Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Почему иногда молимся и не получаем просимого



 

1.

Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы, как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву? Ты говоришь: "Я преклонял колена", — но ум твой блуждал далеко; тело твое было внутри церкви, а мысль твоя летала, неведомо где; уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, договоры, условия, поля, владения, общества друзей. Диавол зол, он знает, что во время молитвы мы делаем великие успехи, потому тогда он и нападает на нас. Часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чем не мыслим, а когда приходим молиться, то являются тысячи помыслов, чтобы мы вышли без пользы". Итак, вот первая причина, почему Бог не внемлет молитве нашей, — потому, что мы и сами-то не внимаем словам своей молитвы. Устами читаем молитву, а сердце далече отстоит от Бога.

Вторая причина, почему не получаем просимого, заключается, по учению того же святителя Иоанна Златоуста, в том, что не всегда просим полезного для себя. "Получим ли просимое или не получим, будем прилежать к молитве и благодарить не только тогда, когда получаем, но и когда не получаем. Потому что и неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как получение. Ибо мы не знаем, что нам полезно в той мере, в какой Он это знает. Следовательно, получим ли или не получим, мы должны благодарить. И что удивляешься, что мы не знаем полезного для нас? И Павел, муж столь великий и высокий, удостоившийся таких неизреченных (откровений), не знал, что он просил неполезного себе. Видя себя окруженным бедствиями и непрестанными искушениями, он молился об избавлении от них, — и не однажды, не дважды, но многократно, ибо говорит: «трикраты Господа молих: трикраты. Так, трикраты», т.е. многократно, он молил и не получил. Посмотрим же, как он это перевес. Возроптал ли? впал ли в уныние? отчаялся ли? Нет, но что он говорит? «Рече: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12; 8, 9). Бог не только не освободил его от постигших его бед, но и попустил ему оставаться в них. Пусть так. Но откуда известно, что он не роптал на это? Слушай, что сам Павел говорил, когда узнал, что так угодно Богу. «Сладце убо похвалюся паче в немощех моих», — не только, говорит, не ищу уже освободиться от этих бед, но еще с великим удовольствием хвалюсь ими. Видишь, какая благоприятельная душа, какая любовь к Богу? Послушай, что еще говорит он: «...очесом же помолимся, якоже подобает, не веемы» (Рим. 8; 26), — то есть мы, как люди, не можем знать все обстоятельно. И так должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великой радостью все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что так угодно Богу. Ибо Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение".

Впрочем, "хотя Бог иногда и медлит подаянием, но делает это, — говорит святой Златоуст, — не по ненависти и отвращению, а желая медленностью подаяния более удержать тебя при Себе, как поступают и чадолюбивые отцы: и они медленностью подаяния мудро стараются долее удержать при себе нерадивейших детей". А посему, когда просим у Господа в молитве чего-либо из земных благ, то надо иметь в уме: "Если Ты видишь, Господи, что то-то полезно для спасения моего, то даруй мне". Безусловно, прилично просить только духовных благ: покаяния, сохранения решимости жить хорошо, разумения воли Божией, молитвы, терпения и проч. О внешних же благах всегда надлежит молиться условно, а еще лучше, — предавая свою участь в волю Божию" (епископ Феофан).

(Из "Бесед " святителя Иоанна Златоуста)

2.

Недоумение и смущение, беспокоящие вас, касаются вас и детей ваших не только во временной жизни, но простираются и до вечности. Вы же, желая избавиться неудобств в жизни, прибегаете к средствам материальным и просите Бога о ниспослании вам оных; не получая же скоро, доходите до уныния и отчаяния. Я предлагаю вам то, что и вам самим известно: судьбы Божии неисповедимы! «Судеб Твоих бездна многа» (Пс. 35; 7), «...и судьбы Твоя, Господи, по всей земли!» (Пс. 104; 7). И апостол Павел восклицает: «...о глубина богатства и премудрости и разума Божия! Кто испыта ум Господень, или кто советник Ему бысть!» (Рим. 11; 33). Из этого можно заключить, что Промысл Божий есть над всеми нами, и даже птица не падает без Его воли, и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21; 18). И ваше настоящее положение не состоит ли в воле Божией? Веруйте твердо, что Бог промышляет о вас, не давайте места сомнению, да не сбудется и на нас слово Писания: «...отъемлются судьбы Твоя от лица его» (Пс. 9; 26). Но вы просите и не получаете, что вас еще более смущает. А как нам известно из истории жизни человеческой и из примеров, пред глазами нашими бывающих, какими несчастными случаями люди бывают поражаемы: семейство лишается иногда отца, муж — жены, жена — любимого мужа, родители — единородного сына, всей их надежды и радости; дети остаются сиротами, без призрения; иной лишается всего богатства, делается нищим, другой терпит различные несчастия, скорби, болезни, лишается чести и проч. Кто же всем этим распоряжает, как не Промысл Всевышнего, попускающий каждому скорби по его мере, силе и устроению для того, чтобы наказать его или испытать и укрепить его веру, или предохранить от грехопадений? Постигнутые несчастием, верно просим избавления и облегчения скорбей, но не получали скоро. А почему? Это знает один Всемогущий Творец и Промыслитель всех. Нам известно, что «Он весть, ихже требуем, прежде прошения нашего» (Мф. 6; 8), и что Он дает нам блага, каких мы и не ожидаем от Него, что Он всегда есть благовременный помощник в скорбях. Один церковный учитель говорит: "Господь, хотя и невидимо, но действительно близок к нам, так что может слышать все наши стенания и подаст нам Свою помощь. Он знает и видит все наши нужды и несчастия, и любвеобильное сердце Его исполнено благости и готовности помогать, которую являл Он, когда обитал на земле, полный благодати и истины".

"Но Господь долго не избавляет меня от несчастия"! — Так, возлюбленный, но время и способ избавления Он положил в Своей власти. Предавайтесь же и вы Его святой воле и изливайте скорбь вашу пред Ним со псаломником: «...пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези моя» (Пс. 141; 3,4), «от конец земли воззвал, внегда уны сердце мое» (Пс. 60; 3), «Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбех, обреших ны зело» (Пс. 45; 2). И ожидайте от всещедрой и милосердой десницы Его помощи в скорбях ваших; но ежели вы долго не получаете желаемого и просимого, то укрепляйте себя вышеизложенным рассуждением, — и веруйте, что и должно быть так, а не иначе. Может быть, этим испытуется ваша вера и любовь к Богу, или просимое вами могло бы быть вам не полезно в нравственном или физическом отношении. Силен Господь утешить вас и другим, Ему Единому сведомым образом. Скорбь ваша, конечно, не забыта пред Богом, испытующим сердца и утробы. Ежели это и наказание, то Священное Писание говорит нам: «егоже любит Господь наказует, биет оке всякаго сына, егоже приемлет» (Притч. 3; 12). И в самых скорбях является милость Божия и даруется духовное утешение. Возверзите «на Господа печаль свою, и Той вас препитает» (Пс. 54; 23).

(Из писем Оптинского старца иеросхимонаха Макария)

 

Дивное ведение

 

Однажды, в глубокий вечер, во время молитвы преподобный Сергий услышал голос, который звал его: "Сергий!" — Сотворив молитву, открыл он окно и увидел необыкновенный свет с небеси. "Сергий! — говорил прежний голос, — Господь приял молитву твою о чадах твоих!" — При сем увидел преподобный множество прекрасных птиц, слетевших на монастырь и его келлию. Голос продолжал: "Так умножится стадо учеников твоих; и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим!" — Преподобный, в удивлении и радости, пожелал иметь свидетеля сего чудесного явления, как такого, которое касалось до всего братства, и позвал Симона (бывшего архимандрита Смоленского), который и успел еще видеть некоторые останки явления.

 

Избранники Божии

 

Промысл Божий простирается на каждое Его творение, у Него не забыта ни одна птичка, без Его воли не падает ни один волос с головы нашей. Но особенно печется Господь о Церкви Своей Святой, о присных чадах своих, истинно верующих в Него, о тех, за кого пролил Он бесценную Кровь Свою на Кресте. В истории Церкви Божией мы постоянно видим примеры попечительного Промышления Божия, но наипаче проявлялось оно в такие времена, когда благопотребна была особенная помощь Божия к укреплению веры православной в сердцах людских, или когда нечестие людское грозило подавить собою благочестие и веру православную. В такие трудные времена Бог нарочито посылал особых избранников Своих, которые, будучи преисполнены благодати Божией, своей дивной жизнью, своим смирением привлекали к себе сердца людей и делались наставниками и руководителями в духовной жизни для всех, кто искал очищения от страстей и спасения души своей. Таковы были по преимуществу подвижники монашества, которыми Бог благословил и Русскую землю вслед за просвещением ее верою православною. Не прошло ста лет со времени крещения Руси Владимиром, как на берегах Днепра, в пещерах Киевских, явился целый сонм святых подвижников киевских, собравшихся тут вокруг преподобных Антония и Феодосия, как своих духовных родоначальников. А из Киева пронеслось благоухание жизни подвижнической по всем пределам тогдашней России, и явились первые в Русской земле монастыри, основанные киевскими преподобными. Строгим исполнением не только всех заповедей, но и советов Евангельских иноки-подвижники подавали народу высокий пример жизни христианской, а своим боголюбезным смирением показывали, в каком духе направлять сию жизнь по заповедям Божиим. Целые тысячи монашествующих воспитывались под их духовным руководством и потом расходились в разные стороны, основывали свои обители, в свою очередь, делались также наставниками других в иноческой жизни, делились добрым советом духовного опыта и с мирянами, были избираемы в сан святительский или же выходили на проповедь Евангелия к неверующим в истинного Бога. И православный русский народ всегда понимал любящим сердцем, какую великую духовную пользу приносили ему сии избранники Божии; толпами ходили люди в святые обители, где жили эти избранники, жаждали услышать от них живое благодатное слово назидания и утешения. Напрасно укрывались от народа смиренные отшельники в глубину лесов дремучих и болот непроходимых, напрасно искали уединения в недрах земных, в глубоких и темных пещерах, — народ везде находил их, а любовь к ближнему, несмотря на глубокое их смиренномудрие, не позволяла им отказывать приходящим в слове назидания и утешения и побуждала делиться с ними сокровищем своего опыта духовного. Велик был монашеский подвиг этих избранников Божиих сам по себе, но велико было и служение их Церкви и обществу, как избранных на это служение орудий Промысла Божия! Каково же было их смирение, когда и на мысль им не приходило, что они совершают великое дело Божие, что в их видимой немощи столь очевидно совершалось всемогущая сила Господа Бога, дивного во святых Своих!

Одним из этих великих своим смиренномудрием и жизнью избранников Божиих был и преподобный Сергий Радонежский. Он был дарован Богом земле Русской именно в такое тяжкое время, когда татары заполонили почти все пределы ее, когда междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, когда междоусобицы, бесправие, татарские насилия и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенной гибелью. В это-то время, в глухих чащах Радонежских лесов поселился Преподобный Сергий, укрываясь от мира, и в сем уединении приготовлялся Самим Богом к служению Церкви и земле родной. Скоро слава о нем прошла по всему княжеству Московскому, скоро собрались около него ученики, подражатели его смиренных подвигов; и чрез каких-нибудь пятьдесят лет духовноблагодатный свет из пустыни Сергиевой разлился по лицу всей земли Русской. Смиренный от юности, подвижник уклонился от великого сана святительского, его смирение не могло примириться с мыслью быть первосвятителем земли Русской; тем не менее и святители, и князья имели в нем мудрого советника, не раз избирали они смиренного старца Божия в посредники для умиротворения враждующих князей, и это посредничество бывало всегда благоуспешно. Не только удельные князья, но сам великий князь Димитрий Иванович Донской и святители Алексий и Киприан столь же благоговейно внимали его слову, как и последний поселянин княжества Московского. А виденные им в видении птички Божии, его ученики и собеседники, разлетелись из его гнездышка Радонежского — обители Святой Троицы, во все стороны и основали до семидесяти монастырей.

Долго было бы перечислять все сии обители, укажем на некоторые, более других известные. В Москве: Спасо-Андрониев, основанный преподобным Андроником, и Симонов, — святым Феодором, племянником преподобного Сергия, впоследствии святителем Ростовским. В Звенигороде — Сторожевский, основанный преподобным Саввою, в Коломне — Голутвин, основанный преподобным Григорием, в Серпухове — Высоцкий, основанный преподобным Афанасием. И не в одних пределах Московских строили обители ученики и собеседники Сергиевы. В отдаленных от Москвы краях — Новгородском и Вологодском, мы встречаем имена птенцов Сергиевых. Таков был преподобный Афанасий Железноборский и др. Так Бог благословил смиренный труд Своего угодника, смиренного старца преподобного Сергия: его духовное потомство умножилось без числа, и тем принесло Русской земле новое благословение Божие.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.