другой ему помогал в этой нужде, — чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему ты, богатый. Для чего так? Для пользы того и другого: чтобы убогий получил венец за терпение, а ты — за милосердие. Но чтобы ты не трудился напрасно, вот тебе правило: 1) Давай, куда надобно. 2) Давай, сколько надобно. 3) Давай, как надобно. 4) Давай, когда надобно, то есть рассуждай и о человеке, которому даешь, и о мере, и об образе подаяния, и о времени.

1) Давай куда надобно. Два раза жертвовали Евреи свои сокровища в пустыне: в первый раз они собирали женские украшения для того, чтобы из них отлить золотого тельца; в другой раз они сносили свои золотые, серебряные и медные вещи, драгоценные камни и ткани на устройство и украшение скинии (походного храма). В первом случае они отдали свои сокровища диаволу, а следовательно, не туда куда надобно; во втором — посвятили их Богу, то есть отдали туда, куда отдать было надобно. Итак, когда ты даешь, даришь, издерживаешь, расточаешь свое имение на свои прихоти, которые для тебя то же, что идолы, например, на игры, на наряды, на пьянство и непристойные пирушки, то знай, что ты отдаешь его туда, куда не надобно, ибо приносишь его в дар диаволу. А когда жертвуешь на церковь, на монастырь; когда употребляешь свое достояние на помощь какому-нибудь бедному семейству, на приданое бедной девице, на выкуп пленника, на пропитание сироты, то знай, что ты отдаешь его именно туда, куда надобно: ты приносишь все это в дар Господу Богу.

2) Давай сколько надобно, то есть, смотря по человеку и по его нужде. Нищему, который бродит по миру, довольно и двух денежек на покупку насущного хлеба; но этих двух денежек недостаточно почтенному человеку, который, по каким-нибудь прискорбным обстоятельствам, пришел в нищету; этих денег недостаточно на приданое бедной девице. Когда земля пересохла, ее не напоишь несколькими каплями воды: она нуждается в обильном дожде. Какова нужда, такова и помощь быть должна. Равным образом: каково состояние подающего, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, убогий может дать меньше. А у Господа оба они получат равную награду. Почему? Потому, конечно, что Господь смотрит не на подаяние, а на доброе произволение. Две медные лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро: но Христос похвалил ее приношение больше других: «еси бо, — сказал Он, — от избытка своего ввергоша: сия же от лишения своего вся, елика имеяше, вверже, все житие свое» (Мк. 12; 44), то есть все свое состояние. Дверь можно отпереть и золотым, и железным, и даже деревянным ключом, лишь бы он подходил к замку; так и райскую дверь — богатый может отпереть себе червонцем, а бедняк — медной денежкой.

3) Давай как надобно, и, во-первых, давай с приветливым взором, от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: «не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог» (2 Кор. 9; 7). Стоит ли награды тот, кто дарит — и бранит, подает милостыню — и стыдит? Ах, брат-христианин! Если бы ты знал, Кто на самом деле просит у тебя кусок на пропитание, ничтожной помощи! «Аще бы ведала еси дар Божий, и Кто есть глаголяй ти: даждь Ми пити!» (Ин. 4; 10). Ведь это Сам Бог в образе нищего человека! Так говорит об этом святитель Златоуст: "О, как высоко достоинство нищеты! Под покровом нищеты скрывается Сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог. Кто подает милостыню убогому, тот одолжает Самого Бога: «Милуяй нища взаим дает Богови» (Притч. 19; 17). Итак, подумай, с какой радостью надобно тебе подавать милостыню! Во-вторых, подавай щедрой рукой, ибо как сеятель не по одному зернышку бросает семена, а целой горстью, так и в деле милостыни следуй слову царя Давида: «Расточи, даде убогим, поэтому правда его пребывает во век века» (Пс. 111; 9). Как посеешь, так и пожнешь; посеешь щедро — много и пожнешь; посеешь скупо — мало и собирешь. «Сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет» (2 Кор. 9; 6). Как подавать милостыню, — учит Сам Христос: «тебе же творящу милостыню, да неувестъ щуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф. 6; 3). Это значит: пусть твоя милостыня будет тайной, так чтобы не только люди не знали о ней, но чтобы и сам ты не считал своего добра: когда подает одна рука, другой о том знать не надобно; пусть они обе подают, то есть щедро и обильно.

4) Давай когда надобно. Это всего нужнее и для бедняка и для самого тебя. Дорога милостыня во время скудости. Помогай тогда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока бедняк не пришел в отчаяние, не предался воровству и другим порокам, пока не умер он от голода и холода. Помоги беспомощной сироте, девице, выйти замуж, пока она не потеряла себя, чтобы и тебе за нее Богу не отвечать. Подавай, наконец, пока и сам ты живешь на свете, не ожидая часа смертного. При смерти ты поневоле будешь милостив, потому что с собой в гроб ничего взять не сможешь; пока жив, делай добро, чтобы оно шло от доброго сердца, от доброго произволения, и тогда ты будешь иметь у Господа награду совершенную. Хороша милостыня и при исходе из этой жизни, но много лучше она при жизни. О, как велика за нее награда у Господа! Какое утешение доставит она твоей совести! О, какая радость сердцу утешаться еще при жизни благополучием того сироты, которого ты в люди вывел; видеть счастье той бедной девицы, которую ты замуж пристроил; видеть радость того бедняка, который с твоей помощью из беды выпутался! До того ли будет в то время, когда будешь находиться при последнем издыхании? Ты соберешься написать духовное завещание, а к тебе придут уже родные и знакомые, чтобы закрыть глаза твои... Но, положим, что ты успеешь написать это завещание: уверен ли ты, что наследники твои исполнят волю твою? Какое неразумие! Когда уж при жизни ты не доверял им пожитков своих, ужели по смерти своей доверишь им душу свою?

Богачи умершие! Если можно, встаньте из ваших гробов; я предложу вам только один вопрос: "Если бы Бог даровал вам воскреснуть только на один час, что бы вы сделали тогда?" О, конечно, вы тогда четверицей заплатили бы за всякую неправду свою, вы роздали бы все свое достояние, чтобы через это умилостивить Божие правосудие... Вот, читатель, ты теперь спрашиваешь, как Евангельский богач: "Что благо сотворив, живот вечный наследствую?" И я тебе отвечаю на этот вопрос: "Если Бег благословил тебя земными благами, как этого богача, то давай: давай куда надобно, давай сколько надобно, давай как надобно, и давай когда надобно. И тогда ты будешь иметь сокровище на небесах — жизнь вечную, Царство Небесное. Больше этого, конечно, чего еще можешь ты пожелать себе?..

(Из "Поучительных слов" святителя Илии Минятия)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.